Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 08:14, реферат
В лабораторных работах по физике не существует абсолютно точных приборов и других средств измерения, нет и абсолютно точных результатов измерений. Актуальность работы заключается в том что, в современных условиях высокого уровня развития точность получения информации напрямую связана с точностью измерений: получаемые данные в лабораторных исследованиях могут быть использованы для анализа и прогнозирования, планирования деятельности. Вопрос вычисления погрешностей изучен исчерпывающе. Он не является одноактным действием, превращаясь в измерительную технологию. Лабораторные и исследовательские работы в школе в профильных классах являются стартовыми для получения базовых навыков. Но при этом вопрос оценки результата измерений становится вторичным, а стандартные схемы расчета погрешностей в некоторых лабораторных работах дают погрешности либо превышающие 100%, либо необоснованно постулированные автором, что ставит по сомнение цель их вычисления и возможность применения полученных результатов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ТОЧНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ В ФИЗИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ В ШКОЛЕ………
Анализ видов погрешностей лабораторных измерений и границ их применения…………………………………………………………
Погрешности при использовании различных электроизмерительных приборов…………………………………..
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПУТЕЙ ПВЫШЕНИЯ ТОЧНОСТИ ЛАБОРАТОРНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ……………………………..
Этапы проведения исследования……………………………………
Описание методики исследования…………………………………
Анализ результатов исследования…………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..
Таблицы
Практическая работа 1 Измерение ускорения свободного падения
Практическая работа 2: Исследование зависимости уровня погрешностей в зависимости от условий проведения эксперимента по расчету скорости тела, брошенного горизонтально
Практическая работа 3. Определение коэффициента тепловых потерь
Практическая работа 4. Измерение удельной теплоемкости вещества
Практическая работа 5 Оценка погрешности результата однократного измерения напряжения
Практическая работа 6 Определение поправок для внесения в показания прибора для определения действительного значения ЭДС источника
Практическая работа 7 Определение поправок для внесения в показания приборов для определения силы тока
Практическая работа 8. Исследование смешанного соединения проводников
Практическая работа 9. Изучение закона Ома для полной цепи
Результаты измерений и расчетов
№ | h1,м | h2, м | φ, о | ∆t, c | gср, м/с2 |
1 | 0,185 | 0,335 | 13 | 0,065 | 9,82 |
2 | 0,155 | 0,455 | 18 | 0,090 | 9,83 |
3 | 0,300 | 0,515 | 27 | 0,136 | 9,825 |
4 | 0,180 | 0,410 | 13 | 0,065 | 9,82 |
5 | 0,290 | 0,490 | 35 | 0,249 | 9,9 |
6. Рассчитали
погрешность измерений eg=
абсолютная погрешность ∆g=ge;
Окончательный результат: gр =9,83±
0,15 м/с2
Практическая работа № 2: Исследование зависимости уровня погрешностей от условий проведения эксперимента по расчету скорости тела, брошенного горизонтально»
Цель: выявить характер зависимости погрешности среднего арифметического от различных параметров (высоты падения шарика, начальной скорости шарика).
Оборудование: стальной шарик, лоток дугообразный, фанерная доска с пеналом, штатив лабораторный, полоска белой бумаги, полоска копировальной бумаги, линейка измерительная.
Ход работы:
Результаты измерений и расчетов.
Значение высоты, мм | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
h=196 | 241 | 246 | 261 | 275 | 276 |
h=50 | 127 | 13 | 139 | 146 | 135 |
h=100 | 176 | 197 | 199 | 190 | 200 |
h=250 | 249 | 243 | 260 | 275 | 276 |
h=300 | 265 | 275 | 290 | 288 | 294 |
Значение высоты, мм | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
h=196 | 18,8 | 13,8 | 1,2 | 15,2 | 16,2 |
h=50 | 9,6 | 0,6 | 2,4 | 9,4 | 1,6 |
h=100 | 16,4 | 4,6 | 6,6 | 2,4 | 7,6 |
h=250 | 11,6 | 17,6 | 0,6 | 14,4 | 15,4 |
h=300 | 17,4 | 7,4 | 7,6 | 5,6 | 11,6 |
Таблица значений случайной погрешности Dlсл= =(| l1--lср|+| l2--lср|+| l3--lср|+| l4--lср|+| l5--lср|)/5 и относительной погрешности измерения дальности полета для различных значений высоты
Значение высоты, мм | 50 | 100 | 196 | 250 | 300 |
Случайная погрешность, мм | 4,72 | 7,52 | 13,04 | 11,92 | 9,92 |
Относительная погрешность Dl/lср | 0,018 | 0,055 | 0,067 | 0,045 | 0,035 |
Значение высоты, мм | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
d | 241 | 246 | 261 | 275 | 276 |
¾d | 191 | 200 | 205 | 225 | 234 |
½d | 130 | 135 | 155 | 163 | 169 |
¼d | 63 | 93 | 107 | 108 | 113 |
Значение высоты, мм | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
d | 18,8 | 13,8 | 1,2 | 15,2 | 16,2 |
¾d | 20 | 11 | 6 | 14 | 23 |
½d | 20,4 | 15,4 | 4,6 | 12,6 | 18,6 |
¼d | 33,8 | 3,8 | 10,2 | 11,2 | 16,2 |
Таблица значений случайной погрешности Dlсл= =(| l1--lср|+| l2--lср|+| l3--lср|+| l4--lср|+| l5--lср|)/5
и относительной
погрешности измерения
Значение высоты, мм | d | ¾d | ½d | ¼d |
Случайная погрешность | 13,04 | 14,08 | 14,32 | 15,04 |
Относительная погрешность Dl/lср | 0,05 | 0,07 | 0,095 | 0,155 |
Практическая работа №3. Определение коэффициента тепловых потерь
Цель работы: измерить коэффициент тепловых потерь k в условиях различной методики проведения экспериментов.
Оборудование: плита, емкость с водой, мензурка, термометр, калориметр, чайник.
Ход
работы:
Определили погрешность: относительную ; eс= ; ( tи = 1°С – абсолютная инструментальная погрешность, равная цене деления; tо = 0,5 °С – абсолютная погрешность отсчёта, равная половине цены деления; t = tи + tо =1,5 °С); абсолютную Dk=eсk; окончательный результат k =kср ±Dk
Результаты измерений
№ | tгор,oC | tхол,oC | tсмеси,oC | Dtотд,oC | Dtотд ср,oC | Dtполуч,oC | Dtполуч ср,oC | kср |
1 | 100 | 21 | 54 | - 46 | -46 | 33 | 33 | 0,71 |
2 | 100 | 21 | 55 | - 45 | 34 | |||
3 | 100 | 21 | 52 | - 48 | 31 | |||
4 | 100 | 21 | 54 | - 46 | 33 | |||
5 | 100 | 21 | 54 | - 46 | 33 |
Расчет погрешностей: eс=0,03 ; Dk=0,02 ; окончательный результат k =0,71 ±0,02
Ход работы: Способ 2.
Определили погрешность: относительную e= ; ( tи = 1 °С – абсолютная инструментальная погрешность, равная цене деления; tо = 0,5 °С – абсолютная погрешность отсчёта, равная половине цены деления; t = tи + tо =1,5 °С)
абсолютную Dk=ek; окончательный результат записали в виде k =kср ±Dk
Результаты измерений и расчета погрешностей
№ | tгор,oC | tхол,oC | tсмеси,oC | Dtотд,oC | Dtполуч,oC | k | e |
1 | 100 | 21 | 54 | -46 | 33 | -0,71 | 0,027 |
2 | 69 | 21 | 44 | -25 | 23 | -0,92 | 0,011 |
3 | 45 | 21 | 34 | -11 | 13 | -0,84 | 0,042 |
4 | 42 | 21 | 32 | -10 | 12 | -0,83 | 0,027 |
5 | 39 | 21 | 31 | -8 | 11 | -0,72 | 0,075 |
зависимость коэффициента потерь от температуры горячей воды k(tгор)
зависимость относительной погрешности расчета коэффициента потерь от температуры горячей воды e(tгор)
Практическая работа №.4 Исследование скорости остывания воды
Цель работы: определить характер зависимости температуры воды от времени.
Оборудование: плита, емкость с водой массой 0.1 кг, 2 термометра, электронный секундомер.
Ход работы:
Результаты измерений приведены для промежутков времени 1 минута:
t°C | 86 | 83 | 79 | 76 | 73 | 70.5 | 69 | 67 | 65 | 63 | 61 | 59.5 | 58 | 56.5 |
55 | 54 | 53 | 51 | 50 | 49 | 48 | 47 | 46 | 45 | 44 | 43 | 42.5 | 42 | 41.5 |
41 | 40 | 39.5 | 39 | 38.5 | 38.5 | 38 | 38 | 37.5 | 37 | 37 | 36.5 | 36 | 36 | 35.5 |
D t=1.5°C
Практическая работа №.5 Измерение удельной теплоемкости вещества
Цель работы: определить удельную теплоемкость металла.
Оборудование: плита, емкость с водой, мензурка, термометр, металлический цилиндр из сплав меди, металлический цилиндр из сплав алюминия.
Ход работы:
eс = ; ( tи = 1 °С – абсолютная инструментальная погрешность, равная цене деления; tо = 0,5 °С – абсолютная погрешность отсчёта, равная половине цены деления; t = tи + tо =1,5 °С)
Результаты измерений и расчетов:
цилиндр | с, Дж/(кгК) | eс | Dс, Дж/(кгК) | с±Dс Дж/(кгК) | |
Без k | Сплав Cu | 392,3 | 0,136 | 61,2 | 392,3±61,2 |
С k | 560,2 | 0,136 | 76,18 | 560,2±76,18 | |
Без k | Сплав Al | 681,5 | 0,26 | 177 | 681,5±177 |
С k | 959 | 0,26 | 249 | 959±249 |
Практическая работа №6 «Оценка погрешности результата однократного измерения напряжения»
Цель: оценить погрешность результата однократного измерения напряжения
Оборудование: вольтметр, резистор сопротивлением 4 Ом, соединительные провода, источник.
Ход работы:
Результаты измерений и расчетов.
Практическая работа №7. Определение поправок для внесения в показания приборов для определения действительного значения силы тока.
Цель работы: измерить внутреннее сопротивление амперметра для определения действительного значения силы тока с использованием известного значения внутреннего сопротивления источника.
Оборудование: амперметр, вольтметр, источник питания, соединительные провода.
Рис.1 Ход работы:
Результаты измерений:
Практическая работа №8 Исследование смешанного соединения проводников
Цель работы: исследовать смешанное соединение проводников с учетом введенных правок для измерения амперметром и вольтметром.
Оборудование: амперметр, вольтметр, источник питания, соединительные провода.
Ход работы:
Результаты изменения показаний:
t,с | 0 | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 | 120 | 140 | 160 | 180 | 200 | 220 | 240 | 260 | 280 |
U,В | 3,8 | 3,8 | 3,8 | 3,7 | 3,7 | 3,7 | 3,7 | 3,6 | 3,6 | 3,6 | 3,6 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 |
I, А | 1,65 | 1,65 | 1,65 | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,45 | 1,45 | 1,45 | 1,45 |
Практическая работа №9 Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока
Цель работы: измерить ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока различными способами.
Оборудование: амперметр, вольтметр, ключ, источник питания, соединительные провода; проволочные резисторы сопротивлением 2 Ом, 4 Ом.
Ход работы:
Результаты измерений:
R,Ом | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 |
Е, В | 3,8 | 5,7 | 8,2 | 3,8 | 5,7 | 8,2 |
e U | 0,72 | 0,64 | 0,49 | 0,58 | 0,42 | 0,37 |
er | 0,82 | 0,74 | 0,62 | 0,64 | 0,58 | 0,52 |
Информация о работе Определение погрешностей в физических измерениях