Индивидуализм и демократизм в западных учениях ХVII-ХVIIIвв

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 20:14, контрольная работа

Описание работы

Политические учения являются специфической формой теоретического осмысления, усвоения и практического преобразования политической реальности. Они составляют неотъемлемый компонент политической культуры общества, социальных групп и личностей, существенный атрибут теоретической и практической деятельности людей в государственно-организованном обществе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Индивидуализм и демократизм в западных учениях ХVII-ХVIIIвв……4
2. Либеральные теории ХIХ века……………………………………………11
3. Социалистическая мысль ХIХ века………………………………………16
4. Политическая мысль в ХХ века…………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………..29
Литература……………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

к.р. по политологии2.docx

— 54.39 Кб (Скачать)

     Классический либерализм включает  ряд принципов и концепций. 

философской основой является номиналистический  постулат о приоритете

единичного  перед общим. Соответственно центральным  является принцип

индивидуализма: интересы личности выше интересов общества и государства. Поэтому государство  не может попирать права и свободы  человека, а личность имеет право защищать их против посягательств со стороны других лиц, организаций, общества и государства.

     Если рассматривать принцип индивидуализма  с точки зрения его соответствия  действительному положению вещей,  следует констатировать

его ложность. Ни в одном государстве интересы отдельного человека не

могут быть выше общественных и государственных. Обратная ситуация

означала  бы гибель государства. Любопытно, что  впервые на это обратил

внимание  один из основоположников классического  либерализма И. Бентам. Он писал, что  «естественные, неотчуждаемые и  священные права никогда не существовали», так как они несовместимы с  государством; «…граждане, требуя их, просили бы только анархии…». Тем не менее, принцип индивидуализма сыграл в высшей степени прогрессивную роль в развитии западной цивилизации. И в наше время он по-прежнему дает личности законное право отстаивать свои интересы перед лицом государства.

     Принцип утилитаризма представляет  собой дальнейшее развитие и конкретизацию принципа индивидуализма. Сформулировавший его И.Бентам полагал, что общество – это фиктивное тело, состоящее из отдельных личностей. Общее благо – также фикция. Действительный интерес

общества  не что иное как сумма интересов  составляющих его индивидов.

Поэтому любые действия политиков и любые  институты должны оцениваться исключительно  с точки зрения того, в какой  мере они способствуют уменьшению страданий  и увеличению счастья отдельных  людей. Конструирование модели идеального общества, по мнению И. Бентама, не нужное и опасное с точки зрения возможных  последствий занятие.

     Тем не менее, основываясь на  принципах индивидуализма и утилитаризма, классический либерализм предложил  в качестве оптимальной вполне  конкретную модель общества и  государства. Сердцевину этой  модели составляет разработанная А. Смитом концепция общественной саморегуляции. По мнению А. Смита, в условиях рыночной экономики, основанной на частной собственности и конкуренции, отдельные индивиды преследуют свои эгоистические интересы, а в результате их столкновения и

взаимодействия  образуется общественная гармония, предполагающая эффективное экономическое развитие страны. Государству не следует вмешиваться  в социально-экономические отношения: оно способно скорее нарушить гармонию, чем содействовать ее установлению.

     Концепции общественной саморегуляции  в сфере политики соответствует  концепция правового государства.  Целью такого государства является  формальное равенство возможностей  граждан, средством – принятие соответствующих законов и обеспечение их неукоснительного выполнения

всеми, в том числе, государственными чиновниками. При этом материальное благосостояние каждого отдельного человека считается  его личным делом, а не сферой заботы государства. Смягчение крайностей нищеты предполагается за счет частной благотворительности. Сущность правового

государства кратко выражается формулой: «закон превыше  всего».

          Программы либеральных партий обычно включали следующие требования: разделение властей; утверждение принципа парламентаризма, то

есть  переход к таким формам организации  государства, при которых правительство  формируется парламентом; провозглашение и реализация демократических прав и свобод; отделение церкви от государства.

     С конца 18 века и по первые  два десятилетия 20 века инициатива  социального реформаторства в  странах западной цивилизации  принадлежала

либералам. Однако уже в конце 19-начале 20 века начался кризис либерализма. Рассмотрим его причины.

     Теория общественной саморегуляции  никогда в полной мере не  соответствовала действительности. Первый кризис перепроизводства  произошел в Англии в 1825 году, то есть сразу же после завершения  промышленного переворота. С тех  пор кризисы этого типа периодически  происходили во всех развитых капиталистических странах и стали неотъемлемой частью индустриального общества. Социальной гармонии также не наблюдалось.

Борьба  рабочего класса против буржуазии началась в 20-е годы 19 века в

Англии. Первой его формой стало лудистское движение, направленное

против  механизации производства. Начиная  с 30-х годов 19 века, формы

классовой борьбы стали более рациональны  и разнообразны: экономические и  политические забастовки, чартистское  движение за расширение избирательного права, вооруженные восстания в  Леоне и в Силезии. Индустриальное общество уже в первой половине 19 века проявило себя как глубоко конфликтное  и экономически нестабильное.

     Противоречия между объективной  действительностью и либеральной

теорией стали очевидны в конце 19-начале 20 вв., когда капиталистический способ производства перешел в монополистическую  стадию. Свободная конкуренция уступала место диктату монополий, цены определялись не рынком, а крупными фирмами, подчинившими конкурентов, кризисы перепроизводства становились более длительными и разрушительными, охватывали одновременно целый ряд стран.

     Борьба рабочего класса за  достойную жизнь становилась  все более организованной и  эффективной. Начиная с 60-х  годов 19 века, эту борьбу

возглавляли социал-демократические партии, первоначально  провозгласившие своей целью  утверждение диктатуры пролетариата и ликвидацию частной собственности на средства производства.

     Необходимость государственного  регулирования экономики и социальных  конфликтов становилась все более  очевидной. В этих условиях инициатива социального реформаторства стала постепенно переходить к социал-демократии, сумевшей разработать в 90-е годы 19 века принципиально новую программу совершенствования буржуазного общества, предполагающую отказ от диктатуры пролетариата и ликвидации частной собственности.

     Создателями социального либерализма стали такие политические мыслители как Дж. Гоббсон, Т. Грин, Л. Хобхауз (Англия), В. Репке, В. Ойкен (Германия), Б. Кроче (Италия), Л. Уорд, Дж. Кроули, Дж. Дьюи (США). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Социалистическая  мысль ХIХ века

Понятие «социализм», которое вошло во всеобщее употребление в третьем десятилетии 19 века, призвано было обозначить направление общественной мысли, стремящееся разработать принципиально новую модель устройства общества как целого на основе преобразования социально-экономических отношений. Дать краткое содержательное определение этой идеологии сложно, поскольку понятие социализм объединяет большое количество сильно различающихся между собой концепций, которые могут быть разделены на две большие группы: собственно социалистические и коммунистические.

     В концепциях первой группы  предполагается, что достойная жизнь

трудящихся  может быть достигнута в обществе, основанном на сочетании

общественной  и частной собственности на средства производства, а всеобщее абсолютное равенство не обязательно и не желательно. Концепции

второй  группы предлагают создать общество, основанное исключительно

на общественных формах собственности, что предполагает полное социальное и имущественное равенство граждан.

     Идея социализма зародилась в античном мире как представление о счастливом детстве человечества в условиях существовавшего в прошлом золотого века. Эти идеи появились в период возникновения классов, приведшего к дифференциации общества, появления эксплуататоров и эксплуатируемых. Но только с ХVI-ХVII веков социалистические идеи заняли видное место в философии права и политики. 
Одним из ранних социалистов-утопистов был итальянец Томмазо Кампанелла (1568-1639). Его основная работа – «Город солнца», в которой изложены взгляды автора на справедливое устройство человеческого общества. Город Солнца – несуществующая страна, в которую во время своих странствий попадает путешественник. Здесь он находит порядок, резко отличающийся от тех, которые бытовали в то время в Европе. Полное отсутствие частной собственности, всеобщий обязательный труд.  
Каждый гражданин получает от общества все, что ему необходимо для удовлетворения своих потребностей, но в пределах разумного. Семьи в государстве Солнца нет, половые отношения регулируются властями в целях появления здорового поколения.  
Особое место среди социалистов-утопистов Франции занимают Сен-Симон и Шарль Фурье, которые вместе с английским ученым Робертом Оуэном вошли в историю как великие критические утописты, учение которых, несмотря на его не всегда социалистическую атрибутику, стало одним из идейных источников возникновения марксизма. Это было обусловлено тем, что к вопросу переустройства общества они подходили всесторонне, предлагали пути и методы разрешения противоречий на основе анализа экономических, политических, социальных и духовных процессов. 
Шарль Фурье (1772-1837) – автор сочинений: «Теория четырех движений и всеобщих судеб», «Теория всемирного единства» и др. Общество, согласно его учению, проходит в своем развитии ряд ступеней, последнюю из которых он назвал строем цивилизации. Особое внимание при этом он уделяет тому, как будут реализовываться на деле, а не на словах, для подавляющего большинства населения истинные права и свободы, прежде всего, право на труд, «без которого ничего не стоят все другие права». 
Чрезвычайно много сделал для разработки экономической стороны проблемы Роберт Оуэн (1771-1858). В своей практической деятельности он даже предпринял попытку реализовать ее. Разумная общественно-политическая система, полагал он, должна быть основана на законах природы, а не на порочных человеческих законах, которые зачастую есть результат заблуждения и эмпиризма. Частная собственность – плод насилия и несправедливости.

     Конкретные системы взглядов  основоположников гуманистического социализма были различны, но в общем и целом общество социальной справедливости мыслилось как основанное на сочетании общественной и частной форм собственности, на сотрудничестве классов. Предполагалось сохранение общественного и имущественного неравенства, связанного с неодинаковостью вклада – финансового и трудового - в развитие предприятия, с разной ролью представителей различных социальных слоев в

обществе. Переход к новой общественной организации мыслился как постепенный и происходящий исключительно мирным путем. В качества средств перехода предлагались: обращение к власть имущим, к представителям крупного бизнеса, создание на новых принципов образцовых предприятий, пропаганда положительного опыта. Именно обозначенные средства перехода к обществу социальной справедливости вызвали к жизни название «утопический социализм».

     В 40-е годы 19 века возник марксизм, называемый также рабочим или экономическим социализмом, а также научным коммунизмом. Эта идеология появилась на основе осуществленного Карлом Марксом анализа экономических отношений буржуазного общества в условиях роста рабочего

движения. Основные положения марксизма таковы.

     Капиталистическое общество неизбежно утратит свою экономическую эффективность из-за свойственного ему противоречия между общественным характером производства и частной формой присвоения. Чтобы ликвидировать это противоречие и открыть простор развитию производительных сил, следует ликвидировать частную собственность на средства производства. Соответственно будущее общество социальной справедливости станет одновременно экономически наиболее эффективным. В нем будет общественная собственность на средства производства, не станет классов, исчезнет эксплуатация, утвердится полное общественное и имущественное равенство, прекратит свое существование государство как политическая организация экономически господствующего класса (его заменит общественное самоуправление), станет возможна творческая самореализация каждого человека.

     Переход к новому обществу  возможен лишь путем классовой  борьбы

и социальной революции, которую осуществит рабочий  класс во главе с коммунистической партией, вооруженной знанием законов общественного

развития. Непосредственно после победы революции  утвердится диктатура

Информация о работе Индивидуализм и демократизм в западных учениях ХVII-ХVIIIвв