Институт президентской власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:39, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение сущности и условий возникновения президентской власти в государстве.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать сущность президентской власти и условия её возникновения;
Проанализировать институт президентства в парламентской, президентской и смешанной формах республиканского правления;
Дать характеристику институту президентской власти в Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Президентская власть: ее сущность и условия возникновения. 4
2. Институт президентства в парламентской, президентской и смешанной форме республиканского правления. 10
3. Институт президентской власти в Российской Федерации: условия возникновения, основные этапы становления, специфика. 17
Заключение 22
Список используемой литературы 23

Работа содержит 1 файл

политология контр.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

     Известная американская система сдержек и  противовесов дополняет Разделение властей и позволяет их механизмам функционировать как единое целое. Такая система включает: право отлагательного вето президента отношении законов; парламентский импичмент со смещением президента принцип, в соответствии с которым суды должны руководствоваться в своей деятельности актами, издаваемыми парламентом, но обладают правом проверки их конституционности и т.д.

 

2. Институт президентства  в парламентской,  президентской и  смешанной форме  республиканского  правления.

     В соответствии с представленными критериями можно выделить следующие основные, реально существующие типы систем с институтом президентства:

     Североамериканский тип. США — исторически первая президентская республика (создана в 1787 г.). Впоследствии опыт США был использован при составлении конституций стран Латинской Америки, большинства стран Африки и многих иных.

     Президент США избирается населением (формально  — через систему выборщиков) по однотуровой системе относительного большинства. Он является главой не только государства, но и правительства; назначает членов правительства при условии утверждения их в Конгрессе; не имеет права распускать высший законодательный орган, который, в свою очередь, не вправе выразить недоверие правительству; не может быть избран более двух сроков подряд. Механизм досрочных выборов отсутствует, четко оговорен порядок замещения вакансий.

     Латиноамериканский  тип. Формально латиноамериканская модель, подобно североамериканской, основана на разделении властей, однако система "сдержек и противовесов" здесь развита слабее, а законодательная и судебная ветви власти по объему прав заметно уступают исполнительной. Хотя в последние десятилетия этот дисбаланс полномочий постепенно сглаживается, ряд исследователей определяют латиноамериканские режимы как "чистый президенсиализм", "легальную диктатуру" и т.д. К данному типу относятся все страны Латинской Америки, кроме Суринама и Перу.

     В странах латиноамериканского типа президенты избираются непосредственно населением по мажоритарной системе абсолютного большинства. (В Боливии, если никто из претендентов не набрал в первом туре свыше половины голосов, его выбирает парламент из числа лидирующих кандидатов. Ранее такая же система действовала в Чили.) Они возглавляют правительства, но иногда имеют подотчетного себе номинального руководителя кабинета (в Аргентине — министр-координатор); назначают членов правительства без согласия парламента и наделены обширными полномочиями в случае чрезвычайных ситуаций; лишены права распускать высший законодательный орган, который, в свою очередь, не вправе выразить недоверие правительству. В большинстве стран региона запрещено переизбрание главы государства на следующий срок и в качестве президента, и в качестве вице-президента, причем иногда этот запрет распространяется и на родственников действующего президента.

     Конституции латиноамериканских стран не предусматривают  досрочных президентских выборов. Если пост президента оказался вакантным, функции президента исполняет вице-президент, а при отсутствии такового — глава  законодательного органа либо избранный парламентом временный президент. Вместе с тем отсутствие поста вице-президента является скорее исключением, более тою, в ряде стран — например, в Панаме, Гондурасе, Коста-Рике и Перу, — предусмотрено даже несколько вице-президентов.

     Французский тип. Классический для полупрезидентских (или президентско-парламентских) республик строй был установлен во Франции Конституцией 1958 г. Аналогичные режимы действуют также в Алжире, Шри-Ланке и некоторых других странах.

     В государствах французского типа президент избирается населением по мажоритарной системе абсолютного большинства и является только главой государства. Правительство подотчетно и парламенту, и президенту; по итогам парламентских выборов президент назначает премьер-министра и по представлению последнего — остальных членов правительства. Президент наделен обширными полномочиями во всех сферах государственной жизни: он имеет право распускать нижнюю палату парламента и назначать новые выборы. В течение гола с момента парламентских выборов и в период осуществления президентом чрезвычайных полномочий роспуск законодательною органа невозможен (ст. 13 Конституции Франции), а также переизбираться на свой пост неограниченное число раз. Предусмотрен институт досрочных президентских выборов, в преддверии которых функции президента временно исполняет председатель Сената.

     Российский  тип. Институт президентства был введен в России в 1991 г., полномочия президента регламентированы Конституцией 1993 г. В соответствии с ней президент РФ избирается непосредственно населением по двухтуровой мажоритарной системе. Он назначает (с согласия нижней палаты парламента) председателя правительства, а также — уже самостоятельно — всех остальных министров и может в любой момент отправить правительство в отставку. При определенных обстоятельствах президент вправе распустить Государственную Думу (дума не может быть распушена в период действия чрезвычайного положения, при проведении процедуры импичмента против президента и в течение первого года своих полномочий)  (ст. 111 и 117 Конституции РФ). Вместе с тем один человек не может быть избран президентом более двух раз подряд, а в случае вакансии назначаются досрочные выборы.

     Как и в государствах французского типа, президент РФ является главой государства, но не главой правительства. Однако во Франции правительство формируется парламентским большинством, что уравновешивает право президента на роспуск Национального Собрания. В России же парламент лишь утверждает кандидатуру премьер-министра, так что право президента на роспуск Государственной Думы ничем не уравновешено. Полномочия президента России превышают и полномочия президента США, ибо, как уже говорилось, последний ни при каких условиях не может распустить Конгресс, а тот, со своей стороны, утверждает все персональные назначения в правительстве.

     Президентские системы российского типа действуют  в Казахстане, Киргизии, Белоруссии, Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане и Армении.

     Парламентский тип. Парламентские республики можно разбить на две Группы: условно мягкого типа, при котором президента избирает население, и условно жесткого, при котором его избирает парламент. К первой группе относятся Исландия, Ирландия, Австрия, Германия, Монголия, Сингапур, Эстония и Литва, ко второй — Швейцария, Греция, Израиль. Латвия, Индия, Италия, Молдова и ряд других.

     Можно выделить ещё несколько особых форм, отличающихся от вышеперечисленных по некоторым показателям.

     Перуанский  тип занимает промежуточное положение между латиноамери- капским и французским вариантами и близок к российскому. Президент Пе-  ру вправе распустить парламент, при этом в стране имеется самостоятельный ее   глава правительства. Подобно президентам России и стран Латинской Амери-й ки, президент Перу самостоятельно назначает членов правительства, но в отличие от России и Франции при замещении вакантного поста президента не проводятся досрочные выборы: полномочия главы государства автоматически переходят к вице-президенту.

     Украинский  тип правомерно рассматривать в качестве переходного между французским и российским. Он во многом напоминает российский, однако на Украине возможности президента прибегнуть к роспуску парламента значительно уже, нежели в России. Кроме того, хотя президент Украины лично назначает большинство чиновников, ряд назначений ему надо согласовывать с Верховной Радой или главой правительства.

     Кипрский  тип повторяет североамериканскую модель за исключением трех позиций: на Кипре президентские выборы проводятся по двухтуровой системе, нет поста вице-президента и существует институт досрочных выборов. Похожая система действует на Мальдивских и Сейшельских островах, в Грузии.

     Южноафриканский тип тоже похож на североамериканский, однако в отличие от США президент ЮАР избирается парламентом, и имеется институт досрочных выборов. Аналогичная модель, но без института досрочных выборов, используется в Индонезии и Суринаме.

     Пакистано-турецкий тип сходен с французским, но в странах с подобной системой президент избирается парламентом и не может претендовать на переизбрание.

     Ливанский тип в чем-то напоминает турецкий, но при этом обладает выраженной спецификой. В Ливане высшие государственные посты закреплены за представителями разных конфессий. Президент избирается парламентом, но обязательно из христиан-маронитов, премьер-министр — из мусульман-суннитов, председатель парламента из шиитов, а его заместитель и заместитель премьер-министра должны быть православными. Разграничение власти носит мягкий характер, и все базовые права осуществляются сообща.

     Разновидностью  парламентской республики является форма правления со смешением ветвей власти в пользу законодательной — так называемый режим ассамблеи. Особенность его заключается в сосредоточении всей полноты верховной власти в государстве у единственного собрания, представляющего суверенный народ. Исторические примеры такой формы правления: во Франции — начало I Республики (1793 г.) и 1918-1958 гг. (IV Республика, кроме фашистского периода оккупации страны в годы Второй мировой войны); современная модель — государственность Швейцарии, поскольку ее двухпалатное Федеральное (Союзное) собрание осуществляет высшую власть в стране, конституционно ограниченную только правами народа и кантонов. При этом типе государства правительство избирается парламентом из числа его депутатов и может быть отозвано им же. Глава государства и правительства — президент.

     Для парламентских республик характерны: избрание президента парламентом (в "мягких" парламентарных республиках — населением но мажоритарной системе абсолютного большинства); формирование правительства парламентским большинством и ответственность правительства перед законодательным собранием; отсутствие у президента исполнительных полномочий и реального права на роспуск парламента (например, и Италии президент формально наделен таким правом, но поскольку в стране действует принцип контрасигнации, то оно  существует только на бумаге); отсутствие ограничений на переизбрание на пост президента и наличие института досрочных президентских выборов.

     В исторической перспективе в некоторых  странах (особенно во Франции) столь безусловное доминирование избранного парламента, или ассамблеи, означало его всевластие, т.е. полный контроль над исполнительными институтами, включая правительство. Такая форма правления внешне выглядела как «диктатура народа», однако для нее были характерны постоянные и сильные конфликты между фракциями самого парламента. В силу последнего обстоятельства режим ассамблеи был весьма неустойчив и из-за угрозы падения он всякий раз приводил к легитимизации своей противоположности — личной власти военного деятеля, на которого возлагалась задача «спасения республики».

     Полупрезидентская, или смешанная, форма правления (ее называют также президенциализмом) соединяет отдельные характеристики парламентской и президентской республик, однако их совокупность создает новое качество. Роль президента здесь особенно велика. Подобный тип государственности существует во Франции, Португалии, Финляндии, Шри-Ланке, Казахстане, ряде стран Южной Америки, Африки и в других регионах. Для президенциализма характерны следующие принципы:

  • глава государства — президент — избирается на всеобщих прямых выборах;
  • президент назначает правительство, опирающееся на парламентское большинство, и премьер-министра, который политически ответствен перед ним;
  • правительство не только зависит от президента, но и ответственно перед парламентом и может быть смещено им после вынесения вотума недоверия;
  • партийная принадлежность президента, премьер-министра и парламентского большинства не обязательно совпадают (так нередко бывает в современной Франции);
  • президент вправе распустить парламент (чаще всего нижнюю палату) и назначить новые выборы;
  • у главы государства есть права отлагательного вето на акты парламента и законодательной инициативы;
  • у президента и парламента, как правило, разные сроки деятельности (во Франции были 7-летний президентский и 4-летний парламентский мандаты).

     При полупрезидентской форме правления  назначение и увольнение в отставку президентом главы правительства и других министров не имеют формального характера, как в парламентской республике. В определенных случаях президент председательствует на заседаниях правительства, решения которого он утверждает. Если учесть, что во Франции, например, парламент может принимать законы только в строго установленных конституцией сферах, а все остальные регулируются актами правительства, то значение президента в этой стране оказывается еще выше.

     В ряде африканских республик центральная  фигура в системе государственных органов — тоже президент. Роль представительных и судебных институтов здесь невелика, фактически почти вся полнота власти сосредоточена в руках главы государства. Отдельные африканские страны возглавляются пожизненными президентами (в т.ч. пришедшими к власти в результате военного переворота), в других — президентом автоматически становится лидер правящей и, как правило, единственной легальной партии. В ряде стран, где президентов формально периодически переизбирают парламентским или всеобщим голосованием, на практике их победа предопределена, ибо оппозицию, если она существуег, верховная власть подавляет силой, не допускает к участию в выборах, все СМИ и пропагандистский аппарат находятся под контролем президента и сплотившейся вокруг него узкой политической группировки. Из-за особенностей местной политической культуры население воспринимает выборы как некий ритуал, где все роли расписаны заранее. По форме правления такие республики нередко называют суперпрезидентскими.

Информация о работе Институт президентской власти