Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 13:51, реферат
Антимонопольная служба появилась в России в начале 90-х годов. В 1991 году – распадается Советский Союз. В руках граждан оказывается частная собственность. В связи с этим на территории государства возникают рыночные отношения, развивается конкуренция. Из-за преобразований в экономике появилась потребность в законе, который бы контролировал процессы новой рыночной системы.
Антимонопольная
служба появилась в России в начале
90-х годов. В 1991 году – распадается
Советский Союз. В руках граждан
оказывается частная
14 июля 1990 года
в соответствии с законом
В Республике Мордовия
антимонопольный орган начал осуществлять
свою деятельность с 14 апреля 1992 года,
когда начальником территориального управления
ГКАП России был назначен Исаев Василий
Петрович, работающий в этой должности
по настоящее время.
За время своего
существования антимонопольные ведомства
не раз меняли структуру, названия и свои
полномочия. После ГКАП был образован
Государственный антимонопольный
комитет. В 1998 году соответствующим Указом
Президента Российской Федерации были
упразднены Государственный антимонопольный
комитет РФ, Государственный комитет РФ
по поддержке и развитию малого предпринимательства,
Федеральные службы РФ по регулированию
естественных монополий на транспорте
и в области связи. Вместо них образовано
Министерство Российской Федерации по
антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства (МАП России), которому
переданы функции упраздненных органов.
Просуществовав
в ранге государственного комитета
в течение восьми лет, федеральный
антимонопольный орган получил
статус министерства. Повышение статуса,
несомненно, соответствовало как стоящим
перед ним задачам, так и предоставленным
полномочиям. Созданное министерство
осуществляло контроль за соблюдением
антимонопольного законодательства, а
также было уполномочено следить за деятельностью
естественных монополий на транспорте
и связи, за оказанием государством поддержки
малому предпринимательству.
Указом Президента
Российской Федерации от 9 марта 2004
года №314 «О системе и структуре
федеральных органов
30 июня 2004 года
постановлением Правительства
Приказом ФАС
России от 01.06.2004 года № 29 на должность
руководителя Управления Федеральной
антимонопольной службы по Республике
Мордовия назначен Исаев В.П.
С самого начала
и до настоящего времени территориальная
антимонопольная служба обеспечивает
государственный контроль за соблюдением
антимонопольного законодательства на
территории Республики Мордовия. Формирование
основ антимонопольной политики проходило
очень непросто, одновременно с процессами
либерализации экономики, приватизации,
сопровождающимися лавинообразным ростом
цен. Работники Управления вынуждены были
действовать в сложной социально-экономической
ситуации, которая требовала незамедлительных
мер по предупреждению недобросовестной
конкуренции, пресечению монополистической
деятельности, становлению и развитию
рыночных отношений. В то время наиболее
острыми были ценовые проблемы. И с
первых дней своего существования целенаправленная
практическая работа Мордовского антимонопольного
управления с предприятиями-монополистами
позволила снизить количество нарушений
ими нормативного порядка ценообразования.
Это свидетельствовало, в том числе о том,
что руководители предприятий, осуществляя
свою хозяйственную деятельность, выходили
на новый, более высокий и грамотный правовой
уровень, в большей степени сообразуя
свои действия с нормами антимонопольного
законодательства.
В первые годы функционирования
территориального управления особое внимания
также уделялось соблюдению закона
РСФСР от 22 марта 1991 года «О конкуренции
и ограничении
В 1993-1994 годах
антимонопольное управление инициировало
разработку Программы по демонополизации
экономики Мордовии и принятие Закона
«О государственной поддержке малого
предпринимательства в Мордовской ССР».
Важную роль в развитии конкуренции и
малого бизнеса сыграл созданный республиканский
Фонд по поддержке малого предпринимательства,
председателем наблюдательного Совета
которого являлся руководитель управления
В.П.Исаев.
С 1994 года сфера
контроля была расширена. Антимонопольным
органам дополнительно поручен
контроль за соблюдением рекламного
законодательства.
В 1998 - 1999 годах антимонопольные
органы получают дополнительные полномочия.
С созданием Министерства Российской
Федерации по антимонопольной политике
и поддержке предпринимательства они
становятся органами по регулированию
деятельности субъектов естественных
монополий.
С 2001 года антимонопольная
служба контролирует и рынки финансовых
услуг.
В связи с
реформированием федеральных
Следует отметить,
что более 10 лет антимонопольные
органы осуществляли государственный
контроль в этой сфере и специалисты
управления проделали большую, конкретную
работу в привитии уважения к «Господину»
потребителю. Сейчас ему в 90 случаях из
100 дадут исчерпывающую информацию, обменяют
некачественный товар или вернут полученную
сумму. А если не так, потребитель свои
права знает, а сам не справится, знает,
кто ему может помочь. Ведь еще в 1993-1994
годах антимонопольное управление участвовало
в непосредственной разработке региональной
системы защиты потребительских прав
в Республике Мордовия. В рамках ее реализации
в органах местного самоуправления были
созданы отделы по защите прав потребителей,
а специалисты управления оказывали им
постоянную методическую и практическую
помощь; осуществлялась помощь в составлении
претензий, исков, представлении интересов
потребителей в судах; проводилась широкая
разъяснительная и просветительская
работа законодательству о защите прав
потребителей; ежегодно проводились республиканские
конкурсы (олимпиады) среди учащихся средних
школ и профтехучилищ на знание потребительского
законодательства.
Это дало свои плоды.
Защита прав потребителей ушла из функций
антимонопольных органов, но эта система
продолжает действовать и совершенствуется.
Процесс становления
и дальнейшего развития системы
антимонопольных органов шел
в сложных условиях масштабного
государственного реформирования и переустройства.
Это, безусловно, находит отражение в характере
решаемых задач и возникающих проблем,
причем на территориальные управления
ФАС России ложится основная работа по
применению антимонопольного законодательства,
развитию конкуренции на региональных
товарных и финансовых рынках, реализации
мер по их демонополизации.
Коллектив Мордовского
УФАС России в целом успешно выполняет
весь объем работ, входящий в компетенцию
службы. Направления этих работ определяются
характером антимонопольной политики,
основные задачи которой сегодня закреплены
в Федеральном законе №135-ФЗ «О защите
конкуренции», вступившем в силу с
26 октября 2006 года. Данный Закон объединил
в себе два ранее применяемых - закон РСФСР
от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках» и закон от 23 июня
1999 года № 117-ФЗ «О защите конкуренции
на рынке финансовых услуг», которые со
дня его вступления в силу прекратили
свое действие. Закон « О конкуренции …»
работал более 15 лет. За эти годы рыночные
отношения претерпели значительные изменения,
получили развитие многие новые принципы
и подходы, как в работе предприятий, так
и в действиях контролирующих органов.
Накопленный опыт как раз и аккумулирован
в новой редакции Закона.
Задачи и содержание
антимонопольных органов
В настоящее время
Мордовское УФАС России осуществляет
функции по контролю за соблюдением антимонопольного
законодательства, деятельности субъектов
естественных монополий, рекламы (в части
установленных законодательством полномочий
антимонопольного органа), контролю в
сфере размещения заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказании услуг
для федеральных государственных нужд
(за исключением полномочий по контролю
в сфере размещения заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг
по государственному оборонному заказу).
Структуру управления
составляют 3 отдела:
отдел контроля
в сферах естественных монополий
и на товарных рынках;
отдел контроля
за рекламой и на рынке финансовых
услуг;
отдел контроля
размещения государственного заказа и
антимонопольного контроля органов
власти.
Отдел контроля
на товарных рынках и в сферах
естественных монополий
Предметом особого
внимания антимонопольного органа с
момента его создания было поведение
доминирующих на товарных рынках хозяйствующих
субъектов с одной стороны и действия
органов власти различного уровня с другой.
Многие сотни
разбирательств по поводу нарушения
антимонопольных правил проведены
Мордовским управлением за годы работы.
В спорах с такими «колоссами» местной
экономики, как ОАО «Мордовэнерго», ОАО
«Связьинформ» (ОАО «ВолгаТелеком»), ОАО
«Лисма», ОАО «Мордовспирт» оттачивали
свои профессиональные навыки работники
Управления. В противостоянии с отдельными
министерствами и ведомствами республиканской
власти закаливали они свой характер.
Только за годы
действия последнего антимонопольного
Закона «О защите конкуренции» (2007 - 2009
г.г.) Управлением рассмотрено 48 дел
о монополистической
В апреле 2007 года
Мордовское УФАС России возбудило дело
по признакам нарушения ФГУП «Почта
России» в лице Управления федеральной
почтовой связи Республики Мордовия части
1 статьи 14 Федерального закона «О защите
конкуренции», выразившегося в распространении
сведений о наличии у него исключительных
прав на издание и организацию распространения
государственных знаков почтовой оплаты
на территории Республики Мордовия. По
результатам рассмотрения дела Комиссия
Мордовского УФАС России пришла к выводу
о том, что подобные сведения являются
ложными, неточными, искажёнными, способны
причинить убытки хозяйствующим субъектам
– конкурентам либо нанести ущерб их деловой
репутации. На основании вынесенного решении
выдано предписание об устранении нарушения
пункта 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции»,
которое было исполнено. Однако, в 2008
году на этот раз по заявлению Государственного
комитета Республики Мордовия по делам
юстиции антимонопольное управление возбудило
аналогичное дело в отношении ФГУП «Почта
России» по признакам нарушения части
1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» за
распространение сведения об обладании
исключительными правами на реализацию
знаков почтовой оплаты и маркированных
конвертов, а также о том, что государственные
контракты на поставку знаков почтовой
оплаты и маркированных конвертов должны
заключаться с ФГУП «Почта России» без
проведения торгов как с единственным
поставщиком. Комиссия Мордовского УФАС
России приняла решение о признании действий
ФГУП «Почта России» нарушением ФЗ «О
защите конкуренции» и выдала предписание
прекратить нарушение. Решение и предписание
были обжалованы в судебном порядке. Арбитражный
суд Республики Мордовия в удовлетворении
требований ФГУП «Почта России» отказал,
признав решение и предписание соответствующими
положениям Закона «О защите конкуренции».
Информация о работе Антимонопольное законодательство Мордовии