Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 13:51, реферат
Антимонопольная служба появилась в России в начале 90-х годов. В 1991 году – распадается Советский Союз. В руках граждан оказывается частная собственность. В связи с этим на территории государства возникают рыночные отношения, развивается конкуренция. Из-за преобразований в экономике появилась потребность в законе, который бы контролировал процессы новой рыночной системы.
Ежегодно большая
часть дел о злоупотреблении
доминирующим положением рассматривается
в отношении субъектов, действующих в
сферах электро - и тепло - энергетики,
газоснабжения, в сфере ЖКХ. Важнейшими
субъектами рынков жилищно-коммунальных
услуг являются ресурсоснабжающие организации.
Все они естественные локальные монополисты.
Их монополия обусловлена привязкой потребителя
к соответствующим инженерным сетям: водопроводным,
канализационным, газовым, электрическим,
тепловым. Субъект, на балансе которого
находится соответствующая сеть, - по построению
естественный монополист в границах территории,
прилегающей к этой сети. В 2006 - 2008 годах
Мордовским УФАС России в процессе наблюдения
за рынками ЖКУ в Реестр хозяйствующих
субъектов, имеющих долю на рынке определенного
товара более чем 35 процентов, включено
сорок таких «сетевиков».
Наиболее характерными
видами нарушений являются необоснованный
отказ от заключения договора, прекращение
производства и поставки товара при
наличии спроса.
Например, по заявлению
ГОУВПО «МГУ имени Н.П.Огарева» в
августе 2009 года возбуждено дело в отношении
ОАО «Орбита» по поводу намерения прекратить
подачу воды при наличии возможности ее
рентабельного производства и поставки.
По результатам комиссионного рассмотрения
локальному монополисту предписано отозвать
все уведомления о намерении прекратить
водоснабжение потребителей. Предписание
исполнено в установленный срок.
По заявлению
ООО «Оздоровительный комплекс «Биохимик»
25 марта 2008 года возбуждено дело в отношении
ОЛО АО «Мокша» по поводу необоснованного
уклонения от заключения договора теплоснабжения
под предлогом необходимости реконструкции
котельной и убыточности для ответчика
деятельности на данном не профильном
для него товарном рынке. По результатам
работы в ряде заседаний с участием представителей
РЭК РМ и Управления по технологическому
и экологическому надзору Ростехнадзора
по РМ Комиссия Мордовского УФАС установила
факт нарушения антимонопольного законодательства
и выдала теплоснабжающей организации
предписание, понуждающее к подписанию
договоров и возобновлению поставки теплоэнергии
потребителям.
По заявлению
ЗАО «Волгаэнергосбыт»
Серия из восьми
дел о вертикальных соглашениях
возбуждена Мордовским УФАС России и рассмотрена
комиссией по результатам изучения портфеля
договоров поставки ООО «Имидж» - официального
дистрибьютера майонезной продукции торговой
марки «Сдобри».
Первое дело
было открыто по заявлению индивидуального
предпринимателя Г. – конкурента ООО
«Имидж», поставляющего в розничные сети
республики майонезную продукцию торговой
марки «Махеев». Предпринимателю было
отказано в размещении его продукции на
прилавках сети магазинов «Птица», принадлежащих
ОАО «Агрофирма «Октябрьская», в связи
с соглашением, заключенным Агрофирмой
с ООО «Имидж». Соглашение содержало пункты,
предусматривающие, в частности, размещение
на полочном пространстве магазинов «Птица»
только майонезов «Сдобри» и поддержание
цен на эту продукцию не ниже указанных
в базовом прайс-листе ООО «Имидж».
В результате изучения
всей совокупности договоров ООО
«Имидж» выявлено еще семь договоров
поставки с дополнительными
В ноябре 2007 года
Мордовское УФАС возбудило дело
в отношении хозяйствующих субъектов,
осуществляющих розничную реализацию
нефтепродуктов в Республике Мордовия:
ООО “Компания “Ойл Трейдинг”,
ООО “Петролинк”, ООО “Мордовская
топливная компания”, ОАО “Мордовнефтепродукт”.
Дело было возбуждено по признакам
нарушения, выразившегося в
одновременном увеличении в
г.о. Саранск розничных цен на
бензин и дизельное топливо
на одну и ту же величину.
Комиссия выдала предписания
указанным компаниям о прекращении
нарушения. Предписания были исполнены
в установленный срок. Однако, в июле 2008
года в отношении ООО «Компания Ойл Трейдинг»,
ОАО «Мордовнефтепродукт», ООО «Мордовская
топливная компания», ООО «Петролинк»
по признакам нарушения части 1 статьи
11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося
в установлении (поддержании) цен на рынке
розничной реализации автомобильного
бензина и дизельного топлива в географических
границах городского округа Саранск, Кочкуровского,
Лямбирского, Рузаевского муниципальных
районов вновь было возбуждено антимонопольное
разбирательство. Комиссия Мордовского
УФАС России приняла решение о признании
действий указанных хозяйствующих субъектов
нарушением статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции»
и выдала предписание о прекращении нарушения.
Указанное дело находится в стадии судебного
обжалования.
К сожалению, нарушения
антимонопольного законодательства
продолжают допускать органы власти
и управления различного уровня.
Безусловно, канули в лету такие
одиозные проявления, как властные
запреты ввоза на территорию республики
ликероводочных изделий иногороднего
происхождения, на вывоз за ее пределы
картофеля и зерна. Однако, ностальгия
по административно-командным методам
управления и сегодня не оставляет управленцев
различного уровня.
10 июля 2009 года
Комиссия управления Федеральной антимонопольной
службы по Республике Мордовия признала
Региональную энергетическую комиссию
Республики Мордовия нарушившей пункт
2 части 1 статьи 15 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Дело было возбуждено
по заявлению ОАО «Сибурэнергоменеджмент»
(г. Воронеж), являющегося энергосбытовой
организацией, которой при подаче в РЭК
РМ заявки на покупку в 2010 году электрической
энергии и мощности на оптовом рынке с
целью включения в плановый прогнозный
баланс было отказано в связи с нецелесообразностью.
Данная форма отказа в согласовании выхода
хозяйствующего субъекта на оптовый рынок
электрической энергии законодательством
не предусмотрена.
Мордовским УФАС
было принято решение и выдано
предписание Региональной энергетической
комиссии Республики Мордовия до 1 августа
2009 года повторно рассмотреть в установленном
законодательством порядке заявку ОАО
«Сибурэнерго-менеджмент» о включении
в сводный прогнозный баланс производства
и поставок электрической энергии на 2010
год и принять обоснованное решение о
выходе ОАО «Сибурэнергоменеджмент» на
оптовый рынок электрической энергии
Республики Мордовия. Предписание исполнено.
В июне 2009 года Мордовским
УФАС России было возбуждено дело в
отношении Министерства финансов Республики
Мордовия по признакам нарушения части
1 статьи 15 Федерального закона "О защите
конкуренции", выразившегося в направлении
государственным заказчикам письма, содержащего
требования для хозяйствующих субъектов,
не зарегистрированных на территории
Республики Мордовия, условия о постановке
на налоговый учёт до заключения договора
на выполнение строительно-монтажных
работ. Таким образом, хозяйствующие субъекты,
зарегистрированные на территории Республики
Мордовия, ставились в преимущественное
положение по сравнению с иными хозяйствующими
субъектами, так как они не должны были
совершать до заключения государственного
(муниципального) контракта действий направленных
на постановку на налоговый учет в налоговых
органах Республики Мордовия, в то время
как иные хозяйствующие субъекты должны
были до заключения государственного
(муниципального) контракта либо создать
стационарные рабочие места, либо приобрести
недвижимое имущество и (или) транспортное
средство на территории Республики Мордовия
в целях постановки на налоговый учет
в налоговых органах Республики Мордовия.
По результатам
рассмотрения дела было принято решение
о признании нарушения
По заявлению
Государственного комитета Республики
Мордовия по делам юстиции Мордовское
УФАС России возбудило дело по признакам
нарушения части 3 статьи 15 Федерального
закона "О защите конкуренции" в отношении
Администрации Зубово - Полянского муниципального
района Республики Мордовия. Нарушение
выразилось в совмещении функций органа
местного самоуправления и функций хозяйствующего
субъекта (оказание органом местного самоуправления
коммунальных услуг).
Кроме того, в
процессе рассмотрения дела была выявлена
целая серия аналогичных
По заявлению
индивидуального
В августе 2008 года
возбуждено дело в отношении Министерства
промышленности, транспорта и связи Республики
Мордовия по признакам нарушения части
1 статьи 15 Федерального закона "О защите
конкуренции", выразившегося в препятствовании
деятельности частных пассажироперевозчиков
путем выставления необоснованных требований
при конкурсном отборе перевозчиков для
одного из междугородних маршрутов республики.
По результатам
рассмотрения дела Комиссия Мордовского
УФАС России приняла решение о
признании нарушения
Предписание исполнено
в установленный срок.
Также по инициативе
Управления 29 января 2008 года возбуждено
дело в отношении Администрации
Зубово - Полянского муниципального района
республики по признакам нарушения,
выразившегося в необоснованном
предоставлении преимуществ муниципальному
предприятию при определении организации,
управляющей многоквартирными домами
в районном центре. Администрации предписано
провести конкурсный отбор управляющей
компании. Предписание исполнено.
Управление
после проведения камеральных проверок
рассмотрело 13 дел о необоснованном предоставлении
преимуществ при определении размера
арендной платы за пользование муниципальным
имуществом. Органы местного самоуправления
дифференцировали арендные платежи в
зависимости от организационно-правовой
формы и формы собственности арендаторов.
В десяти случаях
дела были прекращены в ходе их рассмотрения
ввиду добровольного устранения
нарушений и их последствий.
По результатам
рассмотрения некоторых дел, ответчиками
по которым выступали администрации
Ромодановского, Зубово - Полянского, Атяшевского
муниципальных районов, выданы предписания,
исполненные в установленный
срок.
По одному делу
в отношении Совета депутатов Торбеевского
муниципального района принято решение,
фиксирующее факт нарушения антимонопольного
законодательства, и материалы дела переданы
в Арбитражный суд РМ. Судебное решение
подтвердило правильность выводов, сделанных
Комиссией Управления. В настоящее время
нарушение антимонопольного законодательства
устранено.
Отдел контроля
за рекламой и на рынке финансовых
услуг
За годы осуществления
антимонопольного контроля на рынке
финансовых услуг проделана конкретная
работа, накоплен определенный опыт. В
сфере контроля находятся банковские,
страховые, лизинговые и другие финансовые
организации, анализируется состояние
конкурентной среды, проводятся проверки,
рассматриваются заявления и обращения
хозяйствующих субъектов, юридических
и физических лиц.
Мордовское антимонопольное
управление одно из первых в системе
Федеральной антимонопольной
Информация о работе Антимонопольное законодательство Мордовии