Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:19, реферат
Раскрыть роль и значение деятельности офицерского состава для формирования законности и правопорядка в Вооруженных Силах.
Достижение данной цели видится в решении следующих задач:
- раскрыть сущность и значение, виды деятельности офицерского состава;
Статья 455 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Приложение 1).
Во-вторых, анализ преступности во второй половине прошлого года и в 2009 году, также несмотря на в целом позитивную тенденцию ее снижения, позволил выявить ряд особенностей и факторов, которые могут в перспективе негативно повлиять на криминологическую ситуацию в Вооруженных Силах, если именно сейчас не принять специальных дополнительных профилактических мер.
Причем в подавляющем большинстве воинских частей, как показывает практика последних пяти лет, вообще нет преступности (до 60 процентов в Сухопутных войсках и 70 процентов в ВВС и войсках ПВО), и именно в остальных совершены все учтенные преступные деяния.
За последние
годы в белорусской армии во взаимодействии
с Белорусской военной
Выявленные правонарушения
одновременно свидетельствуют о
том, что формы преступных действий
становятся все более сложными, идет
процесс трансформации
Глава 37.Статьи 438- 465 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Приложение 1).
Есть необходимость более подробно рассмотреть данные тенденции.
Во-первых, в подавляющем большинстве подразделений и воинских частей, где возбуждены уголовные дела по фактам неуставных взаимоотношений, командование недостаточно владеет обстановкой и своевременно (до наступления определенных последствий, например травм) не принимает необходимых мер в соответствии с законодательством.
Статья 443, 459, 460 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Приложение 1).
Во-вторых, в отдельных органах военного управления, структурных подразделениях Министерства обороны анализ состояния преступности осуществляется формально.
Глава 23. Статьи 23.4, 23.18 кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (Приложение 2).
В-третьих, анализ преступности показывает, что в некоторых соединениях и воинских частях ненадлежащим образом выполняются требования по организации изучения и отбора призывников для прохождения военной службы в соответствии с системой, которая утверждена в Министерстве обороны.
Глава 25. Статьи 25.25.3- 25.4, 25.8 кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (Приложение 2).
В-четвертых, несмотря на сокращение общего количества противоправных действий командиров и начальников по отношению к подчиненным, их процент в структуре преступности остается почти неизменным за пятилетие.
Еще одна тенденция. До 70 процентов противоправных действий младших командиров вызваны неправомерными действиями самих потерпевших: это отказ выполнять законные требования начальника, оскорбление начальника, намеренное недобросовестное исполнение приказания.
Статья 438- 444 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Приложение 1).
В предшествующий период
снижение преступности обусловлено
созданием необходимых
Вместе с тем понимание значения данного концептуального положения достигнуто не всеми. На уровне младших командиров эти требования игнорируются. Не сформировано понимание того, что, с одной стороны, одними уголовными преследованиями порядок не навести (нужен дополнительный огромный пласт работы: организационной, воспитательной, профилактической), но с другой – что вся организация этой работы и воспитание будут бессмысленны без главного условия: если есть покушение на совершение преступления (а тем более само преступление), то непосредственный виновник должен отвечать по закону.
То есть должна быть гарантирована неотвратимость наказания непосредственного виновника, а командир должен чувствовать постоянную поддержку при реализации главного его права и обязанности – быть единоначальником, осуществляя свои полномочия, разумеется, в строго правовом поле. Это должны понимать все, начиная от командира отделения и солдата срочной службы.
Но этого нет. За дисциплину реально не отвечают командир отделения, заместитель командира взвода, старшина роты.
е) Причины преступных деяний в воинских коллективах
В чем причины наличия данных преступных деяний в воинских коллективах?
Главная причина наличия неуставных взаимоотношений – ущербная позиция отдельных руководителей, не вникающих в реальное состояние дел и формально выполняющих нормативные правовые акты Министерства обороны.
Первая причина – формализм в работе отдельных руководителей при анализе состояния дисциплины и правопорядка в подчиненных войсках и организации работы по профилактике правонарушений.
Вторая причина – ненадлежащее выполнение отдельными должностными лицами требований нормативных правовых актов по организации изучения и отбора призывников для прохождения военной службы.
Третья причина – недостаточная правовая и педагогическая культура отдельных командиров и начальников.
Но это также субъективная причина. В Военной академии и иных вузах в соответствии с постановлением Министерства обороны №1 введен, причем одними из первых на постсоветском пространстве, курс «Военная девиантология», разработаны методики профилактики правонарушений. Но если начальник не понимает того, что поддержание дисциплины основывается на обширных знаниях в области наук (криминологии, военной педагогики, психологии, социологии и иных), позитивного результата не достигнуть.
Одновременно необходимо понимание того, что в современных условиях, как и в прошлом, главной формой подготовки офицера является самостоятельная подготовка. В этом отношении у нас нет недостатка в литературных источниках, учебниках по военной психологии и военной педагогике, не говоря уже о том, что практически все военные библиотеки подключены к глобальной Сети.
Нужны лишь воля старших начальников и система контроля за подготовкой офицера.
Несколько сложнее с подготовкой сержанта. Приходится иногда сталкиваться с распространением ущербного мнения, что у нас якобы плохой сержант. Но сержанта опять же необходимо ставить в условия, в которых он стал бы выполнять свои обязанности. Это значит, что необходимо подобрать младшего командира, исходя из его моральных и деловых качеств, научить – дать необходимые знания, сформировать навыки и умения, а главное – потребовать с него в соответствии с законодательством за конечный результат.
Понятно, что мы не в состоянии увеличить в несколько раз время на подготовку младшего командира. Но здесь также дело поправимое. Применительно к тем условиям, в которых мы находимся, вполне реально обеспечить повышение компетентности младшего командира за счет совершенствования системы отбора для назначения на соответствующие должности, а также оптимизации программ подготовки младших командиров в сторону увеличения количества часов на такие предметы, как военное право, а также на военную психологию и военную педагогику. Кстати, в начале ХХ века военная психология входила самостоятельным разделом в тактику, и на это были веские причины.
Четвертая причина – неуставные взаимоотношения являются следствием совокупности ряда неблагоприятных факторов (социокультурных, психологических, социально-демографических, криминологических и иных). Это исключительно сложное явление, с которым сталкиваются практически все армии мира.
В последние 8 лет именно у нас в значительной степени оптимизирована система профилактики правонарушений, что позволило снизить преступность. Но это одновременно породило у части должностных лиц благодушие и иллюзию, что можно без особых усилий и в дальнейшем поддерживать правопорядок. А это далеко не так.
Соответственно, одна из ведущих причин сегодня – недостаточно эффективная комплексная, постоянно совершенствующаяся система профилактики неуставных взаимоотношений на уровне отделение – взвод – рота – батальон – бригада.
ж) Совершенствование
системы поддержания
В современных
условиях для дальнейшего
На уровне структурных
подразделений Министерства обороны,
объединений необходимо еще раз
проанализировать требования нормативных
правовых актов, регламентирующих работу
по поддержанию и укреплению дисциплины
в Вооруженных Силах, и прежде
всего постановление
А главное – добиться того, чтобы сто процентов личного состава, офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат неукоснительно выполняли распорядок дня и расписание занятий.
В интересах дальнейшего совершенствования научного обеспечения дисциплинарной системы Вооруженных Сил необходимо:
спланировать серию
научных исследований криминологических
и социально-психологических
ежегодно проводить
социально-психологическое
подготовить и издать
учебное пособие «
в 2010 году во взаимодействии
с органами системы обеспечения
безопасности и Белорусской военной
прокуратурой, Белорусским военным
судом организовать проведение научно-практической
конференции по теме «О состоянии
и мерах повышения
Важнейшим условием эффективной профилактики правонарушений являются компетентность и активная роль в этом процессе младших командиров. Поэтому руководителям органов военного управления необходимо:
в текущем году проанализировать действенность существующей системы подготовки младших командиров и внести установленным порядком предложения по ее совершенствованию, в том числе дополнения в программы подготовки младших командиров, направленные на повышение их знаний, навыков и умений в поддержании дисциплины и правопорядка, профилактике правонарушений, а также изучение основ военного законодательства;
ввести в практику
непосредственно в войсках
Целесообразно спланировать
проведение в первой половине 2010 года
всеармейского совещания
Безусловно, центром работы с солдатом и сержантом является подразделение – рота, батарея. Если говорить о неуставных взаимоотношениях, то именно в подразделении складывается неформальная микросоциальная структура. Это объективная реальность. Но от командиров и начальников зависит, будет ли эта структура альтернативной воле командира или, наоборот, она станет фактором содействия в выполнении задач по предназначению, утверждении высоконравственного поведения каждого военнослужащего.
Соответственно, главный объект работы всех должностных лиц при профилактике неуставных взаимоотношений – подразделение. Именно здесь необходимо изучать положение дел, планировать работу по реализации специальных профилактических программ, в том числе средствами социокультурной деятельности. Но при этом нужно помнить о том, что главное – это постоянное утверждение единоначалия в подразделении на строго правовой основе, неукоснительное соблюдение требований общевоинских уставов.
Понятно, что жизнь
не стоит на месте, а формы преступных
действий становятся все более сложными.
Соответственно, система профилактики
правонарушений не может быть раз
и навсегда застывшей и неизменной.
В этом отношении уместно изучить
вопросы дальнейшего