Идеология белорусского государства и учебно-воспитательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 23:33, аттестационная работа

Описание работы

Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из определяющих понятий которого является идеология.
В соответствии с пунктом 1 приложения 2 к президентской программе «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2006 г. № 318, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 1536, Министерство образования Республики Беларусь (постановление № 125 от 14 декабря 2006 г.) утвердило Концепцию непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

контролка.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РУСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идеология белорусского государства и учебно-воспитательный процесс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск

2011

 

Введение

 

Современная школа  призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из определяющих понятий которого является идеология.

В соответствии с пунктом 1 приложения 2 к президентской  программе «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2006 г. № 318, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 1536, Министерство образования Республики Беларусь (постановление № 125 от 14 декабря 2006 г.) утвердило Концепцию непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

Концепция предусматривает  усиление идеологического, идейно-нравственного и патриотического направлений воспитания. Идеологическое становление личности включает этапы: овладение знаниями – принятие ценностей – формирование убеждений – воля к действию – деятельность. Реализация названных этапов в соответствии с принципом непрерывности и преемственности воспитания обеспечивает развитие личности учащегося в контексте государственной идеологии Республики Беларусь.

Поставленная  на современном этапе перед школой задача идеологического обеспечения воспитания предполагает не только формирование веры и убеждений, но и претворение теоретических положений в конкретные дела. В связи с этим в последнее время активизировался поиск новых средств и форм организации процесса непрерывного воспитания.

Создание реальной и прогностической модели воспитательной системы является необходимым условием становления и развития учебного заведения. Исследования в этой области позволяют выделить основные этапы моделирования идеологической работы, характеризующиеся различными качественными особенностями, позволяющими судить о степени ее эффективности.

Идеологическая  работа диктует необходимость поиска новых содержательных и технологических принципов организации в общеобразовательных учреждениях. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь определяет основные условия эффективности идеологической работы в учреждении образования: профессионализм, искренность и высокий уровень идейной убежденности педагогов в процессе воспитания и обучения. Поэтому создание модели воспитательной системы является важной задачей учебного заведения на современном этапе. Для ее эффективного решения от любого общеобразовательного заведения требуется создание собственной среды и информационного пространства, обеспечивающего целостную систему по формированию идейно-нравственных ориентиров у учащихся.

Организаторы  воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях испытывают определенные трудности, связанные с методическим сопровождением, планированием, организацией и содержательным наполнением воспитательного процесса, определением критериев и показателей оценки эффективности идеологического обеспечения воспитания. Это делает актуальным разработку методических рекомендаций по организации идеологической работы в учебном заведении.

Правильное  определение целей и задач  идеологической работы поможет выбрать  оптимальные содержание и форму  организации работы со всеми субъектами образовательного процесса. Этому должна предшествовать работа по созданию системы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, единого воспитательного пространства, в котором каждый участник воспитательного процесса четко определяет свою функциональную роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Идеология белорусского государства

 

Идеология —  это смыслообразующий стержень любого современного государства и общества. Она произрастает на национальной почве, основывается на историческом опыте  народа.

В начале 90-х  годов XX века многие политики и ученые на постсоветском пространстве спешили освободить государство и общество от идеологии. Им казалось, что стоит только убрать из лексикона это слово, запретить любое упоминание идеологии государства, как все люди станут свободными и творческими личностями.

Сегодня, по прошествии ряда лет, уже очевидно — в действительности все оказалось иначе. Вместо свободы и процветания общество в этих странах погрязло в пучине анархии и антисоциальности. Оказалось, что постсоветские республики не освободились от государственной идеологии как таковой, а заменили ее набором идеологических штампов, никаким образом не приспособленных к социальной действительности данных стран. Так идеология в очередной раз жестоко посмеялась над неуклюжими попытками «реформаторов» деидеологизировать государство. В общественном сознании началось восстановление идеологии в законных правах.

Белорусский народ  первым на постсоветском пространстве отказался от попыток построить свою жизнь по чужим лекалам. Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко открыто заявил о необходимости разработки идеологии белорусского государства и приоритетности для него идеологической работы.

Следует отметить, что подавляющее большинство  так называемых демократических  государств отнюдь не стремятся афишировать свою активную роль в идеологической работе. Однако это не значит, что они ею не занимаются. Все западные государства не только очень трепетно относятся к защите своих государственных идеологий, но и тратят огромные средства на попытки обеспечить свое идеологическое доминирование в других странах.

Роль государственных  идеологий и идеологической работы в современном мире стремительно растет. Сегодня любое государство, если оно хочет соответствовать ожиданиям своих граждан, если оно хочет быть эффективным, не может не заниматься идеологической работой.

Цена идеологического  решения высока в любом государстве. Однако особенно широкие и долговременные негативные последствия имеют неправильные идеологические решения для стран, находящихся в процессе трансформации.

Не только на протяжении истории, но и сегодня понятие «идеология» разными авторами трактуется по-разному. Более того, на протяжении двух столетий своего существования идеология многими политиками и интеллектуалами просто отрицалась как что-то ненужное или даже вредное для общества.

Однако парадокс состоит в том, что чем жестче и аргументированнее, казалось бы, была эта критика, тем более важные и необходимые черты идеологии для функционирования человеческого общества, в конце концов, она позволяла выявлять.

Так, например, фундаментальной критике идеологию  как форму ложного сознания подверг  основоположник научного социализма К. Маркс. Идеологией он называл современную  ему немецкую идеалистическую социальную философию и противопоставлял ей единственно верные, с точки зрения марксизма, материалистическое мировоззрение и диалектику.

В то же время  именно Маркс первым обратил внимание на то, что восприятие человеком  социальной действительности, то, что  он ценит в этой жизни и к  чему стремится, в значительной степени зависит от места, которое он и та социальная группа, к которой он принадлежит, занимают в обществе.

В. И. Ленин в  полной мере оценил потенциал идеологии  как оружия политической борьбы и, по сути, реабилитировал ее. Более того, свое учение он называл «научной идеологией». Идеология рабочего класса, по мнению В. И. Ленина, представляет собой систему идей о том, как развивается и как должно развиваться общество, и выражает интересы пролетариата как класса.

Следующий значительный этап в исследовании идеологии и ее роли в функционировании общества связан с именем немецкого философа               К.Манхейма, который стремился понять, почему люди по-разному воспринимают один и тот же социальный мир. В итоге Манхейм пришел к выводу, что идеология представляет собой определенный образ мышления социальных групп, обусловленный их положением в обществе. В качестве иллюстрирующего примера Манхейм ссылается на Макиавелли, который говорил, что во дворце мыслят иначе, чем на площади.

И хотя и после Манхейма, вплоть до сегодняшнего дня, многие   философы   и   политологи   стараются   доказать ненужность идеологии, или в связи с достижениями технического прогресса, или в связи с окончанием холодной войны, сам ход истории убеждает непредвзятого исследователя,   что   существование   человеческого   общества без многочисленных  идеологий,   посредством  которых политические субъекты (классы, нации, другие социальные группы, политические партии и общественные движения)    выражают и продвигают свои интересы, просто невозможно. Так,   например,   американский   философ Ф. Фукуяма, который в связи с развалом Советского Союза объявил на весь мир о конце эры идеологии, сегодня уже далеко не так категоричен. Сама жизнь постоянно опровергала любые попытки построить модель общества без идеологии. Оказывалось, что в лучшем случае речь может идти не об уничтожении идеологии как таковой, а о замене одной идеологии другой. Более того, идеологическое доминирование, т. е. навязывание другим народам своих ценностей, зачастую позволяет решить такие геополитические задачи, которые не могут быть решены политическими или даже военными средствами.

Очевидно, что  ни США, ни Евросоюз не намерены отказываться от стратегии глобального доминирования, которая, по большому счету, отвечает интересам не только политических и экономических элит этих стран, но и большинства населения, так как способствует поддержанию гораздо более высокого по сравнению с другими странами качества жизни. Это доминирование обеспечивается различными средствами, в том числе и за счет попыток идеологического доминирования, навязывания другим нациям ценностей западной цивилизации в качестве универсальных.

Сегодня наиболее полным и приемлемым как с теоретической, так и с прикладной точки зрения является понимание идеологии как системы идей о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих людей стремиться к целям, которые они перед собой поставили.

Важнейшая характеристика идеологии состоит в том, что  она всегда выражает интересы какого-либо субъекта политики – класса или другой социальной группы, политической партии, общественного движения.

Всякая идеология  обладает своей структурой, то есть состоит из определенных элементов, которые связаны друг с другом определенным, закономерным образом.

Особый тип  идеологии – идеология государства. Она представляет собой систему  идей, выражающую интересы нации как  особой социальной группы и объединяющую основные интересы всех больших социальных групп, составляющих данное общество.

Мировой опыт показывает, что от идеологии и идеологической работы не отказывалось ни одно государство, потому что осуществление практически  любых преобразований в стране возможно только, если граждане привержены выдвигаемой концепции, идеалу, воззрению.

Государство просто не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство  без идеологии, как и человек  без мысли, не может противостоять внутренним и внешним угрозам, жить и развиваться.

Гражданам идеология  дает представление о направлении  развития общества и государства, так  как предполагает формирование общих  принципов их существования, а также  политики, разделяемой большинством данного общества.

Это ответы на вопросы: «кто мы?», «зачем мы?», «куда, держим путь?». Лишь зная их, можно сформулировать конкретный образ ближайшего и отдаленного  будущего — только желаемого, но и, коль скоро это реалистически  идеал, практически осуществимого. Таким образом, идеология становится движущей силой общественного развития, выступает как инструмент политической мобилизации общества.

Глава нашего государства  А. Г. Лукашенко сравнил роль идеологии  для государства с ролью иммунной системы для живого организма. Если иммунитет ослабевает, любая, даже самая незначительная, инфекция становится смертельной. Так же и с государством: когда разрушается идеологическая основа общества, каким бы внешне сильным ни казалось государство, его гибель становится только делом времени. Так произошло с Советским Союзом.

Идеология —  это мощное объединяющее средство, без которого любое государство  разваливается, теряет свою монолитность, поэтому государство по определению  не может быть неидеологическим.

Идеология нужна не только государству, но и каждому гражданину. Идеология — не просто совокупность определенных идей. Это система воззрений на мир, на взаимоотношения общества и человека, государства и человека, система, определяющая иерархию ценностей в обществе (это — хорошо, это — плохо) и позволяющая конкретному человеку выстроить свою жизненную стратегию в соответствии с требованиями общества. Ее отсутствие ведет к утрате координат, позволяющих человеку ориентироваться в обществе, и, как следствие, он становится легкой добычей какой-либо деструктивной идеологии.

Под белорусской  национальной идеей следует понимать сформовавшуюся в народном сознании систему представлений об истоках, самобытности и смысле исторического  бытия белорусского этноса. По сути, белорусская идея есть не что иное, как результат осмысления белорусским народом своего культурного наследия, национальной идентичности, исторического предназначения, определенный национальный идеал, ориентир развития нации.

Она может на протяжении длительного времени не формулироваться четко, существовать в различных формах народной культуры.

В формулирование белорусской национальной идеи огромный вклад внесли белорусские писатели и мыслители (Я. Купала, М. Богданович), политические деятели. Неоценимый вклад в развитие белорусской национальной идеи вносит первый Президент суверенной Беларуси А. Г. Лукашенко.

В белорусской  идее находят выражение такие  традиции духовной культуры и ценности славянства, как вера в идеал, стремление к справедливости и добродетель, служение обществу и самопожертвование, соборность и коллективизм. Белорусам в полной мере присущи толерантность (национальная, расовая, конфессиональная терпимость), патриотизм (любовь к родной земле), законопослушность, трудолюбие. Эти духовные традиции представляют собой «генетический код» белорусского народа, который несет в себе черты постоянства вне зависимости от временной изменчивости и исторических перипетий.

Информация о работе Идеология белорусского государства и учебно-воспитательный процесс