Государство как институт политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:37, контрольная работа

Описание работы

Важнейшей характеристикой государства является то, что оно действует как институциональная система политического господства и обладает монополией на легитимное применение насилия.
Государство наряду с семьей, языком, культурой и т. п. является одним из фундаментальных институтов, составляющих инфраструктуру жизнедеятельности человека как общественного существа. Более того, государство есть в некотором роде наиболее высокоорганизованная форма политического общества.

Содержание

Введение …………………………………………………………….3
Глава 1.
Понятие и признаки государства …………………………………..4 - 7
Глава 2.
Функции государства в политической системе …………………...8 - 12
Глава3.
Типы и формы государственного устройства ……………………..12 - 15
Заключение …………………………………………………………..16 - 17
Литература …………………………………………………………....18

Работа содержит 1 файл

Государство как институт политической системы.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

6. Государство можно рассматривать как организационную форму, как союз людей, объединившихся для совместного проживания.   

Исторические, идеологические, социально-экономические связи индивидов  с государством получают концентрированное  выражение в политико-правовой категории  «гражданство». Каждый из членов «государственной общины» заинтересован в ее существовании, так как личная независимость и свобода в общении с согражданами, охрана семьи и собственности, гарантия безопасности от вторжения в личную жизнь извне обеспечиваются государством. Как гражданин индивид приобретает устойчивые первичные политические качества, которые становятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности общественно –политических объединений и движений, политических партий и т.п. Иначе говоря, прежде всего через государство индивид «включается» в политическую систему общества.

    Вместе с тем между государством и отдельными гражданами (независимо от того, к какому классу они принадлежат) существует комплекс противоречий, который в целом характеризуется как одно из основных внутренних противоречий политической системы общества. Это противоречия между демократией и бюрократией в сфере законодательной и исполнительной власти, между тенденцией развития самоуправления и ограниченными возможностями его осуществления и др. Противоречия эти резко обостряются, когда государство проводит ярко выраженную классовую, национальную, расовую политику по отношению к гражданам, не принадлежащим к политически господствующим социальным группам.

7. В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает социально-классовое расслоение общества.

Отсюда следует, что государство  выступает политической организацией экономически господствующего класса.

     И все же марксистско–ленинская характеристика классовой сущности государства как органа подавления верно отражает только такое особое состояние в развитии общества, когда в нем возникает классовая напряженность (вызванная, как правило, военными конфликтами, экономическим и духовным кризисом), которая способна взорвать общество, привести его в состояние хаоса. В обычные же нормальные периоды в классовом обществе превалируют общесоциальные связи, более сильные и созидательные, чем классовые антагонизмы. Достойной внимания остается мысль Ф.Энгельса о том, что в действительном мире метафизические полярные противоположности существуют лишь во время кризисов, что весь великий ход развития происходит в форме взаимодействия. Государство в силу своего социального назначения не может постоянно функционировать в режиме господства и насилия. Как свидетельствует история, деятельность государств подобного типа (деспотических, авторитарных) имеет свои временные пределы, которые по мере развития цивилизации все более сужаются.

Классовый характер государства связывает  его с иными политическими  явлениями. Поэтому перед государством  и политической системой в целом стоят одни и те же задачи: ввести классовую борьбу в русло цивилизованной политической борьбы, основанной на принципах демократии и права; направить усилия противоборствующих слоев, классов и их политических организаций на конструктивное решение общесоциальных, а значит, одновременно и классовых проблем.

8. Государство стало первым результатом политической деятельности людей, определенным образом организованных и представляющих интересы конкретных социальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на всеобщность охвата политических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сделали реальным значение государства как формы политического общежития различных социальных и национальных образований, а также выражающих их интересы различного рода организаций и партий. Государственность форма бытия классового общества.

В этой связи государство  играет роль надклассового арбитра. В законодательном порядке оно  устанавливает «правила игры» для  политических партий и общественных объединений, пытается учитывать в  своей политике спектр их многообразных, порой антогонически противоречивых интересов. Демократическое государство стремится обеспечить не только нормальное, мирное политическое общежитие, но и мирную смену государственной власти, если возникнет такая историческая необходимость. Государство как форма политического общежития по территории совпадает с политической системой общества. По содержательным и функциональным характеристикам оно выступает элементом политической системы.

9. Государство – важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься общесоциальными проблемами – от строительства домов для престарелых, средств связи, транспортных артерий до энергетического, экологического обеспечения, будущих поколений людей. Как основной собственник средств производства, земли, ее недр оно финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства, несет бремя расходов на оборону. В качестве органа, управляющего общественными делами, государство посредством аппарата, вещественных придатков (полиция, тюрьма и т.п.) сохраняет определенную целостность политической системы, обеспечивает правопорядок в обществе.

Для политической системы  общества важное консолидирующее значение имеет суверенный характер государственной власти. Только государство вправе выступать внутри и вне страны от имени народа и общества. Вхождение политической системы конкретного общества в мировое политическое сообщество во многом зависит от реализации суверенных качеств государства.

10. Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической ауры находится в постоянном движении. Все ее элементы и компоненты работают как бы в равной степени, увязывая, согласовывая интересы разных социальных групп, вырабатывая политические решения. Когда же возникают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные бедствия, изменяется форма правления или политический режим), государству в их разрешении отводится особая роль. Причем в этом случае речь идет не просто о государстве, а о его субстанциональном проявлении – государственной власти. Только законная государственная власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.

Любая политическая деятельность в конечном счете так или иначе связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государства. Но аксиомой является то, что квинтэссенцией, результатом политической деятельности людей и их объединений выступает государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно:  им нужна государственная власть для осуществления декларативных или тайных целей. Самое существенное в государстве – не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому чрезвычайно важным для всего общества является создание четкого, бесперебойно работающего правового механизма образования и осуществления государственной власти.

Механизм современного государства отличается высокой  степенью сложности, многообразием  составляющих его частей, блоков, подсистем. Структура механизма государства включает в себя государственные органы, государственные учреждения и предприятия, государственных служащих, организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Социальное назначение государства, характер и содержание его деятельности находят свое выражение  в функциях, которые связаны с  основными направлениями деятельности.

В основе классификации  функций лежат сферы деятельности государства, т.е. те области общественных отношений, на которые оно воздействует. В зависимости от этого функции государства можно подразделить на внутренние и внешние.

Внутренние  функции – это главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства. К ним относятся охранительные и регулятивные функции.

Осуществление охранительных  функций предполагает деятельность государства по обеспечению и  защите всех закрепленных и регулируемых правом общественных отношений.

Регулятивные функции характеризуют роль государства в организации общественного производства, развитии экономики страны, в создании необходимых условий для формирования личности. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную функции, а также налогообложения и взимания налогов, экологическую, культурную и др.

Внешние функции проявляются во внешнеполитической деятельности государства, в его взаимоотношениях с другими странами.

Внешние и внутренние функции государства тесно взаимосвязаны  и взаимообусловлены.

В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения – на основные и неосновные.

 

 

      Глава 3.

     Типы и формы государственного устройства.

 

Если сущность государства  как политического института  едина, то формы государства многообразны.

Форма государства  – это способ организации политической власти, совокупность его внешних признаков. Форма государства – это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Элементами формы государства  являются:

  1. форма правления, под которой обычно понимается организация высших органов власти в том или ином государстве;
  2. Форма государственного устройства, которая отражает территориальную структуру государства, т.е. то, как устроена территория данного государства, из каких частей оно состоит и каково их правовое положение;
  3. Политический (государственный) режим, представляющий собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти и характеризующейся степенью политической свободы в обществе, состоянием правового положения личности.

В зависимости от особенностей формы правления государства  подразделяются на монархические и республиканские.

Строение государства традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального (государственного) устройства. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики. В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.

Существует несколько  разновидностей монархической формы  правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Омар) – всевластие главы  государства; конституционная монархия – государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией. Конституционная монархия делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), В которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично – законодательной, и парламентскую, здесь монарх, хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями, и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет также право вето на решение парламента, которым практически не пользуется. Подавляющее большинство современных демократических монархий – парламентские монархии. Правительство формируется в них парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту.

Монархия была господствующей формой правления на протяжении тысячелетий. В специфической форме она  сохраняется и сегодня почти  в трети стран мира (например в Великобритании, Швеции, Дании, Испании).

В парламентской республике глава государства – выборное должностное лицо (президент). Его роль в формировании правительства, как и управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется парламентом, перед которым и несет политическую ответственность. В настоящее время парламентская республика существует в таких странах, как Италия, Германия, Австрия, Индия и др.

Президентская республика характеризуется тем, что во главе ее стоит президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства. Правительство в такой республике назначается самим президентом и не несет ответственности перед парламентом. Такими республиками являются США, Российская Федерация и др.

В некоторых странах  имеет место республиканская  форма правления, носящая смешанный  характер, т.е. сочетающая черты президентской республики (глава государства избирается населением, он назначает правительство и т.д.) и парламентской республики (правительство несет ответственность перед парламентом, возможен досрочный роспуск парламента президентом и т.п.). К таким странам смешанной формы республиканского правления относятся, Франция, Финляндия.

Государства по формам своего устройства подразделяются на унитарные и федеративные. Форма соединения государств, союза между ними носит название конфедерации.

Унитарное государство  – это простое, единое государство, которое не имеет в своем составе  иных государственных образований  на правах его членов. В таких государствах существует единая система высших органов и единая система законодательства. Большинство государств мира являются унитарными.

Информация о работе Государство как институт политической системы