Государство как институт политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:37, контрольная работа

Описание работы

Важнейшей характеристикой государства является то, что оно действует как институциональная система политического господства и обладает монополией на легитимное применение насилия.
Государство наряду с семьей, языком, культурой и т. п. является одним из фундаментальных институтов, составляющих инфраструктуру жизнедеятельности человека как общественного существа. Более того, государство есть в некотором роде наиболее высокоорганизованная форма политического общества.

Содержание

Введение …………………………………………………………….3
Глава 1.
Понятие и признаки государства …………………………………..4 - 7
Глава 2.
Функции государства в политической системе …………………...8 - 12
Глава3.
Типы и формы государственного устройства ……………………..12 - 15
Заключение …………………………………………………………..16 - 17
Литература …………………………………………………………....18

Работа содержит 1 файл

Государство как институт политической системы.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

Федеративное государство - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают определенной политической самостоятельностью и другими признаками государственности. В отличие от унитарного государства федерация имеет две системы высших органов власти – федеральные органы и соответствующие органы власти членов федерации, наряду с федеральным законодательством существует и законодательство субъектов федерации.

К федеративным государствам относятся Российская Федерация, США, Германия, Индия, Мексика, Нигерия и  др.

Конфедерация – это временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Это менее прочное по сравнению с федерацией объединение государств и существует сравнительно недолго. Конфедерации либо распадаются, либо преобразуются в федеративные государства.

Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует единая для объединившихся субъектов территория, единая система законодательства, нет единого гражданства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из союза.

Таким образом, объединение  нескольких государств в конфедерацию (в отличие от федерации) не приводит к образованию нового государства.

Форму государства можно охарактеризовать в зависимости от набора методов и средств государственного властвования, т.е. политического (государственного) режима. В этом отношении различают два полярных режима – демократический и антидемократический.

Демократический режим предполагает признание за гражданами широких прав и свобод, легально действующие оппозиционные партии, формирование правительства теми партиями, которые одержали победу на соответствующих выборах; выборность и сменяемость органов государственной власти, их подотчетность избирателям, гласность; во всех сферах общественной жизни господствует закон; существует разделение властей и т.д.

Антидемократический режим, который в свою очередь может  подразделяться на подвиды – фашистский, тоталитарный, авторитарный и т.п., олицетворяет осуществление государственной власти в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами; правитель реализует власть по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства на основе диктаторских, насильственных методов. Права и свободы человека и гражданина здесь практически не защищены, в обществе царит беззаконие.

Существует также классификация  государств по типам.

Типология государства – это его специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизованного.

В рамках первого главным  критерием выступают социально-экономические  признаки (общественно-экономическая  формация). В соответствии с этим выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

В рамках цивилизованного  подхода основными критериями выступают  духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические и  пр. В зависимости от них выделяют такие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, византийскую, исламскую и т.п.

Государства каждого  типа облекаются во множество форм – в рамках одного исторического  типа встречаются различные формы государства. В частности, для рабовладельческого типа были характерны монархии (древневосточные деспотии – Египет, Вавилон, Ассирия, Китай) и республики (аристократическая, например Римская в период с 4 по 1 в. До н.э., и демократические, например Афинское государство); для буржуазного типа – демократические республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии.

С другой стороны, государства  определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им. Так, например, сословно-представительная монархия – принадлежность только феодального государства в известный период его развития, а парламентская монархия свойственна буржуазному типу государства.

Действующие конституции  современных государств содержат и  такие характеристики государства, как социальное, демократическое, правовое, светское, исламское, теократическое, клерикальное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Заключение

 

П.Б.Струве

Отрывки о государстве

1

{…} Между силой отдельной личности и отдельных личностей и мощью государства существует известное необходимое соотношение, но это соотношение покоится не на рациональных, а на религиозных началах.

  Личность, особенность государства проявляется в отношениях его к другим государствам. Поэтому могущество государства есть его мощь вовне. Обычное рационалистическое воззрение, господствующее в публике и в публицистике наших дней, ставит внешнее могущество государства в зависимость от его внутреннего устройства и от развития внутренних отношений. Но мистичность государства и заключается в том, что власть государства над «людьми» обнаруживается в их подчинении далекой, чуждой, отвлеченной для огромного большинства идее внешней государственной мощи. Говоря о подчинении, я имеют в виду не внешнее и насильственное, а внутреннее и моральное подчинение, признание государственного могущества как общественной ценности.

Жизнь государства состоит, между прочим, во властвовании одних над другими. .Давно замечено, что власть и властвование устанавливают между людьми такую связь, которая нерациональна и сверхразумна, что власть есть  своего рода очарование или гипноз. Наблюдение это совершенно верно, поскольку власть не есть просто необходимое орудие упорядочения общежития, средство рационального распорядка общественной жизни. Поэтому прежде всего и полнее всего оно применимо к власти как орудию государственной мощи.

  Вот почему мистичность  власти обнаруживается так ясно, так непререкаемо на войне, когда раскрывается мистическая природа, самого государства, за которое, отстаивая его мощь, люди умирают по приказу власти.

  Мы сказали, что  власть есть орудие внешней  мощи государства и что в  качестве такого она держит  в подчинении себе людей. Переставая исполнять это самое важное, наиболее тесно связанное с мистической сущностью государства назначение, власть начинает колебаться и затем падает. {…}

 

2

Национальное начало тесно связано с государственным  и разделяет с ним его сверхразумный, или мистический, характер. {…}

Вот почему, когда на стволе государственности развился язык как  орган и выражение национальности и культуры, смерть государственности  не убивает национальности. {…}

{…} Нация есть прежде всего культурная индивидуальность, а самое государство является важным деятелем в образовании нации, поскольку оно есть культурная сила.

  В основе нации  всегда лежит культурная общность  в прошлом, настоящем и будущем,  общее культурное наследие, общая  культурная работа, общие культурные  чаяния.{…}

 

3

{…} К государству и национальности прикрепляются неискоренимая религиозная потребность человека. В религии человек выходит из сферы ограниченного, личного существования и приобщается к более широкому, сверхиндивидуальному бытию. {…}

Индивидуализм, который в центре всего ставит личность, ее потребности, ее интерес, ее идеал, ее содержание, есть как религия самая трудная, самая малодоступная, самая аристократическая, самая исключительная религия. Трудно человеку глубоко религиозному поклоняться просто человеческой личности или человечеству. Индивидуализм как религия учит признавать бесконечно достоинство или ценность человеческой личности. Но для того чтобы эту личность провозгласить мерилом всего, или высшей ценностью, для этого необходимо ей поставить высочайшую задачу. Она должна вобрать в себя возможно больше ценного содержания, возможно больше мудрости и красоты. И не только вобрать. Личность не есть складочное место. Личность как религиозная идея означает воплощение ценного содержания, отмеченное своеобразием или единственностью, энергией и напряженностью. Только индивидуализм, ставящий такую высочайшую задачу, может быть религиозен. Но что означает и что совершает такой индивидуализм? От религии государства и национальности такой индивидуализм уводит человека,  но он вовсе не приближает его к эмпирическим условиям человеческого существования, к пользе и выгоде отдельного человека или целого общества, а удаляет от них в область, еще более далекую и высокую. {…}

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

Политология: хрестоматия / Сост. Проф. М.А.Василик, доц.М.С.Вершинин. – М.: Гардарики, 1999. – 843 с. ISBN 5-8297 0016-6 (в пер.) Б.ц.

 

Г.Т.Тавадов. Политология: Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 416 с. ISBN 5-8183 0189-3 : 7000 экз : Б.ц.

 

В.П.Пугачев, А.И.Соловьев. Введение в политологию: Учебное пособие для студентов высш.учеб.заведений. – 2-е изд. – М.; Аспект Пресс, 1995. – 320 с. – ISBN 5-7567 0034-X: Б.ц.

 

В.Д.Перевалов. Политология: Учебник для вузов /Отв.ред.д.ю.н., проф. В.Д.Перевалов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2002. – 392 с. Б.ц.

 

К.С.Гаджиев. Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2002. – 488с.; ил. Б.ц.




Информация о работе Государство как институт политической системы