Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:04, курсовая работа
Цель работы: проанализировать проблему по литературным источникам и показать её реализацию на материалах из собственного опыта.
Поставленная цель реализуется с помощью следующих задач:
1.Раскрыть краткую теорию основ работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся.
2. Попытаться найти ответы на вопросы: Каким должен быть человек 21 века? Как воспитать интерес к предмету физика? Как разрешить острые противоречия педагогической практики: между потребностью общества в образованной, развитой личности и падением интереса учащихся к знаниям, между необходимостью формирования осознанных действенных знаний учащихся и преобладанием вербальных методов обучения, между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний, между необходимостью все время увеличивать объемы информации и возможностями организма в ее усвоении.
3.Акцентировать внимание на нетрадиционных методах развития познавательного интереса.
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования познавательного интереса у учащихся в современной системе образования
I. 1. Актуальность проблемы формирования познавательного интереса
I. 2. Этапы формирования познавательного интереса
I. 3. Активизация познавательной деятельности учащихся
Глава II. Развитие познавательного интереса на уроках физики (из опыта работы)
II. 1. Проблемное обучение как метод развития познавательного интереса
II. 2. Роль задач в развитии познавательного интереса
II. 3. Использование занимательного материала
II. 4. Игра как средство развития познавательного интереса учащихся.
II. 5. Урок пресс-конференция
II. 6. Использование компьютера на уроках физики
Заключение
Литература
Приложение
Методическая разработка урока в 10 классе по теме «Электростатика»
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ ФИЗИКИ
НЕТРАДИЦИОННЫМИ МЕТОДАМИ
План
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования познавательного интереса у учащихся в современной системе образования
I. 1. Актуальность проблемы формирования познавательного интереса
I. 2. Этапы формирования познавательного интереса
I. 3. Активизация познавательной деятельности учащихся
Глава II. Развитие познавательного интереса на уроках физики (из опыта работы)
II. 1. Проблемное обучение как метод развития познавательного интереса
II. 2. Роль задач в развитии познавательного интереса
II. 3. Использование занимательного материала
II. 4. Игра как средство развития познавательного интереса учащихся.
II. 5. Урок пресс-конференция
II. 6. Использование компьютера на уроках физики
Заключение
Литература
Приложение
Методическая разработка урока в 10 классе по теме «Электростатика»
Введение
Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышение его творческой активности. Традиционная школа направлена на совершенствование информационно-рецептурной системы обучения, не даёт возможности в полной мере развивать интеллектуальный потенциал личности, в ней продолжает господствовать традиционный подход, адресованный к памяти ученика.
Главное сейчас – вооружая знаниями, воспитывать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путём включения в активную учебно-познавательную деятельность.
Многие ученики считают уроки физики довольно скучными, непонятными и иногда только поэтому – ненужными. Такое отношение вполне правомерно, ведь из класса в класс материал, изучаемый на уроках физики, становится всё сложнее и сложнее и, соответственно, интерес детей всё более гаснет, ничем не поддерживаемый.
Вспомним, с каким интересом ребёнок первый раз идёт в школу, ведь его ждёт там много нового, интересного и необычного. Но проходит время, и интерес к учению пропадает. Неинтересные, однообразные уроки, построенные по одной схеме, повторяющиеся изо дня в день, быстро надоедают.
Поэтому среди многих идей направленных на совершенствование учебного процесса, определённое место занимает идея формирования и развития познавательных интересов учащихся. Эта идея служит отысканию таких средств, которые привлекли бы к себе ученика, располагали бы его к совместной деятельности с учителем, активизировали бы его учение, а обучающая деятельность учителя, опираясь на опыт и интересы учащихся, на их устремления и запросы, значительно способствовала бы совершенствованию учебного процесса.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъём, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, которые под влиянием познавательного интереса приобретают активность и направленность. Познавательный интерес выступает перед нами как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребёнок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой то и дело идёт совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот поэтому в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания. В классической педагогике главную функцию видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, чтобы учение стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование. Я. А. Каменский рассматривал школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. К. Д. Ушинский видел в интересе основной внутренний механизм успешного учения. Весь многовековой опыт прошлого даёт нам основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор. Особенно актуально развитие интереса у ученика школьного возраста. В обучении школьников фигурирует интерес к познанию. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование. Учителю известно, что учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И наоборот, труднее и тягостней учить тех школьников, кто не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, на школу как на тяжёлое бремя. И кто подчас сопротивляется каждому начинанию учителя, каждому, даже разумному воздействию со стороны. Таким образом, развитие познавательного интереса школьников является актуальной проблемой в связи с тем, что обнаруживается зависимость качества знаний и уровня знаний обучаемых, сформированности способов умственной деятельности от уровня развития познавательного интереса школьника.
Цель моей работы: проанализировать проблему по литературным источникам и показать её реализацию на материалах из собственного опыта.
Поставленная цель реализуется с помощью следующих задач:
1.Раскрыть краткую теорию основ работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся.
2. Попытаться найти ответы на вопросы: Каким должен быть человек 21 века? Как воспитать интерес к предмету физика? Как разрешить острые противоречия педагогической практики: между потребностью общества в образованной, развитой личности и падением интереса учащихся к знаниям, между необходимостью формирования осознанных действенных знаний учащихся и преобладанием вербальных методов обучения, между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний, между необходимостью все время увеличивать объемы информации и возможностями организма в ее усвоении.
3.Акцентировать внимание на нетрадиционных методах развития познавательного интереса.
4.Привести примеры использования этих методов в своей практике.
5. Представить методическую разработку открытого урока.
Эта проблема изучена другими авторами в следующей литературе.
В книге Ивановой Л. А. (4) дана теоретически обоснованная система работы учителя физики по активизации познавательной деятельности учащихся при изучении курса физики на этапе изучения нового материала. Основную ценность книги составляет система работы по активизации учащихся на уроках: её основные направления, её этапы и применяемые на этих этапах методы и приёмы.
В книге Ланиной И. Я. «Не уроком единым» (6) предлагается методика и технология различных внеклассных мероприятий, каждое из которых расширяет знания учащихся по физике, их творческие способности, возбуждает интерес к предмету, учит применять знания на практике.
Внеклассные занятия оказывают большое влияние на урок. Сведения, полученные на этих занятиях, позволяют ученику дополнять в классе ответы товарищей, приводить интересные примеры. Материал этой книги можно использовать при проведении уроков для расширения кругозора учащихся, поддержания интереса к теме, связи изучаемого материала с окружающей действительностью. В главе VI автор приводит пример проведения устного журнала, который выгодно отличается от других мероприятий широтой и свежестью информации, занимательностью форм организации работы, широким простором для самодеятельности и творчества учащихся. Устный журнал можно провести и как нетрадиционный урок по физике.
В книге Горева Л. А. (2) представлены материалы, которыми может воспользоваться учитель на уроках. Занимательные опыты помогут учащимся убедиться в справедливости ряда теоретических положений, дать правильное материалистическое толкование окружающим явлениям, развивать интерес, совершенствовать навыки работы с приборами. Здесь же приведены вопросы физических викторин, которые расположены на цветных вклейках, чтобы наглядно показать их оформление. К большинству опытов и викторин даны пояснения и рекомендации, обеспечивающие успешное выполнение эксперимента.
В сборнике издательства «Школьный мир» (7) помещены разработки нестандартних уроков для 7–11 классов, которые помогут учителю по новому подать учебный материал, закрепить и обобщить его. Уроки-игры, семинары, конференции, представления, интегрированные уроки разнообразят школьную жизнь учеников, способствуют укреплению межпредметных связей. Нетрадиционные уроки способствуют развитию инициативы учащихся, сплачивают их. Ученики, готовясь к таким урокам, читают дополнительную литературу, что способствует повышению интереса к изучаемым явлениям. Разработки представленные в сборнике, дают возможность учителю творчески подойти к любой теме, доработав имеющийся материал самостоятельно или с помощью своих учеников.
Глава I. Теоретические основы формирования познавательного интереса у учащихся в современной системе образования
I. 1. Актуальность проблемы формирования познавательного интереса
ХХI век - век модернизации школьного образования. Современная система образования основывается на таких понятиях, как познание и развитие. Она призвана способствовать не только вооружению обучающихся знаниями, но и формировать у учащихся потребность в непрерывном, самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создать возможности для отработки умений и навыков самообразования. Одним из основных направлений реализации поставленных целей, является расширение познавательно - мотивационной сферы деятельности учащихся, что требует повышения уровня развития их познавательного интереса.
Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования познавательного интереса в процессе обучения Г.И. Щукина считает, что познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоем образом не является имманентно присущим человеку от рождения. Познавательный интерес- это устойчивое стремление личности к целенаправленной активно-познавательной деятельности по отношению к объектам, имеющим для нее важное значение.
Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. К ним относятся, прежде всего, широкие социальные мотивы: необходимо хорошо учиться, чтобы в будущем овладеть желаемой специальностью, чувство долга, ответственность перед коллективом и т.д. Однако среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету. Интерес к предмету осознается учащимися раньше, чем другие мотивы, им они чаще руководствуются в своей деятельности, он для них более значим, и поэтому является действенным, реальным мотивом учения. Из этого, конечно, не следует, что обучать школьников нужно лишь тому, что им интересно. Познание – труд, требующий большого напряжения. Поэтому необходимо воспитывать у учащихся силу воли, умение преодолевать трудности, прививать им ответственное отношение к своим обязанностям. Но одновременно нужно стремиться облегчить им процесс познания, делая его привлекательным.
Интерес – мощный побудитель активности личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становиться увлекательной и продуктивной. Для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое. Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим изобретением.
Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию. Роль учителя – перевести школьников со ступени чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.
I. 2. Этапы формирования познавательного интереса
1.Любопытство - естественная
реакция человека на все
2.Любознательность. Это
более высокая стадия интереса,
когда учащийся проявляет
3.Познавательный интерес. У
Важным условием развития интереса к предмету являются отношения между учащимися и учителем, которые складываются в процессе обучения. Воспитание познавательного интереса к предмету у школьников во многом зависят и от личности учителя.