Идеология белорусского государства и учебно-воспитательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 23:33, аттестационная работа

Описание работы

Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из определяющих понятий которого является идеология.
В соответствии с пунктом 1 приложения 2 к президентской программе «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2006 г. № 318, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 1536, Министерство образования Республики Беларусь (постановление № 125 от 14 декабря 2006 г.) утвердило Концепцию непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

контролка.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

Важнейшей, базовой, составляющей национальной идеи нашего народа выступает его принадлежность к восточнославянской цивилизационной общности, внутреннее духовное единство с великим русским народом. Эта принадлежность составляет сердцевину национального самосознания, и именно она предопределяет ту траекторию движения, придерживаясь которой белорусы обеспечивают свое сохранение и развитие как народа.

Белорусская национальная идея основывается на единой культуре восточных славян — белорусов, русских  украинцев, на православной традиции, которая многие века живет в культуре нашего народа и других восточнославянских народов и предопределяет их принципиальную близость, принципиальное единство, которые не могут быть преодолены никакими обещаниями сиюминутной выгоды. Именно этот единый культурный код предопределяет наше историческое единство и наше стремление быть друг с другом. Именно поэтому обречены на провал попытки разорвать или даже противопоставить друг другу восточнославянские народы. Несмотря на ожесточенную пропагандистскую войну, обещания различных материальных выгод, их стремление друг к другу остается неизменным. Это действительно братские отношения, которые исторически основываются на взаимопомощи и сопереживании, а не на выгоде.

Белорусская национальная идея находит теоретическое и  прикладное выражение в идеологии  белорусского государства, разворачивается в самобытную белорусскую модель социально ориентированной экономики, государственной политики в других сферах общественной жизни.

 

 

 

 

 

Глава 2. Идеологическая работа в учреждениях образования

 

Являясь базовой  ступенью всеобщего образовательного процесса системы образования Республики Беларусь, школа переживает в настоящее время определенный кризис. Оценка современной школы свидетельствует о необходимости  разработки инновационных технологий не только обучения, но и воспитания школьников. Практика показывает, что нужны не только интегрирующие предметы и уроки, но и новые воспитательные подходы, способные формировать системное мышление, целостное освоение мира учащимися.

Особую актуальность приобретает использование эффективных направлений, новых форм и методов воспитания, направленных на формирование нравственных качеств учащихся, развитие чувства гражданского долга, любви к Родине, уважения к законам и нормам общественной жизни страны.

Государство и  государственное устройство призваны обеспечить структурность, планомерность содержания человеческой жизни и развития конкретной личности. Государство выступает в качестве социального института, в котором человек осваивает нормы поведения и деятельности, осознает свои права и обязанности в отношении других людей, вносит вклад в социальное, экономическое, политическое, нравственное развитие общества. Главной задачей национальной системы образования является формирование свободной, духовно, интеллектуально и физически развитой личности. Образовательная политика на современном этапе направлена в первую очередь на достижение следующих целей:

  • Сохранение и развитие лучших традиций системы образования, заложенных в советский период;
  • Своевременное и опережающее обеспечение запросов белорусского общества в целом и каждого гражданина в частности;
  • Формирование системы обучения и воспитания, отвечающей задачам нового этапа развития общества.

Концепция непрерывного воспитания в современной школе, основанная на общественных идеях, ценностях, идеалах, установках, отражает важность идеологического обеспечения воспитания в учебном заведении как стратегического направления содержания воспитания.        Основой идеологического обеспечения воспитания в общеобразовательном учреждении является идеологическая работа. Ее важнейшей задачей является воплощение в жизнь концептуальных основ идеологии белорусского государства, превращение их в инструмент деятельности и действия.  Поворотным моментом, сыгравшим огромную роль в формировании новой парадигмы идеологической работы в стране, явился постоянно действующий семинар руководящих работников республиканских и местных государственных органов  «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию» с участием Президента Республики Беларусь.

Современные условия выдвигают на первый план следующие  направления идеологической работы:        

• информационное обеспечение государственных органов в проведении крупномасштабных республиканских мероприятий и выборов, референдумов и т. д.;

• пропаганда основных целей и приоритетов развития Республики Беларусь;

• формирование у граждан  установок на здоровый образ жизни, поддержание дисциплины и правопорядка.

Идеологическая работа в  общеобразовательных учреждениях включает совокупность форм, методов, способов, направленных на приобщение растущей личности к национальным ценностям; формирование основ национального самосознания и овладение способами социально-практической жизнедеятельности по самоопределению и самореализации в динамично изменяющихся условиях. Субъектами идеологической и воспитательной работы с учащимися являются учителя, специалисты по работе с детьми и учащейся молодежью, субъекты социума. Ее объектом выступает личность воспитанника.

Идеологическая работа нуждается  в адекватных разработках и внедрении в существующую воспитательную систему учебного заведения, каждый компонент которой требует идеологической, мировоззренческой актуализации и содержательного наполнения.

Разработка и применение новых форм и методов идеологической работы в общеобразовательных учреждениях должны вестись с учетом особенностей учебного коллектива. Это процесс непрерывный и состоит из соответствующих возрастным  особенностям  этапов.

Одним из направлений идеологической работы в среднем общеобразовательном  учебном заведении является идейно-нравственное воспитание школьников. Его цель — помочь растущему человеку постичь сущность передовых идей и увидеть их нравственный аспект, приобщить к идеям и ценностям современного общества и государства. Для школьного возраста целесообразно осмысление идей гуманизма и социальной справедливости, национальной идентификации и поликультурности, мира и ненасилия, здорового образа жизни и безопасности человека.

Опытный воспитатель, педагог, соблюдая возрастной подход и принцип  преемственности, учит противостоять антиценностям, включает воспитанников в социально значимые виды деятельности с целью формирования их нравственного опыта и активной жизненной позиции.

Цель идеологической работы в общеобразовательном учреждении — привить подрастающему поколению основополагающие ценности, идеи, убеждения, отражающие сущность белорусской государственности, а также обеспечить активное участие молодежи в обустройстве сильного и авторитетного государства.

Идеология в  системе воспитания реализуется в контексте идеологии белорусского государства, где особое место занимают государственный суверенитет, социальная справедливость, экономическое благосостояние. Идеологическое обеспечение воспитания – это возможность создания базиса личности, формирования направленности, определяющей отношение человека к происходящим событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, понимание человеком самого себя, своего места в обществе.

Целью идеологического воспитания детей и учащейся молодежи является привитие им основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности.        

Основные задачи идеологического воспитания:

1) скоординированное  взаимодействие участников педагогического  процесса, государственных и общественных организаций,  семьи  по  обеспечению  условий  для  эффективности идеологического обеспечения воспитания;

2) формирование у учащихся  системы знаний, понимания значения  происходящих событий и явлений,  представлений о роли личности  в истории и ее ответственности за мир, природу, окружающую среду, гражданское общество, коллектив, свою семью, самого себя;

3) ознакомление учащихся  с основами политических знаний, выработка политических ценностей и идеалов в контексте государственной идеологии;

4) формирование у школьников умений жить в поликультурном мире, противостоять политическому и религиозному экстремизму;

5) проведение информационных  часов, работа информационно-пропагандистских групп в учреждениях образования;

6) осознание учащимися  сущности гражданственности, патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа;

7) воспитание уважительного  отношения к государственным символам (Гербу, Флагу, Гимну Республики Беларусь), органам государственной власти страны;

8) формирование  у учащихся морально-психологической  и физической готовности к  выполнению конституционной обязанности  по защите Родины, уважения к  защитнику Отечества, воину; воспитание на примере подвига советского народа в ВОВ;

9) пропаганда  социально-экономических достижений белорусского государства;

10) развитие  социально значимой деятельности  учащихся, педагогическая поддержка  детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления.

Любое учебное  заведение является для участников педагогического процесса определенной воспитывающей территорией с конкретными воспитывающими функциями и представляет собой воспитательное пространство, предполагающее обеспечение условий для полной и содержательной жизнедеятельности подрастающего поколения.

Целью создания воспитательного пространства является превращение территории учебного заведения  в воспитывающую среду, в которой создаются условия взаимодействия и сотрудничества взрослых и детей. Это позволит школьникам ощущать себя социально, нравственно, политически и юридически защищенными, сознательно и активно выполнять гражданские обязанности перед государством, обществом, соблюдать и уважать законы своей родины.

Процесс формирования воспитательного пространства предполагает создание его разноуровневых моделей, опирающихся на районные и региональные программы отделов идеологической работы местных исполкомов, горисполкомов. Предполагается, что работа по созданию воспитательного пространства позволит каждому участнику включиться в отношения взаимодействия и сотрудничества. Она должна включать в себя механизмы вовлечения различного контингента детской, родительской общественности, населения микрорайона и региона.

Воспитательное  пространство учебного заведения является важнейшим условием создания системы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.

Сегодня политика государства в сфере образования  направлена прежде всего на формирование нравственных качеств, мировоззренческих позиций, основанных на глубоких и прочных знаниях и идейной убежденности.

Задачи воспитания юных граждан Республики Беларусь значительно  расширились. Акценты переместились  в область гражданско-патриотического  и идейно-нравственного воспитания.

Одним из приоритетных направлений образовательного процесса является патриотическое, гражданское и нравственное воспитание учащихся, а также создание условий для формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащегося.

Воспитание  патриотизма и гражданственности, становление свободной творческой личности на основе овладения общечеловеческими ценностями, национально-культурным наследием, развитие склонностей и способностей детей путем реализации гражданских прав – цель идеологического обеспечения воспитания.

Задача учебного заведения – готовить молодых людей, способных продолжить образование, найти свое место в социуме, а в дальнейшем управлять экономикой, наукой, политической жизнью страны. Осуществить ее можно только при системном подходе к управлению и контролю деятельности всех участников педагогического процесса.

 

Глава 3. Формы организации идеологической работы в учреждениях образования

 

Организация деятельности информационно-пропагандистских групп

 

В каждом учебном  заведении для организации идеологической работы могут создаваться информационно-пропагандистские группы, организующие работу с учащимися, педагогическим коллективом, родителями. Деятельность таких групп позволяет повысить уровень информированности участников педагогического процесса. Выступления должностных лиц по различным аспектам жизнедеятельности в республике и регионе помогают устанавливать доверие и взаимопонимание между властью и народом.

Для работы с  молодежью дополнительно создаются  группы под руководством секретаря  первичной организации БРСМ, педагога-организатора, курирующего работу пионерской организации.

Информационно-пропагандистские группы для преподавателей формирует заместитель руководителя по идеологической работе. При их создании профсоюзному комитету рекомендуется формировать такую же информационную группу для работы со всеми участниками трудового коллектива. Задача этих групп не только просвещать преподавателей и работников учебного заведения по основным вопросам внутренней и внешней политики, но и знакомить их с итогами выполнения социально-экономических показателей учебного коллектива — качество знаний, поступаемость в вузы.

Заместитель директора  по воспитательной работе, курирующий идеологическую работу, обобщает вопросы, поступающие в ходе встреч и волнующие участников педагогического процесса, для постановки их на контроль и дальнейшего решения, готовит информацию для руководителя учебного заведения, для дальнейшего обсуждения данных вопросов.   

Информация о работе Идеология белорусского государства и учебно-воспитательный процесс