Имидж политических институтов в структуре политического имиджа государства для внешних аудиторий

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 22:13, реферат

Описание работы

Политическая составляющая внешнего имиджа страны – это, на наш взгляд, наиболее важная и изменчивая составная часть субъективного имиджа – имиджа, который может меняться в реальном времени в результате текущей деятельности социальных субъектов. От того, как представлена политическая система страны, как описываются протекающие в ней политические, этнополитические процессы, какова отражаемая в коммуникативных потоках степень демократичности - недемократичности политического режима, во многом, зависит интенсивность, направленность и стабильность (или нестабильность) экономических и культурных связей. Очевидно, что отсутствие политических противоречий является фактором укрепления социальных связей на международном уровне (правда, при условии наличия взаимного интереса между национально-государственными образованиями).

Работа содержит 1 файл

политология конф.docx

— 53.84 Кб (Скачать)
  1. Имидж политических институтов в структуре политического имиджа государства для внешних аудиторий

 

Политическая  составляющая внешнего имиджа страны – это, на наш взгляд, наиболее важная и изменчивая составная часть  субъективного имиджа – имиджа, который может меняться в реальном времени в результате текущей  деятельности социальных субъектов. От того, как представлена политическая система страны, как описываются  протекающие в ней политические, этнополитические процессы, какова отражаемая в коммуникативных потоках степень  демократичности - недемократичности  политического режима, во многом, зависит  интенсивность, направленность и стабильность (или нестабильность) экономических  и культурных связей. Очевидно, что  отсутствие политических противоречий является фактором укрепления социальных связей на международном уровне (правда, при условии наличия взаимного  интереса между национально-государственными образованиями).

1.1 Структурная модель имиджа политических институтов

При разработке структурной модели имиджа политических институтов как составляющей политического  имиджа государства возникает ряд  сложностей концептуального характера. Постараемся выявить основные противоречия, существующие в теории и практике политических коммуникаций, и предложить приемлемые способы их преодоления.

Политический  институт: теоретический и практический аспект функционирования. Единства в  определении понятия «политический институт» у исследователей до сих пор нет.

Наиболее  распространенным является следующее  определение: политические нормы и  возникающие на их основе отношения  называются политическими институтами. Процесс воплощения идей в нормы, правила, принципы существования политических организаций называется институциализацией, так происходит формирование элементов  политической организации общества Также под политическим институтом принято понимать «устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определённый сегмент отношений политической власти в обществе. Устойчивость политического института достигается за счёт:

  • норм, регламентирующих характер взаимодействия;
  • санкций, препятствующих отклонению от нормативных моделей поведения;
  • опривычивания людьми сложившегося институционального порядка.

Перечисленные свойства принято называть атрибутами института. Именно они делают политический институт объективными, самовоспроизводящимися социальными образованиями, не зависящими от воли и желания отдельных индивидов, побуждающими людей ориентироваться в своём поведении на предписываемые модели поведения, на определённые нормы и правила. Вместе с тем политический институт существуют только в действиях людей, воспроизводящих соответствующий тип отношений, взаимодействий. Политические институты структурируют поле политических властеотношений, делают взаимодействия людей достаточно определёнными, устойчивыми»

Таким образом, в широком смысле политический институт – это определенный тип социального  взаимодействия, а в узком –  «определенная форма организации, опирающаяся на правила и упорядоченные  модели поведения и выполняющая  определенные функции в обществе»

Политические  институты – это элементы политической системы общества. Под политической системой принято понимать «совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства» 5.

Во-вторых, при вычленении в политической системе  конкретных образований, подпадающих  под определение «политический  институт», также возникает ряд  сложностей.

Главным политическим институтом считается  само государство. В структуре государства  исследователи выделяют следующие  политические институты:

  • институт парламентаризма, выполняющий функции регулирования отношений по поводу создания основных правовых норм, законов и представительства интересов различных социальных групп в государстве;
  • институты исполнительной власти, регулирующие систему взаимодействий, складывающихся между органами, должностными лицами, осуществляющими текущее управление общественными делами и населением страны;
  • институт государственной службы, регулирующий профессиональную деятельность людей, принадлежащих к особой статусной группе;
  • институт главы государства, обеспечивающий устойчивое воспроизводство в обществе отношений, позволяющих лидеру государства выступать от имени всего народа, быть высшим арбитром в спорах, гарантировать целостность страны, незыблемость конституционных прав граждан;
  • институты судопроизводства, регламентирующие отношения по поводу споров и конфликтов.

В практическом плане «политический институт»  как определенный тип социальных взаимодействий (институт государственной  службы, институт президентства, институт парламентаризма) реализуется либо посредством деятельности конкретной организации (институт парламентаризма реализуется парламентом, институт судопроизводства – судом), либо отдельного человека (политического лидера).

Под организацией здесь понимается «искусственно  созданная социальная группа институционального характера, выполняющая определенную общественную функцию. Банк в этом отношении  представляет собой организацию, члены  которой участвуют в выполнении функций накопления, распределения  и упорядоченного использования  денег, а школа - организацию, коллектив  которой участвует в выполнении функции-передачи знаний молодому поколению и его социализации»

В политическую систему государства входят не все  учреждения, а только такие, которые  берут на себя выполнение ее специфических функций в обществе. Особенность государства состоит в том, что оно представляет собой совокупность органов, осуществляющих властные управленческие функции общества.

Организационные отношения в сфере политики наделены некоторыми чертами:

- общая  цель для всех участников организации; 

- иерархичность  структуры отношений внутри организации;

- дифференцированность  норм для руководителей и руководимых.

Поэтому разработку структурной модели имиджа политических институтов целесообразно  начать с описания органов, выполняющих властные управленческие функции в обществе – органов государственной власти.

Деятельность  органов государственной власти направлена на обеспечение функционирования, преобразование и защиту системы осуществления политической власти в обществе, т. е. политическая деятельность является для них основной. Однако следует оговориться: в своей повседневной практике политические институты могут выполнять и неполитические функции: «будучи неотъемлемыми составными частями политического по своей сути и характеру государственного механизма, они в то же время выполняют и неполитические функции - экономические, финансовые и т.п.» Обозначим перечисленные выше государственные политические институты политическими субъектами первого типа.

Однако  государство является не единственным политических институтом. К субъектам второго типа можно отнести негосударственные политические институты - политические партии и общественно-политические организации.

Таким образом, при описании имиджа политических институтов необходима информация о характере деятельности и государственных политических, и негосударственных политических институтов.

Еще одной  важной составляющей имиджа политических институтов является характер и степень их участия в понимаемых в широком смысле политических процессах.

1.2 Имидж политических институтов: основные подходы, базовая дефиниция

Имиджевый аспект деятельности политических институтов не получил в литературе комплексного теоретического осмысления. Наиболее разработанным является концепт «политический имидж».

Под политическим имиджем (political image) принято понимать «положительные или отрицательные представления о политике, программе и лидерах, которые политическая партия создала у избирателей. Термин был впервые использован в начале ХХ века английским политтехнологом Грехемом Уоллесом. Под влиянием социологических теоретиков коллективного и массового поведения он доказывал, что разум избирателей подобен «замедленной фотографической пластинке», отражая скорее обобщенные прошлые или длительные восприятия, позиции и оценки, чем руководствуясь рациональным подходом к политике конкурирующих партий. Впоследствии термин стал широко применяться в исследованиях электорального поведения, а также теми, кто сознательно стремился преобразить имидж отдельных политических партий, например, за счет рекламы»

В теории и практике политических коммуникаций основное внимание уделяется лишь одному аспекту – технологиям создания имиджа политика (политического лидера) и имиджа политической партии: «Политический имидж - образ политического лидера - деятеля партии, который складывается в общественном мнении. Политический имидж может возникать стихийно, без усилий со стороны личности (группы), либо при помощи особых средств, находящихся в распоряжении специалистов по созданию имиджа (имиджмейкеров). Как правило, соответствует требованиям и чаяниям, существующим в данном обществе, представлениям населения о личности и роли политика…

Процесс создания и внесения политического имиджа в массовое сознание подчиняется и определяется законами политической рекламы и направлен на приобретение политиком (политической группой) общественной популярности».

При этом из всего многообразия политических процессов достаточно внимания уделяется  лишь электоральному процессу: «цели создания политического имиджа: помощь его носителю в избирательной кампании, реализация собственной программы, мобилизация населения на решение социальных задач, стоящих перед обществом».

Политический имидж и имидж политических институтов (лидера и партии) рассматриваются как средство борьбы за власть.

«Термин «имидж» начал использоваться в коммерческой рекламе для дифференциации однородных товаров. С разработкой новых методов организации избирательных кампаний в начале 1960-х годов в США имиджи стали широко применяться и для дифференциации общественных лидеров» 13.

В данном случае мы видим практически полное отождествление понятий «политический имидж» и «имидж политического лидера (кандидата, партии)».

Таким образом, имидж политических институтов для внешней аудитории – это информация не только и не столько об электоральной практике, которая, несомненно, является важной, однако не единственной разновидностью политической деятельности, сколько информация о повседневной практике всех типов политических субъектов – и государственных, и негосударственных политических институтов. Стоит особо подчеркнуть: имидж становится результатом пересечения коммуникативных потоков, несущих информацию не только о политической, но и неполитической (экономической, правовой и т.д.) деятельности выделенных выше типов субъектов.

Для более  полного описания структуры имиджа политических институтов считаем целесообразным привлечение понятия «информационно-коммуникативная система» (ИКС), предложенного коллективом московских исследователей по политической коммуникативистике.

ИКС они  определяют как «совокупность инфопотоков, которые постоянно формируются вокруг ролевых, функциональных или целенаправленных взаимодействий акторов и способны к своему устойчивому воспроизведению, несмотря на внешнее сопротивление».

На наш  взгляд, проецируемые во внешнюю информационную среду сведения о ролевых, функциональных и целенаправленных взаимодействиях российских политических субъектов и образуют исследуемый нами имиджевый компонент политических институтов.

Учитывая  тот факт, что политическая подоплека  зачастую обуславливает все экономические, социальные (в широком смысле) и культурные решения, можно выделить широкий круг целевых групп как объектов осознанного воздействия:

политические элиты;

экономические элиты;

лидеры мнений от массмедиа;

рядовые граждане (обыватели).

Выделенные  целевые группы в зависимости  от степени информированности – неинформированности будут демонстрировать вполне прогнозируемую иерархию результатов: политические элиты, получающие позитивную информацию, будут ориентироваться не на конфронтацию, а на сближение стран; экономические элиты будут стремиться к укреплению экономических связей; получив гарантию соблюдения свободы слова, массмедиа будут способствовать созданию позитивного имиджа у всех типов целевых аудиторий. Рядовые граждане также могут демонстрировать как изменение ценностных ориентаций (смена негативных аттитюдов на позитивные), так и изменение поведения (развитие туризма, предпринимательства и т.п.).

 

  1. Фактор политических лидеров и имидж страны

 

Ещё Макс Вебер утверждал: "Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как к средству, подчиненному другим целям (идеальным  или эгоистическим), либо к власти "ради нее самой", чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает".

Любое лидерство  есть явление групповое. Не может  существовать лидер-одиночка, лидер "сам  по себе" - без связи и отношений  с окружением - обществом и гражданами... Каковы же эти отношения и как  они отражаются на имидже страны?

Главной особенностью отношений между руководителем  страны и ее гражданами является то, что это - отношения власти. Они  представляют собой социальное влияние  одного или нескольких лидеров на общество.

В самом  общем виде под социальным влиянием понимается процесс, через который  поведение одного или нескольких человек трансформирует состояние  других людей. Объект влияния может  изменить свои знания, верования и  представления о каких-либо сторонах окружающего мира. Воздействие способно также затронуть чувства, ценности, мотивацию или отношение к  тем или иным вещам и явлениям. Наконец, под нажимом другого  лица или лиц объект может изменять свое поведение.

Информация о работе Имидж политических институтов в структуре политического имиджа государства для внешних аудиторий