Институт президентской власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:39, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение сущности и условий возникновения президентской власти в государстве.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать сущность президентской власти и условия её возникновения;
Проанализировать институт президентства в парламентской, президентской и смешанной формах республиканского правления;
Дать характеристику институту президентской власти в Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Президентская власть: ее сущность и условия возникновения. 4
2. Институт президентства в парламентской, президентской и смешанной форме республиканского правления. 10
3. Институт президентской власти в Российской Федерации: условия возникновения, основные этапы становления, специфика. 17
Заключение 22
Список используемой литературы 23

Работа содержит 1 файл

политология контр.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

 

3. Институт президентской власти в Российской Федерации: условия возникновения, основные этапы становления, специфика.

 
 

     Еще при всенародном обсуждении проекта  Конституции СССР 1936 года вносилось предложение учредить в СССР пост президента. Сталин в своем докладе о проекте Конституции СССР решительно отверг это предложение, указав, что в СССР есть коллегиальный президент — Президиум Верховного Совета СССР. Последнему были действительно присуши некоторые функции, которые обычно возлагаются на президента: он назначал послов СССР в иностранных государствах, при нем были аккредитованы послы иностранных государств, вручавшие ему свои верительные и отзывные грамоты: он принимал в гражданство СССР, решал вопросы о выходе из гражданства СССР и лишения гражданства: награждал орденами, присваивал почетные звания: при установленных условиях мог распустить Верховный Совет СССР и др. Однако и наличие таких полномочий не позволяло характеризовать Президиум Верховного Совета СССР орган, осуществляющий функции президента, хотя бы и коллегиального. Президиум включался в систему Советов, избирался Верховным Советом, был ему подотчетен.

     Конституция СССР 1977 г. более развернуто охарактеризовала правовой статус Президиума. Он определялся  как "постоянно действующий орган  Верховного Совета СССР, подотчетный ему во всей своей деятельности и осуществляющий в пределах, предусмотренных Конституцией, функции высшего органа государственной власти СССР в период между его сессиями".

     В Советском государстве функции, аналогичные президентским, фактически осуществлял Генеральный секретарь ЦК КПСС. Именно он представлял государство в международных отношениях даже в тс периоды, когда он не занимал никакой государственной должности: либо Председателя Президиума Верховного Совета СССР, либо Председателя Совета Министров СССР.

     В ст. 6 Конституции СССР закреплялось, что ядром политической системы  СССР является КПСС; именно она определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР.

     Отмена  ст. 6 Конституции СССР, закрепляющей однопартийную систему, установление принципа многопартийности вызвали необходимость учреждения поста Президента СССР, что и было сделано Законом СССР от 14 марта 1990 г. В этом же году Съезд народных депутатов СССР избрал Президентом СССР М.С. Горбачева.

     Вскоре после этого пост президента был учрежден в ряде союзных республик СССР, а затем во всех. Это было сделано путем изменений конституций республик, внесенных их Верховными Советами.

     В РСФСР пост президента учреждался более  трудно и сложно. Эта идея встретила значительное сопротивление большинства народных депутатов левой ориентации. Съезд даже отказался принять решение о вынесении этого вопроса на референдум. По действовавшей тогда Конституции РСФСР референдум мог быть назначен по требованию одной трети народных депутатов. По инициативе последних и был назначен первый российский референдум, который проводился одновременно с первым союзным референдумом о сохранении Союза ССР 17 марта 1991 г.

     На  российский референдум был вынесен  вопрос: "Считаете ли необходимым введение поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием?".

     Избиратели  на референдуме высказались за установление поста Президента РСФСР. Исполняя волю народа, выраженную на референдуме. Верховный  Совет РСФСР 24 апреля 1991 г. принял законы "О Президенте РСФСР". "О выборах Президента РСФСР". В Конституцию РСФСР была введена глава о Президенте РСФСР, включившая положения Закона о Президенте РФ. помещена статья о принципе разделения властей.4

     Становление президентской власти в России происходило в период с 1991 г. по 1993 г. и сопровождалось конфликтом между главой государства и законодательной властью по вопросам распределения властных полномочий. Этот вопрос был решен в пользу Президента РФ после силового роспуска Б.Ельциным Съезда народных депутатов и Верховного Совета России в октябре 1993 года. Принятая 12 декабря 1993 года Конституция РФ закрепила ключевое место института президента в механизме государственной власти, Действующая Конституция России ставит Президента РФ на первое место среди федеральных государственных органов. Он является главой государства, определяет основные направления внутренней и внешней политики, наделен полномочиями Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами страны.

     Президент России выступает гарантом Конституции страны, прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечивает охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимость и государственную целостность. Для обеспечения реализации своих прав и обязанностей он наделен действенными конкретными полномочиями. В частности, глава государства может издавать указы, восполняющие пробелы в законодательстве, принимать меры в отношении действий федеральных и региональных органов государственной власти, нарушающих права и свободы человека и гражданина.

     По  Конституции России Президент занимает особое место в системе разделения властей. Он участвует совместно с парламентом в формировании кадрового состава судебных органов. Однако при этом судьям гарантирована независимость в своих решениях, в том числе и от президента.

     Президент тесно связан с исполнительной властью, занимая по отношению к ней  определяющее положение и существенно  воздействуя на ее осуществление. Он наделен полномочиями по формированию Правительства РФ. В частности, глава  государства назначает Председателя Правительства РФ по согласованию с Государственной Думой, а министров - по представлению Председателя Правительства РФ. В своей деятельности Правительство России подотчетно Президенту России.

     Глава государства взаимодействует и  с федеральной законодательной властью. В частности, он является субъектом законодательного процесса, подписывает и обнародует законы, принятые парламентом, имеет право отлагательного вето на принятые законы.

     Кроме того, Президент России выступает  в роли «арбитра» между законодательной  и исполнительной властью, обеспечивая  их взаимодействие в системе разделения властей. Он способствует согласованию их позиций, разрешает конфликты  и противоречия между ними.

     Активно влияет Президент России и на функционирование власти в субъектах РФ. С декабря 2004 года он получил право вносить кандидатуру на пост главы субъекта РФ в региональные парламенты, которые наделяют ее соответствующими полномочиями. Президент России имеет право распускать Законодательные собрания субъектов РФ и отправлять в отставку глав регионов в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

     Свои  полномочия Президент России исполняет  через вертикаль президентской  власти, которая включает: Президента России, Администрацию Президента РФ, Представителей Президента в Федеральных округах -федеральных инспекторов в субъектах Федерации.

     К специфике института президентской  власти в России можно отнести  то, что глава государства обладает полной неприкосновенностью. Это обеспечивает повышенную защищенность и устойчивость президентской власти. По Конституции РФ Президент не несет политической ответственности перед парламентом. Исключение составляет лишь юридическая ответственность его в случае обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

     В постсоветской истории Президент  РФ выступает главным стабилизирующим  элементом в системе государственной  власти. Это единственный институт, который непрерывно функционировал с 1991 года в пределах своего срока, определенного Конституцией страны. За период с 1991 года по настоящее время прошло 5 избирательных кампании по выборам Президента России. Первый Президент Российской Федерации был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г. На этот пост был избран Б.Н. Ельцин получивший 57,3% голосов избирателей, в 1996 году он переизбран в 1996 г. с результатом 45,2 %.В 1999 г. он досрочно ушел в отставку.

       В 2000 и 2004 годах на выборах  победил В.В. Путин, набравший  соответственно 52,94 и 73,59% голосов россиян. В 2008 на выборах победил Д.В. Медведев.

     Институт  президента обеспечил преемственность  власти в стране при переходе к  новой политической системе в 1993 году. Сегодня Президент России обеспечивает согласованную и целенаправленную деятельность всех ветвей власти в стране и, прежде всего, Правительства России с Федеральным Собранием Российской Федерации.

     Конституционно-правовой статус Президента РФ определяется в  главе 4 Конституции РФ (ст. 80—93) и  в ряде федеральных конституционных и федеральных законов. Порядок выборов Президента определяется соответствующим федеральным законом.

 

Заключение

 

     Изучение  возникновения и развития института президентской власти позволяет лучше понять суть изменений, происходящих в бывших социалистических странах, особенности оформившихся там политических режимов.

     Самой распространенной в нынешнее время  формой правления является республика в ее трех видах: парламентская, президентская и полупрезидентская (смешанная). В основу этой классификации заложена структура отношений между исполнительной и законодательной ветвями власти. В отличие от них у судебной власти — неизменная функция: она обеспечивает соблюдение юридически закрепленного политического порядка.

     Роль  главы государства в парламентской  республике невелика. Хотя формально ему принадлежит право назначения правительства, но осуществляет он это только исходя из расстановки политических сил в парламенте.

     Полупрезидентская, или смешанная, форма правления (ее называют также президенциализмом) соединяет отдельные характеристики парламентской и президентской республик, однако их совокупность создает новое качество. Роль президента здесь особенно велика.

     В президентской республике самым  строгим образом проводится принцип разделения ветвей (центров) власти: президентской, парламентской и судебной, каждая из которых обособленно выполняет соответствующую функцию. Четкое разделение властей позволяет обеспечить их взаимный противовес.

     Институт  президентской власти занимает в  системе органов государственной власти Российской Федерации особое место. По Конституции России Президент занимает особое место в системе разделения властей. Он участвует совместно с парламентом в формировании кадрового состава судебных органов. Однако при этом судьям гарантирована независимость в своих решениях, в том числе и от президента.

 

Список  используемой литературы

  1. Кынев, А.В. Институт президентства в странах  Центральной и Восточной Европы как индикатор процесса политической трансформации / А.В. Кынев // Полис. – 2002. – №2. – С.126-137.
  2. Мухаев, Р.Г. Политология: учеб. для студ. вузов / Р.Г. Мухаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 495 с.
  3. Окуньков, Л.А. Президент Российской Федерации: Конституция и политическая практика / Л.А. Окуньков. – М.: Инфра-М, 1996. – 234 с.
  4. Политология: учеб. для вузов / А.Ю. Мельвиль, Т.А. Алексеева, К.П. Боришполец [и др.]. – М.: Проспект, 2004. – 624 с.
  5. Президент Российской Федерации: Порядок избрания, конституционно-правовой статус, полномочия. – М.: Рос. газ. 2004. – 176 с.

Информация о работе Институт президентской власти