Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:11, курсовая работа
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на рынке привлекают сегодня не только специалистов, но и широкие слои населения. В каждой стране существуют монополии, которые захватывают львиные доли рынка и возникает необходимость ограничивать их влияние, т.е. применять антимонопольную политику.
Введение……………………………………………………………………………………3
1 Монополия:понятия,виды,причины возникновения………………………………….4
1.1 Сущность монополии,её виды,функции……………………………………………..4
1.2 Понятие монопольной власти,её источники………………………………………...7
2 Последствия монополии и необходимость её государственного регулирования…11
2.1 Показатели монопольной власти…………………………………………………….11
2.2 Общественные издержки монопольной власти……………………………………..15
2.3 Особенности современной монополизации экономики и антимонопольного регулирования……………………………………………………………………………..21
2.3.1 Особенности современной монополизации……………………………………….21
2.3.2 Антимонопольное регулирование………………………………………………….24
3 Особенности монополизма в Республике Беларусь…………………………………..28
3.1 Развитие монополизма в Республике Беларусь……………………………………..28
3.2 Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь…………………….…..32
Заключение………………………………………………………………………………...36
Список использованных источников………………………………………………….....37
Приложение А Изменение в благосостоянии в результате монополизации совершенно конкурентной отрасли……………………………………………………………………38
Приложение Б Основные показатели работы лёгкой промышленности……………..39
Приложение В Основные показатели работы промышленности строительных материалов………………………………………………………………………………..40
Приложение Г Предприятия, занимавшие на рынке доминирующее положение, в 2007 году………………………………………………………………………………………..41
Приложение Д Распределение численности занятого населения по отраслям экономики………………………………………………………………………………...42
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Монопольная власть: источники,показатели и экономические последствия
Введение…………………………………………………………
1 Монополия:понятия,виды,причины возникновения………………………………….4
1.1 Сущность монополии,её
виды,функции…………………………………………….
1.2 Понятие монопольной
власти,её источники……………………………
2 Последствия монополии и необходимость её государственного регулирования…11
2.1 Показатели монопольной власти…………………………………………………….11
2.2 Общественные издержки
монопольной власти………………………………
2.3 Особенности современной
монополизации экономики и
2.3.1 Особенности современной
монополизации……………………………………….
2.3.2 Антимонопольное регулирование…
3 Особенности монополизма в Республике Беларусь…………………………………..28
3.1 Развитие монополизма в Республике Беларусь……………………………………..28
3.2 Антимонопольное регулирование
в Республике Беларусь…………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………….
Приложение
А Изменение в благосостоянии
в результате монополизации совершенно
конкурентной отрасли……………………………………………………………
Приложение Б Основные показатели работы лёгкой промышленности……………..39
Приложение В Основные
показатели работы промышленности строительных
материалов……………………………………………………
Приложение Г Предприятия,
занимавшие на рынке доминирующее положение,
в 2007 году……………………………………………………………………
Приложение
Д Распределение численности
занятого населения по отраслям экономики………………………………………………………
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на рынке привлекают сегодня не только специалистов, но и широкие слои населения. В каждой стране существуют монополии, которые захватывают львиные доли рынка и возникает необходимость ограничивать их влияние, т.е. применять антимонопольную политику. С начала 1990-х гг. эти проблемы остро стали перед Республикой Беларусь. Без принятия твёрдых и последовательных мер против монополизма нельзя было надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
Монополия - это ситуация на рынке, которая характеризуется множеством покупателей и лишь одним продавцом. Сначала обсудим поведение монополиста. Так как монополист является единственным производителем товара, то кривая рыночного спроса дает цену, получаемую монополистом за предлагаемое к продаже количество товара. Мы увидим, как монополист может выиграть от своего контроля над ценами и как различаются цена и количество, максимизирующие прибыль, на монопольном рынке и на рынке. В целом предложение у монополиста будет меньше, чем предложение в условиях свободной конкуренции, а цена больше, чем конкурентная цена (и больше, чем предельные издержки). Это связано с определенными издержками для общества, так как меньше потребителей покупают продукт, а те, кто покупают, платят за него больше. Именно поэтому антитрестовские законы запрещают фирмам монополизацию большинства рынков. Когда положительный эффект масштаба делает монополию желательной, государство может максимизировать общественное благосостояние регулированием монопольных цен.
Проблема монополий в Республике Беларусь носит более острый характер, чем в развитых странах Запада. Единый государственный сектор в Советском Союзе составлял более 90% всей экономики. И крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент заставить играть по рыночным правилам.
Целью моей работы является обзор монополии, её виды, последствия её деятельности, методы антимонопольного регулирования как в мировой экономике, так и в Республике Беларусь.
Актуальность работы состоит в том, что на данном этапе перехода экономики Республики Беларусь к рыночной требует развития конкуренции и рыночных отношений, а монополизм государства тормозит это развитие.
Чтобы найти решение этой проблемы необходимо поставить следующие задачи: рассмотреть саму сущность понятия монополии, последствия её деятельности, общественные издержки, а затем перейти к антимонопольному регулированию, как к явлению в целом, и потом подробнее остановиться на особенностях монополии и антимонопольного регулирования в нашей стране.
При написании курсовой работы использовались статьи из экономических журналов, книги следующих авторов: Санько Г.Г., Гальперин В.М., Макконнелл К.Р., Брю С.Л.
1.МОНОПОЛИЯ:
ПОНЯТИЯ, ВИДЫ,ПРИЧИНЫ
1.1 СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИИ, ЕЁ ВИДЫ
Понятие “монополия” универсально.Оно
широко используется в экономике,политике,идеологии,
В западной и отечественной экономической теории это понятие связывается с барьерами на пути конкуренции,либо носящими юридический характер (особые привелегии,вводимые государственной властью), либо основанными на владении невоспроизводимыми природными ресурсами (лучшими участками земли), либо порождёнными сговорами, подкреплёнными собственностью на дефицитные ресурсы.
В историческом плане монополия первоначально определялась как правовое понятие.Впервые оно появилось в Римском праве и английском законодательстве,где выделялись такие признаки,как обладание властью,исключительным правом, преимуществом, привилегиями, позволяющими получать сверхприбыль.Так в кодексе Наполеона монополия определена как право на преимущество,поскольку единоличное обладание исключительным преимуществом или привелегией возникало в любой сфере деятельности,чаще всего- в торговле.
В английском законодательстве
понятие “монополия”
Монополия ( от гр. monopolium-один продаю, единтсвенный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла),принадлежащее одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль.
Монополию характеризуют как правовое понятие, модель рынка и как форму организации производства. В западной экономической теории преобладают первые два типа определений, т.е. монополия представлена как одна из основных рыночных моделей (рыночных структур) наряду с совершенной конкуренцией, олигополией и монополистической конкуренцией. При этом используется понятие «чистой монополии», которая определяется как фирма, являющаяся единственным производителем продукта, не имеющего близких заменителей (субститутов), либо как отрасль, в которой небольшое количество фирм контролируют всю или большую часть её производства, либо как единственный продавец товара, обладающий возможностью влиять на цену, контролируя наличие (предложение) товара.
В качестве критериев дифференциации определений монополии можно выделить следующие признаки: право на деятельность, обладание властью, обладание привилегией или преимуществами, контроль над предложением и ценой, союз (объединение) хозяйствующих субъектов, тип экономических отношений, количество и размер хозяйствующих субъектов. Таким образом, наиболее распространена трактовка монополии как рынка, на котором единственная фирма является производителем и продавцом некоего (часто уникального) продукта, не имеющего субститутов, и влияет на цену и объём предложения.
Исследуя капиталистическую монополию конца XIX- начала XX в., В.И.Ленин выделял четыре главных вида монополий промышленную, сырьевую, банковую и колониальную.
Промышленная монополия выросла из концентрации производства на очень высокой ступени развития. Это - монополистические союзы капиталистов (картели, синдикаты тресты). Сырьевая монополия- это сосредоточение важнейших источников сырья в руках крупного капитала. Банковая монополия характеризовалась В.И.Лениным как концентрация банкового дела в немногих крупных банках, распоряжающихся почти всем денежным капиталом, а так же большей частью средств производства и источников сырья в данной стране и в целом ряде стран. Она представляла собой соглашение между «концернами крупных банков», ограничивающих конкуренцию.
Колониальная монополия – соглашение между крупными государствами о предоставлении в монопольное владение каждого определённой части мирового рынка.
Современная экономическая теория не имеет чёткой классификации видов монополии, но предлагает выделить чистую или абсолютную, естественную и искусственную, производственную и организационную, закрытую и открытую (случайную), простую.
Чистая монополия представлена фирмой или отраслью, являющейся единственным производителем продукта, не имеющего субститутов, и определяющей объёмы производства и цены. Доля фирмы на рынке составляет, как правило, 100 %.
Естественная монополия трактуется как единственная фирма или отрасль, обслуживающая весь рынок ввиду неэффективности разукрупнения и вследствие минимизации издержек производства, обусловленных экономией на масштабах производства, либо владением уникальными природными ресурсами. В сферу естественной монополии Республики Беларусь входят транспортировка нефти и газа по трубопроводному транспорту, электрообеспечение; железнодорожные перевозки; проводное радиовещание; почтовая связь; водо-, электро-, тепло- и газоснабжение; городской пассажирский электро- и автотранспорт (кроме такси); услуги, предоставляемые транспортными терминалами, портами, аэропортами; обеспечение телефонной и телеграфной связи.
К искусственным относятся монополии, созданные государством в целях концентрации и специализации производства.
Производственная (технологическая) монополия- предприятие (объединение), контролирующее производство и сбыт определённой продукции, специфика технологии производства которой обусловливает крупные размеры и наличие тесной технологической взаимосвязи предприятий, входящих в объединение. Этот вид представляет собой разновидность естественного монополизма.
Организационная монополия выступает как объединение одинаковых по профилю предприятий и организаций. Возникает при высоком уровне концентрации производства, связана с существованием отраслевых министерств. Это не что иное, как искусственная монополия, означающая централизованное руководство какой-либо сферой производства. Исторически сложились три главные формы монополистических союзов: картели, синдикаты и тресты. Основные различия между ними заключаются в широте соглашений между участниками и «плотности» их объединения.
Картель- это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности с сохранением их производственной и коммерческой самостоятельности, но предусматривающее установление единых монопольно высоких цен на продаваемую продукцию, размежевание рынков сбыта и др.
Синдикат представляет собой объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности с ликвидацией коммерческой самостоятельности этих предприятий. Сбыт продукции объединённых предприятий осуществляет синдикат через свои сбытовые конторы.
Трест предусматривает объединение собственности предприятий одной или нескольких отраслей промышленности с полной ликвидацией их производственной и коммерческой самостоятельности.
К закрытой монополии относят ту из них, которая защищена от конкуренции с помощью патентов, государственных лицензий, авторских прав. Так, в большинстве стран государство обладает исключительным правом на производство медицинских препаратов, продажу оружия.
В случае, когда фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо экономического блага, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, её характеризуют как открытую или случайную. В такой ситуации часто оказываются фирмы, впервые появившиеся на рынке с новой продукцией.
Простая монополия- это монополия, которая продаёт в каждый конкретный момент времени свою продукцию по одной и той же цене всем покупателям.
Функции монополии
определяются их качественными и
количественными характеристика
Информация о работе Монопольная власть: источники,показатели и экономические последствия