Индивид
без группы — безжизненная абстракция.
Именно в группе, а также в межгрупповых
отношениях формируется личность, определяются
ее интересы, ценностные ориентации и
мотивы политической деятельности. Каждый
человек — представитель многих групп:
семейной, профессиональной, этнической,
религиозной, региональной, демографической
и т.д. С помощью группы личность получает
возможность выражения и защиты своих
интересов.
Что
же касается народа, то он не может выступать
главным субъектом политики, поскольку
представляет собой сложное, внутренне
противоречивое образование, состоящее
из разнообразных конкурирующих
в борьбе за власть групп. Назначение
демократии — стимулировать многообразие,
плюрализм в обществе, предоставить всем
гражданам возможность объединяться,
открыто выражать свои интересы, находить
с помощью взаимных компромиссов их равновесие,
выражаемое в политических решениях.
- Полиархия.
Наиболее влиятельным представителем
теории политического плюрализма является
американский политолог Роберт Даль, который
предложил (совместно с Чарльзом Линдбломом)
использовать для обозначения институциональных
решений демократии понятие «полиархии»,
буквально означающее «власть многих»
в отличие от «демократии» - «власти всех».
Полиархия
- политический порядок, отличающийся
в самом общем виде двумя масштабными
характеристиками: гражданские права
предоставлены сравнительно высокой доле
взрослых, а сами эти права позволяют проявлять
несогласие и путем голосования смещать
высших должностных лиц в управлении.
Этот политический порядок опирается
на семь основных институтов, которые
должны действовать все вместе, чтобы
система могла быть признана именно полиархией.
1).
Контроль над правительственными
решениями, касающимися политического
курса, конституционно закреплен
за выборными должностными лицами.
2).
Выборные должностные лица определяются
и мирно смещаются в ходе
сравнительно частых, справедливых
и свободных выборов, при которых
принуждение вполне ограничено.
3).
Практически все взрослое население
имеет право участвовать в
этих выборах.
4).
Большая часть взрослого населения
также имеет право выступать
в качестве кандидатов на официальные
должности, за которые идет
соревнование на этих выборах.
5).
Граждане имеют эффективно обеспечиваемые
права на свободное самовыражение,
особенно политическое, включая
критику должностных лиц, действий
правительства, преобладающей политической,
экономической и социальной системы
и господствующей идеологии.
6).
Они также имеют свободный
доступ к альтернативным источником
информации, не находящейся под
монопольным контролем правительства
или любой другой единичной
группы.
7).
Наконец, они имеют эффективно
обеспечиваемое право образовывать
самостоятельные ассоциации и
вступать в них, включая политические
объединения, такие, как политические
партии и группы интересов,
стремящиеся влиять на правительство,
используя для этого конкуренцию
на выборах и другие мирные
средства.
Полная
полиархия — это система XX века. Несмотря
на то, что некоторые институты полиархии
возникли в некоторых англосаксонских
странах и странах континентальной Европы
в XIX веке, ни в одной стране демос не стал
инклюзивным (распространяющимся на другие
государства) вплоть до XX века.
- Консоциальная
демократия. Существенный вклад в развитие
теории демократии внес А. Лейпхарт, предложивший
идею консоциальной (consociational) демократии.
Он также усматривал сущность демократии
в процедурных мероприятиях и, исходя
из этого, разработал оригинальную модель
«разделения власти», предусматривающую
обеспечение представительства интересов
меньшинства, не способного получить доступ
к рычагам государственного управления.
В связи с этим Лейпхарт выделил четыре
важнейших механизма, которые могут дать
им доступ к власти.
Такая
модель предполагает прежде всего создание
коалиционного правительства с участием
всех партий, представляющих основные
слои общества. Крайне принципиальной
является и роль технологий, обеспечивающих
пропорциональное представительство
разных групп населения при назначении
на ключевые посты и распределении ресурсов
(в виде сохранения определенных квот
для представителей меньшинств). В качестве
принципиально важного условия перераспределения
власти рассматривается и обеспечение
максимальной автономии группам в решении
ими своих внутренних вопросов (например,
в форме федерализма или культурной автономии).
Исключительное значение для выработки
этой модели демократии придается также
предоставлению группам при выработке
политических целей права вето, что предполагает
при принятии окончательного решения
не обычное, а квалифицированное большинство
(в две трети или три четверти голосов),
что давало бы представителям меньшинств
дополнительные шансы на защиту своих
интересов.
- Экономическая
демократия. На основе модели конкурентного
элитизма Энтони Даунс разработал экономическую
теорию демократии, построенную на основе
сформулированного им положения о том,
что каждый человек с помощью рациональной
деятельности в состоянии добиться максимальной
личной пользы. Он предложил следующую
концепцию: соперничество на выборах создает
своего рода политический рынок, где политиков
можно представить как предпринимателей,
стремящихся получить власть, а избирателей
- как потребителей, голосующих за ту партию,
политическая линия которой лучше всего
отражает их предпочтения. По Даунсу, система
открытых и состязательных выборов гарантирует
демократичность тем, что отдает власть
в руки партии, философия, ценности и политика
которой более всего соответствуют предпочтениям
численно наиболее сильной группы избирателей.
- Рыночная
демократия. Существенное распространение
в последние годы получили и теории рыночной
демократии, представляющие организацию
данной системы власти как аналог экономической
системы, в которой происходит постоянный
обмен «товарами», в котором продавцы—носители
власти меняют свои выгоды, статусы, привилегии
на «поддержку» избирателей. Таким образом,
под политическим действием понимается
только электоральное поведение, в рамках
которого акт подачи голоса трактуется
как своего рода «покупка» или «инвестиция»,
а избиратели в основном рассматриваются
как пассивные «потребители». Так что
главная задача демократии состоит в применении
избирательных стратегий, которые должны
связывать кандидата во власть с позициями
избирателей. И хотя это создает простор
для манипулирования волей граждан, такая
«сфабрикованная воля» не меняет сути
этой «демократии напрокат» (У. Грайдер).
- Интегральная
демократия. Интегральную форму демократии,
или технодемократию, предлагает канадский
философ Марио Бунге, ищущий «третий путь»
в противоположность и капитализму, и
социализму. Он полагает, что новый строй
должен быть основан на науке. Эта форма
должна расширить современную политическую
демократию в плане народного представительства
и соучастия в политическом процессе.
Этот строй также должен повлиять на экономическую
жизнь, повысив роль кооперативной собственности
и самоуправления. В области культурной
жизни должна увеличиться культурная
автономия и доступ к образованию на протяжении
всей жизни.
- Теледемократия.
Современное видение процедурных основ
демократии не может игнорировать техническое
развитие современного общества. Появление
и нарастание роли электронных систем
в структуре массовых коммуникаций неизбежно
вызвало к жизни идеи теледемократии («киберократии»).
В данном случае наличие традиционных
для демократии процедур неразрывно связывается
с уровнем технической оснащенности власти
и гражданских структур системами интерактивного
взаимодействия (ТВ, Интернет) во время
выборов, референдумов, плебисцитов и
т.д. Эта виртуализация политики ставит
новые проблемы в области обеспечения
интеграции общества, налаживания отношений
с новыми общностями граждан (имеющих
или не имеющих такие технические средства),
изменения форм контроля власти за общественностью
и, наоборот, снятия ряда ограничений на
политическое участие, оценки квалифицированности
массового мнения, способов его учета
и т.д.
- Рефлексирующая
демократия. Признание того факта, что
в политическую жизнь вовлекаются широкие
слои населения, подтолкнуло ряд ученых
значительно усилить в рамках процедурного
подхода роль рядовых граждан. Так, А. Этциони
предложил концепцию «восприимчивой»
общественной системы, при которой власть
чутко реагирует на импульсы и табу, поступающие
из недр общества. Именно такая восприимчивость,
готовность к диалогу с гражданами и соответствует,
по его мнению, демократической политике.
Идеи Этциони, более высоко оценивающего
роль общественности, нашли отражение
и в концепции рефлексирующей (размышляющей)
демократии. Основной упор в ней делается
на процедуры, обеспечивающие не выполнение
функций властью, а включенность в политическое
управление общественного мнения и полную
подотчетность ему властных структур.
Включение идущей в обществе дискуссии
об устройстве общественной и частной
жизни и, следовательно, возникающих при
этом размышлений, неформальных рефлексий,
оценок, убеждений, в которых риторика
соединяется с разумом, в процесс принятия
решений и формирует, по мысли сторонников
данной идеи, те механизмы «народной автономии»,
которые и составляют суть демократии
в политической сфере.
- Делиберативная
демократия. К модели рефлексирующей
демократии близка модель делиберативной
демократии, которую разработал и
обосновал Юрген Хабермас. Под демократической
делиберацией понимается постоянная самокритика
и самоочищение демоса, т.е. совокупности
граждан. Немецкий философ предложил учитывать
многообразие форм коммуникации, в которых
«совместная воля образуется не только
через этическое самосогласие, но и за
счет уравновешивания интересов и достижение
компромисса за счет целерационального
выбора средств». Все вопросы Ю.Хабермас
сводит к коммуникативным условиям и процедурам,
которые через демократическое общественное
мнение придают легитимность власти. Представляется
возможной формула, которую предлагает
Ю.Хабермас: «свобода индивида оказывается
связана со свободой всех других не только
негативно, через взаимные ограничения.
Правильное размежевание есть, скорее,
результат совместно осуществляемого
автономного законополагания. В ассоциации
свободных и равных все должны иметь возможность
понимать себя в качестве авторов тех
законов, связанность с которыми каждый
в отдельности ощущает как их адресат».
Делиберативная
демократия – это демократия рационального
дискурса, обсуждения, убеждения, аргументации,
компромиссов в ее беспартийном варианте.
Т.е. эта модель основывается на убежденности
в том, что человек способен перейти от
роли клиента к роли гражданина государства,
что он склонен к беспартийности, готов
к компромиссу и даже к отказу от своих
предпочтений, если они компромиссу мешают.
Каждая
из рассмотренных моделей демократии
имеет свои достоинства и недостатки.
Как политический режим демократия
менее всего подходит для радикального
решения стратегических проблем, поскольку
требует постоянного согласования
интересов, проработки различных общественных
альтернатив, толерантности и т.
д. Обращая внимание на сложность
подобных процедур, У. Черчилль заметил:
«Демократия - очень плохая форма правления,
но, к сожалению, не придумано пока ничего
лучшего».
Глава
3. Основные формы демократии.
В
зависимости от форм участия народа
в осуществлении власти выделяют
прямую и представительную демократию.
1.
Прямая демократия. В прямой демократии
между волей народа и ее
воплощением в решения нет
опосредующих звеньев - народ
сам участвует в обсуждении
и принятии решений (Аним. 1). В
подобной форме демократия была реализована
в Афинском полисе. Известно, что Народное
собрание обычно собиралось каждые девять
дней для принятия важнейших решений.
Подобный вариант самоуправления используется
и сегодня в организациях и небольших
территориальных сообществах (городах,
общинах) в форме собраний, в ходе которых
граждане обсуждают проблемы управления,
финансирования общественных проектов,
социальных программ. Распространенность
подобной практики ограничивается территориальным
фактором и зависит от того, насколько
децентрализован процесс принятия решений.
Другой формой прямой демократии является
сам процесс выборов, в ходе которых осуществляется
волеизъявление народа в отношении своих
представителей в органы государственной
власти.
Законодательство
многих стран предусматривает и
непосредственные формы участия
граждан в законотворчестве - референдумы
и инициативные движения.
Референдум,
иногда называемый плебисцитом (в дословном
переводе - народное решение), представляет
собой прямое голосование народа
по важнейшим государственным вопросам.
Различают два вида референдумов.
Одни из них представляют собой своеобразный
опрос мнения, по результатам которого
законы не принимаются, но власть должна
учитывать его результаты. Например,
в марте 1991 г. был проведен Всесоюзный
референдум по поводу сохранения СССР
в обновленном виде; в апреле 1992
г. - Российский референдум, в ходе которого
голосовавшие поддержали политику Президента
Б.Н. Ельцина. Результаты референдумов
другого рода имеют значение закона.
С их помощью утверждаются конституции
или поправки к ней, проекты законов.
Так, в декабре 1993 г. посредством референдума
был одобрен проект новой Конституции
России, что обеспечило ее легитимность.
Мировой опыт показывает, что вопросы,
выносимые на референдум, могут быть самыми
разнообразными: замена монархии республикой
(Греция, 1974 г.), о независимости какой-либо
территории (провинция Канады Квебек,
1995 г.), разрешение разводов и абортов (Италия).
Инициатива
- это процедура, посредством которой
граждане предлагают обсудить какой-либо
вопрос непосредственно на референдуме
либо законодательными органами. Инициатива
реализуется через сбор определенного
количества подписей граждан в поддержку
проведения референдума.
К
другим формам демократического участия,
позволяющим гражданам влиять на
власть, можно отнести демонстрации,
митинги, шествия, обращения во властные
структуры всех уровней и в
СМИ.
2.
Представительная (репрезентативная)
демократия. В представительной (репрезен-тативной)
демократии воля народа выражается не
прямо, а через институт посредников, поэтому
ее еще называют делегируемой демократией
(Аним. 2). Депутаты, политические лидеры,
получив "мандат доверия" от народа
через процедуру голосования, должны воплотить
эту волю в принимаемых законах и решениях.
Между народными представителями и теми,
кого они представляют, устанавливаются
отношения, основанные на полномочиях
и ответственности власти перед народом.
Плюсы
и минусы каждой формы демократии
Ученые
спорят о плюсах и минусах каждой
формы демократии. Оппоненты прямой
демократии приводят аргумент ее неэффективности,
указывая:
- на сложность
принятия согласованных решений;
- на недостаточную
компетентность и эмоциональную неуравновешенность
народа;
- на высокую
степень манипулируемости общественным
мнением со стороны профессиональных
политиков, что позволяет победить на
выборах не мудрым лидерам, а демагогам;
- на большой
разброс мнений, что мешает выработке
решений.
Кроме
того, проведение референдумов сложно
и дорого стоит. Важнейшей проблемой
является низкий уровень гражданской
активности, выражающийся в уклонении
избирателей от голосования.
Сторонники
прямой демократии, наоборот, указывают
на ее истинность, на то, что она способствует
расширению политического кругозора
граждан, и критикуют представительную
демократию за возможность появления
ряда негативных моментов (Аним. 3):
- отрыв депутатов
от народа и их обюрокрачивание;
- приоритетное
влияние на принятие решений мощных групп
давления;
- отстраненность
рядовых депутатов от принятия решений;
- возрастание
влияния специализированных органов (комитетов
и комиссий), которые превращаются в центры
принятия решений;
- на ослабление
демократического контроля снизу.