Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:26, курсовая работа
Государственная услуга представляет собой нормативно-закрепленную, правомерную, индивидуализированную деятельность, т.е. ряд целесообразных, совершаемых в определенной последовательности действий государственных органов, подведомственных им учреждений по запросу граждан или организаций, или в порядке исполнения полномочий, возложенных на конкретные органы государственной власти, подведомственные им учреждения, имеющую полезный эффект, направленный на реализацию и обеспечение прав и законных интересов граждан (организаций) или исполнение возложенных на них обязанностей.
Актуальность исследования заключается в том, что одним из важнейших направлений процесса реформирования государственного управления в России является формирование и развитие системы государственных услуг. Результатом реализации данного направления должно стать создание такого правового поля и реального его воплощения в административно-правовую практику, при котором потребители государственных услуг будут обладать широкими правами и полномочиями и не являться пассивными субъектами, которыми манипулируют государственные служащие.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА»………………………………………………6
1.1. Основные подходы к определению понятия «государственная услуга»…6
1.2. Принципы предоставления государственной услуги………………………12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ……………………………………………………………………………..16
2.1. Содержание и характеристика типологии государственных услуг……..16
2.2. Разработка электронных государственных услуг как перспектива развития государственных услуг…………………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..36
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………41
На первом этапе необходимо определить перечень государственных услуг, подлежащих первоочередному переводу в электронный вид. Критерием отбора являются социальная и общественная значимость государственной услуги, а также социально-экономический эффект от ее перевода в электронный вид.
При этом можно выделить следующие приоритетные группы государственных услуг для внедрения электронных средств коммуникации в процессы их предоставления:
На втором этапе определяется порядок и очередность перевода услуг в электронный вид, проводится модернизация ведомственных информационных систем.
Здесь выделяется 4 типа электронных услуг: информирование, одностороннее взаимодействие, двустороннее взаимодействие и юридически значимое двустороннее взаимодействие. Описание каждого типа и пример электронной государственной услуги представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Типы электронных государственных услуг по уровню зрелости
Тип услуги | Описание | Пример |
Информирование | Создание регулярно обновляемых правительственных веб-сайтов с публикацией на них основной правительственной информации (нормативные акты, распоряжения, постановления и пр.); предоставление потребителю информации, которую ему необходимо знать для получения государственной услуги. | Публикация законодательных и нормативных актов |
Одностороннее взаимодействие | Размещение на веб-сайтах государственных органов шаблонов документов, необходимых для оказания услуги. | Потребитель получает шаблон документа в электронном виде, который необходимо заполнить, распечатать и предоставить в государственный орган лично. |
Двустороннее взаимодействие | Подача и прием документов в электронном виде, запись на прием в ГО, выдачу документов. | Запись на прием в государственное учреждение на выдачу документов. Возможность заполнения анкеты соискателя претендентом на должность в органе государственной власти. |
Юридически значимое двустороннее взаимодействие | Результат выполнения услуги (документ) выдается и является легитимным в электронном виде | Подача декларации
о налогах в электронном виде,
получение документа |
Последний вариант, конечно, самый сложный с точки зрения реализации. Тем не менее, такие услуги доступны 24 часа 7 дней в неделю из любого конца страны и мира, и именно они могут называться электронными в полном смысле этого слова. Промежуточные же варианты также предусматриваются для того, чтобы услугой могли воспользоваться, например, пенсионеры, которые не владеют современными технологиями. Для них будет приемлем вариант получения услуг через центры обслуживания населения, при том, что взаимодействие госорганов внутри полностью автоматизировано, внедрена система электронного документооборота и возможен обмен необходимыми данными через интернет-портал.25
По
степени автоматизации можно
выделить три основных варианта оказания
государственных услуг в
Первый вариант— информационная услуга, или предоставление в электронном виде бланков заявлений и прочих документов (заполнить которые требуется при оказании государственной услуги), а также информации о регламенте оказания государственной услуги в традиционном виде.
Второй
вариант — интерактивная
Третий вариант — интерактивная услуга, имеющая юридические последствия, оказываемая полностью в электронном виде, без необходимости личной явки получателя услуги в учреждение или орган государственной власти. Юридическую значимость такой услуге придает заверение всех участвующих в ходе ее оказания документов электронной цифровой подписью.
В настоящее время на функционирующих в России порталах государственных услуг разных уровней наиболее широко представлены информационные услуги. Это обусловлено наибольшей простотой их реализации, отсутствием необходимости автоматизированного взаимодействия с внешними для портала информационными системами.
Оказание
интерактивных государственных
услуг, вне зависимости от наличия
юридических последствий, требует
автоматизированного
Основа
оказания сложных интерактивных
государственных услуг в
В
настоящее время большинство
органов государственной власти
и организаций имеют
Основными критериями выбора системы стандартов для инфраструктуры должны быть их совместимость, открытость спецификации и распространенность. Открытость спецификации подразумевает:
Подобные принципы выбора стандартов уменьшают расходы, снижают зависимость от конкретных программных платформ, повышают открытость технологии, расширяя аудиторию пользователей и облегчая интеграцию.
Несмотря
на наличие в большинстве
Взаимодействие с гражданами при оказании государственных услуг в электронном виде осуществляется через интернет-портал. При оказании государственных услуг в традиционном виде граждане получают только информацию о регламенте, и портал является единственным компонентом электронного правительства. При оказании интерактивных государственных услуг портал служит средством подачи заявления на оказание услуги и получения информации об оказании услуги. При этом набор данных, используемых при работе с порталом получателем интерактивной государственной услуги, определяется метабазой интеграционной автоматизированной системы, содержащей описания данных не только для межсистемного взаимодействия, но и для взаимодействия системы с гражданами. Для доступа к размещенной на портале информации, а также к интерактивным государственным услугам нужно использовать только Web-браузер и сертифицированные средства электронной цифровой подписи.
Получение
гражданином любой
Ключевым фактором успешного оказания государственных услуг в электронном виде, является использование открытых спецификаций и расширяемых описаний правил взаимодействия технологических компонентов друг с другом. Это придаст системе оказания государственных услуг в электронном виде независимость от конкретных производителей, позволит безболезненно масштабировать и заменять отдельные компоненты и подключать новые, увеличивая количество оказываемых услуг и повышая качество обслуживания.30
Выводы по 2 главе
Государственные услуги предоставляются федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, государственными учреждениями и иными организациями в части осуществления ими отдельных государственных полномочий по предоставлению государственных услуг, переданных им на основании правовых актов органов государственной власти. И вот в данной росписи выявляется явное противоречие – многие государственные учреждения оказывают важнейшие услуги для развития общества (например, в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, социального обеспечения и т.п.), которые практически выпадают из официальных типологий.
Оказание государственных услуг в электронном виде выражается в виде активного использования информационных технологий для обеспечения процесса оказания услуги. Технологии могут быть самые разные: портал государственных услуг, инфомат (электронный киоск). Получатель государственной услуги может лично обратиться в многофункциональный центр, и это тоже будет считаться, что услуга оказывается в электронном виде. Процесс исполнения услуги в электронном виде должен быть максимально оптимизирован с точки зрения использования информационно-коммуникационных технологий.
Если требуется провести какую-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последнее время в мире (в том числе и в России) сформировалась устойчивая тенденция повышения функциональной роли сферы услуг в объеме произведенных общественных благ и в количестве занятого населения. При этом важной частью сферы услуг являются услуги, предоставляемые государством.
В
России процесс развития сектора
государственных услуг
Поэтому государственные услуги и в России должны стать одной из основных форм отношений между гражданами, юридическими лицами и властью. В таком случае, государственные услуги становятся одним из основных факторов развития постиндустриального производства и формирования общества знаний.
Самым главным отличием содержания государственной услуги становится усложнение экономических отношений, когда во взаимоотношениях поставщика и потребителя услуг присутствуют общественные отношения по поводу создания и использования фондов денежных средств на муниципальном, региональном и федеральном уровне. Таким образом, государственные услуги представляют собой многоуровневые отношения с изменяющейся структурой и доминантными субъектами, что требует особенных принципов и правил управления.