Государственное регулирование рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:32, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование политики государства по регулированию рынка труда.
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:
раскрыть сущность понятия рынок труда;
выявить основные проблемы на рынке труда;
исследовать меры предупреждения безработицы;
рассмотреть государственную защиту безработных.
Поставленные цель и задачи определяют структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
В первой главе будут исследованы теоретические положения о рынке труда.
Во второй главе будут выявлены направления государственной политики на рынке труда
Основными источниками являются нормативно-правовые акты, федеральные законы, работы отечественных экономистов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические положения о рынке труда………………………………5
1.1. Сущность понятия рынок труда……………………………………....5
1.2. Основные проблемы на рынке труда…………………………………8
Глава 2. Особенности государственного регулирования рынка труда……….13
2.1. Меры предупреждения безработицы ……………………………….13
2.2. Государственная защита безработных ……………………………..17
Заключение……………………………………..…………………………………..22
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Социальная политика.docx

— 49.72 Кб (Скачать)

     Вопрос  о причинах появления безработицы  не приобрел в научном плане однозначной  трактовки. Существует ряд теоретических  концепций, объясняющих причины  существования безработицы.

     С позиции школы марксистской политической экономии наличие избыточного предложения  труда – характерная черта  капитализма. Поскольку капиталисту  выгоднее использовать машину, а не живую рабочую силу. Потребность  в труде увеличивается медленнее, чем потребность в станках  и оборудовании. Естественным итогом уменьшающегося спроса на рабочую силу становится безработица.

     В неоклассической школе причиной появления безработицы признается нежелание работника выполнять  данный вид труда за предлагаемую заработную плату.

     В кейнсианской школе причину безработицы  видят в потере рыночным механизмом способности к самокоррекции. Поэтому  регулирование процесса занятости  должно строиться не на базе рыночной цены на труд, а через воздействие  на совокупный спрос или совокупное предложение.

     Монетаристы считают безработицу следствием деформации и негибкости рынка труда, состоящего из множества специализированных рынков, в которых не может одновременно установиться равновесие. Вмешательство  социальных структур в функционирование рынка труда посредством регулирования  уровня заработной платы усиливает  его негибкость, инерционность, порождает  безработицу5.

     Безработица, как социально-экономическое явление, имеет ряд последствий. Положительными считаются следующие:

  1. при быстрых структурных изменениях через состояние безработицы происходит перераспределение рабочей силы между отраслями, отбраковка профессий, устаревших с точки зрения НТП;
  2. страх перед безработицей дисциплинирует работников, занятых на предприятиях, повышает производительность их труда.

     Гораздо больше насчитывается у безработицы отрицательных последствий:

  1. снижение объема производства ВВП и сокращение налоговых поступлений;
  2. снижение объема доходов населения и потребительского спроса;
  3. деквалификация, социальная дезадаптация, увеличение числа психических и других заболеваний, самоубийств, рост преступности и др6.

     Масштабы  и характер безработицы в стране находятся во взаимосвязи с параметрами  инфляции. Соотношение показателей  инфляции и безработицы по-разному  трактуются различными экономическими школами. Простейшей является кейнсианская модель, исходящая из того, что в  экономике может возникнуть либо безработица (разрыв, вызванный спадом), либо инфляция (разрыв, вызываемый инфляцией), но одновременно инфляция и безработица  возникнуть не могут. Работы ряда экономистов  в конце 50-60-х гг. прошлого века обратили внимание на наличие такой зависимости: высокие темпы инфляции сопровождаются низким уровнем безработицы, и наоборот. Английский экономист А. Филлипс  показал наличие обратной зависимости  между уровнем зарплаты и уровнем  безработицы. Кривая, отражающая эту  зависимость, получила название кривой Филлипса. Затем она была модифицирована в кривую, отражающую обратную зависимость  между ростом цен и уровнем  безработицы.

     Кривая  Филлипса обеспечивала удовлетворительное объяснение макроэкономических взаимосвязей в течение четырех десятилетий, вплоть до начала 70-х годов XX в. Затем положение изменилось, и одновременное возрастание безработицы и инфляции стало постоянным явлением.

     Тщательная  эмпирическая проверка монетаристами  кривой Филлипса показала, что эта  кривая достоверно описывает взаимосвязь  между инфляцией и безработицей только в краткосрочном периоде, когда рост инфляции, вызванный государственной  стабилизационной политикой полной занятости является совершенно неожиданным  для работников. В долгосрочном периоде  зависимость между темпом роста  цен и занятостью становится совершенно иной. Есть две точки зрения, определяющие его характер.

     Первая  точка зрения принадлежит сторонникам  концепции адаптивных ожиданий, которые  считали, что в долгосрочном периоде занятость является действительно полной и эффективной, когда уровень безработицы близок к естественной норме. Всякие попытки уменьшить уровень безработицы ниже естественной нормы приводят к дестабилизации экономики.

     Сторонники  теории рациональных ожиданий утверждают, что при проведении политики уменьшения безработицы рабочие правильно учитывают инфляцию и в соответствии с этим требуют увеличения номинальной зарплаты. Увеличенная заработная плата не позволит предпринимателям нанимать больше работников. Поэтому сохранится естественный уровень безработицы, а инфляция возрастет.

     Отсюда  современное название естественного  уровня безработицы – не ускоряющий инфляцию уровень безработицы (non-accelerating inflation rate of unemployment - NAIRU). NAIRU определяется в результате усреднения фактического уровня безработицы в стране за предыдущие 10 лет (Климов С. М. предлагает брать за 40-50 лет). В развитых странах данный уровень составляет 5-7 %. Задача государства – следить за тем, чтобы фактический уровень безработицы не превышал естественный7.

     Таким образом, концепции адаптивных и  рациональных ожиданий дают пессимистические выводы для политики регулирования  рынка труда. Государственное регулирование  безработицы, если она ниже естественного  уровня, по сути отвергается, так как  оно ведет к ухудшению экономической  ситуации. 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  РЫНКА ТРУДА 
 

     2.1. Меры предупреждения безработицы 

     Государственная политика на рынке труда охватывает два направления. Во-первых, регулирование  уровня и продолжительности безработицы, во-вторых, социальную защиту безработных. Важнейшей макроэкономической задачей  является снижение уровня безработицы  до естественного уровня, т.к. к естественной безработице относятся те ее виды, которые полностью неустранимы  и сопутствуют долговременному  равновесию рынка труда. Регулирующий потенциал государства направляется, прежде всего, на технологическую, структурную, региональную безработицу. Мировая  тенденция роста нормы естественной безработицы, объясняемая повышением уровня социально-экономической защиты населения, разной рыночной властью  занятых и безработных, демонстрирует  взаимосвязь различных аспектов государственного регулирования рынка  рабочей силы. Социальные гарантии для занятых, как и социальная защита безработных, должны строиться  на базе реальных возможностей экономики. Воздействия на область занятости  желательно осуществлять такими рычагами, которые вызывают минимальные инфляционные последствия; попытки поддержания  искусственно низкой безработицы в  итоге оборачиваются стагфляцией. Активные меры, направленные на увеличение спроса на труд, предполагают наличие  существенных финансовых затрат, поэтому  превалирование активной политики занятости  в наших условиях выглядит более  чем проблематично.

     Для смягчения негативов безработицы  в России, как и в западных странах, разрабатывается и проводится в  жизнь политика занятости. В 1991 г. принят Закон РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости  населения в Российской Федерации», которым организованы правовые, экономические  и организационные основы государственной политики в сфере занятости населения.

     Разработанную правительством политику можно подразделить на две группы:

  1. методы регулирования, направленные на снижение естественного уровня безработицы;
  2. методы, направленные на снижение уровня циклической безработицы.

     Хотя  фрикционная и структурная безработицы, представляющие естественную безработицу, являются неизбежным следствием общественного  развития, проявления свободы индивида, слишком высокий уровень естественной безработицы оказывает негативное влияние на социально-экономическую  ситуацию в стране, поэтому общество заинтересовано в снижении этого  уровня с помощью методов, которые  не ограничивают свободу личности и  не препятствуют прогрессивным структурным  изменениям. К числу таких методов  относятся:

  • создание гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, способной быстро приспособиться к структурным изменениям в спросе на рабочую силу;
  • создание качественной и доступной общенациональной информации о наличии свободных рабочих мест;
  • создание материальной поддержки лиц, проходящих профессиональную подготовку, вынужденных в связи с изменением работы менять место жительства8.

     Методы  сокращения циклической безработицы  – это прежде всего методы стимулирования деловой активности в периоды  кризисного спада, т.е. методы стимулирующей  бюджетной, фискальной и кредитно-денежной политики.

     В качестве таковых предусмотрены:

  1. разработка мер финансово-кредитной инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение гибких режимов труда и другие меры, способствующие сохранению и развитию системы рабочих мест;
  2. разработка и реализация федеральных и территориальных программ содействия занятости населения;
  3. создание Федеральной службы занятости населения, которая отслеживает ситуацию на рынке труда, проводит мероприятия, способствующие занятости населения;
  4. организация общественных работ, осуществляемая органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости в целях обеспечения временной занятости населения9.

     По  мнению Волгина Н. А. и Кушлина  В. И. в перспективном периоде  основная цель модернизации системы  регулирования трудовой сферы состоит  в переходе от политики содействия занятости к экономической политике в интересах занятости. Целенаправленное увеличение численности рабочих  мест в экономике должно стать  основой политики, а оказание государственных  услуг незанятым гражданам  - ее фрагментом.

     Экономическая политика в интересах занятости  базируется на обеспечении непрерывного роста производства ВВП, сокращении оттока капиталов за границу, обеспечении  контролируемого расширения денежной массы, повышении собираемости доходов  государственного бюджета, увеличении реальных доходов населения, стимулировании увеличения спроса на продукцию отечественных  товаропроизводителей со стороны государства, частного сектора, домашних хозяйств, повышении инвестиционной активности во всех секторах экономики.

     Необходимо  подчеркнуть, что только в дополнение к экономической политике в интересах  занятости могут быть эффективно реализованы основные направления  традиционной политики содействия занятости, которая в основном касается лиц, обратившихся в службу занятости  и зарегистрированных безработных. Оказывать государственные услуги населению по поиску подходящих рабочих  мест можно после того и вследствие того, что эти рабочие места  созданы и существуют.

     Замечено, что наиболее емкий и подвижный  механизм роста занятости населения  — это растущая база мелкого и  среднего предпринимательства, которая  в силу своей мобильности при  условии его стимулирования оперативно улучшает ситуацию на рынке труда. Для безработных, готовых организовать такого рода бизнес, предусмотрена возможность получить единовременную субсидию в размере годового максимального пособия по безработице10.

     Итак, безработица  -  это экономическое  явление, потому что она неразрывно связана с заработной платой, инфляцией, со спросом и предложением  на рынке труда. С другой стороны, это  явление, которое несет последствия  социального, психологического характера  для общества. Основными видами безработицы  являются: структурная, циклическая  и естественная. В любой стране существует такой уровень безработицы, который не влечет за собой напряженности  на рынке труда, обусловлен естественными  процессами поиска работы, переобучения и т. д., не влияет на показатель инфляции. Этот уровень в развитых странах  составляет 5-7 %.

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда