Развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики нетрадиционными методами

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать проблему по литературным источникам и показать её реализацию на материалах из собственного опыта.
Поставленная цель реализуется с помощью следующих задач:
1.Раскрыть краткую теорию основ работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся.
2. Попытаться найти ответы на вопросы: Каким должен быть человек 21 века? Как воспитать интерес к предмету физика? Как разрешить острые противоречия педагогической практики: между потребностью общества в образованной, развитой личности и падением интереса учащихся к знаниям, между необходимостью формирования осознанных действенных знаний учащихся и преобладанием вербальных методов обучения, между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний, между необходимостью все время увеличивать объемы информации и возможностями организма в ее усвоении.
3.Акцентировать внимание на нетрадиционных методах развития познавательного интереса.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы формирования познавательного интереса у учащихся в современной системе образования
I. 1. Актуальность проблемы формирования познавательного интереса
I. 2. Этапы формирования познавательного интереса
I. 3. Активизация познавательной деятельности учащихся
Глава II. Развитие познавательного интереса на уроках физики (из опыта работы)
II. 1. Проблемное обучение как метод развития познавательного интереса
II. 2. Роль задач в развитии познавательного интереса
II. 3. Использование занимательного материала
II. 4. Игра как средство развития познавательного интереса учащихся.
II. 5. Урок пресс-конференция
II. 6. Использование компьютера на уроках физики
Заключение
Литература
Приложение
Методическая разработка урока в 10 классе по теме «Электростатика»

Работа содержит 1 файл

Выпускная работа (курсы повышения).doc

— 262.50 Кб (Скачать)

Наибольшее применение занимательность находит в закреплении  и повторении учебного материала, в  совершенствовании умений и навыков  с учетом основных пробелов в знаниях и умениях учащихся. Использование на уроках физики занимательных материалов активизирует мыслительную деятельность учащихся и повышает интерес к предмету.

Примеры занимательных  материалов:

1.Ребусы хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость. Учащимся предлагается отгадать зашифрованное слово. Это может быть название темы, единица измерения, высказывание ученого и т. д. При этом развивается мышление учащихся.

2. Активизировать мыслительную  деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке можно и путем разгадывания кроссвордов. Разгадывание кроссвордов в большей степени способствует развитию памяти и внимания учащихся. Им предлагается разгадать кроссворд, в котором зашифрованы термины изучаемой темы, ее основные понятия. Большой кроссворд – интересное средство для самостоятельной работы с дополнительной литературой. Кроссворды «наоборот» - хороши тем, что ученики должны дать грамотное определение тем физическим терминам, которые находятся в сетке данного кроссворда. Еще один вид кроссворда, это венгерский – в сетке, имеющей форму квадрата, написаны буквы. Ученикам предлагается ряд вопросов, им необходимо найти спрятанные слова.

На уроках часто применяю кроссворды «морской бой». Он легко воспринимается учениками и прост для учителя. Учащимся предлагается квадрат со стороной равной десяти клеткам. Вверху по горизонтали над квадратом записаны буквы: а, б, в, г, д, е, ж, з, и, к, а слева от квадрата по вертикали сверху вниз записаны числа от 1 до 10. Такой квадрат известен нам по игре «морской бой». Ответы записывают сверху вниз. Ключевое слово записывается по горизонтали. Начало слова в клетке с первой координатой, а конец слова в клетке со второй координатой.

Я считаю, что подобные кроссворды удобны, так как для  них не нужно рисовать замысловатые сетки, а вопросы можно раздать  каждому ученику или записать на доске.

Кроссворд для 9 класса по материалу темы «Законы движения тел».

а5-а8. Единица измерения перемещения./  б6-б10. Величина, измеряемая в секундах./   в1-в7. …отсчета./   г2-г10. Быстрота изменения скорости./  д4-д8. Тело, размерами которого можно пренебречь./ е5-е8. Длина траектории./  ж3-ж10. Быстрота движения./ з3-з10. Автор гелиоцентрической модели мира./ и4-и10. Итальянский ученый, изучавший равноускоренное движение и оспоривший многие утверждения Аристотеля./ к1-к7. Явление прямолинейного, равномерного, свободного движения.

Ключевое слово в  строке а7-к7. Линия, по которой движется тело.

Ответы: МЕТР, ВРЕМЯ, СИСТЕМА, УСКОРЕНИЕ, ТОЧКА, ПУТЬ, СКОРОСТЬ, КОПЕРНИК, ГАЛИЛЕЙ, ИНЕРЦИЯ. Ключевое слово: ТРАЕКТОРИЯ.

3. Загадки. Они могут быть использованы для образного видения явлений природы. Например: «Разноцветный мост встал на сто верст». (Радуга). Затем задать вопрос: Благодаря какому физическому явлению образуется радуга? (Дисперсия).

Загадывать можно и  физический прибор. Например:

Когда с тобою этот друг, ты можешь без дорог

Шагать на север и  на юг, на запад и восток. (Компас)

Для учащихся 7 – 8 классов я часто задаю домашнее задание, которое заключается в подборе загадок и пословиц по изучаемой теме. Ребята не только записывают текст загадки, но и стараются ее проиллюстрировать: подбирают картинки или рисуют. Старшеклассники, получив подобное задание, должны не просто записать пословицу, но и объяснить ее физический смысл. Такие творческие задания ученикам нравятся, они находят неплохой материал, который мы в дальнейшем используем на уроке.

Очень любят ученики  отвечать на вопросы-шутки. Например, такие:

1)Предмет, с которым  можно идти на все четыре  стороны. (Компас)

2) Приемная на крыше. (Антенна)

3) То, что всегда до  лампочки. (Патрон)

4) Свет, попавший под  стекло. (Лампа)

5) Техническое устройство, на котором сидят или висят. (Телефон)

4. Один из способов повышения интереса к предмету – использование художественной литературы на уроках физики. Закрепляя знания о новых физических явлениях, предлагаю поиграть в «физиков» и «лириков»: проиллюстрировать каждое явление природы каким-либо поэтическим произведением. Использование отрывков из литературных произведений помогает обогатить образное мышление учащихся, восполнить недостающие эмоции при рассмотрении конкретных физических явлений.

         Сомненье, вера, пыл живых страстей

         Игра воздушных мыльных пузырей:

         Тот радугой блеснул, а этот  – серый, и разлетятся все…

Вопрос:  Почему одни мыльные  пузыри имеют радужную окраску, а  другие – нет? (Радужные полосы на поверхности  мыльного пузыря возникают в результате интерференции световых волн, отраженных от его внутренней и наружной поверхностей. Пленка сначала бесцветная, так как имеет приблизительно равную толщину. Затем раствор постепенно стекает вниз. Из-за разной толщины нижней утолщенной и верхней утонченной пленки появляется радужная окраска.)

Изучая передовой опыт учителей, использую на своих уроках предлагаемые ими методы и формы, так, например, при изучении темы «Теплообмен» привожу примеры задач из серии «Шерлок Холмс».

1. Придя, в гости,  Шерлок  Холмс подошел к окну и посмотрел в него. «Ваш дом каменный и холодный», - заметил он.

Что позволило ему  это сказать?

2. «Блины, вкусные тогда,  когда они горячие», - сказала хозяйка, приглашая Шерлока Холмса к столу. «Чтобы они больше оставались горячими, продолжала она, - я ставлю тарелку с блинами на плетеный из проволоки поднос. Прошу вас». «Лучше их ставить на деревянную подставку», - посоветовал Холмс. На чем основан этот совет? И т.д.

Таким образом, не только при изучении данного материала, но и при опросе можно привлекать отрывки из произведений художественной литературы. Эти отрывки могут играть роль качественных задач или контрольных вопросов. Например, при повторении темы «Электрический ток» учащихся VIII класса прошу объяснить деду Митрию (рассказ Константина Паустовского «Подарок»), что такое электрический ток: «Ты мне про лесничего не говори… Лесничий - мужик хитрый, он, когда в Москве жил, так, говорят, на электрическом токе себе пищу готовил.   

Может это быть или  нет?

– Может – ответил  Рувин.

– Может, может! – передразнил его дед – а ты этот электрический ток видал, когда он видимости не имеет, вроде как воздух?»

Рассказывая о заряде, привожу слова Алисы из сказки «Алиса в стране кривых зеркал»: «Ты  видела кота с улыбкой, а улыбку без  кота?». Ребята легко запоминают, что тело без заряда существует, а заряд без тела – нет.

Во многих художественных произведениях можно найти немало ярких, легко запоминающихся рассказов  о физических явлениях. Особенно интересно  выбрать такие отрывки, где имеются  физические ошибки, неточности. Тогда  перед учениками ставится задача: найти ошибку и правильно объяснить явление.

«Был тихий вечер. По ясному морозному небу плыла Луна». Найти ошибку автора. Учащиеся чаще всего высказывают несколько  версий, но вскоре приходят к правильному  выводу, что настоящее движение Луны мы не замечаем, а кажущееся движение заметно только на фоне бегущих облаков, а не на фоне чистого ночного неба.

 

II. 4.Игра как средство развития познавательного интереса учащихся

Опыт работы в школе  показывает, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться полностью  на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Поэтому для повышения эффективности обучения, развития познавательных интересов, уроки физики, внеклассные мероприятия можно организовать в виде игры или на отдельных уроках использовать игровые ситуации. Это позволяет разнообразить работу учителя, активизировать деятельность учащихся.

Игровой элемент урока, рассчитанный на смекалку, развивает  активность, вызывает интерес. «Опровергните  мои слова: Говорят, что курица плавает, а утка тонет». Учащийся должен начать свой ответ-доказательство словами: «Нет, этого не может быть потому, что…» Или: «Говорят, что сначала услышим гром, а потом сверкнет молния». Такие противоречивые выражения результативно «работают» в любом классе, по любой теме и на любом уровне, т. е. подобная работа полезна и в ходе изучения темы, и при повторении и закреплении знаний. На своих уроках я часто применяю не сложные задания, которые развивают логическое мышление и дают возможность закрепить физические термины, понятия.

Игра «Третий лишний». На экран проектируется три слова (словосочетания, формулы, единицы измерения  физических величин). Из трех слов набора надо исключить «лишнее», объяснив общность двух остальных. Например, из набора: миля, узел, метр исключаем узел, так как миля и метр единицы длины, а узел – единица скорости. Иногда такие цепочки слов записываю на доске в виде анаграмм: косрость, тупь, темр, ревмя. (Ответ: метр)

Некоторые задания можно  разработать по аналогии с тестами  на определение коэффициента интеллекта.

1.Вставьте слово, которое  означает то же самое, что  и два слова вне скобок.

прибор (…..) градусник    Ответ: термометр.

фотон (…..) журнал      Ответ: квант.

не изолятор (…..) профессия    Ответ: проводник.

2.Продолжить ряд:

неделя, день, час,….  Ответ: минута, секунда.

3.Подберите слова в  скобках:

(Буква, которой обозначают  плотность)+(геометрическая фигура)=(часть двигателя)

Ответ:  РО, ТОР, РОТОР,

(Характеристика звука)=(звуковое  явление)+(часть скелета)

Ответ: ГРОМКОСТЬ, ГРОМ, КОСТЬ.

ИМ+(им измерял время Галилей)=(количество движения)

Ответ: ПУЛЬС, ИМПУЛЬС.

4.Уберите одну букву,  чтобы получились слова с физическим  смыслом.

Редактор, пусть.    Ответ: реактор, путь.

Учащиеся с удовольствием  «втягиваются» в игры. Ведь в процессе игры рождается азарт соревнования, а это сильный побуждающий мотив. Нельзя забывать о том, что игра должна быть доступной, ее цель достижимой, обязательно красочное, разнообразное оформление, чтобы дети получили удовлетворение от участия в  игре, веселое настроение и удовольствие от игры. Чтобы игра достигла своей цели, необходим один из главных элементов – это ее эмоциональность.

В старших классах  нельзя отказываться совсем от игр. Здесь  уместны различные виды более  «взрослых» игр: научные конференции, КВН, игры-диспуты и т. д. Ребята в процессе игры чувствуют себя взрослыми, ведь они выступают на конференции в качестве ученых, отстаивают и делают различные выводы.

Игру по праву называют восьмым чудом света. Ведь именно здесь, в процессе игры, мир детства  соединяется с миром науки. Все игры имеют много общих элементов с работой ученого. В том и другом случае привлекает поставленная задача, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, чувство удовлетворения от преодоления препятствия. Именно поэтому всех людей, независимо от возраста, привлекает игра.

В качестве примера приведу  игру, проведенную  мной в 10 классе.

Поле чудес  «Электричество»

1.Всем известен вольтов  столб, это первый в мире  источник постоянного тока. Это  изобретение открыло новую эру  в исследовании электрических явлений. Известный русский ученый в 1802 г. Изготовил огромную батарею. Она состояла из 4200 медных и цинковых кружков, между каждой парой которых прокладывали картонные кружочки, пропитанные раствором нашатыря. Эта батарея представляла собой 2100 медно-цинковых гальванических элементов, соединенных последовательно. Напряжение на ее зажимах, вероятно, составляло 1650-1700 Вольт. Это был первый в истории источник постоянного тока сравнительно высокого напряжения.

Задание: Назовите фамилию ученого, создавшего этот источник электрического тока. (Ответ: Петров)

2.Говорят: в мир  техники электрохимия въехала  на медных конях. Это те кони, которые в натуре на фотографии  все видели на фронтоне Большого  театра в Москве. Как же их  сделали? Сейчас я прошу вас вспомнить  одно из применений электролиза – это осаждение тонкого слоя металла на каких-либо металлических предметах. Цель его – защищать изделие от ржавления, сделать его более прочным и красивым.

Задание: Назовите этот самый  дешевый и быстрый способ нанесения металлических покрытий. (Ответ: гальваностегия)

3.В 1836 г. Русский ученый Б. Якоби изобрел способ получения с помощью электролиза весьма точных металлических копий рельефных предметов. Именно этим способом были изготовлены те кони, с которых я начала предыдущий вопрос. Русское техническое общество, отмечая пятидесятилетие изобретения Б. Якоби, признало его столь же важным, как изобретение книгопечатания.

Задание: Назовите этот способ получения с помощью электролиза  копий рельефных предметов. (Ответ: гальванопластика)

4.Обработка металлов  анодным растворением была предложена  в 1928г. одним известным советским  изобретателем. Этим методом можно  быстро и точно обрабатывать  изделия из очень прочных и  твердых металлов, причем они  могут быть весьма больших размеров и сложной формы.

Информация о работе Развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики нетрадиционными методами