Антимонопольное законодательство Мордовии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 13:51, реферат

Описание работы

Антимонопольная служба появилась в России в начале 90-х годов. В 1991 году – распадается Советский Союз. В руках граждан оказывается частная собственность. В связи с этим на территории государства возникают рыночные отношения, развивается конкуренция. Из-за преобразований в экономике появилась потребность в законе, который бы контролировал процессы новой рыночной системы.

Работа содержит 1 файл

Парида.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

По мнению  территориального антимонопольного органа, подобные условия имеют или могут  иметь свом результатом ограничение  конкуренции и доступа на рынок финансовых услуг страховых организаций. Эта позиция  поддержана Федеральной антимонопольной службой. Неслучайно, на указанных примерах дана аналитическая статья в журнале о страховании «Русский полюс» № 3(70) март 2006 года.  

Выявлялись и  другие факты нарушений. 

Так, ранее органы местного самоуправления и исполнительной власти, субъекты естественных монополий  нередко заключали договоры обязательного, добровольного страхования своих  сотрудников и работников, обязательного  страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств без проведения конкурса по отбору страховой организации и тем самым нарушали требования части 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции». Антимонопольным управлением возбуждались дела, выдавались предписания, осуществлялись превентивные меры и разъяснительная работа, что позволило свести к минимуму подобные нарушения антимонопольного законодательства. 

Дальнейшее развитие рыночных отношений, конкуренции невозможно без рекламы как важнейшего способа продвижения  товаров, работ и услуг. Причем, нравиться реклама кому-то или нет, - она объективно вошла в нашу реальную жизнь. 

Сейчас рекламный  рынок в России, в том числе  и в Республике Мордовия, развивается  очень активно. 

На Федеральную  антимонопольную службу Росси и ее территориальные органы возложены функции государственного контроля за соблюдением рекламного законодательства, в которое входит Федеральный закон «О рекламе», новая редакция которого принята в 2005 году.  

За пятнадцатилетнюю историю законодательства Российской Федерации о рекламе Мордовское УФАС, защищая принципы добросовестной конкуренции и права потребителей на достоверную информацию при рекламе товаров и услуг, внесло свою посильную лепту в правоприменительную практику, целью которой является недопустимость распространения ненадлежащей рекламы, в том числе недобросовестной  и недостоверной.  

С момента принятия первого Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе», в настоящее  время утратившего силу, и в  рамках ныне действующего Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», вступившего в силу с 1 июля 2006 года, Мордовское УФАС России в пределах своих полномочий осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе. 

Ярким примером пресечения недобросовестной и недостоверной  рекламы является рассмотренное  в 2008 году Мордовским УФАС России заявление  ООО «Милано» о распространении  в эфире радиостанции «Хит ФМ»  и «Ди ФМ» рекламы об открытии пиццерии «Милано Нью», инициированной Индивидуальным предпринимателем А., с незаконным использованием фирменного наименования заявителя. Было установлено, что ООО «Милано» и ИП А. осуществляют однородную деятельность кафе пиццерий в городе Саранске и, соответственно, являются хозяйствующими субъектами — конкурентами. При этом сопоставление коммерческого обозначения «пиццерия «Милано Нью», используемого в рекламе ИП А., с фирменным наименованием заявителя - ООО «Милано» и с его коммерческим обозначением «пиццерия «Милано», указывало на явное сходство до степени смешения наименований двух хозяйствующих субъектов-конкурентов при том, что ИП А. стал использовать коммерческое обозначение «пиццерия «Милано Нью» позже, чем у ООО «Милано» возникло исключительное право на его фирменное наименование и коммерческое обозначение «пиццерия «Милано».  

В этой связи  реклама пиццерии «Милано Нью» была признана недобросовестной и недостоверной, нарушающей требования пункта 4 части 2 статьи 5, пункта 7 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и нарушителю было выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. ИП А. не согласился с принятым решением Мордовского УФАС России и обжаловал его в судебном порядке. Однако, Арбитражные суды всех инстанций подтвердили правомерность действий территориального антимонопольного органа. Эффективность такой пресекательной меры имела и практическое продолжение, поскольку ИП А., прекратив распространение ненадлежащей рекламы, вынужден был изменить название пиццерии на другое. 

   Показателен  и другой пример применения  пресекательных мер, нацеленных  на недопустимость намеренного  программирования потребителей  рекламы на недостатки людей,  связанных с их внешностью  из-за избыточного веса, которые  им предлагалось решить с помощью услуг рекламодателя. Так, в начале 2010 года Мордовское УФАС России признало ненадлежащей рекламу Центра снижения веса «Доктор Борменталь», размещенную в  выпусках газеты «Столица С» под заголовками «Этот страшный праздник: Новый год!», «ВОЙНА И МИР», поскольку было установлено, что распространенная реклама, посредством которой продвигались услуги Центра по проведению психологических тренингов, формировала негативное отношение к лицам, не пользующимся услугами названного Центра, а также содержала не  соответствующие действительности сведения о возможности общения с врачом в названном Центре при том, что такие сведения использовались для рекламирования безлицензионной деятельности, что не допустимо в силу требований пункта 20 части 3 статьи 5, пункта 4 части 4 статьи 5, пункта 7 статьи 7  Федерального закона «О рекламе».  

За последние  три года специалистами управления установлено 120 различных нарушений  законодательства РФ о рекламе, по результатам  рассмотрения которых было возбуждено 67 дел и по ним выдано 70 предписаний, возбуждено и рассмотрено 91 дело об административных правонарушениях, наложено административных штрафов на юридических и физических лиц на сумму 699 тыс. руб. 

Антимонопольное управление применяет не только «карательные меры» - штрафные санкции за нарушения, но и осуществляет меры по предупреждению ненадлежащей рекламы. В частности, специалистами управления даются консультации, разъяснения по вопросам рекламного законодательства, действует Экспертный совет по рекламе. Необходимо отметить, что большинство руководителей СМИ, рекламных агентств, рекламодателей и других участников рекламного рынка в целом правильно реагируют на действия и решения антимонопольного управления, своевременно устраняют допущенные нарушения. 

  

Отдел контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти 

  

Одним из приоритетных направлений деятельности Федеральной  антимонопольной службы и ее территориальных  органов является контроль за размещением  заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. 

Порядок и отношения, связанные с размещением заказов, регулируются Федеральным законом  от 21 июля 2005 года № 94 «О размещении заказов  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также положениями Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации. 

Контроль за соблюдением  данного законодательства Мордовское антимонопольное управление осуществляет путем проведения плановых проверок органов и организаций, финансируемых из средств федерального бюджета и проведением внеплановых проверок, а также в случаях получения информации от контрольных органов субъекта РФ, органов местного самоуправления либо поступления жалоб  от участников размещения заказов. 

За четыре года работы по этому направлению накоплена  определенная практика. 

Мордовским УФАС России только в 2009 году рассмотрено  123 жалобы участников размещения заказов, по результатам  их рассмотрения было возбуждено 108 дел, по которым были приняты соответствующие решения. Следует отметить, что только 52 жалобы были признаны обоснованными или частично обоснованными. По данным жалобам вынесены предписания. В 2009 году возросло количество необоснованных жалоб. Если в 2008 году обоснованное оспаривание действий заказчиков составило  почти 60% от общего числа жалоб, то в 2009 году данный показатель составил лишь 48%. Часто участники размещения заказа оспаривают вполне законные действия государственных заказчиков из-за неправильной трактовки законодательства, или из-за допущенных ими ошибок в оформлении конкурсных (аукционных) заявок. Наметилась тенденция того, что наиболее часто встречающимися нарушениями являются необоснованное отклонение участника размещения заказа от дальнейшего участия в конкурсе (аукционе). Причем нарушения происходят как на стадии рассмотрения заявок, так и при оформлении конкурсной (аукционной) документации. Так, за последние два года специалистами антимонопольного управления рассмотрена серия жалоб на действия заказчиков, которые устанавливали требования к наличию документов и сведений, не предусмотренных Законом о размещении заказов, а также требования, ограничивающие количество потенциальных участников размещения заказов. 

Так, в 2008 году  по жалобе ООО «Внешний ресурс» (г. Москва) было возбуждено  дело в отношении муниципального заказника при проведении аукциона по закупке электронной техники  по нарушению требований законодательства о незаконности включения в один лот  технологически и функционально не взаимосвязанной между собой продукции. В один лот были включены  аудиоаппаратура, мини-АТС, телефония, компьютеры и периферия,  фото и видео техника, что привело к ограничению потенциальных участников размещения заказа. Мордовское УФАС России признало нарушения требований законодательства о размещении заказов и выдало предписание муниципальному заказчику об устранении указанных нарушений. Не согласившись с этим, муниципальный заказчик обжаловал ненормативные акты  Мордовского УФАС, однако Арбитражный суд Республики Мордовия подтвердил законность и обоснованность действий управления, в результате предписание было исполнено в полном объеме, а права и законные интересы участников размещения заказа  восстановлены. 

В 2009 году по жалобе ОАО Проектный  институт «Мордовагропромпроект» (г. Саранск) рассмотрено дело в отношении государственного заказчика ГУ «Управление капитального строительства и дорожного хозяйства Республики Мордовия»  при размещении заказа  на подготовку проектно-сметной документации на строительство дороги. Заказчик установил обязательные требования к участникам  размещения заказа о предоставлении лицензии на выполнение работ, не  относящихся к предмету аукциона. В результате таких действий  было незаконно  не допущено к участию в аукционе  несколько юридических  лиц.  Мордовское УФАС России  признало жалобу  участника размещения заказа  обоснованной  и выдало обязательное для исполнения предписание о проведении указанного аукциона повторно  в соответствии с требованиями  действующего законодательства. Рассмотрев исковое заявление,    Арбитражный суд Республики Мордовия признал незаконным  решение и предписание территориального антимонопольного органа. Однако, Первый арбитражный апелляционный суд, а затем и Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа подтвердил правоту  антимонопольного органа, законность и обоснованность решения и предписания  Мордовского УФАС России. 

Управление Федеральной  антимонопольной службы по Республике Мордовия проводят также активную работу и по такому направлению контроля за действиями органов власти как предоставление государственной и муниципальной помощи (государственных и муниципальных преференций). За три года рассмотрено около 200 ходатайств от органов власти различных уровней о предоставлении государственных и муниципальных преференций в целях, установленных законодательством о защите конкуренции. Причем, антимонопольное управление имеет положительные результаты в судебной практике этому вопросу. 

Например, в 2008 году   Комиссия Мордовского УФАС России признала факт нарушения части 1 статьи 20 ФЗ «О защите конкуренции» Администрацией городского округа Саранск, выразившегося в предоставлении льгот по арендной плате ОАО «Центральный рынок г. Саранска» в виде субсидии в размере 5700 тыс. руб., без получения предусмотренного антимонопольным законодательством предварительного письменного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной помощи.  

На основании  вынесенного решения Мордовское УФАС России выдало предписание о  прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которым обязала Администрацию городского округа Саранск при предоставлении муниципальной помощи в виде субсидий хозяйствующим субъектам соблюдать требования части 1 статьи 20 ФЗ «О защите конкуренции». Администрация городского округа Саранск обжаловала решение и предписание территориального антимонопольного органа. Однако, Арбитражный суд Республики Мордовия, Первый арбитражный апелляционный суд, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа отказали Администрации городского округа Саранск в заявленных требованиях и подтвердили законность и обоснованность решения и предписания Мордовского УФАС России. 

Также  в 2008 году Комиссия Мордовского УФАС России признала факт нарушения части 1 статьи 19, части 1 статьи 20 Федерального закона «О защите конкуренции» со стороны Администрации городского округа Саранск, выразившегося в предоставлении ООО «Энерголин» муниципальной помощи путем передачи муниципального имущества - РП с ЛЭП 6 кВт (электрические сети) - в аренду без проведения публичных процедур, в целях, не соответствующих указанному перечню случаев допустимости предоставления муниципальной помощи и без предусмотренного антимонопольным законодательством предварительного письменного согласия антимонопольного органа. На основании вынесенного решения  было выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и об отмене постановления Главы Администрации городского округа Саранск «О предоставлении в аренду ООО «Энерголин» муниципального имущества». Не согласившись с решением и предписанием  антимонопольного управления, Администрация городского округа Саранск обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия, однако суд отказал заявителю в его требованиях и подтвердил правоту антимонопольного органа. 

Мордовское УФАС России в своей работе тесно взаимодействует с соответствующими структурными подразделениями других органов исполнительной власти и контролирующих органов. В настоящее время заключено соглашение о взаимодействии, обмене информации с более, чем десятью территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Такие соглашения наиболее активно реализуются с Мордовским республиканским комитетом государственной статистики, Министерством внутренних дел Республики Мордовия, государственной налоговой инспекцией, транспортной инспекцией, управлением юстиции и другими ведомствами. 

Информация о работе Антимонопольное законодательство Мордовии