Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 23:05, курсовая работа
Современная жизнь человека невозможна без использования самых разнообразных машин, облегчающих его жизнь. С помощью машин человек обрабатывает землю, добывает нефть, руду, прочие полезные ископаемые, передвигается и т. д. Основным свойством машин является их способность совершать работу. Во всех механизмах и машинах прежде, чем совершить работу, энергия переходит из одного вида в другой. Нельзя получить энергии одного вида больше, чем другого при любых превращениях энергии, т.к. это противоречит закону сохранения энергии.
Вечный двигатель
Введение
Современная жизнь
человека невозможна без
При рассмотрении
идеи вечного двигателя
От утопии —
к науке, от науки — к
утопии
Приступая к
разбору истории вечного
Идея об устройстве,
которое могло бы приводить
в движение машины, не используя
ни мускульную силу, ни силу
ветра и падающей воды, возникла
впервые, насколько известно, в
Индии в XII веке. Однако практический
интерес к ней проявился в
средневековых городах Европы
в XIII веке. Это не было случайностью;
универсальный двигатель,
Средневековая
наука не была готова к тому,
чтобы хоть как-то помочь этим
поискам. Привычных нам представлений,
связанных с энергией и законами ее превращений,
в то время еще не было. Естественно поэтому,
что люди, мечтавшие создать универсальный
двигатель, опирались прежде всего на
то вечное движение, которое они видели
в окружающей природе: движение солнца,
луны и планет, морские приливы и отливы,
течение рек. Такое вечное движение называлось
«perpetuum mobile naturae» — естественное, природное
вечное движение. Существование такого
природного вечного движения со средневековой
точки зрения неопровержимо свидетельствовало
о возможности создания и искусственного
вечного движения — «perpetuum mobile artificae».надо
было только найти способ перенести существующие
в природе явления на искусственно созданные
машины.
Представление
о вечном двигателе
В первый период
развития perpetuum mobile (XIII—XVIII вв.) его изобретатели
не понимали принципиальной разницы между
вечным движением небесных тел и связанных
с ним явлений (например, морских приливов)
и тем движением, посредством которого
они хотели производить работу в двигателях.
Как это ни покажется странным теперь,
вопрос о том, откуда должна была взяться
эта работа, тогда вообще не возникал.
Только примерно в XVI веке, когда постепенно
начала формироваться мысль о некой «силе»
как источнике движения и о том, что эта
сила не может ни возникнуть из ничего,
ни исчезнуть бесследно, появились сомнения
в возможности, а затем и убеждения в невозможности
perpetuum mobile. Однако, как мы увидим далее,
этого мнения придерживался очень небольшой
круг квалифицированных ученых-физиков
и механиков. Все же официальным решением
Парижской академии наук в 1775 году было
прекращено рассмотрение любых проектов
perpetuum mobile.
Второй период
продолжался примерно до
Создалась интересная
ситуация — сосуществование
На этом, по
существу, заканчивается история
так называемого вечного
Третий период
развития perpetuum mobile продолжается и теперь.
Этот период характерен тем, что современные
изобретатели perpetuum mobile, в отличие от своих
коллег, работавших в предыдущие времена,
знают о существовании научных законов,
исключающих его создание. Поэтому они
пытаются создать perpetuum mobile совсем другого
рода. Такой вечный двигатель не должен
нарушать закон сохранения энергии —
первый закон термодинамики. Здесь все
в порядке. Но он должен действовать вопреки
второму закону термодинамики. Этот закон
определенным образом ограничивает превращаемость
одних форм энергии в другие. Такой двигатель,
в отличие от предшествующих ему вариантов
perpetuum mobile-1, относящихся к первым двум
периодам, был назван вечным двигателем
второго рода — perpetuum mobile-2.
Простейшим perpetuum
mobile-2 был бы такой, который, получая тепло
от окружающей среды (например, от воды
или атмосферного воздуха), полностью
или частично превращал бы его в работу.
Он позволил бы обойтись не только без
затраты органического или ядерного топлива,
но и без загрязнения окружающей среды.
Можно подсчитать,
что при охлаждении мирового
океана только на один градус
Цельсия можно получить
Поскольку этот
закон известен и существует,
изобретателям perpetuum mobile-2 не остается
ничего другого, как бороться именно с
ним. Эта борьба вокруг второго закона
термодинамики составляет, по существу,
основное содержание третьего периода
истории perpetuum mobile.
На начальном
этапе истории perpetuum mobile дискуссии
вокруг него способствовали в определенной
степени прогрессу физики, а на последнем
этапе — и развитию термодинамики, и прогрессу
энергетики. Более того, оба закона термодинамики
родились из положения о невозможности
существования вечного двигателя. В целом
эти этапы истории perpetuum mobile можно характеризовать
как движение от утопии к науке. В конечном
счете, сам вечный двигатель породил, если
так можно выразиться, те фундаментальные
научные положения, которые вырвали из-под
него почву и обусловили конец его многовековой
истории.
Теперешний этап
истории вечного двигателя
Чтобы разобраться
во всех этапах истории
Первые проекты
механических, магнитных и гидравлических
perpetuum mobile
Сейчас трудно
установить, когда, где и кем
был предложен первый проект
perpetuum mobile. Есть данные о том, что в трактате
великого индийского математика Бхаскара
Ачарья (1114 – 1185 гг.) «Сиддханта Сиромани»
(ок. 1150 г.) есть упоминание о perpetuum mobile.
Об этом же говорится в сочинении араба
Фахра ад-дин-Ридваи бен Мохаммеда (ок.
1200 г.).
В Европе первые
известия о perpetuum mobile связаны с именем
одного из выдающихся людей XIII века —
Виллара д’Оннекура — французского архитектора
и инженера.
Как и большинство
деятелей того времени, он занимался и
интересовался многими делами: строительством
соборов, созданием грузоподъемных сооружений,
пилы с водяным приводом, военной стенобитной
машины и даже … дрессировкой львов. Он
оставил дошедшую до наших дней «Книгу
рисунков» — альбом с записями и чертежами
(ок. 1235 – 1240 гг.), которая хранится в Парижской
национальной библиотеке. Для нас представляет
интерес прежде всего то обстоятельство,
что в этом альбоме приведен рисунок и
описание первого из достостоверно известных
проектов perpetuum mobile.
Макет чертежа
показан на рисунке. Текст,
относящийся к чертежу, гласит:
«С некоторого времени мастера
спорят, как можно было бы заставить
колесо вращаться само собой.
Этого можно достигнуть
Обратимся ко
второй, не менее интересной идее
perpetuum mobile, возникшей тоже в XIII веке и также
породившей большую серию изобретений.
Речь идет о магнитном вечном двигателе,
предположенном Петром Пилигримом из
Мерикура в 1269 году. В отличие от практика-инженера
д’Оннекура, Петр Пилигримом все же был
больше «теоретиком», хотя занимался и
экспериментами; поэтому его проект выглядит
скорее как принципиальная схема, чем
как чертеж. По мнению Петра, таинственные
силы, заставляющие магнит притягивать
железо, родственны тем, которые заставляют
небесные тела двигаться по круговым орбитам
вокруг земли (в то время господствовала
геоцентрическая система мира Птолемея).
Следовательно, если дать магниту возможность
двигаться по кругу и не мешать ему, то
он при соответствующей конструкции реализует
эту возможность. Двигатель состоит из
двух частей — подвижной и неподвижной.
Подвижная часть — это стержень, на одном
(внешнем) конце которого закреплен магнит,
а другой (внутренний) насажен на неподвижную
центральную ось. Таким образом, стержень
может двигаться по окружности подобно
стрелке часов. Подвижная часть представляет
собой два кольца — наружное и внутреннее,
между которыми находится магнитный материал
с внутренней поверхностью в форме косых
зубцов. На подвижном магните, установленном
на стержне, написано «северный полюс»,
на магнитном кольце — «южный полюс».
Отметим, кстати, что Пилигрим первым установил
два вида магнитного взаимодействия —
притяжение и отталкивание и ввел обозначения
полюсов магнита — северный и южный.
Автор, по-видимому,
полагал, что магнит, установленный
на стержне, будет поочередно
притягиваться к зубцам
Несколько позже
появились и вечные двигатели
третьего вида —
Механические
вечные двигатели
Все механические
вечные двигатели