Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:04, курсовая работа
Цель работы: проанализировать проблему по литературным источникам и показать её реализацию на материалах из собственного опыта.
Поставленная цель реализуется с помощью следующих задач:
1.Раскрыть краткую теорию основ работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся.
2. Попытаться найти ответы на вопросы: Каким должен быть человек 21 века? Как воспитать интерес к предмету физика? Как разрешить острые противоречия педагогической практики: между потребностью общества в образованной, развитой личности и падением интереса учащихся к знаниям, между необходимостью формирования осознанных действенных знаний учащихся и преобладанием вербальных методов обучения, между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний, между необходимостью все время увеличивать объемы информации и возможностями организма в ее усвоении.
3.Акцентировать внимание на нетрадиционных методах развития познавательного интереса.
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования познавательного интереса у учащихся в современной системе образования
I. 1. Актуальность проблемы формирования познавательного интереса
I. 2. Этапы формирования познавательного интереса
I. 3. Активизация познавательной деятельности учащихся
Глава II. Развитие познавательного интереса на уроках физики (из опыта работы)
II. 1. Проблемное обучение как метод развития познавательного интереса
II. 2. Роль задач в развитии познавательного интереса
II. 3. Использование занимательного материала
II. 4. Игра как средство развития познавательного интереса учащихся.
II. 5. Урок пресс-конференция
II. 6. Использование компьютера на уроках физики
Заключение
Литература
Приложение
Методическая разработка урока в 10 классе по теме «Электростатика»
Задание: Назовите фамилию изобретателя метода обработки металлов анодным растворением. (Ответ: Гусев)
5.На электротехнической
выставке в Париже в 1881 г.
был показан только что
Задание: Назовите этот прибор. (Ответ: выключатель)
6.Всем вам, ребята,
хорошо известен знаменитый
Задание: Под чьим именем изучают закон Ома во Франции? (Пулье)
II. 5. Урок пресс-конференция
Одной из интереснейших форм проведения нетрадиционных уроков являются уроки пресс-конференции. На этих уроках можно обобщить, систематизировать и расширить знания по выбранной теме. На таких уроках можно показать учащимся практическую значимость изученного материала, позволяющую широко познакомить их с различными отраслями науки и техники и возможностями получения специальностей.
Обычно уроки пресс-
На таких уроках следует учитывать вопрос активизации всех учащихся класса. Конечно, на уроке непосредственно участвует большое количество школьников-докладчиков, оппонентов, экспериментаторов. И все-таки в классе остаются еще несколько учащихся, которые являются слушателями. С целью повышения внимания, активизации восприятия доклада следует всем учащимся заполнить таблицу. Это заставляет их внимательно слушать докладчиков, активно мыслить на протяжении всего урока. Завершением урока пресс-конференции является выпуск стенной газеты, где освещаются ключевые вопросы темы, затронутые на уроке.
Уроки пресс-конференции учат самостоятельности мышления, вырабатывают умение выступать перед большой аудиторией, позволяют за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой по объему материал.
Приведу пример пресс-конференции на тему «Рентгеновское излучение» в 11 классе.
Цели урока – расширение
представлений учащихся о физической
картине мира на примере рентгеновского
излучения. Формирование диалектико-
План урока:
Вступительное слово
учителя о необходимости
История открытия рентгеновских лучей (доклад «историков»).
Источники рентгеновских лучей (доклад «инженеров»).
Природа рентгеновских лучей (доклад «физиков-теоретиков»).
Свойства рентгеновских лучей (доклад физиков-экспериментаторов).
Применение рентгеновских лучей (доклады «медиков», «археологов», «металлургов»).
На пресс-конференции представители прессы задают вопросы:
Открытие рентгеновских лучей это случайность или закономерность?
Когда и где впервые в России были использованы рентгеновские трубки для исследования огнестрельного ранения?
Каков спектр рентгеновского излучения?
Применение рентгеновского спектра различного диапазона длин волн в различных отраслях науки и техники.
II. 6. Использование компьютера на уроках физики
Я работаю учителем физики 32 года. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей в своем предмете, привлечь внимание учеников, и они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям. Компьютеры могут быть использованы на всех стадиях учебного занятия: они оказывают значительное влияние на контрольно-оценочные функции урока, придают ему игровой характер, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Компьютеры позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процессе обучения, оживляют урок, формируют положительное отношение к изучаемому материалу, интереса к нему, удовлетворение результатами обучения. Применение компьютера формируют у учащихся умения получать знания самостоятельно, работая с обучающими программами, умения использовать пакет MS Office (Word, Excel, PowerPoint и др.) для моделирования, исследования физических процессов и оформления результатов работы. Когда же следует использовать компьютерные программы на уроках физики? Прежде всего, необходимо осознавать, что применение компьютерных технологий в образовании оправдано только в тех случаях, в которых возникает существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения. Одним из таких случаев является преподавание физики с использованием компьютерных моделей.
Компьютерные модели позволяют получать в динамике наглядные запоминающиеся иллюстрации физических экспериментов и явлений, воспроизвести их тонкие детали, которые могут ускользать при наблюдении реальных экспериментов. Компьютерное моделирование позволяет изменять временной масштаб, варьировать в широких пределах параметры и условия экспериментов, а также моделировать ситуации, недоступные в реальных экспериментах. Некоторые модели позволяют выводить на экран одновременно с отображением эксперимента графики временной зависимости величин, что облегчает понимание общих закономерностей изучаемых процессов.
При использовании моделей
компьютер предоставляет
Для многих учащихся старших классов изучение физики становится тяжелой ношей. Поэтому в моей работе я стала использовать метод проектов. К участию в проектной работе привлекаются учащиеся разных классов. Различными проектами занимаются как отдельные учащиеся, так и группы учеников. Очень важным достоинством метода проектной работы является развитие мотивации учащихся. Ребята начинают понимать, зачем они изучают физику. Следует помнить, что реальные знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром. Метод учебного проекта предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, способствует учету интересов, склонностей и способностей. Развивает логическое мышление, умение анализировать ситуацию, делать выводы.
Продуктом творчества моих учеников являются компьютерные презентации по различным темам физики и астрономии. Например, ученики 11 класса создали презентации по темам: «Необычные оптические явления», «Звук и животный мир», «Источники света», «Луна – спутник Земли», «Время и календарь». Десятиклассники подготовили ряд презентаций связанных с применением тепловых машин и экологией, ученики 9 класса пытаются рассказать в своих работах о знаниях раздела механики.
Заключение
Учителям знаком установленный в педагогической психологии факт: перенос знаний на решение аналогичных задач происходит успешнее в том случае, если эти знания сформированы на обобщенном уровне. Именно поэтому, обучая, например, решению задач по той или иной теме, стремятся раскрыть общий подход, дать алгоритмы решения, а не учат решать каждую задачу отдельно и независимо от других.
Подобный подход надо осуществлять и при обобщении педагогического опыта, так как это позволит учителю применять приемы активизации учащихся не только на одном уроке, а во всех аналогичных случаях, применять обоснованно, исходя из конкретных условий работы в своем классе.
Ребенок не может
с одинаковым интересом
Значение познавательного
интереса действительно велико: с
одной стороны, отсутствие интереса
к изучаемому – показатель серьезных
недостатков в организации
В своей работе я, проанализировав основные пути и средства активизации познавательной деятельности учащихся, убедилась, что в процессе обучения необходимо предусматривать пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса детей. А для этого необходимо оживлять уроки элементами занимательности, использовать всестороннее воздействие средств искусства, побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам, использовать дополнительную литературу для подготовки различного рода сообщений, использовать современные технологии.
Меня заинтересовал
вопрос, почему при огромном усердии
и добросовестном отношении к
работе учитель не всегда
Таким образом, в этой работе проделано следующее: изучены теоретические основы развития познавательного интереса учащихся, представлены различные нестандартные методы для проведения уроков и внеклассных мероприятий. В приложении помещена методическая разработка моего открытого урока в 10 классе.
Материал данной работы был использован мной при выступлении на заседании городского методического объединения учителей физики.
Приложение
Методическая разработка урока в 10 классе
Повторительно-обобщающий урок по теме «Электростатика»
Цели:
План урока: