пролетариата,
которая станет новой, высшей формой
демократии, поскольку к тому времени
пролетариат будет составлять в обществе
большинство населения.
Учение
Маркса и Энгельса базируется на следующих
предпосылках:
1.
Обусловленность политической сферы
сферой экономической. Политическая
сфера является не чем иным,
как надстрой кой над базисом
— совокупностью производственных
отношений. «Способ производства
материальной жизни, — писал
Маркс, — обусловливает социальный,
политический и духовный процессы
жизни вообще». Это положение
означает, что политическую реальность
нельзя понять только из самой
себя, что для этого необходимо
обратиться к анализу материальных
отношений в обществе. Такой подход
позволил по- новому взглянуть
на многие вопросы, которые
на протяжении веков волновали
политическую мысль, прежде всего
на вопрос о происхождении
и сущности государства. По
Марксу и Энгельсу, земные основы
государства коренятся в материальных
интересах людей. Государство
порождается не свободной волей
людей, а есть закономерный
результат разделения труда и
связанного с ним образования
социальных классов.
2.
Относительная самостоятельность
и активная роль политики по
отношению к экономике и других
сфер общественной жизни. Хотя
базис первичен, а надстройка
вторична, тем не менее надстройные
институты играют активную роль
в социально-экономическом базисе.
Политика выступает не только
как отражение экономических
отношений, но и как важный
инструмент их формирования. Сформировавшаяся
политическая сфера развивается на
основе собственных закономерностей и
внутренних импульсов.
3.
Политика — это результат и
форма классовой борьбы.
В
классово-антагонистическом обществе
политика связана с разрешением
противоречий между классами, имеющими
различные, а зачастую и противоположные
классовые интересы. Это проявляет
в различных формах классовой
борьбы, в том числе и в социальных
революциях. Руководящей нитью марксистского
анализа политики является выдвинутое
К. Марксом и Ф. Энгельсом положение
о сущности классовой борьбы как
борьбы политической, направленной на
завоевание и удержание власти. «Политическая
власть в собственном смысле слова,
— писали они, — это организованное
насилие одного класса для подавления
другого». Политическая власть капиталистического
общества, по Марксу и Энгельсу, —
это система диктатуры буржуазии.
С классовой интерпретацией политической
сферы связаны и такие положения
марксизма: «Государство — это комитет
по управлению делами буржуазии», «коммунистическая
партия есть авангард рабочего класса».
Из этого следует вывод, что анализ
общественного сложения классов
и социальных слоев является исходным
пунктом для понимания политического
поведения масс, партий и отдельных
лидеров.
4.
Классовое деление общества не
вечно. Существует закономерность
движения человеческой истории
к уничтожению классов в общества
без классов. Отсюда вытекает
положение о закономерности отмирания
государства и всякой политики.
В коммунистическом обществе
должна быть достигнута гармонизация
частных и общественных интересов.
Марксистская
теория политики вскрыла некоторые
глубинные факторы политического
процесса и мотивы политического
по ведения, и в этом состоит ее
вклад в развитие политической теории.
Однако, делая чрезмерный акцент на
экономической обусловленности политической
жизни, в марксизме зачастую недооценивались
и даже игнорировались некоторые более
тонкие механизмы политической активности
и деятельности: социально-психологические,
социокультурные, правовые, демографические
и биологические факторы.
Пересмотр марксизма оказался
возможен и неизбежен, поскольку
в последние десятилетия 19 века стало
очевидно, что положение рабочего класса
не ухудшается с развитием капитализма,
как предсказывал К. Маркс, а улучшается.
Из этого факта Э. Бернштейн сделал далеко
идущие выводы, не потерявшие своего значения
в наши дни, и разработал программу построения
демократического социализма.
Поскольку экономическое развитие
в условиях капитализма ведет
к росту материального благосостояния
рабочих, задача социал-демократических
партий должна заключаться в совершенствовании
существующего общества, а не в его ликвидации
и замене другим, принципиального отличным
от буржуазного.
Необходимым условием такого
совершенствования является политическая
демократия. Э. Бернштейн обратил внимание
на то, что последовательная реализация
основных либеральных принципов политического
устройства ведет к ликвидации политического
господства буржуазии, если рабочий класс
сумеет организоваться и будет постоянно
поддерживать свою партию на выборах.
Таким образом, следовало бороться
за углубление политической демократии,
победу партии рабочего класса на парламентских
выборах,
формирование
социал-демократического правительства.
Такое правительство при поддержке парламентского
большинства должно неуклонно осуществлять
программу растянутых во времени реформ,
направленных на
улучшение
материального положения рабочего
класса, рост его социальной защищенности,
повышение культурного и образовательного
уровня и т.п. С этой целью, а также ради
повышения экономической эффективности
следовало постепенно осуществлять частичную
национализацию промышленности, прежде
всего, убыточных предприятий и отраслей,
наладить государственное регулирование
частного капиталистического сектора,
разработать и осуществить широкие социальные
программы на основе перераспределения
прибыли от имущих к малоимущим через
систему налогов.
В результате последовательных
и всесторонних реформ либеральная
экономическая модель должна уступить
место социал-демократической модели
в условиях неуклонного совершенствования
и развития политической демократии. Инициированные
партией рабочего класса реформы должны
в конечном счете содействовать быстрому
росту общественного богатства и всеобщего
благосостояния, отвечая интересам всех
слоев населения. Формулируя основные
положения концепции демократического
социализма, Э. Бернштейн постоянно подчеркивал,
что важна не столькосама цель, сколько
процесс движения к ней.
4.
Политическая мысль
ХХ века.
Концепция
политической сферы Крупнейшим шагом
в развитии политической теории вообще
и социалистической идеологии в
частности является учение Карла
Маркса (1818—1885 гг.) и Фридриха Энгельса
(1820—1895 гг.) — марксизм. По мнению ряда
политологов, марксистская концепция
политики в ее классическом виде выступила
в качестве некоего «моста», обеспечивающего
преемственность между классическими
концепциями прошлого и современными
ее интерпретациями. Многие современные
концепции политики формировались
под непосредственным влиянием марксизма
или в борьбе с марксизмом.
Марксистская
теория политики вскрыла некоторые
глубинные факторы политического
процесса и мотивы политического
по ведения, и в этом состоит ее
вклад в развитие политической теории.
Однако, делая чрезмерный акцент на
экономической обусловленности
политической жизни, в марксизме
зачастую недооценивались и даже
игнорировались некоторые более
тонкие механизмы политической активности
и деятельности: социально-психологические,
социокультурные, правовые, демографические
и биологические факторы.
На
Западе в большей мере влияние
марксизма проявилось через распространение
идей Маркса, превращение отдельных
положений в часть современной
научной методологии. Опосредованно
развитие политической мысли конца
ХIХ—ХХ веков происходило в значительной
степени как спор с идеями К. Маркса.
Под
влиянием идей Маркса в современной
политической мысли Запада складывается
социологическое направление, которое
делает главный акцент на раскрытие
связей политики с социальными отношениями.
В социологическом направлении
особенно на первоначальном этапе (Г. Спенсер
(1880—1903 гг.), Э. Дюркгейм (1858—1917 гг.) широко
используется сравнительно-исторический
метод. Сравнительно-исторический метод
позволил раскрыть социальные предпосылки
распределения власти, развития политических
режимов институтов. В орбиту анализа
политических процессов включал факторы,
прежде не принимающиеся во внимание:
возрастающая дифференциация общества.
Марксистский
взгляд на политику как проявление
классово борьбы повлиял также на
становление конфликтологического
направления в понимании политики
(К. Шмит, Р. Дарендорф, Л. Козер и др.).
Политика, по Шмитту, представляет собой
особый тип социального отношения
«врача-друга», «вертикальную ось»,
как бы пронизывающую насквозь всю
общественную структуру и, в частности,
экономическую и духовно-культурную
жизнь. Иначе говоря, политика —
специфическая форма соединения
и разъединения людей.
Попытка
учета биологических факторов в
общественно жизни, в том числе
и в сфере политики, при сохранении
установки классового подхода проявилась
у одного из виднейших представителей
социал-дарвинизма — немецкого мыслителя
Людвита Гумпловича (1832—1909 гг.). В
его работах «Социология и
политика», «Борьба рас» и др. общественная
жизнь представляется как беспощадная
и на протяжении всего существования
человечества не прекращающаяся борьба
между группами людей. По мнению Гумпловича,
в начале истории вражда разделенных
расово-этническими признаками орд
привела и к возникновению
государств, при которых на смену
борьбы между ордами приходит борьба
между сословиями, классами и партиями,
вызванная прогрессивным разделением
труда, духовными факторами, коллективными
представлениями, верованиями, международными
отношениями и т.д. Г. Спенсер в
работе «Основания социологии» разработал
теорию социально-этической обусловленности
власти. Он считал, что в процессе
своего развития общество эволюционирует
от военного к промышленному (индустриальному)
состоянию. В военном типе социального
устройства общество представляло собой
принудительную организацию сотрудничества
людей в достижении общей цели. В промышленном
– осуществляется добровольное сотрудничество.
Изменение типа общественных отношений
способствует и изменению характера власти.
Военный тип порождает деспотические
и авторитарные режимы. Промышленный тип
способствует утверждении демократии.
Г. Спенсер связал характер власти с особенностями
международных отношений. Подготовка
к войне, политика экономии ведут к централизации,
подавлению личных свобод. Обстановка
мира, наоборот, упрочивает права и свободы.
Спенсер
был непримиримым противником социалистических
идей. Задолго до свершения Великой
Октябрьской социалистической революции
он предсказал, что реализация социалистических
идей приведет к государственному социализму
и тем самым породит катастрофу,
аналогичную катастрофе, порожденной
Французской революцией («пожирали
своих собственных детей»). По его
мнению, государственный социализм,
в котором государство сосредотачивает
в себе чрезмерно много функций,
способствует нравственной деградации
личности.
Особое
место в социологическом направлении
принадлежит немецкому социологу
Максу Веберу (1864—1920 гг.). Как и
классики марксизма, М. Вебер считал,
что политика — это область
общественных отношений по поводу власти
или к оказанию влияния на распределение
власти, будь то между государствами,
будь то внутри государств между группами
людей, которые она в себе заключает.
Однако веберовский подход отличается
от марксизма акцентированием внимания
на социокультурных факторах политического
развития (ценностях, верованиях, идеалах
и т.д.). Под влиянием М. Вебера в
политической науке сложилось устойчивое
убеждение о демократии как специфической
западной ценности, неразрывно связанной
с протестантской этикой, духом индивидуализма,
культурой консенсуса. Но и оценка
социокультурных факторов не столь однозначна,
как оценивались в марксизме социально-экономические
факторы. В этих факторах Вебер не ищет
всех тайн политического развития. Он
лишь подчеркивает их большое значение,
не отрицая значения и других факторов.
Наиболее
существенная идея веберовской концепции
политики состоит в том, что политика
является особым видом человеческой
деятельности. С одной стороны, она
представляет собой предприятие, аппарат
легитимного господства, а с другой
— специфическую профессиональную
деятельность, пронизывающую всю
общественную жизнь. Все общество и
все люди в этом предприятии в
зависимости от своего места делятся
на три категории. Первая — политиков
го случаю (рядовые избиратели). Вторая
— политиков по совместительству
(партийные активисты). Третья —
профессионалы. Политика, по Веберу, как
самостоятельная сфера общественной
жизни формируется лишь с возникновением
государственно-административного
аппарата, как «штаба политического
предприятия всего общества», а
также с обособлением управленческой
деятельности в особую профессию
людей, связанную с контролем
и распределением власти. Значительный
вклад принадлежит Веберу в разработку
теорий власти, бюрократии, лидерства
и другие разделы политологии.
Веберовский
подход к политике как общественному
предприятию, т.е. определенной макроструктуре,
в которой всем гражданам задается
то или иное место и роль во властных
отношения оказал серьезное влияние
на формирование структурно-функционального
метода анализа политики. Наиболее
крупный представитель структурного
функционализма американский социолог
Толкотт Парсонс (1902—1979 гг.). В его
теории социального действия общественная
система рассматривается как
состоящая из четырех подсистем,
каждая из которых выполняет свои
функции. В частности, политическая
подсистема благодаря своей опоре
на власть связана со способностью
обеспечивать организацию люде для
эффективного коллективного действия
с тем, чтобы достигать общих целей. Власть
в политике, для Т. Парсонса, представляет
собой такое же средство обмена и мобилизующий
стимул, каким экономике являются деньги.
Политика, по Парсонсу, включает в себя,
с одной стороны, социальный механизм,
а с другой — институциональную структуру.
Как социальный механизм она состоит и
трех элементов: 1) определения коллективных
целей; 2) принятие решений; 3) мобилизации
необходимых ресурсов для достижения
целей. Как институциональная структура
она также включает З элемента: 1) институт
лидерства; 2) органы власти; З) нормы и
правила регламентации. Социальный механизм
и институциональна структура соединяются
в единую систему политических действий.
Таким образом политическая жизнь как
подсистема общества представляется Парсонсом
как весьма сложная совокупность во действия
лидеров на людей через органы власти
в рамках регламента правовых правил политической
игры, состоящей из определенных целей,
принятия решений и их реализации посредство
мобилизации ресурсов.