Государственное регулирование рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:32, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование политики государства по регулированию рынка труда.
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:
раскрыть сущность понятия рынок труда;
выявить основные проблемы на рынке труда;
исследовать меры предупреждения безработицы;
рассмотреть государственную защиту безработных.
Поставленные цель и задачи определяют структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
В первой главе будут исследованы теоретические положения о рынке труда.
Во второй главе будут выявлены направления государственной политики на рынке труда
Основными источниками являются нормативно-правовые акты, федеральные законы, работы отечественных экономистов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические положения о рынке труда………………………………5
1.1. Сущность понятия рынок труда……………………………………....5
1.2. Основные проблемы на рынке труда…………………………………8
Глава 2. Особенности государственного регулирования рынка труда……….13
2.1. Меры предупреждения безработицы ……………………………….13
2.2. Государственная защита безработных ……………………………..17
Заключение……………………………………..…………………………………..22
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Социальная политика.docx

— 49.72 Кб (Скачать)

     Попытки снизить естественный уровень безработицы  приводят к повышению инфляции. Тем  не менее, даже при установившемся уровне естественной безработицы следует  проводить профессиональную подготовку и переподготовку кадров, создавать единый банк вакансий, материально поддерживать лиц, меняющих место работы.

     Базу  политики занятости должна составлять экономическая политика. В ситуации безработицы основное внимание должно уделяться стимулированию роста  производства, инвестиций, доходов  и численности рабочих мест. В  ситуации дефицита кадров внимание переключается  на повышение производительности труда, внедрение трудосберегающих технологий, автоматизацию и компьютеризацию  рабочих мест.  
 

     2.1. Государственная защита безработных 

     Безработным гражданам гарантируются:

  • социальная поддержка;
  • осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;
  • бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;
  • финансирование в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения.11

     Государство гарантирует безработным:

  • выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
  • выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

     Гражданам, направленным органами службы занятости  на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, стипендия  начисляется с первого дня  их обучения.

     Органы  службы занятости при необходимости  могут оплачивать стоимость проезда (до места обучения и обратно) и  расходы, связанные с проживанием  граждан, направленных органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в другую местность.

     Каждый  период выплаты пособия по безработице  не может превышать 12 месяцев в  суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением  случаев, предусмотренных настоящим  Законом.

     Для граждан, впервые ищущих работу (ранее  не работавших); стремящихся возобновить  трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенных  за нарушение трудовой дисциплины или  другие виновные действия, предусмотренные  законодательством Российской Федерации; уволенных по любым основаниям в  течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных  недель, а также для граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать  шесть месяцев в суммарном  исчислении в течение 12 календарных  месяцев. При этом общий период выплаты  пособия по безработице для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

     Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении  первого периода выплаты пособия  по безработице, имеют право на повторное  получение пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

     Общий период выплаты пособия по безработице  гражданину не может превышать 24 календарных  месяца в суммарном исчислении в  течение 36 календарных месяцев.

     Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным  перерегистрации в установленные  органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

     Пособие по безработице гражданам, уволенным  по любым основаниям (за исключением  указанных в статье 34 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного  рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном  порядке безработными, начисляется:

     в первом (12-месячном) периоде выплаты:

     в первые три месяца - в размере 75 процентов  их среднемесячного заработка (денежного  довольствия), исчисленного за последние  три месяца по последнему месту работы (службы);

     в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов;

     в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице  и не ниже минимальной величины пособия  по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;

     во  втором (12-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной  на размер районного коэффициента.

     Пособие по безработице во всех иных случаях  гражданам, признанным в установленном  порядке безработными, в том числе  впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия; вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, начисляется:

     в первом (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной  на размер районного коэффициента;

     во  втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной  на размер районного коэффициента.12

     После окончания срока выплаты пособий  в случае необходимости могут  оказываться различные виды материальной помощи – дотации или единовременные выплаты за пользование жильем, услугами здравоохранения, образования, транспорта, общественного питания и т.д.

     К наиболее социально незащищенным от безработицы слоям населения  относятся молодые люди. Те, кто  решил работать сразу после школы, оказываются неконкурентоспособными в виду отсутствия образования. Вследствие невозможности выбора работы, они  порой вынуждены работать в невыгодных для себя условиях и не находят  времени и сил на получение  образования. Выпускники вузов, впервые  ищущие работу, так же как и молодежь без образования и специальности, входят в группу риска. В результате повышается риск вовлечения молодежи в преступный, теневой сектор экономики. Для борьбы с данной проблемой необходимо ввести налоговые льготы предприятиям, нанимающим молодых работников, определить квоты для приема на работу молодежи13. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Цель  данной работы можно считать достигнутой: исследована политика государства  по регулированию рынка труда, выявлены ее основные направления, определены пути совершенствования.

     Отношения между потенциальными работодателями и работниками можно определить как отношения на рынке труда, регулируемые законами спроса и предложения. Именно через регулирование спроса и предложения государство может воздействовать на этот рынок.

     Основной  проблемой на рынке труда является безработица, которая имеет свой естественный уровень, т.е. такой уровень, на который невозможно воздействовать. Этот уровень при нормальном экономическом развитии страны должен иметь определенное количественное выражение. Значит, уровень безработицы связан с развитием экономики страны, что определяет еще один механизм государственного регулирования рынка труда.

     Государственная политика по регулированию рынка  труда осуществляется по двум направлениям: предупреждение роста уровня безработицы  и социальная поддержка безработных  граждан.

     Социальная  поддержка безработных подразумевает  назначение стипендий во время обучения в Центрах занятости, материальную помощь при смене места жительства с целью трудоустройства и пособие по безработице, которое призвано не только поддержать, но и стимулировать желание работать и зарабатывать деньги.

     Но  основное внимание государство должно обратить на регулирование рынка  труда. Во-первых, нужно обеспечить достойный размер пенсии, чтобы ускорить высвобождение рабочих мест и стимулировать трудоустройство молодых людей. Во-вторых, необходимо установить тесную взаимосвязь между рынком труда и образовательными услугами, чтобы обеспечить работодателя нужными специалистами определенного уровня квалификации. Этого можно достичь путем опроса работодателей, сбора заявок на последних курсах обучения и т.д. Также нужно искать альтернативные способы оповещения населения о вакантных местах. Поскольку не все люди, которые ищут работу обращаются в Центр занятости, можно разработать специальные сайты или терминалы, доступные и работодателю, и работнику, где будет размещаться информация о вакантных местах. Существующие сайты не отвечают требованиям полноты информации, актуальности и скорости обновления. И, наконец, нужно поддерживать малый бизнес, который позволяет трудоустроиться многим гражданам, не предъявляя высоких требований  их образованности и квалификации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников и литературы: 

  1. Федеральный закон от 19.04.91 № 1032-1 (ред. от 11.07.11) «О занятости населения в Российской Федерации»//www. consultant.ru
  2. Дунаева Н., Салахутдинов Р. Эффективная занятость российской молодежи – стратегическая проблема//Человек и труд. №2 2010г. С. 19-23.
  3. Климов С. М., Селин А. П., Федорова Т. А. Макроэкономика: Учебное пособие. С. 178.
  4. Кушлин В. И. Макроэкономика: Государственное регулирование в условиях глобализации: Учебно-методический комплекс для подготовки магистров. – М.: Изд-во РАГС, 2007. С.136-137.
  5. Океанова З. К. Экономическая теория: учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. С. 464-465.
  6. Соболева И. Антикризисная программа занятости и человеческий потенциал предприятий//Человек и труд. №2 2010 г. С. 13.
  7. Социальная политика: Учебник/под общ. Ред. Н. А. Волгина, В. И. Кушлина. – М.: Изд-во РАГС, 2010.  С.130-131.
  8. Экономическая теория: учебное пособие/В. М. Соколинский, В. Е. Корольков. – М.: КНОРУС, 2008. С.290

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда