Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 17:52, творческая работа
Нанокластеры и организованные на их основе наноматериалы
обладают рядом особенностей, приводящих к изменению их оптических свойств. Нанометровый размер и переход от массивного твердого тела с зонной структурой к отдельным электронным уровням и ограничение длины свободного пробега носителей за счет влияния поверхности кластера изменяют правила отбора и вызывают появление новых оптических переходов, изменение энергии переходов, изменение времени флюоресценции и люминесценции, увеличение силы
осцилляторов. Другой важный фактор, определяющий свойства наноматериалов, это влияние матрицы и среды нахождения кластеров. На основе таких наноматериалов возможно получение светоперестраиваемых
диодов и лазеров с изменением длины волны, получение ряда нелинейных
оптических наносистем для оптических преобразователей.
Введение.
1.Наносистемы на основе металлических нанокластеров
2. Наносистемы на основе полупроводниковых кластеров
3. Фононные нанокристаллы и пористый кремний
4. Полупроводниковые наноструктуры и наноустройства
5.Основные задачи нанофотоники
6.Лампа Накамуры
7.Лазерный ключ
8.Волоконные лазеры
9.Отклонение света назад
10Литература
Окись цинка представляет собой широкозонный C,37 эВ)
полупроводник, оптические переходы которого лежат в ультрафиолетовой области.
Лазерное экситонное излучение было получено для нанопроволок ZnO
на подложке
под действием оптического
Нанопроволоки ZnO были синтезированы из газовой фазы с помощью эпи-
тексиального роста на сапфировой подложке (НО). В качестве катализатора
использовались нанокластеры Аи, которые входили в тонкую пленку на поверхности сапфира. Процесс получения таких нанопроволок подобен каталитическому синтезу углеродных нанотрубок. Изображение
нанопроволок ZnO с помощью сканирующей электронной микроскопии показано на рис. 15.12. Нанопроволоки растут перпендикулярно подложке в местах катализируемых нанокластерами золота. Диаметр проволок
изменяется от
20 до 150 нм (95 % размеров находится в
промежутке от 70 до 100 нм) и связан с
дисперсностью нанокластеров
Под влиянием оптического
возбуждения достаточной
нопроволоках генерируются лазерные моды с длинами волн между 370
и 400 нм при ширине линии 0,3 нм. Отметим, что наблюдение лазерной
генерации осуществляется без привлечения какой-либо системы зеркал,
что позволяет рассматривать нанопроволоки ZnO в виде
монокристаллических резонансных полостей, а торцевые поверхности в виде зеркал, концентрирующих генерированное излучение. Возможность управлять процессом синтеза и варьированием размеров нанопроволок делает эти наноустройства весьма перспективными для применения
коротковолновых лазеров в вычислительной технике, хранении информации,
Нынешнюю стадию развития нанофотоники можно сравнить с состоянием микроэлектроники до того, как был изобретен транзистор. Тем не менее, уже сегодня результаты работ в области нанофотоники – новые материалы и устройства – находят самое широкое применение. Во-первых, это всевозможные устройства отображения информации – дисплеи мобильных телефонов, персональных компьютеров и телевизоров. Во-вторых, это оптические запоминающие устройства – CD и DVD оптические диски, а также системы передачи информации по оптоволоконным линиям. Это то, что уже прочно заняло свое место в нашей повседневной жизни и непрерывно совершенствуется. Например, если сейчас объем информации оптического диска порядка 1 Гбайт, то в ближайшие год-два он составит 10–100 Гбайт. Оптические образцы таких дисков фирмы уже имеют. Стремительный прогресс намечается также и в оптоволоконных линиях передачи информации. Это в первую очередь связано с созданием новых оптических сред, наноструктурированных оптических волокон и фотонных кристаллов [19].
Другая достаточно широкая сфера применения нанофотоники, которая пока еще находится в стадии прикладных поисковых исследований, – это энергетика – системы преобразования световой энергии в электрическую (солнечные батареи) и электрической энергии в световую (электролюминесцентные материалы и устройства), а также системы химического записания световой энергии (например, получение водорода путем фоторазложения воды). Ну и, наконец, отдельная область нанофотоники – это новые интегрированные сенсорно-диагностические системы для контроля окружающей среды, состояния человека и его взаимодействия с окружающей средой и техносферой.
Грядущий подъем нанофотоники на качественно новый уровень связан с созданием оптических логических устройств, оптоэлектронных процессоров и компьютеров с архитектурой, подобной мозгу человека, стереоскопической системой визуализации информации, подобной зрительному процессу [19].
В последнее время все чаще звучит слово «светодиоды»…
Дело в том, что около 15% всей электроники, вырабатываемой на земном шаре, используется для преобразования в свет. Эффективность этого преобразования привычными для нас лампами накаливания составляет несколько процентов. Совершенно другой принцип заложен в светодиодах – фактически это прямое преобразование в полупроводнике энергии носителей тока в свет, которое происходит в результате их рекомбинации. Поэтому КПД здесь намного больше [19].
Исследователи бьются над тем, чтобы создать более дешевый органический материал для использования в светодиодных преобразователях. И такие материалы уже есть. Основу их составляют электропроводящие полимеры и различные органические и гибридные люминофоры – супермолекулярные комплексы и люминесцирующие квантовые точки. Характеристики органических светоизлучающих диодов в настоящее время практически не уступают полупроводниковым светодиодам, они также ярко светят, эффективно преобразуют электрическую энергию в световую и имеют невысокую цену. Однако, массовое их использование пока невозможно из-за нестабильности органических материалов в процессе их эксплуатации.
· В самом начале вы сказали об использовании света в системах передачи информации по оптоволоконным линиям. Будут ли в этом направлении фотоники прорывы в ближайшие годы?
· Главная проблема здесь – повышение плотности передачи информации. Дело в том, что световой пакет в процессе его движения по оптоволокну расплывается. Преодолеть дифракционное расплывание можно в нелинейном оптическом материале. Для этого надо создать другое оптоволокно, которое будет фокусировать оптический сигнал. Эта одна из интереснейших проблем фотоники – создание новых оптических сред, в которых можно реализовать нелинейности. Одной из таких сред являются наноструктурированные оптические волокна и фотонные кристаллы.
· Это фантастические кристаллы, которые способны не отражать и не поглощать свет, а преломлять его совершенно чудесным образом? Когда свет огибает оптический материал, оставляя предметы, которые находятся за ним, невидимыми?
· Действительно, это одно из самых удивительных явлений, которое можно реализовать с помощью фотонных кристаллов.
· Каких технологических новинок, связанных с использованием света, можно ожидать в ближайшие годы?
· Европейское сообщество поддерживает ряд программ в области диагностики. Одним из примеров – создание интегрированной диагностической системы состояния человека. Что она из себя представляет? Это пластиковый браслет на руке человека, в который вмонтирован оптический хемочип, контролирующий газовую среду выделений (вместо анализа крови), с помощью которого контролируется состояние его здоровья. Кроме того, в этом браслете – устройства для измерения температуры, кровяного давления и электронная схема (тоже полностью из органических материалов), с помощью которой вся информация передается на мобильный телефон или поликлинику. В этой системе нет батарей, она автономно питается с помощью устройства, которое преобразует свет и человеческое тепло в электрическую энергию.
Еще одно интересное направление – оптическая томография. В настоящее время разрабатывается несколько различных систем для оптического томографа. Одна из них – оптическая когерентная томография – работает следующим образом. Фомтосекундный лазер испускает очень короткий импульс света, который проходит через ткани (в красной и ближней ИК области спектра биологическая ткань почти прозрачна) и где-то отражается. Время, за которое свет пробегает и отражается от какой-то точки объекта, фиксирует компьютер. Это позволяет создать по времени пробега и отражения объемную картинку ткани [19].
· Какое место в развитии нанофотоники занимает Россия по сравнению с другими странами? Есть ли у нас перспектива занять хотя бы часть мирового рынка в этой области?
· Да, сейчас это довольно традиционный и в какой-то мере риторический вопрос. Я бы на него ответил так: в России есть очень большой задел в этой области, признанный научный потенциал и люди, которые могли бы его реализовать. То, как сложится реальная ситуация и какое место Россия займет в этой области, во многом будет зависеть и от самого научного сообщества, то есть от того, насколько правильно мы определим приоритеты наших исследований, и от того, как государство будет поддерживать это направление на финансовом и законодательном уровнях [19].
Почетным приемом на финской земле японский ученый Сюдзи Накамура обязан своим изобретениям: синему, зеленому и белому светодиодам (LED), а также голубому лазеру (основе технологии оптических дисков, которые вскоре могут вытеснить известные всем сегодня CD и DVD). Именно эти открытия были признаны в 2006 году представительным жюри премии «Приз Тысячелетия» как реально изменившие жизнь человечества к лучшему («Поиск» № 25, 2006) [20].
Нынешний победитель конкурса профессор Сюдзи Накамура прославился, разработав в 1993 году свой первый синий LED – полупроводниковое устройство на основе химического соединения InGaN – нитрида галлия (с добавлением индия), по форме напоминавшее старую телевизионную лампу в миниатюрном исполнении и излучавшее мощный свет. Эта разработка стала настоящим поворотным моментом в технологии создания цветных экранов. Впоследствии С. Накамура создал еще два диода: зеленый и белый (с добавлением фосфора). Благодаря их сочетанию с существовавшим задолго до изобретения японского физика красным диодом (на основе арсенида гелия) стало возможно воспроизведение любой цветовой гаммы. Прикладные возможности, открывшиеся с появлением светодиодов, сегодня часто сравнивают с последствиями изобретения Томаса Эдисона. Выступая на церемонии награждения Сюдзи Накамуры президент Финляндии Тарья Халонен назвала LED «лампочкой XXI века»: помимо того, что их свет по показателям яркости не только не уступает, а даже превосходит лампы накаливания, светодиоды еще и очень экономичны, для их работы используются не органические, а минеральные планеты [20].
В качестве примера эффективного применения светодиодов профессор С. Накамура привел данные о замене 14 тысяч обычных светофоров в Филадельфии (США) на светофоры, работающие на основе LED. В результате этого удалось сэкономить почти 90% энергии, увеличив срок службы столь важного дорожного оборудования на пять лет, что позволило городскому бюджету сохранить 4,8 млн. долларов.
Еще одна важная область применения светодиодов – использование их излучения для хранения продуктов. Доказано: в холодильнике, где установлены LED, срок хранения фруктов и овощей увеличивается на лишнюю неделю. Хорошие результаты показывает использование светодиодов и для очистки воды. На основе LED уже разрабатывается специальный компактный – удобный для переноски в кармане одежды – прибор, обеззараживающий жидкости. Его применение, уверен Накамура, будет особенно актуально в странах третьего мира, где остро стоит проблема борьбы с кишечными инфекциями.
В 1961 году при создании отдела монокристаллов ФИАН, который впоследствии был преобразован в Научный центр лазерных материалов и технологий Института общей физики, наши великие предшественники академики Басов и Прохоров поставили цель – найти и научиться получать кристаллические и стеклообразные материалы для использования их в твердотельных лазерах. На протяжении многих лет ФИАН был единственной специализированной организацией в стране, которая занималась (и сейчас занимается) поиском лазерных материалов [20].
Совершенствование лазерной техники и стимулировало появление нанонаправления в ФИАНе, лазер стал ключом, открывшим для нас наномир. С самого начала в ФИАНе сложилось необычное сочетание научных направлений: мы решали практические задачи поиска химико-технологических способов получения новых кристаллов и стекол для лазеров и одновременно вели фундаментальные исследования – изучали спектроскопические, физико-химические, механические свойства этих материалов. Обычно такие разные задачи решают разные организации – одни получают материалы, другие – исследуют свойства, третьи – их используют, но это путь долгий и малоэффективный. Объединение усилий ученых, решающих фундаментальные и технологические задачи под одной крышей, обеспечило обратную связь между этими направлениями, что сэкономило массу времени и в конечном итоге привело к успеху – созданию высоких технологий, новых материалов и лазеров с выдающимися параметрами.
В процессе решения этих задач родилась уникальная технология получения особо тугоплавких материалов. Традиционно материалы с высокой температурой плавления получали в нагретых тиглях, которые были сделаны из еще более тугоплавкого материала. Наша же технология дает возможность получать материалы в холодных, охлаждаемых водой тиглях, что позволило нам преодолеть температурный барьер и расширить круг новых материалов. Парадоксально, но факт: тигель снаружи можно потрогать рукой, а внутри него, там, где растет кристалл, – температура 3000 градусов! Происходит это таким образом: в тигель загружается порошок, с помощью индуктора к нему подводится высокочастотное поле, под воздействием которого порошок внутри тигля начинает плавиться – по принципу печи СВЧ. При этом корпус тигля не нагревается, поскольку по специальным трубкам в корпус подается холодная вода. А дальше начинается процесс кристаллизации, и здесь важно, с какой скоростью охлаждать кристалл, как потом его обрабатывать.