Естественно,
что «нуль-мотор» профессора Гэмджи
идеально подходил как двигатель для кораблей
военно-морского флота США, перед которым
уже в то время ставились задачи на основе
весьма далеко идущих планов.
Вот что писал
главный инженер военно-морского
департамента США Б. Айшервуд
своему шефу, рекомендуя провести всесторонние
испытания двигателя Гэмджи: «Все это
создало бы необходимые предпосылки для
конструирования нового мотора, имеющего
совершенно безграничные возможности.
Принимая во внимание чрезвычайную важность
этого изобретения как для военно-морского
флота США, так и для всего человечества,
я настоятельно рекомендую департаменту
создать профессору Гэмджи наиболее благоприятные
условия для продолжения его экспериментальных
исследований и доложить о них правительству
Соединенных Штатов. Профессор выражает
готовность представить свое изобретение
для самой тщательной экспертизы и сделать
это безотлагательно».
Мы познакомились
с многовековой историей попыток
решить энергетические проблемы
«прямым путем» — создать двигатель,
производящий работу либо из
ничего (вечные двигатели первого
рода), либо из того, что есть, но
работу произвести не может
(вечные двигатели второго рода).
Эти попытки,
естественно, к успеху не привели,
хотя и способствовали определенным
образом на первых этапах развитию
науки об энергии. Более того,
весь путь «псевдоэнергетики», занятой
поисками вечных двигателей, неразрывно
связан с историей настоящей энергетики.
Псевдоэнергетика по-своему «отслеживала»
стоящие перед настоящей энергетикой
задачи, пытаясь тоже решить их.
Увлечение вечными
двигателями, сохранившееся еще
до нашего времени в своеобразной
форме perpetuum mobile-2, несмотря на «научное»
оформление долго жить не сможет. Вечный
двигатель второго рода, так же как и его
предшественник — вечный двигатель первого
рода, останется лишь интересным и поучительным
эпизодом истории физики и энергетической
науки.