Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 22:13, реферат
Политическая составляющая внешнего имиджа страны – это, на наш взгляд, наиболее важная и изменчивая составная часть субъективного имиджа – имиджа, который может меняться в реальном времени в результате текущей деятельности социальных субъектов. От того, как представлена политическая система страны, как описываются протекающие в ней политические, этнополитические процессы, какова отражаемая в коммуникативных потоках степень демократичности - недемократичности политического режима, во многом, зависит интенсивность, направленность и стабильность (или нестабильность) экономических и культурных связей. Очевидно, что отсутствие политических противоречий является фактором укрепления социальных связей на международном уровне (правда, при условии наличия взаимного интереса между национально-государственными образованиями).
Политическая
составляющая внешнего имиджа страны
– это, на наш взгляд, наиболее важная
и изменчивая составная часть
субъективного имиджа – имиджа,
который может меняться в реальном
времени в результате текущей
деятельности социальных субъектов. От
того, как представлена политическая
система страны, как описываются
протекающие в ней
1.1 Структурная модель имиджа политических институтов
При разработке структурной модели имиджа политических институтов как составляющей политического имиджа государства возникает ряд сложностей концептуального характера. Постараемся выявить основные противоречия, существующие в теории и практике политических коммуникаций, и предложить приемлемые способы их преодоления.
Политический
институт: теоретический и практический
аспект функционирования. Единства в
определении понятия «
Наиболее распространенным является следующее определение: политические нормы и возникающие на их основе отношения называются политическими институтами. Процесс воплощения идей в нормы, правила, принципы существования политических организаций называется институциализацией, так происходит формирование элементов политической организации общества Также под политическим институтом принято понимать «устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определённый сегмент отношений политической власти в обществе. Устойчивость политического института достигается за счёт:
Перечисленные свойства принято называть атрибутами института. Именно они делают политический институт объективными, самовоспроизводящимися социальными образованиями, не зависящими от воли и желания отдельных индивидов, побуждающими людей ориентироваться в своём поведении на предписываемые модели поведения, на определённые нормы и правила. Вместе с тем политический институт существуют только в действиях людей, воспроизводящих соответствующий тип отношений, взаимодействий. Политические институты структурируют поле политических властеотношений, делают взаимодействия людей достаточно определёнными, устойчивыми»
Таким образом,
в широком смысле политический институт
– это определенный тип социального
взаимодействия, а в узком –
«определенная форма
Политические институты – это элементы политической системы общества. Под политической системой принято понимать «совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства» 5.
Во-вторых, при вычленении в политической системе конкретных образований, подпадающих под определение «политический институт», также возникает ряд сложностей.
Главным политическим институтом считается само государство. В структуре государства исследователи выделяют следующие политические институты:
В практическом плане «политический институт» как определенный тип социальных взаимодействий (институт государственной службы, институт президентства, институт парламентаризма) реализуется либо посредством деятельности конкретной организации (институт парламентаризма реализуется парламентом, институт судопроизводства – судом), либо отдельного человека (политического лидера).
Под организацией здесь понимается «искусственно созданная социальная группа институционального характера, выполняющая определенную общественную функцию. Банк в этом отношении представляет собой организацию, члены которой участвуют в выполнении функций накопления, распределения и упорядоченного использования денег, а школа - организацию, коллектив которой участвует в выполнении функции-передачи знаний молодому поколению и его социализации»
В политическую систему государства входят не все учреждения, а только такие, которые берут на себя выполнение ее специфических функций в обществе. Особенность государства состоит в том, что оно представляет собой совокупность органов, осуществляющих властные управленческие функции общества.
Организационные отношения в сфере политики наделены некоторыми чертами:
- общая
цель для всех участников
- иерархичность
структуры отношений внутри
- дифференцированность норм для руководителей и руководимых.
Поэтому разработку структурной модели имиджа политических институтов целесообразно начать с описания органов, выполняющих властные управленческие функции в обществе – органов государственной власти.
Деятельность органов государственной власти направлена на обеспечение функционирования, преобразование и защиту системы осуществления политической власти в обществе, т. е. политическая деятельность является для них основной. Однако следует оговориться: в своей повседневной практике политические институты могут выполнять и неполитические функции: «будучи неотъемлемыми составными частями политического по своей сути и характеру государственного механизма, они в то же время выполняют и неполитические функции - экономические, финансовые и т.п.» Обозначим перечисленные выше государственные политические институты политическими субъектами первого типа.
Однако государство является не единственным политических институтом. К субъектам второго типа можно отнести негосударственные политические институты - политические партии и общественно-политические организации.
Таким образом, при описании имиджа политических институтов необходима информация о характере деятельности и государственных политических, и негосударственных политических институтов.
Еще одной важной составляющей имиджа политических институтов является характер и степень их участия в понимаемых в широком смысле политических процессах.
1.2 Имидж политических институтов: основные подходы, базовая дефиниция
Имиджевый аспект деятельности политических институтов не получил в литературе комплексного теоретического осмысления. Наиболее разработанным является концепт «политический имидж».
Под политическим имиджем (political image) принято понимать «положительные или отрицательные представления о политике, программе и лидерах, которые политическая партия создала у избирателей. Термин был впервые использован в начале ХХ века английским политтехнологом Грехемом Уоллесом. Под влиянием социологических теоретиков коллективного и массового поведения он доказывал, что разум избирателей подобен «замедленной фотографической пластинке», отражая скорее обобщенные прошлые или длительные восприятия, позиции и оценки, чем руководствуясь рациональным подходом к политике конкурирующих партий. Впоследствии термин стал широко применяться в исследованиях электорального поведения, а также теми, кто сознательно стремился преобразить имидж отдельных политических партий, например, за счет рекламы»
В теории и практике политических коммуникаций основное внимание уделяется лишь одному аспекту – технологиям создания имиджа политика (политического лидера) и имиджа политической партии: «Политический имидж - образ политического лидера - деятеля партии, который складывается в общественном мнении. Политический имидж может возникать стихийно, без усилий со стороны личности (группы), либо при помощи особых средств, находящихся в распоряжении специалистов по созданию имиджа (имиджмейкеров). Как правило, соответствует требованиям и чаяниям, существующим в данном обществе, представлениям населения о личности и роли политика…
Процесс создания и внесения политического имиджа в массовое сознание подчиняется и определяется законами политической рекламы и направлен на приобретение политиком (политической группой) общественной популярности».
При этом из всего многообразия политических процессов достаточно внимания уделяется лишь электоральному процессу: «цели создания политического имиджа: помощь его носителю в избирательной кампании, реализация собственной программы, мобилизация населения на решение социальных задач, стоящих перед обществом».
Политический имидж и имидж политических институтов (лидера и партии) рассматриваются как средство борьбы за власть.
«Термин «имидж» начал использоваться в коммерческой рекламе для дифференциации однородных товаров. С разработкой новых методов организации избирательных кампаний в начале 1960-х годов в США имиджи стали широко применяться и для дифференциации общественных лидеров» 13.
В данном случае мы видим практически полное отождествление понятий «политический имидж» и «имидж политического лидера (кандидата, партии)».
Таким образом, имидж политических институтов для внешней аудитории – это информация не только и не столько об электоральной практике, которая, несомненно, является важной, однако не единственной разновидностью политической деятельности, сколько информация о повседневной практике всех типов политических субъектов – и государственных, и негосударственных политических институтов. Стоит особо подчеркнуть: имидж становится результатом пересечения коммуникативных потоков, несущих информацию не только о политической, но и неполитической (экономической, правовой и т.д.) деятельности выделенных выше типов субъектов.
Для более полного описания структуры имиджа политических институтов считаем целесообразным привлечение понятия «информационно-коммуникативная система» (ИКС), предложенного коллективом московских исследователей по политической коммуникативистике.
ИКС они определяют как «совокупность инфопотоков, которые постоянно формируются вокруг ролевых, функциональных или целенаправленных взаимодействий акторов и способны к своему устойчивому воспроизведению, несмотря на внешнее сопротивление».
На наш взгляд, проецируемые во внешнюю информационную среду сведения о ролевых, функциональных и целенаправленных взаимодействиях российских политических субъектов и образуют исследуемый нами имиджевый компонент политических институтов.
Учитывая тот факт, что политическая подоплека зачастую обуславливает все экономические, социальные (в широком смысле) и культурные решения, можно выделить широкий круг целевых групп как объектов осознанного воздействия:
политические элиты;
экономические элиты;
лидеры мнений от массмедиа;
рядовые граждане (обыватели).
Выделенные целевые группы в зависимости от степени информированности – неинформированности будут демонстрировать вполне прогнозируемую иерархию результатов: политические элиты, получающие позитивную информацию, будут ориентироваться не на конфронтацию, а на сближение стран; экономические элиты будут стремиться к укреплению экономических связей; получив гарантию соблюдения свободы слова, массмедиа будут способствовать созданию позитивного имиджа у всех типов целевых аудиторий. Рядовые граждане также могут демонстрировать как изменение ценностных ориентаций (смена негативных аттитюдов на позитивные), так и изменение поведения (развитие туризма, предпринимательства и т.п.).
Ещё Макс Вебер утверждал: "Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как к средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти "ради нее самой", чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает".
Любое лидерство есть явление групповое. Не может существовать лидер-одиночка, лидер "сам по себе" - без связи и отношений с окружением - обществом и гражданами... Каковы же эти отношения и как они отражаются на имидже страны?
Главной особенностью отношений между руководителем страны и ее гражданами является то, что это - отношения власти. Они представляют собой социальное влияние одного или нескольких лидеров на общество.
В самом общем виде под социальным влиянием понимается процесс, через который поведение одного или нескольких человек трансформирует состояние других людей. Объект влияния может изменить свои знания, верования и представления о каких-либо сторонах окружающего мира. Воздействие способно также затронуть чувства, ценности, мотивацию или отношение к тем или иным вещам и явлениям. Наконец, под нажимом другого лица или лиц объект может изменять свое поведение.