Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 15:18, курсовая работа
История Автоматики как отрасли техники тесно связана с развитием автоматов, автоматических устройств и автоматизированных комплексов. В стадии становления автоматики опиралась на теоретическую механику и теорию электрических цепей и систем и решала задачи, связанные с регулированием давления в паровых котлах, хода поршня паровых и частоты вращения электрических машин, управления работой станков-автоматов, АТС, устройствами релейной защиты.
1 Введение 5
2 Актуальность выбранной темы 7
3 Характеристика объекта управления 8
4 Разработка функциональной схемы объекта управления 12
5 Разработка структурной схемы системы 14
6 Определение передаточной функции элементов САУ 17
7 Определение законов регулирования 18
7.1 Рассчитать АФЧХ для разомкнутой и замкнутой САУ 18
7.2 Рассчитать ЛФЧХ для разомкнутой и замкнутой системы 20
8 Выполнить анализ устойчивости системы по критериям Гурвица и Найквиста. Определить запасы устойчивости 22
9 Проанализировать зависимость статической ошибки от изменения управляющего воздействия на систему. Сделать вывод о характере этой зависимости 24
10 Оценить качества управления по переходным функциям 25
11 Заключение 28
12 Список используемой литературы
1 Введение
2 Актуальность выбранной темы
3 Характеристика объекта управления
4 Разработка функциональной
5 Разработка структурной схемы системы
6 Определение передаточной
7 Определение законов регулирования
7.1 Рассчитать АФЧХ для разомкнутой и
замкнутой САУ
7.2 Рассчитать ЛФЧХ для разомкнутой и
замкнутой системы
8 Выполнить анализ устойчивости системы
по критериям Гурвица и
Найквиста. Определить запасы устойчивости
9 Проанализировать зависимость статической
ошибки от изменения управляющего воздействия
на систему. Сделать вывод о характере
этой
зависимости
10 Оценить качества управления по переходным
функциям
11 Заключение
12 Список используемой литературы
Автоматика, отрасль науки и техники,
охватывающая теорию и принципы построения
систем управления, действующих без непосредственного
участия человека; в узком смысле — совокупность
методов и технических средств, исключающих
участие человека при выполнении операций
конкретного процесса.
История Автоматики как отрасли техники
тесно связана с развитием автоматов,
автоматических устройств и автоматизированных
комплексов. В стадии становления автоматики
2-я половина 20 в. ознаменовалась дальнейшим
совершенствованием технических средств автоматики и
широким, хотя и неравномерным для разных
отраслей народного хозяйства, распространением
автоматических управляющих устройств
с переходом к более сложным автоматическим
системам, в частности в промышленности
— от автоматизации отдельных агрегатов
к комплексной автоматизации цехов и заводов.
Существенной чертой является использование автоматики на
объектах, территориально расположенных
на больших расстояниях друг от друга,
например крупные промышленные и энергетические
комплексы, системы управления космическими
летательными аппаратами и т. д. Для связи
между отдельными устройствами в таких
системах применяются средства телемеханики,
которые совместно с устройствами управления
и управляемыми объектами образуют телеавтоматические
системы.
Большое значение при этом приобретают технические (в т. ч. телемеханические) средства сбора и автоматической обработки информации, т. к. многие задачи в сложных системах автоматического управления могут быть решены только с помощью вычислительной техники.
Наконец, теория автоматического регулирования уступает место обобщённой теории автоматического управления, объединяющей все теоретические аспекты автоматики и составляющей основу общей теории управления.
Система автоматического управления (САУ) позволит поддержать или улучшить функционирование управляемого объекта. В ряде случаев вспомогательные для САУ операции (пуск, остановка, контроль, наладка и т.д.) также могут быть автоматизированы. САУ функционирует в основном в составе производственного или какого-либо другого комплекса.
Система автоматического регулирования отслеживает все параметры текущих процессов, реализуемых водогрейными и паровыми котлами, и управляет технологическим оборудованием, обеспечивая нормальное и безаварийное функционирование котельной установки. Кроме того, система контролирует исправность оборудования и при возникновении поломок и аварийных ситуаций сигнализирует об этом и при необходимости персонал может перевести работу САУ в ручной режим для устранения неполадок.
В данный момент на мировом рынке имеется полное разнообразие, в частности микроконтроллеров для промышленной автоматизации, предназначенных для продолжительной работы в различных условиях, а также развитые компьютерные технологии позволяют создавать системы управления процессами, способные функционировать в автономном режиме. Внедрение систем автоматизированного управления паровыми и водогрейными котлами, построенных на основе программируемых контроллеров, позволяет автоматизировать процесс производства тепловой энергии в котлах и значительно упростить контроль и управление этим процессом. Система автоматического регулирования повышает эффективность функционирования котлоагрегата за счет снижения потребления энергоресурсов, рационального сжигания топлива, использования технологического оборудования, оперативного управления оборудованием и технологическим процессом. Кроме того, внедрение таких систем позволяет снизить влияние человеческого фактора в производственном процессе и вероятность возникновения аварийных режимов функционирования котла. Повышение экологических характеристик котельной и культуру производственного процесса. Благодаря программному управлению система автоматически отслеживает все параметры текущих процессов, реализуемых водогрейными и паровыми котлами, и управляет технологическим оборудованием, обеспечивая нормальное и безаварийное функционирование котельной установки.
Кроме того, система контролирует
исправность оборудования и при
возникновении поломок и
Преимущества САУ заключаются в относительной
универсальности, лёгкости перестройки
программы и высокой точности.
В данном курсовом проекте рассмотрен объект управления – паровой котел
Принцип действия парового котла
Сгорание топлива, поступающего через горелки происходит в топочной камере. К горелкам подводится также воздух по воздуховоду с помощью дутьевого вентилятора. Для устойчивого и интенсивного горения воздух нагревается. Забор воздуха в воздуховод производится зимой из окружающей среды, а летом из помещения. Тепло, выделившееся при сгорании топлива, передаётся воде, через поверхности нагрева котла (экранные трубы) излучением в топке и конвекцией от нагретых газообразных продуктов сгорания в газоходах котла (пароперегревателе). Исходная вода сначала поступает в ХВО, затем в деаэратор, который служит для удаления из воды кислорода и активных газов. Туда же подаётся добавочная химически очищенная вода из ХВО. Поступающая в котёл вода называется питательной, сначала подогревается в подогревателе высокого давления, в водяном экономайзере, где за счёт тепла уходящих газов подогревается. Из экономайзера по отводящим трубам питательная вода подаётся в барабан котла. Из барабана по опускным трубам вода поступает в нижние коллекторы, откуда раздаётся по подъёмным трубам топочных экранов. Барабан котла вместе с системой не обогреваемых опускных труб, выходящих из него, и подъёмных (экранных) труб внутри топочной камеры образует замкнутый, циркуляционный контур, в котором при горении топлива в топке организуется движение воды (опускные трубы) и пароводяной смеси (подъёмные трубы). Циркуляционный контур заполнен до уровня, расположенного на 15…20 см ниже диаметральной плоскости барабана котла, водой, которую называют котловой. Объём барабана, заполненного водой, называют водяным, а занятым паром - паровым. Поверхность, разделяющую водяной и паровой объёмы, называют зеркалом испарения.
При подводе теплоты к обогреваемым трубам вода в них закипает, и они заполняются пароводяной смесью. Поступившая вода превращается в пар лишь после многократного прохождения через циркуляционный контур.
За один цикл вода в контуре испаряется на 3…20%. Количество движущейся в контуре воды в несколько раз больше образующегося пара. Сухой насыщенный пар из барабана котла поступает на перегрев в пароперегреватель, после чего перегретый пар направляется к паровой турбине. Для регулирования температуры перегретого пара в системе предусмотрен впрыскивающий пароохладитель. Пар с параметрами подводится к турбине из парового котла. В турбине происходит адиабатное расширение пара до конечного давления в процессе которого совершается работа, передаваемая электрическому генератору. Отработавший в турбине пар направляется в конденсатор, где он отдаёт охлаждающей воде теплоту и конденсируется при постоянной температуре и давлении. Из конденсатора конденсат поступает в питательный насос, где его давление повышается.
Продукты сгорания топлива, пройдя экономайзер и воздухоподогреватель отдают им тепло. Продукты сгорания после воздухоподогревателя называются уходящими газами, их температура составляет от 120 до 160єС. При помощи дымососной установки выбрасываются в атмосферу через дымовую трубу.
И так, процесс получения перегретого пара состоит из трёх этапов: подогрева питательной воды до температуры кипения; образования насыщенного пара из воды; перегрева сухого насыщенного пара до необходимой температуры.
Характеристики котла:
Паропроизводительность котла 50 т/час.
Aбсолютное давление перегретого пара 3,9 МПа.
Температура перегретого пара 440°C.
Давление в барабане 4,4 МПа.
Давление в выходном коллекторе пароперегревателя 3,9 МПа.
Температура питательной воды 145°C.
Для наглядности котёл и его оборудование разделяют на несколько частей:
Рисунок 1. Функциональная схема котла
Котёл имеет следующие режимы функционирования:
Наиболее сложным с точки
зрения управления является основной
режим с динамически
При этом он находится выше среза экранных труб, стенки которых охлаждаются циркулирующей в них водой. В следствии создания чрезмерного высокого давления в барабане котла уровень воды может снизиться ниже допустимого предела, при котором не обеспечивается циркуляция воды. В результате нарушения циркуляции воды в экранных трубах происходит чрезмерное повышение температуры и пережог их стенок. Также опасно и резкое снижения давления пара, что увеличивает опасность возможного заброса воды в пароперегреватель и выведение котла из строя.
Кроме того, частые и резкие изменения подачи воды в котел могут вызвать значительные температурные напряжения в металле экономайзера, и качество поддержания уровня также определяется равномерностью подачи воды. Наряду с этим создание необходимого давления пара в котле и его поддержание на заданном уровне обеспечивается созданием соответствующих температурных режимов, достигающихся сжиганием некоторого количества топлива. Итак, регулирование давления пара в барабане котла и питания котельных агрегатов главным образом сводиться к поддержанию материального баланса между отводами пара и подачи воды. Рассмотрев котёл как объект автоматизации затронув в большей части процессы проходящие в барабане котла, увидели, что нормальное протекание процесса, реализуемого паровым котлом, требует выполнения множества условий, а не соблюдение хотя бы одного из них может вызвать аварийную ситуацию и выход из строя дорогостоящего оборудования.
Всё это обуславливает
Объектом управления рассматриваемой в заданном курсовом проекте САУ является котел. Регулируемой величиной является температура воды в котле. Целью управления является поддержание температуры на постоянном заданном уровне. Управляющее воздействие на объект - угол открытия задвижки газа. Основное возмущающее воздействие - изменение интенсивности подачи газа (Е, клк) от расчетного номинального значения.
Датчиком (Д) является термометр сопротивления. Входной сигнал для него температура в воды ы котле, выходной - напряжение преобразователя, который преобразует величину сопротивления датчика температуры в электрическое напряжение.
Задатчиком (3) является делитель напряжения. Задающий сигнал -величина напряжения, которая в определенном масштабе соответствует заданному значению температуры.
Сравнивающее устройство (СУ) выполнено на дифференциальном усилителе. Входной сигнал - из, Uh, Uo.c. Выходной сигнал - разность напряжений, подаваемая на усилитель (ДУ).
Дифференциальный усилитель (ДУ) выполняет функцию устройства сравнения входных сигналов и усиления их разности. На вход усилителя подается напряжение задатчика U3, датчика Uд, устройства местной обратной связи Uo.c. Выходной сигнал усилителя - напряжение Uy, подаваемое на двигатель.