Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 06:09, контрольная работа
Вопрос о взаимоотношении власти и общества всегда был в центре всеобщего внимания, часто являлся предпосылкой многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. Он возник с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности.
Введение 3
Возникновение и сущность гражданского общества 4
Основные признаки и условия
формирования гражданского общества 7
Взаимодействие гражданского общества и государства 9
Проблемы формирования гражданского общества в РБ 12
Список использованной литературы 19
Министерство образования Республики Беларусь
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет заочного образования
Кафедра истории Беларуси и политологии
Контрольная работа
по курсу «Политология»
на тему №11 « Гражданское общество»
Выполнил: студент 5 курса
1 группы ИД ЗФ
шифр 04-19331
Гожий М.В.
Тел. (029)2206294
Ф.И.О. преподавателя ____________________
Оценка________________________
Дата ______________________________
Подпись______________
Минск 2011
Содержание
Введение 3
Возникновение и сущность гражданского общества 4
Основные
признаки и условия
формирования гражданского общества 7
Взаимодействие гражданского общества и государства 9
Проблемы формирования гражданского общества в РБ 12
Список использованной литературы 19
Вопрос о взаимоотношении власти и общества всегда был в центре всеобщего внимания, часто являлся предпосылкой многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. Он возник с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности.
Понятие «гражданское общество», как правило, употребляется в сопоставлении с понятием «государство». Понятия «государство» и «гражданское общество» отражают разные стороны жизни общества, противостоящие друг другу. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно стает в виде общественного, экономического и культурного пространства, в котором взаимодействует свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие личный выбор. Государство, напротив, представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур и привыкающих к ним политических партий, групп давления и т. д.
В данной работе так же будут
рассмотрены и остальные
Политическая власть с целью своего упрочения создает политическую систему и ее основу — государство.
История развития государства четко выделяет две тенденции:
Каким путем пойдет развитие государства — во многом зависит от уровня развитости гражданского общества. Постараемся же разобраться с сущностью гражданского общества, историей его возникновения и ролью, которое гражданское общество играет в политической жизни страны.
Гражданское общество — это негосударственная часть общественно-политической жизни; это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений.
Идея гражданского общества возникла в середине XVII века. Впервые термин «гражданское общество» был употреблен Г. Лейбницем (1646–1716), немецким философом, ученым и общественным деятелем. Значительный вклад в разработку проблем гражданского общества внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье.
Концепция гражданского общества в работах этих мыслителей базировались на идеях естественного права и общественного договора.
Человек, как личность, стремится к свободе и реализации своих естественных прав. Но как существо общественное, человек не может жить вне общества и особенно вне государства, а, значит, реализация его естественных прав затрудняется государством, властью. Гражданское общество подразумевает добровольную передачу личностью государству своих прав, с одной стороны, а с другой — ограничение государственной власти в интересах реализации гражданами своих свобод. Главное условие действенности гражданского общества — добровольность и взаимность подобного договора между гражданами и государством.
Особое место в разработке концепций гражданского общества занимают идеи Г. Гегеля. По его мнению, гражданское общество это своеобразная стадия в диалектическом движении от семьи к государству. «Гражданское общество, — писал он, — есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства».
По Гегелю, гражданское общество включает рыночную экономику, социальные классы и политические институты и составляет комплекс частных лиц; деятельность гражданского общества регулируется правом и само оно прямо не зависит от государства.
Особый подход к проблеме гражданского общества у К. Маркса. Он рассматривает гражданское общество как сферу материальной, экономической жизни, как общественную организацию, развивающуюся непосредственно из производства и обращения. По Марксу, гражданское общество, это совокупность экономических, производственных отношений, которые соответствуют производительным силам общества и образуют базис государства. В гражданском обществе происходят революционные изменения: ликвидация частной собственности и эксплуататорских классов. Эти революционные преобразования приводят к тому, что владельцами средств производства становятся ранее угнетенные классы, исчезает эксплуатация человека человеком и происходит отмирание государства — основного орудия угнетения.
В современной политологии
общество рассматривается как
Среди ученых нет единого взгляда на происхождение гражданского общества.
Одни видят зачатки общества уже на первобытнообщинной стадии развития, когда начинают формироваться семейные и родовые общины.
Другие считают, что с появлением частной собственности и эксплуататорских классов, гражданское общество создает государство как орган господствующего класса.
Третьи считают, что гражданское общество появилось как протест граждан против всевластия государства, как желание людей реализовать свои права и свободы.
Политологи выделяют следующие исторические типы гражданского общества:
Зачатки гражданского общества
формируются путем
Со временем, в связи с развитием производственной сферы жизнедеятельности, объединения людей становятся более многочисленными, функционально разнообразными, устойчивыми. Формируются общины, и люди понимают, что в рамках общины они могут обеспечить удовлетворение своих потребностей, а труд на пользу общины дает право участвовать в решении общинных дел. Гражданское общество, по существу, совпадает с общиной.
На определенной стадии своего развития гражданское общество создает государство для защиты своих интересов, содержит государственный аппарат, в определенной мере контролирует его, чему государство активно сопротивляется.
Пока гражданское общество пребывает в аморфном состоянии, государство, набирая силы, в определенной мере поглощает его и становится единым вершителем судеб всех граждан. Но именно потому, что незрело гражданское общество, государство само не отличается стабильностью.
По прошествии времени гражданское общество добивается законодательного упорядочения и урегулирования отношений между ним и государством, вынуждает государство создавать определенные гарантии для наиболее обездоленных, устанавливать и поддерживать некоторый консенсус в обществе на основе базисных социальных ценностей: свобод, прав, экономической независимости человека.
В условиях развитых капиталистических отношений гражданское общество вновь, как и на заре своего развития, расширяет свои рамки до масштабов всего общества, до масштабов всей страны.
Современное гражданское
общество стало складываться в результате
буржуазных революций в странах Западной
Европы. Реальное функционирование его
началось с принятием Биллей о правах
в Англии и США и Декларации прав человека
и гражданина во Франции.
Реальное функционирование гражданского общества началось с принятия биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции. Естественно юридическое равенство не предполагает фактического равенства, оно значит всего только равенство возможностей. Но это создало условия для проявления талантов, способностей и инициатив личности.
Свобода человека органически связана с его материальным благополучием, наличием принадлежности, свободой частного предпринимательства. А частная собственность является не лишь экономической основой гражданского общества, но и фактором политического нравственного и культурного прогресса.
Значение института частной принадлежности в формировании гражданского самосознания человека, — в становлении гражданского общества раскрыл российский философ И.А. Ильин (1882–1954). Он полагал, что частная собственность соответствует индивидуальному способу бытия, который дан человеку от природы. Не считая этого, она развязывает хозяйственную предприимчивость и личную инициативу; дает собственнику чувство уверенности; учит человека творчески относиться к труду и обожать Родину; закрепляет его оседлость, без которой невозможна культура; единит семью, вовлекая её в дела принадлежности; питает государственный инстинкт человека; пробуждает и воспитывает в человеке правосознание; взращивает в нем чувство гражданской самостоятельности; развивает верный подход к политической свободе.
Итак, основным признаком и основой гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на базе наделения их правами и свободами. Критерием же зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантии прав человека и гражданина со стороны страны. Автономность личности и общества способствует созданию устройств саморегуляции и саморазвития, формированию сферы в невластных отношений свободных индивидов, владеющих способностью и настоящей возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора, а также выступать в качестве единственно законного источника власти.
Или, подытоживая другими словами, основами гражданского общества в экономической сфере являются многоукладная экономика, разнообразные формы собственности, регулируемые рыночные отношения; в социальной сфере — наличие общественных организаций и движений, органов самоуправления по месту жительства и работы, наличие негосударственных средств массовой информации; в политической сфере — децентрализация властных полномочий, разделение властей, политический плюрализм, доступ граждан к участию в государственных и общественных делах, верховенство закона и равенство всех перед ним; в духовной сфере — отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения, свобода совести, слова и печати, самостоятельность и независимость творческих, научных и других объединений, цивилизованность, высокая духовность и нравственность всех членов общества.
Рассмотрим, как взаимодействует правительство и гражданское общество, каковы конкретные формы их сотрудничества, делающие его плодотворным, полезным для общества в целом.
Разумеется, что гражданское общество и правительство постоянно идут навстречу друг другу. Гражданское общество обращается к государству со своими инициативами, требующими господдержки, интересами, требованиями, просьбами и т.д. Правительство идет навстречу гражданскому обществу в различных формах: это исследование гражданских инициатив (их поддержка либо неодобрение), выделение материальных средств для развития активности многих публичных объединений, организаций, фондов.
Фактически во всех современных
демократических странах в
Не считая специализированных органов типа Комиссии по благотворительности, есть еще одна распространенная форма контактов страны с гражданским обществом. Речь идет о том, что представители организаций гражданского общества входят в разные советы и комиссии, работающих при парламенте и правительстве. Они часто бывают депутатами в представительных органах политической власти. В парламентских комитетах и комиссиях представители гражданского общества выступают как специалисты и мастера, владеющие очень ценной информацией, касающейся конкретных проблем развития гражданского.
Посреди такового рода комитетов и советов при парламентах и правительствах ряда западноевропейских государств следует отметить социально-экономические советы, имеющие консультативный характер. В них входят как представители государственных организаций, так и представители многих публичных организаций экономической и социальной сфер. Такие советы есть во Франции, Австрии, Швеции, Италии, Бельгии, Испании и остальных странах. Правительства этих стран запрашивают мировоззрение советов о проектах принимаемых законов по вопросам общественного и экономического характера. В свою очередь, по инициативе данные советы могут направить внимание правительства на значимость и неотложность решения тех либо других конкретных проблем.