Формы государственного правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:09, реферат

Описание работы

В теоретическом осмыслении государства особое место занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе. В современном мире актуальность темы обусловлена постоянным развитием общества, переходом его от одной ступени развития к другой. Все больше стран стремятся к демократическому правовому государству, а его функционирование невозможно без четко отлаженной структуры формирования и осуществления государственной власти.

Содержание

Введение 3
1. Формы правления в современном мире 4
1.1 Понятие формы правления 4
1.2 Основные разновидности формы правления 5
2. Монархическая форма правления 7
2.1 Признаки монархии и особенности современной монархии 7
2.2 Разновидности монархической формы правления 9
3. Республиканская форма правления 14
3.1 Основные признаки республиканской формы правления 14
3.2 Разновидности республиканской формы правления 15
Заключение 22
Список используемой литературы 24

Работа содержит 1 файл

Формы правления.docx

— 47.41 Кб (Скачать)

     В традиционной президентской республике центром связей, с одной стороны, является президент, но в данном случае его деятельность более открыта для населения, с другой – парламент. На местах нередко в качестве представителей государства назначаются лица, избранные населением, что является одной из форм для установления и прямых, и обратных связей.

     Парламентская республика (Болгария, Венгрия, Индия, Италия, Германия и др.), особенно в  ее «чистом» виде, распространена гораздо  меньше, чем президентская, хотя в  последние годы эта форма появилась  и в некоторых странах Африки. В парламентской республике президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от граждан-избирателей, не мог противопоставлять себя парламенту, т.е. непрямыми выборами (парламентом, особой коллегией и т.д.), хотя есть парламентские республики, где президент избирается гражданами (Болгария). Поэтому способ выборов президента не является решающим критерием отличия парламентской республики от президентской. Главное состоит в способе формирования правительства и его политической ответственности. В парламентской республике эта схема аналогична парламентской монархии, но место главы государства занимает президент. Формально правительство в парламентской республике назначает президент: подобно монарху в парламентской монархии он издает указ. Но выбор его не свободен, указ лишь оформляет фактическое положение. В отличие от президентской республики, где президент сам подбирает себе министров, президент парламентской республики главой правительства вынужден назначить человека, который вызывает доверие у парламента (чаще всего лидера партии большинства или коалиции партий), а затем, по его предложению - министров. Иначе правительство не получит вотума доверия парламента, что особенно важно в таком типе республики, и правительство не будет сформировано. Лишь в исключительных случаях (например, при утрате правительственной партией большинства в парламенте, например, при массовом переходе членов партии в другую партию, что маловероятно, но возможно), президент может сам назначить премьер-министра, и по его рекомендации утвердить министров.

     В парламентской республике правительство  несет ответственность только перед  парламентом (обычно перед его нижней палатой), но не перед президентом. В  случае выражения вотума недоверия, правительство вынуждено подать в отставку. В таком случае президент  может не принять отставку, а распустить парламент (нижнюю палату) с назначением  даты новых выборов. Фактически это  происходит в соответствии с желанием правительства. Президент также  может по рекомендации правительства  распустить нижнюю палату парламента (без предварительного предъявления вотума недоверия правительству), и этот совет, а в действительности – указание, президент обязан выполнить.

     Вопросы судебной власти, конституционного контроля могут решаться в парламентской  республике так же, как и в парламентской  монархии и президентской республике. Аналогично могут решаться вопросы  прямой и обратной связи с населением, хотя роль президента в этих контактах, в парламентской республике и  монархии выражена меньше, а приоритет  принадлежит в данном случае премьер-министру.

     Парламентская республика тоже имеет свои разновидности, что связано с внедрением идеи «рационализированного парламентаризма». Для этого все чаще применяется  «конструктивный вотум недоверия», когда недоверие главе правительства может быть принято только при одновременном назначении другого главы правительства. Кроме того, вотум недоверия не может быть выражен отдельным министрам. Наконец, министров парламент не утверждает, а только назначает (избирает) главу правительства, который в свою очередь формирует правительство. Такой порядок отношений президента, парламента, правительства, главы правительства существенно отличает традиционную парламентскую республику от рационализированной парламентской республики.

     С целью преодоления недостатков  парламентской и президентской  форм и соединения их плюсов в современных  условиях все чаще прибегают к  созданию смешанной, полупрезидентской, полупарламентской республики.

       Впервые полупрезидентская, полупарламентская республика была введена во Франции в 1958 г. по инициативе де Голля, который стремился к сильной президентской власти, но учитывал длительные традиции парламентаризма в стране. Название "полупрезидентская" не означает слабой власти президента, напротив, она является реальной в отличие от парламентской республики, но эта власть все же слабее, чем в президентской республике. Она соединяет определенные достоинства и стремится устранить недостатки обеих форм.

     Как и в президентской, в полупрезидентской республике действует достаточно жесткое разделение властей, но оно все же смягчено: президент по конституции не является главой исполнительской власти, он только глава государства, исполнительная власть по конституции принадлежит правительству, которое несет основную ответственность перед президентом, и ограниченную – перед парламентом. Двойная ответственность правительства – специфическая черта в модели разделения властей при данной форме правления.

     В полупрезидентской республике имеются следующие черты, присущие президентской формой правления:

  1. Президент избирается непосредственно народом, что делает его независимым от парламента и дает ему возможность противопоставить себя парламенту. Вице-премьеров и министров президент может назначить по своему усмотрению, независимо от партийной расстановки сил в парламенте. Премьер-министра он назначает тоже сам но по-разному: во Франции и Казахстане самостоятельно (хотя потом ему, а значит и правительству может быть выражено недоверие), в России, на Украине назначает с согласия парламента.
  2. Правительство несет ответственность перед президентом, который может по своему усмотрению уволить премьер-министра, отдельного министра и отправить все правительство в отставку.

     Наряду  с сильными элементами президентциализма, в полупрезидентской республике имеются черты парламентаризма. Главная из них – ответственность правительства перед парламентом. Она всегда затруднена, в меньшей степени во Франции (нужно собрать не менее 10% подписей общего состава палаты для внесения такой резолюции, есть и другие условия), больше – в России, еще сложнее добиться такой ответственности в Белоруссии и некоторых других странах.

     Второй  элемент парламентаризма: согласие нижней палаты парламента на назначение определенной кандидатуры, предлагаемой президентом, на должность премьер-министра. Такой порядок предусмотрен не во всех странах, во Франции его нет, но в России и ряде других стран такое согласие обязательно.

     Наряду  с совмещением черт президентской  и парламентской форм правления  полупрезидентская республика имеет такие особенности, которые не присущи первым. Основная из них - особый статус президента. По конституции президент выводится за триаду разделения властей. Он не относится ни к одной ветви власти, в том числе к исполнительной власти, как это всегда бывает в президентской республике и по традиции – в парламентской.

 

     Заключение

     форма монархия

     Центральным институтом политической системы является государство. Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием всего общества, частью которого оно является. Строение государство традиционно характеризуется  через формы правления и формы  территориального (государственного) устройства. В них воплощается  организация верховной власти, структура  и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных  лиц и граждан.

     Формы правления делятся по способу  организации власти, ее формальному  источнику на монархии и республики. В монархии формальным источником власти является одно лицо (монарх). Глава государства  получает свой пост по наследству, независимо от избирателей и представительных органов власти.

     Современные парламентские монархии, отдавая  дань политической традиции и поддерживая  тем самым уважение граждан к  государству, фактически мало, чем отличаются от республик. В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная, или полупрезидентская.

     Конечно, как правило, кажется, что республики представляют собой более прогрессивную форму правления, чем монархии. Но в тоже время и монархия может стабилизировать то или иное общество, выступать гарантом демократических преобразований и служить экономическому благосостоянию страны. В свою очередь республиканская форма правления может послужить толчком к образованию фактически монархических династий (когда власть принадлежит одному человеку пожизненно и даже может передаваться по наследству).

     Не  может быть одной модели формы  правления для всех государств. Форма правления зависит от многих факторов и на территории каждого конкретного государства с учетом определенных предпосылок (национальный состав, религия, менталитет, исторические традиции) следует применять оптимально соответствующую форму правления именно для данного государства, с учетом мнений и требований народа, проживающего на территории данного государства.

 

     Список используемой литературы

 
  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
  2. О правительстве Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон от 17.12.1997 г., № 2-ФКЗ//Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - № 51. – Ст. 5712.
  3. О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Порядок во власти – порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики РФ)»:Указ Президента РФ//Российская газета. – 1997. – 10 апреля.
  4. О формировании Администрации Президента РФ: Указ Президента РФ от 3.06.2000 г. № 1013//Российская газета. – 2000. – 6 июня.
  5. Кулябин А.И. Президентство – лучшая ли это форма исполнительной власти?//Государство и право. – 1992. - № 8.
  6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М, 1998.
  7. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юрид.вузов. – М.: Новый Юрист, 1998.
  8. Мальцев В.А. Основы политологии: Учебник для вузов. – М.: Дело
  9. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М. 1998.
  10. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. – М.: Юридическая литература, 1993.
  11. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. – М.: Юр.лит.,1994.
  12. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. – М.: Юристъ, 1999.
  13. Парламенсткое право России: Учебное пособие/Под ред. И.М.Степанова, Т.Я.Хабриевой. – М.:Юристъ, 1999.

Информация о работе Формы государственного правления