Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 20:14, контрольная работа
Политические учения являются специфической формой теоретического осмысления, усвоения и практического преобразования политической реальности. Они составляют неотъемлемый компонент политической культуры общества, социальных групп и личностей, существенный атрибут теоретической и практической деятельности людей в государственно-организованном обществе.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Индивидуализм и демократизм в западных учениях ХVII-ХVIIIвв……4
2. Либеральные теории ХIХ века……………………………………………11
3. Социалистическая мысль ХIХ века………………………………………16
4. Политическая мысль в ХХ века…………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………..29
Литература……………………………………………………………………..30
Классический либерализм
философской основой является номиналистический постулат о приоритете
единичного перед общим. Соответственно центральным является принцип
индивидуализма: интересы личности выше интересов общества и государства. Поэтому государство не может попирать права и свободы человека, а личность имеет право защищать их против посягательств со стороны других лиц, организаций, общества и государства.
Если рассматривать принцип
его ложность. Ни в одном государстве интересы отдельного человека не
могут быть выше общественных и государственных. Обратная ситуация
означала бы гибель государства. Любопытно, что впервые на это обратил
внимание один из основоположников классического либерализма И. Бентам. Он писал, что «естественные, неотчуждаемые и священные права никогда не существовали», так как они несовместимы с государством; «…граждане, требуя их, просили бы только анархии…». Тем не менее, принцип индивидуализма сыграл в высшей степени прогрессивную роль в развитии западной цивилизации. И в наше время он по-прежнему дает личности законное право отстаивать свои интересы перед лицом государства.
Принцип утилитаризма
общества не что иное как сумма интересов составляющих его индивидов.
Поэтому любые действия политиков и любые институты должны оцениваться исключительно с точки зрения того, в какой мере они способствуют уменьшению страданий и увеличению счастья отдельных людей. Конструирование модели идеального общества, по мнению И. Бентама, не нужное и опасное с точки зрения возможных последствий занятие.
Тем не менее, основываясь на
принципах индивидуализма и
взаимодействия
образуется общественная гармония, предполагающая
эффективное экономическое
Концепции общественной
всеми, в том числе, государственными чиновниками. При этом материальное благосостояние каждого отдельного человека считается его личным делом, а не сферой заботы государства. Смягчение крайностей нищеты предполагается за счет частной благотворительности. Сущность правового
государства кратко выражается формулой: «закон превыше всего».
Программы либеральных партий обычно включали следующие требования: разделение властей; утверждение принципа парламентаризма, то
есть переход к таким формам организации государства, при которых правительство формируется парламентом; провозглашение и реализация демократических прав и свобод; отделение церкви от государства.
С конца 18 века и по первые два десятилетия 20 века инициатива социального реформаторства в странах западной цивилизации принадлежала
либералам. Однако уже в конце 19-начале 20 века начался кризис либерализма. Рассмотрим его причины.
Теория общественной
Борьба рабочего класса против буржуазии началась в 20-е годы 19 века в
Англии. Первой его формой стало лудистское движение, направленное
против механизации производства. Начиная с 30-х годов 19 века, формы
классовой борьбы стали более рациональны и разнообразны: экономические и политические забастовки, чартистское движение за расширение избирательного права, вооруженные восстания в Леоне и в Силезии. Индустриальное общество уже в первой половине 19 века проявило себя как глубоко конфликтное и экономически нестабильное.
Противоречия между
теорией стали очевидны в конце 19-начале 20 вв., когда капиталистический способ производства перешел в монополистическую стадию. Свободная конкуренция уступала место диктату монополий, цены определялись не рынком, а крупными фирмами, подчинившими конкурентов, кризисы перепроизводства становились более длительными и разрушительными, охватывали одновременно целый ряд стран.
Борьба рабочего класса за достойную жизнь становилась все более организованной и эффективной. Начиная с 60-х годов 19 века, эту борьбу
возглавляли
социал-демократические партии, первоначально
провозгласившие своей целью
утверждение диктатуры
Необходимость
Создателями социального
3. Социалистическая мысль ХIХ века
Понятие «социализм», которое вошло во всеобщее употребление в третьем десятилетии 19 века, призвано было обозначить направление общественной мысли, стремящееся разработать принципиально новую модель устройства общества как целого на основе преобразования социально-экономических отношений. Дать краткое содержательное определение этой идеологии сложно, поскольку понятие социализм объединяет большое количество сильно различающихся между собой концепций, которые могут быть разделены на две большие группы: собственно социалистические и коммунистические.
В концепциях первой группы предполагается, что достойная жизнь
трудящихся может быть достигнута в обществе, основанном на сочетании
общественной и частной собственности на средства производства, а всеобщее абсолютное равенство не обязательно и не желательно. Концепции
второй группы предлагают создать общество, основанное исключительно
на общественных формах собственности, что предполагает полное социальное и имущественное равенство граждан.
Идея социализма зародилась в античном
мире как представление о счастливом детстве
человечества в условиях существовавшего
в прошлом золотого века. Эти идеи появились
в период возникновения классов, приведшего
к дифференциации общества, появления
эксплуататоров и эксплуатируемых. Но
только с ХVI-ХVII веков социалистические
идеи заняли видное место в философии
права и политики.
Одним из ранних социалистов-утопистов
был итальянец Томмазо Кампанелла (1568-1639).
Его основная работа – «Город солнца»,
в которой изложены взгляды автора на
справедливое устройство человеческого
общества. Город Солнца – несуществующая
страна, в которую во время своих странствий
попадает путешественник. Здесь он находит
порядок, резко отличающийся от тех, которые
бытовали в то время в Европе. Полное отсутствие
частной собственности, всеобщий обязательный
труд.
Каждый гражданин получает от общества
все, что ему необходимо для удовлетворения
своих потребностей, но в пределах разумного.
Семьи в государстве Солнца нет, половые
отношения регулируются властями в целях
появления здорового поколения.
Особое место среди социалистов-утопистов
Франции занимают Сен-Симон и Шарль Фурье,
которые вместе с английским ученым Робертом
Оуэном вошли в историю как великие критические
утописты, учение которых, несмотря на
его не всегда социалистическую атрибутику,
стало одним из идейных источников возникновения
марксизма. Это было обусловлено тем, что
к вопросу переустройства общества они
подходили всесторонне, предлагали пути
и методы разрешения противоречий на основе
анализа экономических, политических,
социальных и духовных процессов.
Шарль Фурье (1772-1837) – автор сочинений:
«Теория четырех движений и всеобщих судеб»,
«Теория всемирного единства» и др. Общество,
согласно его учению, проходит в своем
развитии ряд ступеней, последнюю из которых
он назвал строем цивилизации. Особое
внимание при этом он уделяет тому, как
будут реализовываться на деле, а не на
словах, для подавляющего большинства
населения истинные права и свободы, прежде
всего, право на труд, «без которого ничего
не стоят все другие права».
Чрезвычайно много сделал для разработки
экономической стороны проблемы Роберт
Оуэн (1771-1858). В своей практической деятельности
он даже предпринял попытку реализовать
ее. Разумная общественно-политическая
система, полагал он, должна быть основана
на законах природы, а не на порочных человеческих
законах, которые зачастую есть результат
заблуждения и эмпиризма. Частная собственность
– плод насилия и несправедливости.
Конкретные системы взглядов
основоположников
обществе. Переход к новой общественной организации мыслился как постепенный и происходящий исключительно мирным путем. В качества средств перехода предлагались: обращение к власть имущим, к представителям крупного бизнеса, создание на новых принципов образцовых предприятий, пропаганда положительного опыта. Именно обозначенные средства перехода к обществу социальной справедливости вызвали к жизни название «утопический социализм».
В 40-е годы 19 века возник марксизм, называемый также рабочим или экономическим социализмом, а также научным коммунизмом. Эта идеология появилась на основе осуществленного Карлом Марксом анализа экономических отношений буржуазного общества в условиях роста рабочего
движения. Основные положения марксизма таковы.
Капиталистическое общество
Переход к новому обществу возможен лишь путем классовой борьбы
и социальной революции, которую осуществит рабочий класс во главе с коммунистической партией, вооруженной знанием законов общественного
развития. Непосредственно после победы революции утвердится диктатура
Информация о работе Индивидуализм и демократизм в западных учениях ХVII-ХVIIIвв