Индивидуализм и демократизм в западных учениях ХVII-ХVIIIвв

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 20:14, контрольная работа

Описание работы

Политические учения являются специфической формой теоретического осмысления, усвоения и практического преобразования политической реальности. Они составляют неотъемлемый компонент политической культуры общества, социальных групп и личностей, существенный атрибут теоретической и практической деятельности людей в государственно-организованном обществе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Индивидуализм и демократизм в западных учениях ХVII-ХVIIIвв……4
2. Либеральные теории ХIХ века……………………………………………11
3. Социалистическая мысль ХIХ века………………………………………16
4. Политическая мысль в ХХ века…………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………..29
Литература……………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

к.р. по политологии2.docx

— 54.39 Кб (Скачать)

пролетариата, которая станет новой, высшей формой демократии, поскольку к тому времени пролетариат будет составлять в обществе большинство населения.

     Учение Маркса и Энгельса базируется на следующих предпосылках:

     1. Обусловленность политической сферы  сферой экономической. Политическая  сфера является не чем иным, как надстрой кой над базисом  — совокупностью производственных  отношений. «Способ производства  материальной жизни, — писал  Маркс, — обусловливает социальный, политический и духовный процессы  жизни вообще». Это положение  означает, что политическую реальность  нельзя понять только из самой  себя, что для этого необходимо  обратиться к анализу материальных  отношений в обществе. Такой подход  позволил по- новому взглянуть  на многие вопросы, которые  на протяжении веков волновали  политическую мысль, прежде всего  на вопрос о происхождении  и сущности государства. По  Марксу и Энгельсу, земные основы  государства коренятся в материальных  интересах людей. Государство  порождается не свободной волей  людей, а есть закономерный  результат разделения труда и  связанного с ним образования  социальных классов.

     2. Относительная самостоятельность  и активная роль политики по  отношению к экономике и других  сфер общественной жизни. Хотя  базис первичен, а надстройка  вторична, тем не менее надстройные  институты играют активную роль  в социально-экономическом базисе. Политика выступает не только  как отражение экономических  отношений, но и как важный  инструмент их формирования. Сформировавшаяся  политическая сфера развивается на основе собственных закономерностей и внутренних импульсов.

     3. Политика — это результат и  форма классовой борьбы.

     В классово-антагонистическом обществе политика связана с разрешением  противоречий между классами, имеющими различные, а зачастую и противоположные  классовые интересы. Это проявляет  в различных формах классовой  борьбы, в том числе и в социальных революциях. Руководящей нитью марксистского  анализа политики является выдвинутое К. Марксом и Ф. Энгельсом положение  о сущности классовой борьбы как  борьбы политической, направленной на завоевание и удержание власти. «Политическая  власть в собственном смысле слова, — писали они, — это организованное насилие одного класса для подавления другого». Политическая власть капиталистического общества, по Марксу и Энгельсу, —  это система диктатуры буржуазии. С классовой интерпретацией политической сферы связаны и такие положения  марксизма: «Государство — это комитет  по управлению делами буржуазии», «коммунистическая  партия есть авангард рабочего класса». Из этого следует вывод, что анализ общественного сложения классов  и социальных слоев является исходным пунктом для понимания политического  поведения масс, партий и отдельных  лидеров.

     4. Классовое деление общества не  вечно. Существует закономерность  движения человеческой истории  к уничтожению классов в общества  без классов. Отсюда вытекает  положение о закономерности отмирания  государства и всякой политики. В коммунистическом обществе  должна быть достигнута гармонизация  частных и общественных интересов.

Марксистская  теория политики вскрыла некоторые  глубинные факторы политического  процесса и мотивы политического  по ведения, и в этом состоит ее вклад в развитие политической теории. Однако, делая чрезмерный акцент на экономической обусловленности политической жизни, в марксизме зачастую недооценивались и даже игнорировались некоторые более тонкие механизмы политической активности и деятельности: социально-психологические, социокультурные, правовые, демографические и биологические факторы.

      Пересмотр марксизма оказался  возможен и неизбежен, поскольку  в последние десятилетия 19 века стало очевидно, что положение рабочего класса не ухудшается с развитием капитализма, как предсказывал К. Маркс, а улучшается. Из этого факта Э. Бернштейн сделал далеко идущие выводы, не потерявшие своего значения в наши дни, и разработал программу построения демократического социализма.

     Поскольку экономическое развитие  в условиях капитализма ведет  к росту материального благосостояния рабочих, задача социал-демократических партий должна заключаться в совершенствовании существующего общества, а не в его ликвидации и замене другим, принципиального отличным от буржуазного.

     Необходимым условием такого  совершенствования является политическая демократия. Э. Бернштейн обратил внимание на то, что последовательная реализация основных либеральных принципов политического устройства ведет к ликвидации политического господства буржуазии, если рабочий класс сумеет организоваться и будет постоянно поддерживать свою партию на выборах.

     Таким образом, следовало бороться за углубление политической демократии, победу партии рабочего класса на парламентских выборах,

формирование  социал-демократического правительства. Такое правительство при поддержке парламентского большинства должно неуклонно осуществлять программу растянутых во времени реформ, направленных на

улучшение материального положения рабочего класса, рост его социальной защищенности, повышение культурного и образовательного уровня и т.п. С этой целью, а также ради повышения экономической эффективности следовало постепенно осуществлять частичную национализацию промышленности, прежде всего, убыточных предприятий и отраслей, наладить государственное регулирование частного капиталистического сектора, разработать и осуществить широкие социальные программы на основе перераспределения прибыли от имущих к малоимущим через систему налогов.

     В результате последовательных  и всесторонних реформ либеральная экономическая модель должна уступить место социал-демократической модели в условиях неуклонного совершенствования и развития политической демократии. Инициированные партией рабочего класса реформы должны в конечном счете содействовать быстрому росту общественного богатства и всеобщего благосостояния, отвечая интересам всех слоев населения. Формулируя основные положения концепции демократического социализма, Э. Бернштейн постоянно подчеркивал, что важна не столькосама цель, сколько процесс движения к ней. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Политическая мысль  ХХ века.

     Концепция политической сферы Крупнейшим шагом  в развитии политической теории вообще и социалистической идеологии в  частности является учение Карла  Маркса (1818—1885 гг.) и Фридриха Энгельса (1820—1895 гг.) — марксизм. По мнению ряда политологов, марксистская концепция  политики в ее классическом виде выступила  в качестве некоего «моста», обеспечивающего  преемственность между классическими  концепциями прошлого и современными ее интерпретациями. Многие современные  концепции политики формировались  под непосредственным влиянием марксизма  или в борьбе с марксизмом.

     Марксистская  теория политики вскрыла некоторые  глубинные факторы политического  процесса и мотивы политического  по ведения, и в этом состоит ее вклад в развитие политической теории. Однако, делая чрезмерный акцент на экономической обусловленности  политической жизни, в марксизме  зачастую недооценивались и даже игнорировались некоторые более  тонкие механизмы политической активности и деятельности: социально-психологические, социокультурные, правовые, демографические  и биологические факторы.

     На  Западе в большей мере влияние  марксизма проявилось через распространение  идей Маркса, превращение отдельных  положений в часть современной  научной методологии. Опосредованно  развитие политической мысли конца  ХIХ—ХХ веков происходило в значительной степени как спор с идеями К. Маркса.

     Под влиянием идей Маркса в современной  политической мысли Запада складывается социологическое направление, которое  делает главный акцент на раскрытие  связей политики с социальными отношениями. В социологическом направлении  особенно на первоначальном этапе (Г. Спенсер (1880—1903 гг.), Э. Дюркгейм (1858—1917 гг.) широко используется сравнительно-исторический метод. Сравнительно-исторический метод позволил раскрыть социальные предпосылки распределения власти, развития политических режимов институтов. В орбиту анализа политических процессов включал факторы, прежде не принимающиеся во внимание: возрастающая дифференциация общества.

     Марксистский  взгляд на политику как проявление классово борьбы повлиял также на становление конфликтологического направления в понимании политики (К. Шмит, Р. Дарендорф, Л. Козер и др.). Политика, по Шмитту, представляет собой  особый тип социального отношения  «врача-друга», «вертикальную ось», как бы пронизывающую насквозь всю  общественную структуру и, в частности, экономическую и духовно-культурную жизнь. Иначе говоря, политика —  специфическая форма соединения и разъединения людей.

     Попытка учета биологических факторов в  общественно жизни, в том числе  и в сфере политики, при сохранении установки классового подхода проявилась у одного из виднейших представителей социал-дарвинизма — немецкого мыслителя  Людвита Гумпловича (1832—1909 гг.). В  его работах «Социология и  политика», «Борьба рас» и др. общественная жизнь представляется как беспощадная  и на протяжении всего существования  человечества не прекращающаяся борьба между группами людей. По мнению Гумпловича, в начале истории вражда разделенных  расово-этническими признаками орд  привела и к возникновению  государств, при которых на смену  борьбы между ордами приходит борьба между сословиями, классами и партиями, вызванная прогрессивным разделением  труда, духовными факторами, коллективными  представлениями, верованиями, международными отношениями и т.д. Г. Спенсер в  работе «Основания социологии» разработал теорию социально-этической обусловленности  власти. Он считал, что в процессе своего развития общество эволюционирует от военного к промышленному (индустриальному) состоянию. В военном типе социального устройства общество представляло собой принудительную организацию сотрудничества людей в достижении общей цели. В промышленном – осуществляется добровольное сотрудничество. Изменение типа общественных отношений способствует и изменению характера власти. Военный тип порождает деспотические и авторитарные режимы. Промышленный тип способствует утверждении демократии. Г. Спенсер связал характер власти с особенностями международных отношений. Подготовка к войне, политика экономии ведут к централизации, подавлению личных свобод. Обстановка мира, наоборот, упрочивает права и свободы.

     Спенсер был непримиримым противником социалистических идей. Задолго до свершения Великой  Октябрьской социалистической революции  он предсказал, что реализация социалистических идей приведет к государственному социализму и тем самым породит катастрофу, аналогичную катастрофе, порожденной  Французской революцией («пожирали  своих собственных детей»). По его  мнению, государственный социализм, в котором государство сосредотачивает  в себе чрезмерно много функций, способствует нравственной деградации личности.

     Особое  место в социологическом направлении  принадлежит немецкому социологу  Максу Веберу (1864—1920 гг.). Как и  классики марксизма, М. Вебер считал, что политика — это область  общественных отношений по поводу власти или к оказанию влияния на распределение  власти, будь то между государствами, будь то внутри государств между группами людей, которые она в себе заключает. Однако веберовский подход отличается от марксизма акцентированием внимания на социокультурных факторах политического  развития (ценностях, верованиях, идеалах  и т.д.). Под влиянием М. Вебера в  политической науке сложилось устойчивое убеждение о демократии как специфической  западной ценности, неразрывно связанной  с протестантской этикой, духом индивидуализма, культурой консенсуса. Но и оценка социокультурных факторов не столь однозначна, как оценивались в марксизме социально-экономические факторы. В этих факторах Вебер не ищет всех тайн политического развития. Он лишь подчеркивает их большое значение, не отрицая значения и других факторов.

     Наиболее  существенная идея веберовской концепции  политики состоит в том, что политика является особым видом человеческой деятельности. С одной стороны, она  представляет собой предприятие, аппарат  легитимного господства, а с другой — специфическую профессиональную деятельность, пронизывающую всю  общественную жизнь. Все общество и  все люди в этом предприятии в  зависимости от своего места делятся  на три категории. Первая — политиков  го случаю (рядовые избиратели). Вторая — политиков по совместительству (партийные активисты). Третья —  профессионалы. Политика, по Веберу, как  самостоятельная сфера общественной жизни формируется лишь с возникновением государственно-административного  аппарата, как «штаба политического  предприятия всего общества», а  также с обособлением управленческой деятельности в особую профессию  людей, связанную с контролем  и распределением власти. Значительный вклад принадлежит Веберу в разработку теорий власти, бюрократии, лидерства  и другие разделы политологии.

     Веберовский подход к политике как общественному  предприятию, т.е. определенной макроструктуре, в которой всем гражданам задается то или иное место и роль во властных отношения оказал серьезное влияние  на формирование структурно-функционального  метода анализа политики. Наиболее крупный представитель структурного функционализма американский социолог Толкотт Парсонс (1902—1979 гг.). В его  теории социального действия общественная система рассматривается как  состоящая из четырех подсистем, каждая из которых выполняет свои функции. В частности, политическая подсистема благодаря своей опоре  на власть связана со способностью обеспечивать организацию люде для  эффективного коллективного действия с тем, чтобы достигать общих целей. Власть в политике, для Т. Парсонса, представляет собой такое же средство обмена и мобилизующий стимул, каким экономике являются деньги. Политика, по Парсонсу, включает в себя, с одной стороны, социальный механизм, а с другой — институциональную структуру. Как социальный механизм она состоит и трех элементов: 1) определения коллективных целей; 2) принятие решений; 3) мобилизации необходимых ресурсов для достижения целей. Как институциональная структура она также включает З элемента: 1) институт лидерства; 2) органы власти; З) нормы и правила регламентации. Социальный механизм и институциональна структура соединяются в единую систему политических действий. Таким образом политическая жизнь как подсистема общества представляется Парсонсом как весьма сложная совокупность во действия лидеров на людей через органы власти в рамках регламента правовых правил политической игры, состоящей из определенных целей, принятия решений и их реализации посредство мобилизации ресурсов.

Информация о работе Индивидуализм и демократизм в западных учениях ХVII-ХVIIIвв