Демократия как политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 04:09, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексное исследование истории возникновения и становления Санагинского дацана и его роли в духовной жизни местного населения.

Содержание

Введение
Глава 1. Демократия как форма политического устройства
Глава 2. Основные теоретические концепции демократии
Глава 3. Основные формы демократии.
Заключение
Список использованной литературы и источников

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 58.76 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение

Глава 1. Демократия как форма политического устройства

Глава 2. Основные теоретические концепции демократии

Глава 3. Основные формы демократии.

Заключение

Список  использованной литературы и источников

 

     Введение

     Проблема  демократии и ее роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Понятие “демократии” затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе. Про нее писали Геродот,  Платон, Аристотель, Руссо, дж. Локк, Т. Гоббс, Брайс, Шерер, Гирншоу и другие известные ученые. Эта проблема волнует и сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии.

     Для понимания данной проблемы нужно  сначала разобраться в самом  термине «демократия».  Понятие  «демократия» в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos  – народ,  kratos – власть). Это понятие впервые встречается в трудах Геродота. Тогда демократию рассматривали как особую форму государственной власти, при которой власть принадлежит всем гражданам, которые пользуются равными правами по управлению государством. С тех пор содержание этого термина существенно расширилось, и в современных условиях оно имеет различные значения. А. Линкольн определил демократию так: «Правление народа, для народа, посредством народа».

     В настоящее время демократию рассматривают  как форму устройства любой организации, как идеал общественного устройства и как тип политического режима. 
 

 

Глава 1. Демократия как форма политического устройства.

     Демократия  как определенная система власти по существу представляет собой форму  организации политической жизни, отражающую свободный и конкурентный выбор  населением той или иной альтернативы общественного развития. За счет соучастия  во власти всех слоев населения демократия открыта одновременно всем вариантам  социального выбора.

     Демократия  – это способ функционирования политической системы, организации общественной жизни, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении  государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

      Большинство политологов соглашаются  с тем, что политическая демократия означает свободные и соревновательные выборы, выявляющие предпочтения избирателей  и формирующие органы власти. Иными  словами, «демократия есть форма  управления современным государством»  или система формирования власти.

     Под формой правления понимается организация  верховной государственной власти, система взаимоотношений ее органов  друг с другом и населением. Формы  правления по способу организации  власти и ее формальному источнику  делятся на монархии и республики. В монархии источником власти является одно лицо, и власть передается по наследству. В республике высшие органы власти формируются на выборной основе.

     Наиболее  распространенная в современном  мире форма правления - республики. Источником власти в них является народ, высшие органы власти избираются гражданами.

     Республика как форма правления отличается следующими признаками:

  1. выборностью органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальным характером;
  2. наличием выборного на определенный срок главы государства;
  3. производным характером государственной власти, которая пользуется властными полномочиями не по собственному праву, а по поручению суверенного народа;
  4. юридической ответственностью главы государства.

     В зависимости от того, кто формирует  правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

     Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

     Наиболее  характерные черты президентской  республики:

  • - внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
  • - ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
  • - более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

     Классической  президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В  соответствии с конституцией США, в  основе которой лежит принцип  разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит  парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент  США избирается населением страны путем  косвенного голосования (выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц принадлежащих к его партии.

     Президентская форма правления в различных  странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.

     Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает  полномочия главы государства и  главы правительства и участвует  в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент  наделяется и другими важными  полномочиями: как правило, он имеет  право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет  чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует  в правительстве, назначает членов Верховного суда.

     В цивилизованных странах президентскую  республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют  законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных  президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола  со стороны исполнительной власти.

     Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

     В такой республике правительство  формируется парламентским путем  из числа депутатов, принадлежащих  к тем партиям, которые располагают  большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом  о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в  парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинства  членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу  государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских  выборов.

     Как правило, глава государства в  подобных республиках избирается парламентом  либо специально образуемой парламентской  коллегией. Назначение парламентом  главы государства является главным  видом парламентского контроля над  исполнительной властью. Процедура  избрания главы государства в  современных парламентарных республиках  неодинакова. В некоторых случаях  президент республики избирается членами  обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют  по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В  федеративных государствах участие  парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями  членов федерации. Выборы главы государства  в парламентарной республике могут  осуществляться и на основе всеобщего  избирательного права.

     Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу  правительства, является верховным  главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

     Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

     Главной функцией парламента является законодательная  деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности.

     Кроме того, существует полупрезидентская система, для которой характерно следующее:

     1. Президент и парламент - как  в президентской системе - избираются  прямым голосованием (дуалистическая  легитимность).

     2. Исполнительная власть включает  в себя два института: избираемый  на основе прямых всенародных  выборов президент, как в президентской  системе, и зависимое от парламента  правительство, как в парламентской  системе.

     3. Президент, как в любой президентской  системе с исполнительной и  законодательной властью, имеет  ограниченное влияние на формирование  правительства.

     Полупрезидентская, или смешанная система, сочетает в себе признаки президентской и парламентской республик. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта - двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом. 

 

     Глава 2. Основные теоретические концепции демократии.

     Демократия  — это одна из основных форм политической самоорганизации общества. Комплекс институтов и организаций, структура  и функционирование которых основываются на либерально-демократических мировоззренческих  и ценностных постулатах, нормах, установках, составляет политическую систему демократии.

     Современное теоретическое осмысление демократии связано с именами Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А. Токвиля, Дж. Мэдисона, Т. Джефферсона и других мыслителей XVII–XIX вв.

     Наблюдалась следующая тенденция: если прежде в  трактовке демократии преобладал нормативистский подход, связанный с определением целей, ценностей, источников демократии ее идеалов, затем эмпирически-описательный (дескриптивный), который охватывал вопросы о том, что такое демократия и как она функционирует на практике, впоследствии же определяющим стал процедурный подход, связанный с попытками понять природу демократических институтов, механизм их функционирования, причины развития и упадка демократических систем.

     Если  анализировать определения демократии, опираясь на нормативистский и дескриптивный подходы, можно выделить ее следующие характерные черты:

     1. Юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа. Именно народ, а не монарх, аристократия, бюрократия или духовенство выступают официальным источником власти.

     2. Периодическая выборность основных органов государства. Демократией может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок.

     3. Равенство прав граждан на участие в управлении государством. Этот принцип требует как минимум равенства избирательных прав.

     4. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении.

     Эти требования являются минимальными условиями, позволяющими говорить о наличии  демократической формы правления  в той или иной стране.

     Названные общие принципы демократии дают возможность  выделить основные критерии, позволяющие  различать и классифицировать многочисленные теории и практические демократические  модели.

Информация о работе Демократия как политический режим