Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 08:14, реферат
В лабораторных работах по физике не существует абсолютно точных приборов и других средств измерения, нет и абсолютно точных результатов измерений. Актуальность работы заключается в том что, в современных условиях высокого уровня развития точность получения информации напрямую связана с точностью измерений: получаемые данные в лабораторных исследованиях могут быть использованы для анализа и прогнозирования, планирования деятельности. Вопрос вычисления погрешностей изучен исчерпывающе. Он не является одноактным действием, превращаясь в измерительную технологию. Лабораторные и исследовательские работы в школе в профильных классах являются стартовыми для получения базовых навыков. Но при этом вопрос оценки результата измерений становится вторичным, а стандартные схемы расчета погрешностей в некоторых лабораторных работах дают погрешности либо превышающие 100%, либо необоснованно постулированные автором, что ставит по сомнение цель их вычисления и возможность применения полученных результатов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ТОЧНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ В ФИЗИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ В ШКОЛЕ………
Анализ видов погрешностей лабораторных измерений и границ их применения…………………………………………………………
Погрешности при использовании различных электроизмерительных приборов…………………………………..
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПУТЕЙ ПВЫШЕНИЯ ТОЧНОСТИ ЛАБОРАТОРНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ……………………………..
Этапы проведения исследования……………………………………
Описание методики исследования…………………………………
Анализ результатов исследования…………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..
Таблицы
Практическая работа 1 Измерение ускорения свободного падения
Практическая работа 2: Исследование зависимости уровня погрешностей в зависимости от условий проведения эксперимента по расчету скорости тела, брошенного горизонтально
Практическая работа 3. Определение коэффициента тепловых потерь
Практическая работа 4. Измерение удельной теплоемкости вещества
Практическая работа 5 Оценка погрешности результата однократного измерения напряжения
Практическая работа 6 Определение поправок для внесения в показания прибора для определения действительного значения ЭДС источника
Практическая работа 7 Определение поправок для внесения в показания приборов для определения силы тока
Практическая работа 8. Исследование смешанного соединения проводников
Практическая работа 9. Изучение закона Ома для полной цепи
№ работы, класс | Название работы |
3 (11) | Изучение явления электромагнитной индукции |
5 (11) | Наблюдение интерференции и дифракции света |
7 (11) | Наблюдение
линейчатого и сплошного |
8 (11) | Изучение взаимодействия частиц и ядерных реакций |
Работы, связанные
с косвенными измерениями
№ | Название работы | Особенности расчета погрешностей |
1 (10) | Измерение ускорения свободного падения (10) |
|
2 (10) | Изучение движения тела, брошенного горизонтально(10) |
|
3 (10) | Измерение коэффициента трения скольжения (10) |
|
4 (10) | Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости |
|
5 (10) | Проверка закона сохранения энергии при действии сил тяжести и упругости |
|
6 (10) | Изучение изотермического процесса в газе |
|
7 (10) | Изучение капиллярных явлений |
|
8 (10) | Измерение удельной теплоемкости вещества |
|
9 (10) | Измерение электроемкости |
|
1 (11) | Исследование смешанного соединения проводников |
|
2 (11) | Изучение закона Ома для полной цепи |
|
4 (11) | Измерение показателя преломления стекла |
|
6 (11) | Измерение длины световой волны |
|
Выводы по итогам первого этапа эксперимента:
Задачи второго этапа исследования:
На втором этапе исследования каждая из лабораторных работ, содержащих расчеты погрешностей, была проведена согласно данным в учебном пособии инструкциям. Результаты расчета физических характеристик и их погрешностей, а также необходимые дополнительные исследования представлены в таблице 10:
Результаты проведения лабораторных работ, содержащих расчет погрешностей. Таблица 10.
№ | Результаты расчета; необходимые изменения |
1 (10) |
|
2 (10) |
|
3 (10) |
|
4 (10) |
|
5 (10) |
|
6 (10) |
|
7 (10) |
|
8 (10) |
|
9 (10) |
|
1 (11) |
|
2 (11) |
|
4 (11) |
|
6 (11) |
|
Выводы по результатам проведения лабораторных работ:
По результатам исследования было выделено5 работ, которые нуждались в наибольшей степени в изменении характера расчетов. Для решения этих задач проведен ряд экспериментов (Приложение 3, приведены подробные описания хода, расчет величин, представлены графические зависимости). Для уточнения ускорения свободного падения вследствие частого использования этой величины было проведено измерение различными способами (практическая работа №1) – с помощью математического маятника и вращающегося диска. В результате получено значение gр =9,83±0,15 м/с2, которое можно использовать во всех работах курса. К тому же, это приведет к снижению погрешностей измерения, так как учет широты местности частично будет компенсировать другие неточности.
Для повышения точности измерений и расчетов в лабораторной работе по изучению движения тела, брошенного горизонтально, исследована зависимость уровня погрешностей от условий проведения эксперимента – от высоты, с которой падал шарик и начальной скорости, величину которой изменяли, запуская шарик с различных высот. В результате (графики приведены после расчетов в работе) выявлено: чем с большей высоты начинает свободное падение шарик, тем меньшие погрешности получаем. При уменьшении скорости наблюдается обратный процесс – погрешности возрастают, увеличивается случайная величина в разбросе дальности полета.
Для исследования причин завышенных значений погрешностей в тепловых исследованиях проведена серия экспериментов (практические работы 3–6), направленных на выявление характера взаимосвязи получаемой и отдаваемой порции энергии. В эксперименте измерено значение коэффициента тепловых потерь, который составил до 30% от общего значения энергии. При этом важно, что методика, предлагаемая для расчета удельной теплоемкости, заранее несет в себе ошибку: при практическом исследовании выявлено, что максимальное значение погрешностей возникает вовсе не в ситуации, когда горячее тело нагрето до температуры кипения воды. Минимальные значения погрешностей соответствуют температуре горячей воды и исследуемого тела, равной 69оС. Вообще же зависимость носит нелинейный характер: если при температуре 100оС и при ее достаточном снижении наблюдается рост величины абсолютной и случайной погрешности, в случае нахождения температуры вблизи значения в 86 – 89оС коэффициент составляет около 0,9, то есть почти все тепло забирает взаимодействующее тело.
Возможным объяснением данного явления может служить исследование скорости остывания горячей воды (практическая работа №5). График зависимости температуры от времени носит нелинейный характер: чем выше температура и чем больше ее значение по сравнению с окружающей средой, тем интенсивнее идет теплообмен, при приближении к температуре теплового равновесия отдача тепла замедляется. Рассматриваемая температура для минимального значения тепловых потерь находится в диапазоне, которому соответствует практически линейная зависимость температуры от времени.
С учетом предложенных выводов проведено измерение удельной теплоемкости (практическая работа 6). При этом расчеты велись как в соответствие с ранее принятыми изменениями, так и с учетом коэффициента тепловых потерь. Относительная погрешность велика, что приводит к значительной погрешности определения теплоёмкости твёрдого тела: без учёта потерь в интервал не входит значение реальной величины удельной теплоемкости даже при поправке на другие факторы; с учётом потерь интервал, в котором находится удельная теплоемкость, соответствует табличному значению для данного материала.
В лабораторных работах по электричеству выявлены два наиболее важных фактора, оказывающих свое влияние на повышение уровня погрешностей (практические работы 7 – 10): систематические погрешности – для вольтметра необходимо учитывать погрешность, связанную с высокой методической ошибкой вследствие большого внутреннего сопротивления. Для амперметра значительными оказываются значения внутреннего сопротивления – они составляют почти половину от внешнего сопротивления цепи. В расчетах получено значение в 0,4 Ом, что оказывает влияние на соответствующие показания.
Кроме того, в работе не исследовались пути расчета динамической погрешности. Но как показали результаты практической работы 8, необходимо учитывать значительные потери на нагревание не только измерительных приборов: кинестетически можно заметить значительный нагрев спирали сопротивления, а этот фактор в свою очередь приводит к изменениям характеристик цепей во времени, и рассчитывается с использованием более сложного математического аппарата. Кроме того, если в лабораторной работе по электродинамике использовать большие значения напряжения (практическая работа 9), но не превосходящие величин безопасного напряжения, точность повышается. Из графика становится понятно, что чем больше значение напряжения в цепи, тем меньше погрешность. Если же брать при исследовании сопротивления, значительнее отличающиеся от внутреннего сопротивления источника для увеличения все той же разности показаний, тем меньшее влияние будут оказывать приборы на получаемый результат.
Информация о работе Определение погрешностей в физических измерениях