Антимонопольное законодательство Мордовии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 13:51, реферат

Описание работы

Антимонопольная служба появилась в России в начале 90-х годов. В 1991 году – распадается Советский Союз. В руках граждан оказывается частная собственность. В связи с этим на территории государства возникают рыночные отношения, развивается конкуренция. Из-за преобразований в экономике появилась потребность в законе, который бы контролировал процессы новой рыночной системы.

Работа содержит 1 файл

Парида.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

Антимонопольная служба появилась в России в начале 90-х годов. В 1991 году – распадается  Советский Союз. В руках граждан  оказывается частная собственность. В связи с этим на территории государства  возникают рыночные отношения, развивается  конкуренция. Из-за преобразований в экономике появилась потребность в законе, который бы контролировал процессы новой рыночной системы. Таким образом, в 1991 году в силу вступает Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». С него и начинается формирование антимонопольного законодательства в России.  

14 июля 1990 года  в соответствии с законом Российской  Советской Федеративной Социалистической  Республики «О республиканских  министерствах и государственных   комитетах РСФСР» образован Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Приказом ГКАП России от 17 октября 1991 года во всех субъектах Российской Федерации созданы территориальные ведомства. 

В Республике Мордовия  антимонопольный орган начал осуществлять свою деятельность с 14 апреля 1992 года, когда начальником территориального управления ГКАП России был назначен  Исаев Василий Петрович, работающий в этой должности по настоящее время. 

За время своего существования антимонопольные ведомства не раз меняли структуру, названия и свои полномочия. После ГКАП был образован Государственный антимонопольный  комитет. В 1998 году соответствующим Указом Президента Российской Федерации были упразднены Государственный антимонопольный комитет РФ, Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральные службы РФ по регулированию естественных монополий на транспорте  и в области связи. Вместо них  образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому переданы функции упраздненных органов.  

Просуществовав  в ранге государственного комитета в течение восьми лет, федеральный  антимонопольный орган получил  статус министерства. Повышение статуса, несомненно, соответствовало как стоящим перед ним задачам, так и предоставленным полномочиям.   Созданное министерство  осуществляло контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, а также было уполномочено следить за деятельностью естественных монополий на транспорте и связи, за оказанием государством поддержки малому предпринимательству. 

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти» была образована Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), которой переданы функции по контролю и надзору упраздняемого Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, за исключением функций в сфере защиты прав потребителей и поддержки малого бизнеса. 

30 июня 2004 года  постановлением Правительства РФ  было утверждено Положение о  Федеральной антимонопольной службе, а 13октября 2004 года Федеральная  антимонопольная служба приказом  №135 утвердила Положение о территориальном  органе Федеральной антимонопольной службы, в котором установлены соответствующие полномочия. В данное Положение вносились различные дополнения и  изменения. 

Приказом ФАС  России от 01.06.2004 года № 29 на должность  руководителя Управления Федеральной  антимонопольной службы по Республике Мордовия назначен Исаев В.П. 

                                                                                                       

С самого начала и до настоящего времени территориальная  антимонопольная служба обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на территории Республики  Мордовия. Формирование основ антимонопольной политики  проходило очень непросто, одновременно с процессами либерализации экономики, приватизации, сопровождающимися лавинообразным ростом цен. Работники Управления вынуждены были действовать в сложной социально-экономической ситуации, которая требовала незамедлительных мер по предупреждению недобросовестной конкуренции, пресечению монополистической деятельности, становлению и развитию рыночных отношений. В то время наиболее острыми были ценовые проблемы. И с  первых дней своего существования целенаправленная практическая работа Мордовского антимонопольного управления с предприятиями-монополистами позволила снизить количество нарушений ими нормативного порядка ценообразования. Это свидетельствовало, в том числе о том, что руководители предприятий, осуществляя свою хозяйственную деятельность, выходили на новый, более высокий и грамотный правовой уровень, в большей степени сообразуя свои действия с нормами антимонопольного законодательства. 

В первые годы функционирования территориального управления особое внимания также уделялось соблюдению закона РСФСР от 22 марта 1991 года «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» при проведении приватизации и акционирования предприятий. Специалисты управления входили в состав различных комиссий, давали соответствующие заключения и разъяснения. 

В 1993-1994 годах  антимонопольное управление инициировало разработку Программы по демонополизации экономики Мордовии и принятие Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Мордовской ССР». Важную роль в развитии конкуренции и малого бизнеса сыграл созданный  республиканский Фонд  по поддержке малого предпринимательства, председателем наблюдательного Совета которого являлся руководитель управления В.П.Исаев. 

С 1994 года сфера  контроля была расширена. Антимонопольным  органам дополнительно поручен  контроль за соблюдением рекламного законодательства. 

В 1998 - 1999 годах антимонопольные органы получают дополнительные полномочия. С созданием Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства они становятся органами по регулированию деятельности субъектов естественных монополий. 

С 2001 года антимонопольная  служба контролирует и рынки финансовых услуг. 

В связи с  реформированием федеральных исполнительных органов государственной власти, с 2004 года управление Федеральной антимонопольной  службы по Республике Мордовия прекратило деятельность по контролю за соблюдением законодательства о защите прав потребителей. 

Следует отметить, что более 10 лет антимонопольные  органы осуществляли  государственный  контроль в этой сфере и специалисты  управления проделали большую, конкретную работу в привитии уважения к «Господину» потребителю. Сейчас ему в 90 случаях из 100 дадут исчерпывающую информацию, обменяют некачественный товар или вернут полученную сумму. А если не так, потребитель свои права знает, а сам не справится, знает, кто ему может помочь. Ведь еще в 1993-1994 годах антимонопольное управление участвовало в непосредственной разработке региональной системы защиты потребительских прав в Республике Мордовия. В рамках ее реализации в органах местного самоуправления были созданы отделы по защите прав потребителей, а специалисты управления оказывали им постоянную методическую и практическую помощь; осуществлялась помощь в составлении претензий, исков, представлении интересов потребителей в судах; проводилась широкая разъяснительная и просветительская  работа законодательству о защите прав потребителей; ежегодно проводились республиканские конкурсы (олимпиады) среди учащихся средних школ и профтехучилищ на знание потребительского законодательства. 

Это дало свои плоды. Защита прав потребителей ушла из функций антимонопольных органов, но эта система продолжает действовать и совершенствуется.  

Процесс становления  и дальнейшего развития системы  антимонопольных органов шел  в сложных условиях масштабного  государственного реформирования и переустройства. Это, безусловно, находит отражение в характере решаемых задач и возникающих проблем, причем на территориальные управления ФАС России ложится основная работа по применению антимонопольного законодательства,  развитию конкуренции на региональных товарных и финансовых рынках, реализации мер по их демонополизации. 

Коллектив Мордовского  УФАС России в целом успешно выполняет  весь объем работ, входящий в компетенцию  службы. Направления этих работ определяются характером антимонопольной политики, основные задачи которой сегодня закреплены в Федеральном законе №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  вступившем в силу с 26 октября 2006 года. Данный Закон объединил в себе два ранее применяемых - закон РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон от 23 июня 1999 года № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», которые со дня его вступления в силу прекратили свое действие. Закон « О конкуренции …» работал более 15 лет. За эти годы рыночные отношения претерпели значительные изменения, получили развитие многие новые принципы и подходы, как в работе предприятий, так и в действиях контролирующих органов. Накопленный опыт как раз и аккумулирован в новой редакции Закона. 

Задачи и содержание антимонопольных органов определяют также Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных  нужд» и Федеральный закон  № 28-ФЗ «О рекламе». 

В настоящее время Мордовское УФАС России осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий  по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу). 

Структуру управления составляют  3 отдела: 

отдел контроля в сферах естественных монополий  и на товарных рынках; 

                                                            

отдел контроля за рекламой и на рынке финансовых услуг; 

отдел контроля размещения государственного заказа и  антимонопольного контроля органов  власти. 

  

  Отдел контроля  на товарных рынках и в сферах  естественных монополий  

  

Предметом особого  внимания антимонопольного органа с  момента его создания было поведение доминирующих на товарных рынках хозяйствующих субъектов с одной стороны и действия органов власти различного уровня с другой. 

Многие сотни  разбирательств по поводу нарушения  антимонопольных правил проведены  Мордовским управлением за годы работы. В спорах с такими «колоссами» местной экономики, как ОАО «Мордовэнерго», ОАО «Связьинформ» (ОАО «ВолгаТелеком»), ОАО «Лисма», ОАО «Мордовспирт» оттачивали свои профессиональные навыки работники Управления. В противостоянии с отдельными министерствами и ведомствами республиканской власти закаливали они свой характер. 

Только за годы действия последнего антимонопольного Закона «О защите конкуренции» (2007 - 2009 г.г.) Управлением рассмотрено 48 дел  о монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов, исследовано более 100 случаев антиконкурентных действий органов власти и управления, приняты соответствующие меры реагирования. 

В апреле 2007 года Мордовское УФАС России возбудило дело по признакам нарушения ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Республики Мордовия части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в распространении сведений о наличии у него исключительных прав на издание и организацию распространения государственных знаков почтовой оплаты на территории Республики Мордовия. По результатам рассмотрения дела Комиссия Мордовского УФАС России пришла к выводу о том, что подобные сведения являются ложными, неточными, искажёнными, способны причинить убытки хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. На основании вынесенного решении выдано предписание об устранении нарушения пункта 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», которое было  исполнено. Однако, в 2008 году на этот раз по заявлению Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции антимонопольное управление возбудило аналогичное дело в отношении ФГУП «Почта России» по признакам нарушения части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» за распространение сведения об обладании исключительными правами на реализацию знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов, а также о том, что государственные контракты на поставку знаков почтовой оплаты и маркированных конвертов должны заключаться с ФГУП «Почта России» без проведения торгов как с единственным поставщиком. Комиссия Мордовского УФАС России приняла решение о признании действий ФГУП «Почта России» нарушением ФЗ «О защите конкуренции» и выдала предписание прекратить нарушение. Решение и предписание были обжалованы в судебном порядке. Арбитражный суд Республики Мордовия в удовлетворении требований ФГУП «Почта России» отказал, признав решение и предписание соответствующими положениям Закона «О защите конкуренции». 

Информация о работе Антимонопольное законодательство Мордовии