Институт президентской власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:39, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение сущности и условий возникновения президентской власти в государстве.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать сущность президентской власти и условия её возникновения;
Проанализировать институт президентства в парламентской, президентской и смешанной формах республиканского правления;
Дать характеристику институту президентской власти в Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Президентская власть: ее сущность и условия возникновения. 4
2. Институт президентства в парламентской, президентской и смешанной форме республиканского правления. 10
3. Институт президентской власти в Российской Федерации: условия возникновения, основные этапы становления, специфика. 17
Заключение 22
Список используемой литературы 23

Работа содержит 1 файл

политология контр.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

АКАДЕМИЯ  ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Челябинск, ул. Свободы, 155/1

Заочный финансово-экономический  факультет

Экономика труда

Кафедра общественных дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по  дисциплине  "Политология"

на  тему: "Институт президентской власти" 
 
 
 
 

                    Студента - заочника

                    ЭСЗ - 202

                    Яковлевой Е.Ю.

                    Проверил:

                    Иванов  В.Н. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Челябинск

2009

 

Оглавление

 

Введение

 

     Наличие института президента является традиционным для большинства государств мира. Так, по данным 1999 года, из 183 стран, входивших в Организацию Объединенных Наций, более чем в 130 предусматривалась должность президента.

     В Российской Федерации институт президента появился сравнительно недавно. Советской  республике, какой Россия была в течение трех четвертей XX века, такого рода институт был органически чужд. Конституционно провозглашаемое полновластие Советов, соединение в них законодательной и исполнительной власти были несовместимы с принципом разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти президента.

     Целью данной работы является изучение сущности  и условий возникновения президентской власти в государстве.

     В соответствии с поставленной целью  необходимо решить следующие задачи:

  1. Охарактеризовать сущность президентской власти и условия её возникновения;
  2. Проанализировать институт президентства в парламентской, президентской и смешанной формах республиканского правления;
  3. Дать характеристику институту президентской власти в Российской Федерации.

     Для выполнения поставленных целей необходимо проанализировать констатитуционно-правовую, периодическую и учебную литературу по данной теме.

 

1. Президентская власть: ее сущность и  условия возникновения.

     В современной политологии и теории государства и права республики традиционно подразделяются на три типа: парламентские, где исполнительная власть принадлежит правительству, формируемому парламентским большинством и подотчетным парламенту, а полномочия главы государева невелики; президентские, где исполнительную власть возглавляет президент, которому подотчетно правительство; президентско-парламентские, или полупрезидентские, где правительство формируется парламентским большинством, но при этом несет ответственность, и перед президентом, обладающим рядом исполнительных полномочии. Это весьма распространенная, но крайне схематичная и грубая классификация, затемняющая разнообразие моделей государственного устройства.

     Предпринималось множество попыток более детальной типологизации президентских и парламентских систем. Так. Д.Верни разработал список из 11 критериев позволяющих, по его мнению, отличать президентские системы от парламентских, а также от систем, которые он называл "ассамблейным правлением". В свою очередь, А Лейпхарт утверждал, что для определения президентской системы принципиально важны лишь два критерия — всенародное избрание президента и ею независимость от доверия парламента - тогда как остальные не отражают ее имманентных свойств он же сформулировал третий критерий: верховная исполнительная власть принадлежит одному человеку.

     Одно  из самых известных определений президентских режимов было сформулировано М. Шугартом и Дж. Кэри. Согласно ему, президентская система предполагает:

  1. Всенародное избрание носителя верховной исполнительной власти (вне зависимости то того, является ли таковой единоличным или коллегиальным);
  2. Сроки полномочий носителя верховной исполнительной власти и законодательного органа фиксированы и не зависят от доверия сторон друг к другу (т.е. президент не может распустить парламент, а парламент – низложить президента, и отсутствует механизм досрочных выборов);
  3. Выборная исполнительная впасть назначает правительство и определяет его состав.

     Помимо "чисто" президентского, Шугарт и  Кэри описывают премьер-президентский  режим, который подразумевает наличие и премьер-министра, как при парламентской системе, и всенародно избранного президента. Отличительные признаки премьер-президентской системы:

    1. Президент избирается всенародно;
    2. Президент наделен существенными полномочиями;
    3. Наряду с президентом имеются премьер-министр и кабинет, которые ответственны перед законодательным собранием.

     Под "существенными полномочиями" понимаются не только законодательные прерогативы, скажем, возможность вынести законопроект на референдум или оспорить его в судебном порядке, но и право роспуска парламента. Черта, при пересечении которой режим перестает быть премьер-президентским по Шугарту и Кэрри, - предоставление президенту права единолично решать вопрос о смешении министров.

     При классификации систем с институтом президентства следует исходить из семи перечисленных ниже критериев.1 При этом нужно учитывать, что типологизация по данным критериям имеет смысл только в условиях конкурентной политической среды. Если в стране существует монополия на власть, то конституционное разграничение полномочий оказывается формальным и не играет той роли, которая ему отводится в демократических обществах.

  1. Состав избирательного корпуса. Всенародное избрание ставит президента в совершенно иное положение, нежели избрание парламентом, поэтому данный критерий считают важнейшим все исследователи института президентства.
  2. Способ избрания (для президентов, избираемых населением). Выборы президента по определению являются мажоритарными. Мажоритарная избирательная система и, следовательно, президентская республика стимулируют возникновение гетерономных партий, ориентированных на привлечение голосов всех слоев населения, что создает благоприятные условия для политического центризма и стремления к максимальному общественному согласию.

     Формула, по которой устанавливается победитель, оказывает серьезное влияние на характер партийной системы. Общепризнанно, что "мажоритарная система в один тур способствует установлению двухпартийности, пропорциональная система, наоборот, — многопартийности, а мажоритарная в два тура — объединению партии в коалиции". При системе относительного большинства для достижения успеха необходимо заранее определить единого кандидата для максимально широкого спектра сил. В США это достигается с помощью института "праймериз", в других странах действуют иные механизмы взаимных консультаций. При системе абсолютного большинства партии, как правило, в первом туре выступают поодиночке, а во втором поддерживают согласованного кандидата, формируя различные конфигурации двухполюсных коалиций.

  1. Совмещение/разделение постов главы государства и главы правительства. Важность этого критерия не вызывает сомнений, так как от способа формирования правительства во многом зависит организация власти в стране. Президент, лично возглавляющий правительство, непосредственно несет ответственность за деятельность всей исполнительной власти. При наличии же самостоятельного поста главы правительства президент оказывается несколько в стороне от кабинета и. таким образом, не может прямо отвечать за его работу. Соответственно, по-разному стоятся взаимоотношения президента и парламента, президента и правительства, парламента и правительства. Иначе говоря, расхождения по этому критерию свидетельствуют о существенных различиях в системе власти.
  2. Механизм формирования правительства. Важно не только наличие самостоятельного поста главы кабинета, но и механизм формирования правительства, прежде всего распределение полномочий, касающихся назначения и смешения его членов. Очевидно, что данный фактор имеет решающее значение с точки зрения иерархического подчинения правительства президенту или парламенту. Чем важнее роль президента при назначении и увольнении министров, тем в большей степени он контролирует правительство. Существенно также, насколько самостоятелен президент при выборе кандидата в премьер-министры, может ли он по своей воле отправить в отставку правительство. Если при прочих равных в одной стране президент наделен таким правом, а в другой нет, то речь идет о разных типах президентского режима, так как президент обладает там неодинаковым политическим влиянием и его взаимоотношения с правительством стоятся на совершенно разной основе.
  3. Наличие/отсутствие у президента права распустить парламент. Значимость данного критерия определяется тем, что наделение президента такими полномочиями во многом уравновешивает влияние парламента на формирование правительства, прежде всего его право на вотум недоверия. Кроме того, если президент уполномочен распускать законодательное собрание, он может понуждать премьер-министра к компромиссам с партнерами по коалиции, прибегая к угрозе досрочных выборов.
  4. Наличие/отсутствие ограничений на переизбрание. Включение данного критерия обусловлено тем, что предоставление президенту права баллотироваться на новый срок усиливает его властные возможности и меняет отношение к липу, занимающему президентское кресло. При этом следует отметить, что какого-либо влияния на особенности политической системы продолжительности президентского мандата не было обнаружено и никто из исследователей никогда не использовал этот показатель при типологизации президентских режимов.
  5. Порядок замещения поста президента (наличие/отсутствие института досрочных выборов). Порядок замещения поста президента в случае вакансии оказывает серьезное воздействие на партийную, и шире — на всю политическую систему. В странах, где не предусмотрены досрочные выборы и при невозможности исполнения избранным президентом своих обязанностей его rz полномочия переходят к следующему по рангу должностному лицу, партии в с^ состоянии планировать свою деятельность на длительный срок. Более того, им & незачем иметь постоянный актив, который требуется главным образом в период выборов. Именно благодаря этому обстоятельству и возможно существование партий — "избирательных машин" без фиксированного членства.

     Режимы  с досрочными выборами менее стабильны. Поскольку выборы могут быть назначены практически в любой момент, партиям следует находиться в постоянной "боеготовности". Соответственно, их актив должен быть всегда мобилизован, и, чтобы этого добиться, партии иногда сознательно провоцируют политическую нестабильность и расшатывают государственные институты. Кроме того, продолжительность досрочной избирательной кампании часто бывает крайне мала, что затрудняет создание коалиций.2

     В президентской республике самым  строгим образом проводится принцип разделения ветвей (центров) власти: президентской, парламентской и судебной, каждая из которых обособленно выполняет соответствующую функцию. Четкое разделение властей позволяет обеспечить их взаимный противовес. (Исторический прототип президентства закреплен в конституции США 1787 г.; президентскими республиками являются также Аргентина, Бразилия и др.).

     Современный институт президентства при некотором  разнообразии в принципах разделения властей и их функциях обладает рядом общих характеристик, а именно:

  • в конституционном порядке разграничены полномочия и обязанности институтов президента, парламента, суда;
  • исполнительная власть целиком принадлежит президенту, который является одновременно главой государства и правительства;
  • президент и парламент избираются отдельно, потому они взаимо не зависимы;
  • президент политически ответствен перед народом, а правительство — перед президентом:
  • парламент не имеет права отзыва правительства и президента (исключая импичмент), но у него вся полнота законодательной власти, бюджетные и контрольные полномочия;
  • при классической форме (США) президент не вправе распустить парламент, у него нет возможностей для законодательной инициативы, но есть право вето, которое преодолевается двумя третями парламента;
  • исключено совмещение правительственной должности и парламентского мандата (однако в США вице-президент — председатель сената).

     Таким образом, президент не несет парламентской  ответственности и может быть смещен со своего поста только в случае нарушения закона с использованием процедуры импичмента. Президента избирают внепарламентским путем — всеобщим прямым голосованием граждан либо коллегией выборщиков, тоже намеченных всеобщим голосованием (этот непрямой порядок избрания принят в США). Правительство при президенте осуществляет различные исполнительные функции, а также служит совещательным и вспомогательным органом.3

Информация о работе Институт президентской власти