Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 05:49, реферат
Механика, сформулированная Ньютоном в 1687 году в его знаменитых “Принципах” и существенно развитая в 18 веке Эйлером (1707-1783) ,Клеро (1713-1765) и Даламбером(1717-1783), а в конце 18 века - начале19 века -Лагранжем (1736-1813), Лапласом (1749-1827) и Пуассоном (1781-1840) и, наконец, в 19 веке - Гамильтоном (1805-1865), Якоби (1804-1851) и Пуанкаре (1854-1912), достигла столь выдающихся успехов и получила столь широкое признание, что долгое время, вплоть до последней четверти 19 века, ее основы никем не подвергались никакой критике.
1. Краткие исторические сведения…3
2. Понятия абсолютного и относительного механического движения у Ньютона…13
3. Неинерциальные системы отсчёта и силы инерции…16
4. Астрономические и земные измерения скорости света…19
5. Обсуждение понятия скорости тела и построения полей времени в покоящейся и движущейся системах отсчета…24
6.Гипотеза эфира и гипотеза четырехмерного мира…27
Список используемой литературы.
Брэдли пишет : “Наконец я догадался, что если свет распространяется во времени, то кажущееся положение неподвижного предмета, когда глаз находится в покое, будет иное, чем когда глаз движется в направлении, уклоняющемся от линии, соединяющей предмет с глазом, и что когда глаз движется в различных направлениях, то и кажущееся положение объекта будет различным”.
Объяснение Брэдли эффекта аберрации было следующее.
Пусть прямая CA - путь луча света, идущего от источника C, по которому движется световая корпускула. Пусть глаз наблюдателя движется вдоль прямой BA со скоростью v, которая относится к скорости света c, как BA относится к CA. Корпускула света, которая обеспечивает видение глазом источника C в точке A, должна была быть испущена источником C в тот момент, когда глаз находился в точке B.
Трубу телескопа, которую Брэдли мысленно представил себе движущейся параллельно самой себе вдоль прямой BA надо направить вдоль прямой BC, чтобы получить свет от источника C. Трубу телескопа, Брэдли взял такого диаметра, чтобы она пропускала только одну световую корпускулу. Угол BCA = a характеризует угол наклона линии визирования на источник к линии, вдоль которой движется глаз. Очевидно sin a = (v/c)sinj ,при j = 900, то есть для звезды в полюсе эклиптики, имеем sin a = v/c ;при j = 00, то есть для звезды на эклиптике, имеем sin a = 0.
Скорость v - это скорость движения Земли на орбите. Она Брэдли была известна, так как радиус земной орбиты был уже к тому времени давно точно измерен. Зная длину пути, пройденного Землей за год, можно было вычислить, что v = 30 км/с. Зная эту скорость и угол аберрации a, по приведенной формуле можно было легко рассчитать скорость света c. Создав теорию для g Дракона, Брэдли перешел к её подтверждению путем наблюдений за другими звездами. В 1726-28 гг. он наблюдал аберрацию ещё для 7 звёзд вблизи полюса эклиптики и для всех них полная амплитуда углового смещения на небе составила величину 40``-41`` (среднее 40``,4). Таким образом, угол аберрации a оказался равным 20``,2. Этот угол даёт значение скорости света 301000 км/с, но Брэдли на самом деле приводит не это значение, а значение для времени распространения света от Солнца до Земли, которое он считал равным 8 мин 12 сек.
Брэдли объяснил открытую им в 1728 г. аберрацию неподвижных звёзд на основе корпускулярной теории света. В 1804 г. Юнг показал, однако что аберрацию можно объяснить и на основе волновой теории света. При этом Юнг сделал следующее предположение. Земля и все тела на Земле пронизаны, пропитаны эфиром, но при движении Земли и тел на её поверхности они не могут этот эфир увлечь за собой или сколь-либо существенным образом его возмутить. Поэтому возникает “эфирный ветер”, пронизывающий все тела на движущейся Земле. Тела не способны задерживать эфир, как “неспособны удерживать ветер кроны деревьев”, как писал Юнг.
Таким образом, световые волны, идущие от звезды, не будут принимать участия в движении телескопа, и если считать что телескоп направлен на истинное положение звезды, а Земля, для простоты, пусть движется перпендикулярно направлению на звезду, то изображение звезды будет смещено от центрального перекрестья в фокусе на расстояние, равное тому, которое пройдет Земля за время, пока свет будет идти через трубу телескопа.
На рисунке MN = ct, KN = vt, где t - время, требующееся свету, чтобы пройти через трубу телескопа. Таким образом, угол аберрации
Здесь рассматривается для простоты случай, когда направление движения Земли составляет точно прямой угол с направлением на звезду.
В
земных условиях скорость света сумели
измерить только в середине XIX в. Это сделали
Физо (1849 г.) и Фуко (1865 г.) двумя различными
методами (с использованием быстро вращающегося
зубчатого колеса и с использованием быстро
вращающегося многогранного зеркала),
при этом было подтверждено значение скорости
света c = 300000 км/с, полученное астрономическим
методом.
5. Обсуждение понятия скорости тела и построения полей времени в покоящейся и движущейся системах отсчета.
Казалось
бы, понятие скорости тела, как пройденного
пути за определенный промежуток времени:
настолько
ясно, что не требует вообще никаких пояснений.
Конечно, если тело движется неравномерно,
то надо вводить в рассмотрение мгновенную
скорость
но не об этом сейчас речь. Вместе с тем в связи с данным определением скорости необходимо, однако, обсудить весьма существенный физический вопрос.
Чтобы лучше представить себе ситуацию, рассмотрим конкретный эксперимент, проводимый для измерения скорости тела. Пусть имеется движущееся тело и пусть оно в какой-то момент времени проходит или пролетает через то место N , где мы сами сейчас находимся. Засечём этот момент t1 на имеющемся у нас измерителе времени - часам.
Предположим,
что мы находимся в месте N и наблюдаем
из этого места за нашим движущимся телом.
Через некоторое время, скажем в момент
времени t2 , зарегистрированным
по нашим часам, тело проходит через другое
место M, расстояние до которого S2-S1 от
нашего места N, мы можем измерить
заранее. Тогда скоростью тела мы назовем
отношение
Вроде бы всё совершенно ясно. Но это не так. Мы должны учесть, что когда мы увидели, что тело проходит через место M ,мы на самом деле просто зарегистрировали световой сигнал, приходящий к нам из места M, свидетельствующий о совпадении тела и места M. Так как сигнал распространяется с некоторой конечной скоростью С, то мы должны это учесть и ввести поправку на время распространения сигнала от места M до места N, т.е. поправку на время запаздывания .
Таким
образом, мы должны в формуле для скорости
V взять не момент t2, непосредственно
экспериментально наблюдаемый и зафиксированный
по нашим часам, а момент
и
скоростью тела должны на самом деле назвать
величину
которая лишь незначительно больше величины V, если тело движется не слишком быстро.
Так как скорость света C очень большая ( С=300000 км /c), то рассматриваемая поправка, конечно, будет для реально наблюдаемых движений тел на Земле чрезвычайно малой .
Однако она становится тем больше, чем дальше удалено место М от места N и чем скорее движется тело. Если скорость V тела будет близка к скорости света, то поправка будет очень большой .
Именно эта поправка в определении скорости тела и учитывается в специальной теории относительности .
Здесь следует сказать, что наше субъективное ощущение об окружающем нас мире в некоторый данный момент времени, действительно субъективно и неправильно. Дело в том, что удаленные предметы мы видим такими, какими они были в более ранние моменты времени, чем видимые нами близкие от нас предметы .
Скажем, мы видим на улице “одновременно” идущих людей, здания, Солнце .Но ведь, на самом деле, Солнце мы видим не в тот момент, в который мы на него смотрим, а в момент примерно на 8,5 минут раньше (так как время распространения света от Солнца до Земли составляет примерно 8 мин. 20 сек. ). А если мы “одновременно” взглянем в телескоп на удаленные от нас звезды и галактики, то галактики на самом деле сейчас мы видим в такие моменты, когда мы ещё и сами не родились, и даже ещё не появилась наша Земля и наша Солнечная система .
Таким образом, обсуждая понятие скорости движущегося тела, нам надо обязательно разобраться, что мы понимаем под временем в различных местах пространства. Чтобы экспериментально исследовать перемещение тела в пространстве с течением времени, лучше всего иметь локальные согласованные друг с другом измерители времени - часы, расставленные во всех точках пространства. Тогда совсем не нужно будет думать о поправках в отсчётах времени, скоростях световых сигналов и т.д. Множество локальных времен в различных точках системы отсчета образует то, что мы будем называть полем времени.
Построим сначала поле времени в “покоящейся“ системе отсчета К. Для этого в начале отсчета О организуем “производство” совершенно одинаковых, идентичных, измерителей времени - часов, ход которых, по возможности, одинаков. Затем эти измерители времени достаточно осторожно разнесём по различным точкам пространства M, N,… .
Если бы все эти часы мы сначала синхронизовали (выставили бы на них одинаковые показания времени), а затем разнесли по различным точкам пространства, то показания часов, помещенных в различных точках, мы могли бы и назвать временем в системе отсчета К.
Так поступать, однако, нельзя. Чтобы перенести часы, например из точки “О” в точку М, мы должны сначала эти часы в точке О ускорить, затем передвинуть, а затем замедлить для остановки в точке М. При ускоренном и замедленном движениях при этом ход часов обязательно нарушится и в показания времени будет введена неконтролируемая ошибка.
Поэтому поступим так, как поступил Эйнштейн в работе 1905 г. Будем все часы синхронизировать не в начале координат, до их разнесения, а лишь после того, как мы уже их разнесли и установили в разных точках пространства системы отсчета К.
Синхронизацию проведем при помощи бесконечно коротких световых сигналов, которые будем испускать из начала координат О. В момент времени t = 0, фиксируемый по часам в точке О, мы испустим из точки О сигнал по направлению к точке М, и зарегистрируем момент прихода этого сигнала в точку М по часам в этой точке М и, наконец, выставим на часах в точке М время
,
где r - расстояние между точками N и M. Величиной скорости c при этом мы просто зададимся, т.е. возьмем в качестве нее любое положительное число.
Очевидно, что если теперь, с помощью синхронизированных описанным способом локальных часов, мы будем измерять скорость используемых для синхронизации импульсных световых сигналов, то получим естественно значение c, причем эта скорость окажется изотропной, т.е. не зависящей от выбора направления в пространстве.
Однако надо отчетливо понимать, что это не измерение скорости света, так как само понятие времени мы установили с помощью световых сигналов и значением скорости света с мы просто задались.
Вместе с тем, для краткости, будем называть величину с - “скоростью света”(более точно, скоростью света в системе отсчета К ).
Теперь в точности таким же образом, с помощью импульсных световых сигналов, установим поле времени в “движущейся системе отсчета К'.
Конечно,
можно было бы построить поле времени
в системе отсчета К' и другим способом.
Мы могли бы, например, рассудить следующим
образом. Гипотетическая электромагнитная
среда - эфир, колебаниями которой
является свет, покоится в системе отсчета
К, поэтому в системе отсчета К мы
имеем свет в покоящейся среде. В системе
отсчета К' имеем свет в движущейся
среде, а поэтому скорость светового импульса,
испущенного, например, в положительном
направлении оси x' в системе отсчета
К' равна не с, а c - u, а в отрицательном
направлении оси x' равна c + u,
где u
- скорость движения системы К' относительно
системы К. Но так сейчас мы поступать
не будем, а просто примем, что в системе
отсчета К' световые импульсы распространяются
в точности так же, как в системе К.
В этом заключено однако серьезное физическое
предположение. При построении поля времени
в системе отсчета К' используем
то же самое число с, что
и в системе отсчета К. Последнее по
существу условное допущение, следуя
работе Эйнштейна 1905 г., иногда неправильно
называют “законом постоянства скорости
света в инерциальных системах отсчета”.
Как мы видим, это вовсе не закон, а говоря
словами Пуанкаре, “плод совершаемого
неосознанного условного соглашения”.
6.Гипотеза эфира и гипотеза четырехмерного мира.
Подведем итог нашим рассуждениям. Исходя из условных в принципе процедур построения полей времени в “неподвижной” и “движущейся” системах отсчета, используя очевидные дополнительные требования о согласовании единиц измерения длинны и времени в обеих рассматриваемых системах отсчета, мы вывели как преобразования Лоренца , так и преобразования Галилея .
При этом мы следовали основным идеям кинематического рассуждения из работы Эйнштейна 1905 г. (усилив их только рассмотрением функциональных уравнений).
Таким образом, вывод Эйнштейна, сделанный им в работе 1905 г., о ложности ньютоновской концепции абсолютного времени Ньютона следует считать необоснованным. Также не обосновано и утверждение, что он якобы доказал, что светоносного эфира не существует, что электромагнитные волны существуют сами по себе без какой-либо среды (в отличие от всех других известных нам физических волн).
Информация о работе Основы специальной теории относительности и релятивистская механика