Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:39, контрольная работа
Целью данной работы является изучение сущности и условий возникновения президентской власти в государстве.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать сущность президентской власти и условия её возникновения;
Проанализировать институт президентства в парламентской, президентской и смешанной формах республиканского правления;
Дать характеристику институту президентской власти в Российской Федерации.
Введение 3
1. Президентская власть: ее сущность и условия возникновения. 4
2. Институт президентства в парламентской, президентской и смешанной форме республиканского правления. 10
3. Институт президентской власти в Российской Федерации: условия возникновения, основные этапы становления, специфика. 17
Заключение 22
Список используемой литературы 23
АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Челябинск, ул. Свободы, 155/1
Заочный финансово-экономический факультет
Экономика труда
Кафедра
общественных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине "Политология"
на
тему: "Институт президентской
власти"
Студента - заочника
ЭСЗ - 202
Яковлевой Е.Ю.
Проверил:
Иванов
В.Н.
Челябинск
2009
Наличие института президента является традиционным для большинства государств мира. Так, по данным 1999 года, из 183 стран, входивших в Организацию Объединенных Наций, более чем в 130 предусматривалась должность президента.
В Российской Федерации институт президента появился сравнительно недавно. Советской республике, какой Россия была в течение трех четвертей XX века, такого рода институт был органически чужд. Конституционно провозглашаемое полновластие Советов, соединение в них законодательной и исполнительной власти были несовместимы с принципом разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти президента.
Целью данной работы является изучение сущности и условий возникновения президентской власти в государстве.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Для выполнения поставленных целей необходимо проанализировать констатитуционно-правовую, периодическую и учебную литературу по данной теме.
В
современной политологии и
Предпринималось множество попыток более детальной типологизации президентских и парламентских систем. Так. Д.Верни разработал список из 11 критериев позволяющих, по его мнению, отличать президентские системы от парламентских, а также от систем, которые он называл "ассамблейным правлением". В свою очередь, А Лейпхарт утверждал, что для определения президентской системы принципиально важны лишь два критерия — всенародное избрание президента и ею независимость от доверия парламента - тогда как остальные не отражают ее имманентных свойств он же сформулировал третий критерий: верховная исполнительная власть принадлежит одному человеку.
Одно из самых известных определений президентских режимов было сформулировано М. Шугартом и Дж. Кэри. Согласно ему, президентская система предполагает:
Помимо
"чисто" президентского, Шугарт и
Кэри описывают премьер-
Под "существенными полномочиями" понимаются не только законодательные прерогативы, скажем, возможность вынести законопроект на референдум или оспорить его в судебном порядке, но и право роспуска парламента. Черта, при пересечении которой режим перестает быть премьер-президентским по Шугарту и Кэрри, - предоставление президенту права единолично решать вопрос о смешении министров.
При классификации систем с институтом президентства следует исходить из семи перечисленных ниже критериев.1 При этом нужно учитывать, что типологизация по данным критериям имеет смысл только в условиях конкурентной политической среды. Если в стране существует монополия на власть, то конституционное разграничение полномочий оказывается формальным и не играет той роли, которая ему отводится в демократических обществах.
Формула, по которой устанавливается победитель, оказывает серьезное влияние на характер партийной системы. Общепризнанно, что "мажоритарная система в один тур способствует установлению двухпартийности, пропорциональная система, наоборот, — многопартийности, а мажоритарная в два тура — объединению партии в коалиции". При системе относительного большинства для достижения успеха необходимо заранее определить единого кандидата для максимально широкого спектра сил. В США это достигается с помощью института "праймериз", в других странах действуют иные механизмы взаимных консультаций. При системе абсолютного большинства партии, как правило, в первом туре выступают поодиночке, а во втором поддерживают согласованного кандидата, формируя различные конфигурации двухполюсных коалиций.
Режимы с досрочными выборами менее стабильны. Поскольку выборы могут быть назначены практически в любой момент, партиям следует находиться в постоянной "боеготовности". Соответственно, их актив должен быть всегда мобилизован, и, чтобы этого добиться, партии иногда сознательно провоцируют политическую нестабильность и расшатывают государственные институты. Кроме того, продолжительность досрочной избирательной кампании часто бывает крайне мала, что затрудняет создание коалиций.2
В президентской республике самым строгим образом проводится принцип разделения ветвей (центров) власти: президентской, парламентской и судебной, каждая из которых обособленно выполняет соответствующую функцию. Четкое разделение властей позволяет обеспечить их взаимный противовес. (Исторический прототип президентства закреплен в конституции США 1787 г.; президентскими республиками являются также Аргентина, Бразилия и др.).
Современный институт президентства при некотором разнообразии в принципах разделения властей и их функциях обладает рядом общих характеристик, а именно:
Таким образом, президент не несет парламентской ответственности и может быть смещен со своего поста только в случае нарушения закона с использованием процедуры импичмента. Президента избирают внепарламентским путем — всеобщим прямым голосованием граждан либо коллегией выборщиков, тоже намеченных всеобщим голосованием (этот непрямой порядок избрания принят в США). Правительство при президенте осуществляет различные исполнительные функции, а также служит совещательным и вспомогательным органом.3