Формы государственного правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:09, реферат

Описание работы

В теоретическом осмыслении государства особое место занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе. В современном мире актуальность темы обусловлена постоянным развитием общества, переходом его от одной ступени развития к другой. Все больше стран стремятся к демократическому правовому государству, а его функционирование невозможно без четко отлаженной структуры формирования и осуществления государственной власти.

Содержание

Введение 3
1. Формы правления в современном мире 4
1.1 Понятие формы правления 4
1.2 Основные разновидности формы правления 5
2. Монархическая форма правления 7
2.1 Признаки монархии и особенности современной монархии 7
2.2 Разновидности монархической формы правления 9
3. Республиканская форма правления 14
3.1 Основные признаки республиканской формы правления 14
3.2 Разновидности республиканской формы правления 15
Заключение 22
Список используемой литературы 24

Работа содержит 1 файл

Формы правления.docx

— 47.41 Кб (Скачать)

     Большинство из рассматриваемых монархий имеют  теократические черты. В наиболее отчетливой форме они выражены в арабских монархиях, в султанате Бруней. Это  – теократические полуабсолютные по форме и абсолютные по существу монархии. Особую роль в полуабсолютной теократической монархии играет семейный совет. Он, в частности, определяет преемника монарха (это не обязательно старший сын монарха), может заставить отречься монарха от престола. Связи органов государства с населением своеобразны. Во-первых, они определяются религиозными догмами. Во-вторых, они персональны, основываются на верности монарху и принадлежности к общине правоверных (умме). В-третьих, они, по существу, односторонни. Хотя существует маджилис (право любого правоверного члена уммы прийти на прием к монарху, что на практике не всегда осуществляется), эти связи имеют характер повиновения. В-четвертых, такие связи осуществляются в значительной степени через авторитетных лиц в общине правоверных. Назначаемые местные органы государства состоят из членов королевской семьи (губернаторы) и других приближенных к монарху лиц. В связях с населением они выступают не столько как представители государства, сколько как олицетворение монаршего дома.

     Особое  место среди полуабсолютных теократических монархий занимают ОАЭ. В этом государстве вся полнота власти принадлежит, как говорилось ранее, коллегиальному органу – совету эмиров семи объединившихся эмиратов. Национальное собрание (назначаемый эмирами своего рода парламент) состоит даже не при этом Совете, а при правительстве, которое тоже назначается эмирами. Хотя решение совет принимает коллегиально, определяющие позиции принадлежат эмиру крупнейшего эмирата Абу-Даби, занимающего 86% территории ОАЭ. Его глава периодически преризбирается Советом эмиров его председателем.

     В дуалистической монархии (от латинского слова «два») законы принимает только парламент, а управляет страной  монарх через назначаемое им и  ответственное только перед ним  правительство.

     Появление такой формы правления в Европе связано с выступлением широких  слоев населения в XVIII-XIX вв. против абсолютизма, за ограничение прав монарха. Дуалистическая монархия стала воплощением компромисса между растущей буржуазией и еще сильным дворянством. По идее монарх должен был представлять интересы дворянства, а парламент – прежде всего интересы буржуазии и в определенной степени других слоев населения (для участия в выборах в парламент существовал имущественный и иные цензы). Полномочия монарха были очень сильными: хотя он не мог издавать законы, он мог своими указами (декретами и др.) регулировать многие сферы жизни общества, такие указы не нуждались в одобрении парламента. Кроме того, король имел право вето (правда, отлагательного) по отношению к законам парламента (оно могло быть последним преодолено), право роспуска парламента (с назначением даты новых выборов).

     Дуалистическая  монархия существовала в Германии, Турции, Таиланде, Непале, во многих других странах. Россия после 1905 г. тоже имела определенные черты дуалистической монархии. В настоящее время с точки зрения норм конституционного права в «чистом» виде такой формы правления практически уже нет (ближе всего с позиций права к ней стоят Бутан, Бруней и Тонга). Если судить по нормам конституции, дуалистическая монархия была упразднена в 1980 г. поправкой к конституции в Непале и в 1991 г. в Иордании. Конституции некоторых стран теперь предусматривают смешанные формы дуалистической и парламентарной монархии с преобладанием элементов либо первой, либо второй. По нормам конституции это полудуалистические, полупарламентарные монархии. На деле же, с точки зрения фактических отношений между органами государств, их прямых и обратных связей с населением, Иордания, Марокко, Непал являются в своей основе дуалистическими монархиями.

     В связях органов государства с  населением персональный элемент при  данной форме правления выражен  слабее, но идея монарха – отца нации  еще присутствует. На местах назначенные  монархом чиновники тоже внедряют эту  идею. Однако при этой форме устанавливается  новый вид связей – через представительный орган (парламент), в форме правления  впервые возникают по существу не только прямые, но и обратные связи  по поводу государственной власти.

     Парламентская монархия по тексту конституций существует практически во всех монархических государствах Европы (кроме Монако), в Японии, Малайзии, Таиланде, в тех государства – членах британского Содружества (Австралия, Канада, Ямайка и др.), в которых британский монарх представлен генерал-губернатором. В парламентарной монархии правительство формируется парламентом (его формирует партия или коалиция партий, получившая большинство на выборах в нижнюю палату парламента или в однопалатный парламент). Таким образом, страной правит партия или коалиция партий, имеющих большинство мандатов в парламенте. Правительство нуждается в доверии парламента. Если против доверия голосует большинство парламентариев, оно обязано уйти в отставку (или глава государства по рекомендации правительства может распустить парламент с назначением даты новых выборов). Монарх царствует, но не правит. Часто монарх – лишь символ нации. Он издает акты о назначении министров или о роспуске парламента, но делает это он, выполняя волю парламента или правительства. Монарх даже не имеет право вето по отношению к законам, принимаемым парламентом (Норвегия, Швеция, Япония), или столетия не принимает его, в связи с чем сложилась обычно-правовая норма конституционного права о неприменении права вето (Великобритания). Лишь в условиях, когда ни одной партии или коалиции партий не удается создать правительство, монарх может сам назначить премьер-министра (так бывало в Великобритании).

     Во  многих странах у монарха есть «королевская прерогатива» - полномочия, не производные от парламента, а  принадлежащие ему вследствие королевского достоинства (например, право войны  и мира, управление королевскими владениями и т.д.), но фактически он ею не пользуется. Эти полномочия осуществляет парламент  или правительство.

     Подобно абсолютной и дуалистической монархиям  парламентская монархия может иметь  свои разновидности. Как уже говорилось, в Малайзии существует «выборная монархия», в Таиланде большую роль в парламенте (особенно в сенате, пользующимся значительными полномочиями) играют военные, они, по существу, управляют страной, используя в том числе имя монарха (милитарно-парламентская монархия), в тех странах британского Содружества, где нет президентов, это опосредованная парламентская монархия, по существу возглавляемая генерал-губернатором как представителем монарха.

     В связях органов государства с  населением персональный элемент практически  утрачивается, исчезает повиновение  монарху. Он и его семья могут  пользоваться уважением (как в Великобритании или в Японии), но в данном случае государственные связи основываются только на традициях. Главное значение приобретает роль представительного  органа – парламента, деятельность его членов, в том числе в  избирательных кругах, возможность  подачи в парламент индивидуальных и коллективных петиций, повседневное освещение его работы в средствах  массовой информации, деятельность правительства, роль премьер-министра, критика деятельности правительства оппозицией.

 

      3. Республиканская форма правления

3.1 Основные признаки  республиканской формы правления

 

     Республиканская форма правления использовалась в древнем мире (демократическая  республика в Афинах и аристократическая  – в Риме) и средние века (города-республики), но наиболее широкое распространение  эта форма правления получила в Новое время. Подавляющее большинство  государств ныне имеют республиканскую  форму правления.

     В республике главой государства является президент, избираемый разными способами, но из среды граждан государства. В данном случае нет династического престолонаследия. Президентом может  стать любой гражданин, удовлетворяющий  установленным в конституциях (в  некоторых странах – законах  о выборах президента) условиям.

     В отличие от монарха президент  по общему правилу избирается только на определенный срок (обычно с 4 до 7 лет, в Латвии – на 3 года). На практике президентами избирались не только мужчины, но и женщины (в Аргентине, Ирландии, Исландии и т.д.). переизбрание на очередной срок в некоторых странах (Египет, Франция) допустимо без каких-либо ограничений, но чаще всего одно и то же лицо может быть избрано президентом только на два срока (США, Россия). В отдельных странах второй срок президентства сокращен (в Аргентине не 4, а только 2 года), в Мексике и некоторых других странах президент не может быть избран на следующий срок, а иногда на протяжении всей своей жизни не может быть более избран президентом. Способы избрания президента различны, но всегда в республике (кроме экстремальных ситуаций), в отличие от монархии, глава государства выборный, им может быть избран любой гражданин, отвечающий установленным в законе цензам. Президент в отличие от монарха – лицо ответственное, хотя его ответственность осуществляется в особых формах.

3.2 Разновидности республиканской формы правления

 

     Ранее было принято различать две формы  республики – президентскую и  парламентскую, но в настоящее время  все более широкое распространение  получает смешанная форма правления, соединяющая черты этих двух форм. Ее принято называть полупрезидентской (или полупарламентской) республикой.

     В большинстве республик мира принята  форма президентской республики (США, Бразилия, Мексика и др.). Подавляющее  большинство стран Латинской  Америки – президентские республики. В Африке до 90-х гг. совсем не было парламентарных республик. В условиях данной формы осуществляется жесткое  разделение законодательной и исполнительной власти: законодательствует парламент, а страной управляет президент  через подчиненных ему министров. Иногда министры образуют Совет министров  во главе с административным премьер-министром, но и в этом случае фактическим (а  часто и юридическим) главой правительства  остается президент. Зачастую же (США, многие страны Латинской Америки) министры не образуют особого органа – правительства, они составляют кабинет президента, его совещательный орган. В президентской  республике президент избирается непосредственно  гражданами. Он получает свой мандат от народа и не зависит от парламента (кроме случаев импичмента).

     Министры (премьер-министр и Совет министров, там, где он есть) назначаются президентом  по своему усмотрению. Министры не нуждаются  в доверии парламента (нижней палаты), и такого рода голосования не проводятся. В президентской республике страной  управляет та партия, которая победила на президентских выборах, а не на выборах в парламент, в ее руках  исполнительная власть, хотя в некоторых  странах, особенно в США, велика и  роль парламента. Законы принимает  только парламент, но президент имеет  право отлагательного вето и часто  его использует, особенно, когда  имеют место условия «разделенного  правления», когда в парламенте имеет большинство другая партия, чем та, к которой принадлежит президент. Министры ответственны только перед президентом, парламент не может уволить их в отставку путем вотума недоверия. Существует независимый орган конституционного контроля, независимые суды, как, впрочем, и в парламентских республиках.

     В настоящее время президентская  республика классического типа подвергается модификациям. Возникает президентская  республика с некоторыми чертами  парламентской формы. Во-первых, в  некоторых странах учреждается  должность премьер-министра, создается  Совет министров. Министры в каких-то отношениях становятся подчиненными премьер-министрам, а не только президенту, что несколько  ослабляет принцип президентского правления. Во-вторых, при сохранении основной ответственности министров  перед президентом устанавливается  ограниченная ответственность министров  перед парламентом, что совсем несвойственно  для президентской республики, а  в некоторых странах – и  ответственность премьер-министра и всего Совета министров. Правда, эта ответственность затруднена и, в конечном счете, вопрос решается президентом, но возможны такие ситуации, когда он должен отправить министра или правительство в отставку в результате недоверия парламента. На деле недоверие правительству  при «сильном» президенте не выносится. Президент сам меняет правительство, если он имеет такую необходимость  и соответствующее отношение  к правительству со стороны парламента.

     Наряду  с определенным смягчением принципа президентциализма в президентской республике появились и такие ее формы, которые свидетельствуют о возрастании всевластия президента, о превращении его по существу в единственный институт государственной, а то и партийно-государственной власти. В прошлом к таким президентско-монократическим республикам можно отнести Гвинею, Заир, Уганда и др., где президент возглавлял и государственный аппарат, и единственную разрешенную партию. Учитывая особую роль президента и слабость парламента в некоторых странах Латинской Америки, в Сирии их нередко называют суперпрезидентскими республиками. Свои особенности имеет республиканская форма в условиях военных режимов, когда высшим органом государства является созданный в результате переворота военный (революционный и т.д.) совет, избирающий своего руководителя президентом (или и.о. президента, или временным президентом). Это – милитарно-президентская республика. Это временная форма, но в некоторых странах до перехода к гражданскому режиму она существовала более 10 лет (Алжир, Нигерия, Эфиопия и др.)

     В различных видах президентской  республики прямые и обратные связи  органов государства с населением имеют свои особенности. В милитарно-призидентской республике по существу имеют место только прямые связи путем командного метода управления (на места также назначаются коменданты-офицеры). Связи, основанные главным образом на принуждении, хотя и в меньшей степени, характерны также для суперпрезидентской республики. В президентско-монократической республике для таких связей используется единственная огосударствленная партия, но все эти связи приобретают, в конечном счете, персональный характер и направлены на укрепление власти пожизненного президента – идеолога государства.

Информация о работе Формы государственного правления