Государственное регулирование рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:32, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование политики государства по регулированию рынка труда.
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:
раскрыть сущность понятия рынок труда;
выявить основные проблемы на рынке труда;
исследовать меры предупреждения безработицы;
рассмотреть государственную защиту безработных.
Поставленные цель и задачи определяют структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
В первой главе будут исследованы теоретические положения о рынке труда.
Во второй главе будут выявлены направления государственной политики на рынке труда
Основными источниками являются нормативно-правовые акты, федеральные законы, работы отечественных экономистов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические положения о рынке труда………………………………5
1.1. Сущность понятия рынок труда……………………………………....5
1.2. Основные проблемы на рынке труда…………………………………8
Глава 2. Особенности государственного регулирования рынка труда……….13
2.1. Меры предупреждения безработицы ……………………………….13
2.2. Государственная защита безработных ……………………………..17
Заключение……………………………………..…………………………………..22
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Социальная политика.docx

— 49.72 Кб (Скачать)

Якутский  экономико-правовой институт (филиал)

Образовательного  Учреждения Профсоюзов

высшего профессионального образования

Академии труда и социальных отношений

Кафедра «Истории государства и права

и основ  профессионального движения» 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Основы социальной политики»

на тему: «Государственная политика на рынке труда» 
 
 
 
 

                                                          Выполнил:

                                                                                студент группы Б-10-зв

Долгаева  Вера Васильевна

                                                             Проверил:

                                                                        ст. преподаватель

                                                                        Пшеникова Ж.Н. 
 

Якутск 2011 г.

Оглавление: 
 

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические положения о рынке труда………………………………5

     1.1. Сущность понятия рынок труда……………………………………....5

     1.2. Основные проблемы на рынке труда…………………………………8

Глава 2. Особенности государственного регулирования рынка труда……….13

     2.1. Меры предупреждения безработицы ……………………………….13

     2.2. Государственная защита безработных ……………………………..17

Заключение……………………………………..…………………………………..22

Список  использованных источников и литературы

 

     Введение 

      

     В настоящее время большинство  государств признаются социальными. Они  осуществляют политику, направленную на улучшение жизни населения:  поддерживают незащищенные слои населения (детей, пенсионеров, инвалидов), способствуют занятости населения, обеспечивают достойный уровень заработка  и т.д. Наиболее  масштабной  задачей   социально  ориентированной   экономики государства  является деятельность по социальной  защите  всех  слоев  общества  и  по  выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее  реализации  выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную  политику, которая охватывает все сферы экономических отношений  в  стране.  Одним  из важнейших направлений его деятельности является регулирование  занятости  и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда  и,  как следствие, увеличения национального дохода. Поэтому исследование эффективности решений государства на рынке труда является актуальным и требует дальнейших теоретических разработок.

     Целью данной работы является исследование политики государства по регулированию рынка труда.

     Для достижения данной цели был поставлен  ряд задач:

  1. раскрыть сущность понятия рынок труда;
  2. выявить основные проблемы на рынке труда;
  3. исследовать меры предупреждения безработицы;
  4. рассмотреть государственную защиту безработных.

     Поставленные  цель и задачи определяют структуру  работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

     В первой главе будут исследованы  теоретические положения о рынке труда.

     Во  второй главе будут выявлены направления государственной политики на рынке труда

     Основными источниками являются нормативно-правовые акты, федеральные законы, работы отечественных экономистов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РЫНКЕ  ТРУДА В РОССИИ 
 

     
    1. Сущность  понятия рынок труда
 

     Рынок труда - это способы, механизмы и  институты (государственные и общественные), позволяющие работникам найти поле деятельности в соответствии со своими навыками, способностями и умениями, а работодателям нанять рабочую  силу для достижения целей организации. В узком смысле слова рынок  труда можно определить как место  или процедуру, где работодатели и работники договариваются об условиях найма, заработной плате, социальных выплатах и льготах, условиях труда.

       Как и в любом другом рынке здесь действуют законы спроса и предложения. Чем выше требования работников по заработной плате (цене товара "рабочая сила"), тем меньшую численность персонала смогут привлечь работодатели (закон спроса). И, соответственно, закон предложения формулируется следующим образом: чем ниже заработная плата, которую работодатели согласны и в состоянии платить за исполнение определенного круга задач (работ), тем меньше лиц, желающих выполнять эти виды работ. На пересечении интересов работников и работодателей проявляются контуры равновесной цены рабочей силы, т.е. уровня оплаты труда, соответствующего числу людей, согласных трудиться, количеству рабочих мест, которые готовы предоставить предприниматели. По отдельным группам профессий возможна ситуация, когда кривые спроса и предложения не пересекутся, но в целом на рынке рабочей силы такая ситуация исключается.

     Составляющими рынка труда являются: спрос на труд, предложение, конъюнктура, емкость, инфраструктура рынка труда.

     Механизм  регулирования рынка труда в  узком смысле слова представляет свод законов, нормативных, коллективно-договорных актов (коллективные соглашения) и индивидуальные трудовые контракты, которые руководствуются стороны при реализации политики занятости. В широком контексте этот механизм охватывает целый спектр не только юридических, но и социально-экономических условий, социокультурных и психологических аспектов. Речь идет о системах трудоустройства, профессионального обучения, переподготовки кадров, занятости лиц с ограниченными возможностями, вернувшимися из мест заключения, социальной помощи безработным и др.1

       В структуре рынка труда можно  выделить:

       - рыночный блок (обмен способности  к труду на фонд жизненных  средств, требуемых для воспроизводства  рабочей силы);

       - блок муниципального, государственного  и общественного регулирования  занятости и безработицы; 

       - вектор социальной защиты населения  (гарантии занятости, установление  минимальной оплаты труда, обеспечение  нормальных санитарно-гигиенических  условий труда, выплата пособий  по безработице и т.д.)

       На рынке рабочих мест работодатели предлагают свой специфический товар - рабочие места, на который существует спрос, регулируемый ставкой заработной платы. Кривые спроса и предложения, в отличие от других товаров зеркально перевернуты: чем выше цена (ставка заработной платы) данного рабочего места, тем больше спрос на него, и, чем ниже его цена, тем меньше. В точке пересечения кривых спроса и предложения устанавливается равновесная цена рабочего места и количество рабочих мест, которые работники готовы занять на определенных условиях оплаты труда, а работодатели согласны эти рабочие места предоставить.

       Субъектами рынка труда являются  как наемные работники (собственники  своей рабочей силы), так и работодатели (собственники средств производства). Так как и те, и другие являются  одновременно и продавцами, и  покупателями, то спрос и предложение  можно рассматривать в отношении  не только рабочей силы, но и рабочих мест - определенных условий труда, характера работы, заработной платы. Различие объектов обращения (рабочая сила и рабочие места), а также несовпадение контрагентов (продавец рабочей силы и работодатель как покупатель на рынке труда) и собственников рабочих мест (в качестве как продавцов, так и покупателей на рынке рабочих мест) дают основания некоторым ученым считать рынки труда и рабочих мест автономными. Представляется, что предприниматели покупают не рабочие места как таковые, а средства производства, хотя возможны ситуации, когда выкупается предприятие работниками, в том числе с целью сохранения рабочих мест, государство как работодатель может выкупить или национализировать предприятия преследуя социальные задачи.

       Кроме того, субъектами рынка  труда являются:

       - посредники (в лице государственной  службы занятости и частных  посреднических организаций),

       - субъекты внутрифирменного (внутриотраслевого)  регулирования трудовых отношений  (в лице различных профессиональных  союзов и ассоциаций, комиссий  по трудовым спорам и т.д.).

     Государственная политика занятости в современных  условиях должна учитывать те новые  тенденции развития рынка труда, которые обусловлены инновационными процессами, процессами глобализации, а также трансформацией экономики  некоторых стран.

     Российский  рынок труда в полной мере испытывает воздействие данных тенденций, что  определяет некоторые его особенности:

  1. Наблюдается сокращение жизненного цикла профессий и «инфляция квалификаций». Так, в 1990-е гг. около 40% российских работников сменили профессию.
  2. Растущая глобализация рынка труда, в том числе рост трудовой миграции и унификация квалификационных систем, систем контроля качества и технологических стандартов.
  3. Изменение качественных элементов рабочей силы (дополнение системы квалификаций системой компетенций).
  4. Рост стоимости рабочей силы при одновременном удешевлении стандартных типовых производственных операций.
  5. Рынок труда в РФ трансформируется медленнее, чем меняется общая экономическая ситуация в стране и ее статус в глобальной экономике. Мобильность рабочей силы и ее качественные характеристики пока оставляют желать лучшего.
  6. Рынок образовательных услуг отделен от рынка труда и инноваций. Подготовка специалистов ведется по устаревшим программам, образовательная сфера реагирует на изменения на рынке труда с опозданием2.

     Регулирование российского рынка труда должно ориентироваться не только на минимизацию  численности незанятых, но и на создание благоприятных условий для качественного  преобразования трудовой сферы России, отвечающего требованиям современной  экономики.  
 

     
    1. Основные проблемы на рынке труда
 

     Проблема  занятости является многоуровневой и можно выделить отдельные этажи  регулирования рынка труда и  определить круг задач для каждого  уровня. На общенациональном проводится государственная политика занятости, формируется законодательная база рынка труда страны, качественные характеристики рабочей силы (через  систему образования и переподготовки кадров), проводится структурная политика, регулируется спрос и предложение  на труд, совершенствуются институты  рынка труда. На региональном уровне обобщается информация о региональном рынке рабочей силы, реализуются  программы содействия занятости, прямые инвестиции через региональные отделения службы занятости и органы местного самоуправления и т.д. К локальному уровню менеджмента рынка труда относится отдельный хозяйствующий субъект (предприятие), где происходит перемещение персонала, в том числе межстрановое в рамках ТНК, филиальной сетью, происходит потребление рабочей силы и возмещение через формы и системы оплаты труда, внутрифирменное обучение кадров, карьерный рост и пр.

     В литературе встречаются два варианта определения безработицы:

  1. Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, могущего и желающего работать, не имеет рабочего места, дающего право на получение дохода3 (в узком смысле).
  2. Безработица – форма нарушения макроэкономического равновесия: несовпадение совокупного спроса на труд и его совокупного предложения (в широком смысле)4.

     В соответствии  со стандартами Международной  организации труда (МОТ) безработные  – это лица в возрасте 15-72 лет, установленном для измерения  экономической активности, которые  в рассматриваемый период удовлетворяли  одновременно следующим критериям:

  • не имели работы (доходного занятия);
  • занимались поиском работы в течение четырех недель, предшествующих обследуемой неделе, используя при  этом любые способы;
  • были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда