Государственные услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Государственная услуга представляет собой нормативно-закрепленную, правомерную, индивидуализированную деятельность, т.е. ряд целесообразных, совершаемых в определенной последовательности действий государственных органов, подведомственных им учреждений по запросу граждан или организаций, или в порядке исполнения полномочий, возложенных на конкретные органы государственной власти, подведомственные им учреждения, имеющую полезный эффект, направленный на реализацию и обеспечение прав и законных интересов граждан (организаций) или исполнение возложенных на них обязанностей.

Актуальность исследования заключается в том, что одним из важнейших направлений процесса реформирования государственного управления в России является формирование и развитие системы государственных услуг. Результатом реализации данного направления должно стать создание такого правового поля и реального его воплощения в административно-правовую практику, при котором потребители государственных услуг будут обладать широкими правами и полномочиями и не являться пассивными субъектами, которыми манипулируют государственные служащие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА»………………………………………………6

1.1. Основные подходы к определению понятия «государственная услуга»…6

1.2. Принципы предоставления государственной услуги………………………12

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ……………………………………………………………………………..16

2.1. Содержание и характеристика типологии государственных услуг……..16

2.2. Разработка электронных государственных услуг как перспектива развития государственных услуг…………………………………………………………..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………..31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..36

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………41

Работа содержит 1 файл

курс.гос.услуги.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

     Понимание «государственной услуги» в Федеральном закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» подразумевает термин «государственная услуга» в контексте должностных регламентов. Согласно п. 2 ст. 47 Федерального закона «О государственной гражданской службе», в должностной регламент государственного гражданского служащего включается, кроме прочего, «перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа».8

     Тем самым, по смыслу этого закона, государственные  услуги оказываются непосредственно  государственными служащими. По смыслу определения государственной услуги по Федеральному закону от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, государственной услугой не является услуга в области образования, здравоохранения, социальной защиты и проч. – ведь их оказывают не государственные служащие, а работники бюджетных учреждений. То есть, вероятнее всего, законодатель понимает термин «государственная услуга» именно как взаимодействие между должностными лицами, органом власти и гражданами (представителями организаций).9

     Понимание термина «государственная услуга»  в Указе Президента Российской Федерации  «О системе и структуре ФОИВ»  от 9 марта 2004 года №314 (ФОИВ - Федеральные органы исполнительной власти РФ). Согласно подпункту «д» п. 2. данного Указа, «под функциями по оказанию государственных услуг понимается осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц».10

     В дальнейшем Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2004 N 649 скорректировал данное определение:  «под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами».

     Тем самым, определяя понятие государственной  услуги по Указу Президента «О системе и структуре ФОИВ», можно утверждать, что для государственной услуги характерно: неопределенный круг лиц как ключевой признак государственной услуги; исключительная общественная значимость; выделение сферы здравоохранения, образования, социальной защиты населения как базовые сферы оказания государственных услуг.

     Указ  существенно меняет смысл понятия  государственной услуги, который  следует из федерального закона «О государственной гражданской службе».11 Государственные услуги, характеризующиеся наличием неопределенного круга потребителей, социальных сфер как базовых для оказания государственных услуг не могут оказываться государственными гражданскими служащими. Тем самым, Указ, с одной стороны, расширяет понятие государственной услуги (за счет включения в нее услуг как общественных товаров), а с другой – сужает его (так как не учитывает отдельных взаимодействий между государственными служащими и заявителями). Тем самым, существенный блок деятельности государства выпал из сферы регулирования анализируемого Указа Президента. Ведь с одной стороны, государственные услуги по Указу, как правило, собственно государственными и не являются (сами органы государственной власти, как правило, не оказывают государственных услуг в этом смысле – они формируют государственный заказ бюджетным учреждениям либо коммерческим организациям). С другой стороны, большая часть деятельности именно государственных органов связана с взаимодействием с заявителями. Содержательно эти транзакции состоят в обмене информацией между гражданами и органами исполнительной власти, как правило, по инициативе органов исполнительной власти. По Указу Президента эта часть деятельности государственной услугой не является.

     Последствиями ограниченного понимания государственной  услуги является:

     1) сложность в использовании этого термина для прикладных целей административной реформы;

     2) дисбаланс в распределении полномочий между федеральными службами и федеральными агентствами.12

     Функции лицензирования, выдачи разрешений, регистрации  – наиболее характерные государственные услуги, в соответствии с Указом Президента №314 от 9 марта 2004 года являются полномочиями федеральных служб, а компетенция  федеральных агентств оказывается существенно ограниченной из-за того, что услуги в области здравоохранения, образования, социальной поддержки населения оказываются, как правило, не только государственными организациями.13  

     1.2. Принципы предоставления государственной  услуги 

     Под принципами предоставления государственных  услуг следует понимать основополагающие идеи, требования, исходные положения, установки, лежащие в основе оказания государственных услуг и выражающие их сущность.

     В статье 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных  услуг» определены  основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг. В качестве таких основных принципов названы:14

     1) правомерность предоставления государственных  органами, предоставляющими государственные  услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

     2) заявительный порядок обращения  за предоставлением государственных  услуг.

     Лицам, нуждающимся в предоставлении государственных услуг, достаточно обратиться в соответствующие органы или организации и нет необходимости получать для этого какие-либо разрешения.

     В пункте 1 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено право заявителей на получение государственной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной услуги. С этим правом заявителей корреспондирует закрепленная в п. 1 ст. 6 данного Закона обязанность органов, предоставляющих государственные услуги, предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.

     В рамках определения содержания рассматриваемого принципа эти положения дополняются  положением п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» устанавливающим, что органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.

     3) правомерность взимания с заявителей  государственной пошлины за предоставление  государственных, платы за предоставление государственных  услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

     Содержание  данного принципа определено в ст. 8 и 9 данного Закона, устанавливающих соответственно требования к взиманию с заявителя платы за предоставление государственных услуг и требования к взиманию с заявителя платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг. В части 1 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» первой из указанных статей установлено, что государственные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 этой статьи. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» подлежат утверждению перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг.

     4) открытость деятельности органов,  предоставляющих государственные  услуги, а также организаций, участвующих  в предоставлении государственных услуг.

     В контексте организации предоставления государственных и услуг этот принцип реализован в положении  п. 2 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предусматривающем право заявителей при получении государственных услуг на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных услуг, в том числе в электронной форме.

     5) доступность обращения за предоставлением государственных услуг и предоставления государственных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

     Реализация  данного принципа подразумевается  при организации предоставления государственных и муниципальных  услуг в многофункциональных центрах. Под лицами с ограниченными возможностями здоровья понимаются инвалиды и собственно лица с ограниченными возможностями здоровья. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вывод по 1 главе

     На  основе анализа различных подходов к определению «государственная услуга» можно сделать обобщенный вывод, что государственную услугу предлагается понимать как деятельность органа исполнительной власти, влекущую возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение документированной информации (документа), в связи с обращением гражданина, организации (заявителя) или без такового, осуществляемая в непосредственном взаимодействии с заявителем. Другими словами, это любая деятельность органа исполнительной власти, которая приводит к изменению правового статуса гражданина или отдельных элементов его статуса, пусть даже самых минимальных, осуществляемая в непосредственном взаимодействии с гражданином.

     Под это определение государственной  услуги подпадает выполнение таких  функций государственной власти, как лицензирование, сертификация, регистрация, оформление в собственность, выдача справок и т. д. Услуги с таким определением оказывают не только федеральные агентства, но и другие федеральные органы исполнительной власти. Поскольку основная задача оптимизации состоит в снижении издержек, то первым шагом является выявление таких издержек. Основным инструментом этого является выявление предпочтений потребителей государственных услуг в отношении процесса их предоставления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2.  АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ 

     2.1. Содержание и характеристика типологии государственных услуг 

     В связи с новизной понятия «государственная услуга» ещё не существует официально принятой типологии государственных услуг, а имеются лишь различные авторские подходы. Так согласно типологии, предложенной профессором Ю.А. Тихомировым, государственные услуги подразделяются на публичные и административные.15

     Услуги, направленные на внешних (по отношению  к государству) клиентов, называются государственными публичными услугами. Публичные услуги могут носить принудительный характер, налагая обязанность физических или юридических лиц вступить во взаимодействие по определенному поводу с государственным органом для того, чтобы избежать санкций или иных негативных последствий.

     Если  государственные услуги направлены на другие государственные и муниципальные органы, то они считаются государственными административными услугами. К ним относится подготовка документов для государственных органов, согласование, представительство.16

     В этой связи выделим отличительные признаки государственной административной услуги:

1) индивидуальность  предоставления;

2) обращение  (в связи с реализацией прав  и обязанностей) пользователей государственных услуг в государственный орган;

3) предоставление  услуги непосредственно в государственном органе;

4) осуществление  услуги в силу объективных социально-экономических причин не может быть передано коммерческим или некоммерческим организациям и их объединениям.

     На  основе анализа юридической литературы, можно дать следующую типологию государственных услуг:

     1. По наличию промежуточного результата:

     1) государственная услуга простая – подразумевает однократное обращение в исполнительный орган государственной власти с получением конечного результата;

     2) государственная услуга сложная – подразумевает множественное обращение в исполнительный орган (органы) государственной власти с получением промежуточных результатов, имеющих самостоятельную ценность.

Информация о работе Государственные услуги