"Грязные" избирательные технологии в современном российском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Цель моей дипломной работы - подробное рассмотрение «грязных» избирательных технологий в современном российском обществе их влияние на избирательную систему в целом, и на каждого избирателя в частности, как «участие» незаконных методов в выборах влияет на демократическую основу целого государства и как бы изменилась современная действительность, если бы «грязные» технологии прекратили, или бы изменили свое существование.
грязный выборы незаконный избирательный

Работа содержит 1 файл

Грязные технологии.docx

— 64.86 Кб (Скачать)

"Грязные"  избирательные технологии  в современном  российском обществе

Рассмотрение "грязных" избирательных технологий в современном российском обществе, их влияния на избирательную систему  в целом и на каждого избирателя в частности. Влияние незаконных методов в выборах на демократическую  основу целого государства.

Введение

Выборы являются важнейшим  государственно - правовым институтом. От выборов во многом зависит, как  будут функционировать представительные органы власти и выполнять обязанности  должностные лица, избранные на основе волеизъявления граждан. Но так ли в  современной России волеизъявление граждан является свободой выбора, а не спланированной технологией  правительственного аппарата.

Важнейшей составной  частью регулирования нормами избирательного права являются избирательные права  граждан, их реализация и защита и  в этом плане избирательные права  целесообразно характеризовать  сквозь призму электоральных отношений, складывающихся как на межличностном  уровне, так и на уровне социализации выборных институтов государственной  и муниципальной власти.

Избирать и быть избранным является одной из основ  конституционного строя закрепленного  в ст. 32 Конституции Российской Федерации. Выборы представляют социальную ценность, выступают способом демократической самоорганизации гражданского общества, реальным механизмом воспроизводства представительных органов власти и коррекции политической системы страны.

Россия - демократическое  государство и выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа, они позволяют каждому гражданину опосредованно участвовать в  управлении делами государства.

Конституционно приоритетная ценность - законность выборов. Если государственная  власть формируется посредством  противозаконных выборов, то она  сама и ее деятельность также будут  противозаконны.

Фальсификация выборов, обман избирателей, нарушение равных возможностей предвыборной агитации через  СМИ в России неоднократно подтверждали и международные наблюдатели.

Неотъемлемым свойством  истинных выборов является их альтернативный характер. Поэтому любой избирательной  компании сопутствуют противоборство различных политических сил. В этих условиях и появились специфические  способы ведения предвыборной борьбы которые чаще всего называют как  «грязные» избирательные технологии: выдвижение кандидатов двойников, поступки, направленные на понижение явки избирателей, распространение неправдивых материалов о соперниках, подкуп избирателей.

Изначально, некорректными  надлежит считать технологии связанные  с нарушением закона, а значит, все  те методы, которые соответствуют  закону, являются корректными. Но настолько  однозначная трактовка неоправданно уменьшает массив некорректных технологий. Суть в том что к избирательной  кампании допустимо применение таких  методов которые не кажутся противоправными, но и честными их не назовешь к группе некорректных технологий необходимо отнести  не только неправомерные действия, но и те, которые не согласуются  с нормами морали. Такие методы, хотя они и соответствуют положению  «разрешено все что не запрещено», общественный взгляд трактует как неприемлемыми.

С учетом обозначенных принципов можно дать следующую  формулировку данного феномена: (некорректные избирательные технологии - это совокупность противозаконных или этически сомнительных средств, методов, приемов организации  и проведения избирательной кампании, направленных на формирование превосходства  над соперниками.

Изложенное определение  не совершенно. Ведь если оценивать  «чистоту» избирательных технологий с точки зрения этики, то выясняется следующая коллизия. С одной стороны, вряд ли можно считать этически возможным  введение избирателя в заблуждение, а значит, направленные на это методы следует отнести к некорректным. С другой стороны, организация и  выполнение избирательной кампании кандидата изначально предполагают донесение до избирателя благоприятного имиджа, в котором выигрышные черты  преувеличенны, а недостатки завуалированы. Все это свидетельствует о  том, что провести четкую грань между  корректными и некорректными  технологиями весьма непросто, если вообще реально. Поэтому отдельные методы и приемы попадают в зону так называемых серых технологий которые одни склонны  считать корректными, другие некорректными. Может быть, провести резкую и однозначную  грань между честными и нечестными способами ведения избирательной  кампании и затруднительно - как  и грань между добром и злом. Но это не может являться препятствием для подлинного определения ряда явлений как несомненного зла  и сопротивления с ним.

В данной формулировке первоосновной и параллельно  отличительной особенностью некорректных избирательных технологий обозначено их отклонение от правовых или нравственных норм. Для обстоятельной характеристики некорректных способов воспользуемся  их разграничением на манипуляции и  фальсификации.

Манипуляции и фальсификации  в избирательной кампании. В отличие  от корректных технологий применение в избирательной кампании некорректных технологий связано с определенными  дополнительными трудностями Ведь, как было отмечено, их использование  неприемлемо с точки зрения права  и морали, а значит, такого рода поступки должны сопровождаться исполнением  мер по их сокрытию.

В то же время по оценкам  специалистов сами по себе некорректные технологии без проведения содержательной избирательной кампании не способны обеспечить победу на выборах. Справедливости ради следует сказать, что такая  радикальная технология, как отказ  в регистрации кандидата или  ее отмена под надуманным предлогом  способна значительно облегчить  достижение успеха для ее инициатора. Перечисленные обстоятельства должны, казалось бы, противодействовать широкому использованию некорректных технологий. Однако электоральная практика свидетельствует  о многообразии последних. Все эти  способы и приемы условно можно  разделить на две группы: технологии манипулятивного типа и фальсификации.

Высказывание «грязные технологии» является повторением  известной народной мудрости «Политика - грязное дело». С позиции обывателя  так оно и есть - постоянные скандалы, взаимное «подсиживание», откровенный  обман и прочее. Политика - это  зона повышенной общественной ответственности, а значит, и повышенного общественного  внимания. Решения, которые принимают  политики, касаются жизней тысяч и  миллионов людей. Негативные последствия  одной ошибки бывают сопоставимыми  по масштабу с глобальными природными или техногенными катастрофами. Поэтому  мы предъявляем к политикам требования соответствовать которым реальному  живому человеку почти невозможно.

Парадоксально, но «грязной»  мы считаем политику, прежде всего  потому, что мы, же ее обожествляем. Отношение со стороны общественного  мнения к власти, таким образом, не может не быть двойственным. Сегодня  «грязным» технологиям необходимо сопоставить не «чистые» технологии, а технологическую открытость. Пришла пора признать, что подлинный профессионал не тот, кто скрывается под покровом тайны, а тот, кто хорошо делает свое дело.

Цель моей дипломной  работы - подробное рассмотрение «грязных»  избирательных технологий в современном  российском обществе их влияние на избирательную систему в целом, и на каждого избирателя в частности, как «участие» незаконных методов  в выборах влияет на демократическую  основу целого государства и как  бы изменилась современная действительность, если бы «грязные» технологии прекратили, или бы изменили свое существование.

грязный выборы незаконный избирательный

1. Технологии политического  манипулирования  воздействие на  общество в современной  России

1.1 Нормы избирательного  права

После принятия действующей  Конституции Российской Федерации  прошло более 17 лет. Она сыграла и  продолжает играть конструктивную и  стабилизирующую роль в развитии общества и государства. Но демократический  потенциал Конституции России по-прежнему реализуется дозировано, порой непоследовательно, с отступлениями ее требований. Представляется, что конституционная практика в  своем развитии по некоторым позициям еще не достигла уровня нормативного содержания Конституции страны. Прежде всего, это относится к народовластию  как одной из основ конституционного строя Российской Федерации, а в  системе народовластия - к референдуму  как к одному из его высших непосредственных выражений.

Выборы являются механизмом реализации конституционного права  граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления ст. 32 Конституции Российской Федерации.

Выборы являются формой народовластия (высшим непосредственным выражением власти народа - согласно Конституции  Российской Федерации), механизмом формирования органов государства, а также  публичных органов самоуправления граждан, не отнесенных конституцией к  сфере государственной власти - органов  местного самоуправления.

Выборы - это форма  прямого волеизъявления граждан, осуществляемого  в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных  образований.

В целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения  полномочиями должностного лица.

Нормы избирательного права закрепляются не только в Конституции  Российской Федерации и актах  избирательного законодательства. Нормы, регулирующие те или иные отношения, возникающие в ходе избирательного процесса, закрепляются также в ТК РФ, ГК РФ, КоАП РФ, УК РФ, ГПК РФ, НК РФ, в ряде федеральных законов, имеющих  иную отраслевую принадлежность, например в законах Российской Федерации  «О милиции», «О средствах массовой информации», «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации», «Об информации, информатизации и  защите информации», «О рекламе».

Особенности норм избирательного права обусловливаются теми факторами, которые характеризуют и особенности  норм конституционного права.

Своеобразное «ядро» избирательного законодательства или  его основополагающий акт, это Федеральный  закон Российской Федерации «Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации», от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ данный закон является универсальным, регулирующим любой избирательный процесс на территории Российской Федерации, основной целью закона является гарантирование избирательных прав граждан.

Федеральный закон  от 26 ноября 1996 г. №138 - ФЗ (в ред. от 22 июня 1998 г.) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Федеральные законы о  выборах в федеральные органы государственной власти. Такими законами являются Федеральный закон РФ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. // СЗ РФ. 2003. №2, Федеральный закон РФ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 г. №51-ФЗ.

Федеральные законы, определяющие общие принципы организации  органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления. К ним относятся Федеральный  закон от 6 октября 1999 г. с последующими изменениями и дополнениями «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Избирательным законодательством  предусмотрено, что для автоматизации  информационных процессов при подготовке и проведении выборов и референдума, обеспечения деятельности избирательных  комиссий может применяться Государственная  автоматизированная система Российской Федерации «Выборы». Для урегулирования порядка применения этой системы  был разработан Федеральный закон  от 10 января 2003 года «О Государственной  автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы».

Информационные ресурсы  ГАС «Выборы» включают в себя:

- персональные данные об избирателях, участниках референдума, о выдвинутых кандидатах, зарегистрированных кандидатах на выборную должность, об избранных кандидатах, о доверенных лицах, об уполномоченных представителях, о членах избирательных комиссий, комиссий референдума;

- информацию о ходе и об итогах голосования;

- картографическую информацию об административно-территориальном делении федерального и регионального уровней, о территориальном устройстве муниципальных образований, используемую при подготовке и проведении выборов и референдума;

- информацию, связанную с деятельностью избирательных комиссий, комиссий референдума;

- информацию о нормативных правовых актах о выборах и референдуме.

Наряду со свободными выборами высшим непосредственным выражением власти народа является референдум, порядок  проведения которого определяется Федеральным  конституционным законом от 28 июня 2004 года «О референдуме Российской Федерации». В современной России проводились общенациональные референдумы  о введении поста президента (1991), о доверии президенту и Верховному Совету РСФСР (1993), о принятии Конституции (1993).

Изменения в избирательном  законодательстве:

Российское  избирательное законодательство не является неизменным, так как находится  в стадии становления. Поэтому к действующим  законам принимаются  поправки и дополнения, которые адаптируют законодательство к  изменяющимся политическим реалиям. Так в 2006 г. были приняты федеральные законы о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка выдвижения кандидатов на выборные должности в органах государственной власти.

Информация о работе "Грязные" избирательные технологии в современном российском обществе