Определение погрешностей в физических измерениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 08:14, реферат

Описание работы

В лабораторных работах по физике не существует абсолютно точных приборов и других средств измерения, нет и абсолютно точных результатов измерений. Актуальность работы заключается в том что, в современных условиях высокого уровня развития точность получения информации напрямую связана с точностью измерений: получаемые данные в лабораторных исследованиях могут быть использованы для анализа и прогнозирования, планирования деятельности. Вопрос вычисления погрешностей изучен исчерпывающе. Он не является одноактным действием, превращаясь в измерительную технологию. Лабораторные и исследовательские работы в школе в профильных классах являются стартовыми для получения базовых навыков. Но при этом вопрос оценки результата измерений становится вторичным, а стандартные схемы расчета погрешностей в некоторых лабораторных работах дают погрешности либо превышающие 100%, либо необоснованно постулированные автором, что ставит по сомнение цель их вычисления и возможность применения полученных результатов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ТОЧНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ В ФИЗИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ В ШКОЛЕ………
Анализ видов погрешностей лабораторных измерений и границ их применения…………………………………………………………
Погрешности при использовании различных электроизмерительных приборов…………………………………..
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПУТЕЙ ПВЫШЕНИЯ ТОЧНОСТИ ЛАБОРАТОРНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ……………………………..
Этапы проведения исследования……………………………………
Описание методики исследования…………………………………
Анализ результатов исследования…………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..
Таблицы
Практическая работа 1 Измерение ускорения свободного падения
Практическая работа 2: Исследование зависимости уровня погрешностей в зависимости от условий проведения эксперимента по расчету скорости тела, брошенного горизонтально
Практическая работа 3. Определение коэффициента тепловых потерь
Практическая работа 4. Измерение удельной теплоемкости вещества
Практическая работа 5 Оценка погрешности результата однократного измерения напряжения
Практическая работа 6 Определение поправок для внесения в показания прибора для определения действительного значения ЭДС источника
Практическая работа 7 Определение поправок для внесения в показания приборов для определения силы тока
Практическая работа 8. Исследование смешанного соединения проводников
Практическая работа 9. Изучение закона Ома для полной цепи

Работа содержит 1 файл

Расчет_погрешностей_Загидуллина.doc

— 662.50 Кб (Скачать)
    № работы, класс  Название работы
    3 (11) Изучение явления  электромагнитной индукции
    5 (11) Наблюдение интерференции и дифракции света
    7 (11) Наблюдение  линейчатого и сплошного спектров испускания
    8 (11) Изучение взаимодействия частиц и ядерных реакций 

                  Работы, связанные  с косвенными измерениями                         Таблица 9.

    Название работы Особенности расчета  погрешностей
    1 (10) Измерение ускорения  свободного падения (10)
    • Рассчитывается абсолютная и относительная погрешность косвенного измерения с учетом вида функции
    2 (10) Изучение движения тела, брошенного горизонтально(10)
    • Рассчитывается абсолютная и относительная погрешность косвенного измерения с учетом вида функции; среднее отклонение результата от среднего значения (средняя арифметическая ошибка)
    • В дополнительном задании отсутствует расчет погрешностей
    • При измерении времени секундомером большую роль играет субъективная погрешность. Время реакции человека составляет 0,1–0,2 с [10]. Поэтому систематическая погрешность – около 0,3–0,4 с (реакция при запуске и реакция при остановке).
    • Используется значение ускорения g, при этом не учитывается широта местности, на которой производится расчет
    • ученическая линейка при цене деления 1 мм имеет погрешность отсчёта больше 0,5 мм: для определения высоты необходимо держать линейку строго вертикально и измерять расстояние до верхней грани плоскости, что трудно проделать с точностью меньше 1 мм.
    3 (10) Измерение коэффициента трения скольжения (10)
    • Метод определения коэффициента прямой пропорциональности
    • Рассчитывается абсолютная и относительная погрешность косвенного измерения с учетом вида функции
    4 (10) Движение тела по окружности под действием сил  тяжести и упругости 
    • Рассчитывается абсолютная и относительная погрешность косвенного измерения с учетом вида функции
    • Используется метод раздельной обработки аргументов и погрешностей
    5 (10) Проверка закона сохранения энергии при действии сил тяжести и упругости
    • Рассчитывается абсолютная и относительная погрешность косвенного измерения с учетом вида функции
    • В дополнительном задании отсутствует расчет погрешностей косвенных измерений, при этом предлагается сравнить результаты измерения скорости, измеренные другими способами.
    6 (10) Изучение изотермического  процесса в газе
    • Рассчитывается абсолютная и относительная погрешность косвенного измерения с учетом вида функции
    • Используется метод раздельной обработки аргументов и погрешностей
    7 (10) Изучение капиллярных  явлений
    • Рассчитывается абсолютная и относительная погрешность косвенного измерения с учетом вида функции
    8 (10) Измерение удельной теплоемкости вещества
    • Рассчитывается абсолютная и относительная погрешность косвенного измерения с учетом вида функции
    • Приравниваются количества теплоты, которые по закону сохранения энергии не могут быть равными вследствие значительных потерь.
    9 (10) Измерение электроемкости
    • Рассчитывается абсолютная и относительная погрешность косвенного измерения с учетом вида функции
    1 (11) Исследование  смешанного соединения проводников 
    • Рассчитывается абсолютная и относительная погрешность косвенного измерения с учетом вида функции; учитывается только абсолютная погрешность, связанная с приведенной приборной погрешностью
    • В дополнительном задании отсутствует расчет погрешностей
    2 (11) Изучение закона Ома для полной цепи
    • Рассчитывается абсолютная и относительная погрешность косвенного измерения с учетом вида функции
    • Для сопротивления резистора устанавливается относительная погрешность, равная 3%, без объяснения физических основ, что дискредитирует сам процесс расчета погрешностей.
    4 (11) Измерение показателя преломления стекла
    • Рассчитывается абсолютная и относительная погрешность косвенного измерения с учетом вида функции
    • В дополнительном задании после нахождения показателя преломления и погрешности предлагается определить среднее арифметическое п без проверки точности
    6 (11) Измерение длины  световой волны 
    • Рассчитывается абсолютная и относительная погрешность косвенного измерения с учетом вида функции

    Выводы  по итогам первого этапа эксперимента:

  • В начале тетради для лабораторных работ 10 класса приведены подробные данные о погрешностях, методике их вычисления, рассмотрены на примере первой и второй работы расчет погрешности косвенного измерения, особенности округления результата.
  • В 76% лабораторных работ рассчитывается границы абсолютной погрешности. Единожды представлены метод определения коэффициентов прямой пропорциональности и метод сравнения
  • В каждой из работ несколько источников погрешностей, включая систематические и случайные. При этом суммируются сами погрешности как для независящих друг от друга величин (должны складываться квадраты погрешностей), так и для зависящих.
  • Не во всех работах учитываются систематические и случайные погрешности
  • Все дополнительные задания, предполагающие дополнительные измерения и расчеты, приводятся без возможности оценки погрешностей, при этом в 4 работах предлагается сравнить полученные в основном и дополнительном задании результаты, найти среднее значение и сделать выводы.
  • Во всех работах процесс анализа получаемого результата переплетается с непосредственными измерениями и расчетами физических величин. При этом даны указания к действиям без их обоснования.
  • Погрешность можно определить, зная табличное значение, или следуя указаниям автора-составителя, но при этом погрешность становится только методом оценки правильности выполнения работы, теряя главный подход к эксперименту как инструменту познания.

    Задачи  второго этапа исследования:

  1. провести лабораторные работы, содержащие расчет погрешностей (таблица 9).
  2. выявить степень соответствия методики хода экспериментов и расчета погрешностей.
    1. Описание методики исследования

    На  втором этапе исследования каждая из лабораторных работ, содержащих расчеты погрешностей, была проведена согласно данным в учебном пособии инструкциям. Результаты расчета физических характеристик и их погрешностей, а также необходимые дополнительные исследования  представлены в таблице 10:

Результаты  проведения лабораторных работ, содержащих расчет погрешностей.  Таблица 10.

    Результаты  расчета; необходимые изменения
    1 (10)
    • g=9,28±0,05 м/с2
    • Необходимо измерение ускорения несколькими методами, так как в условиях целого класса измерения провести невозможно из-за отсутствия оборудования
    • Данные работы сделать стартовыми и использовать в остальных лабораторных работах курса, подставляя соответствующее значение g. (для учета широты);
    2 (10)
    • v=1,19±0,31м/с
    • Необходимо исследование зависимости погрешностей от выбора высоты желоба и  начальной скорости (движение с различных точек желоба)
    • Учет результата работы 1 (10)
    3 (10)
    • m=0,7±0,02
    • Предлагаемый вариант измерения величины и расчета погрешностей оптимален
    4 (10)
    • 0,4<0,7; 0,8<1,6
    • Необходимо изменить не методику или расчет, а характер построения работы (не понятно, что рассчитываешь, что сравниваешь и с какой целью)
    • Учет результатов работы 1 (10)
    5 (10)
    • v=0,72±0,05 м/с
    • Корректировка содержания дополнительного задания (введение расчета погрешностей, использование метода измерения среднего значения)
    6 (10)
    • 41<56
    7 (10)
    • D1=1,4±0,15 мм; D2=0,9±0,11 мм
    8 (10)
    • с=392±132 Дж/кгК
    • Изменение методики проведения эксперимента
    • Введение поправок учета тепловых потерь
    9 (10)
    • С=42±0,2 мкФ
    1 (11)
    • R=2,7±1,5 Ом
    • Введение поправок с учетом систематической погрешности косвенных измерений
    2 (11)
    • r=4±0,92 Ом
    • внести поправки в расчет погрешностей измерения
    4 (11)
    • п=1,6±0,08
    • необходимо поводить измерения погрешностей аналогично в дополнительном задании
    6 (11)
    • lкр=0,75 мкм; lф=0,43 мкм

    Выводы  по результатам проведения лабораторных работ:

    1. наиболее высокие значения погрешностей характеризуют работы, содержащие использование электроизмерительных приборов, и эксперименты в области тепловых явлений;
    2. наименее значимыми оказались погрешности в работе по определению коэффициента трения скольжения, в большинстве работ по механике, предполагающих незначительное количество измерений или возможность повторения этих измерений.
    3. необходимо провести дополнительные исследования, которые бы позволили внести определенные изменения в ход работ или процедуру подсчета погрешностей
    4. Анализ результатов исследования

    По  результатам исследования было выделено5 работ, которые нуждались в наибольшей степени в изменении характера  расчетов. Для решения этих задач проведен ряд экспериментов (Приложение 3, приведены подробные описания хода, расчет величин, представлены графические зависимости). Для уточнения ускорения свободного падения вследствие частого использования этой величины было проведено измерение различными способами (практическая работа №1) – с помощью математического маятника и вращающегося диска. В результате получено значение gр =9,83±0,15 м/с2, которое можно использовать во всех работах курса. К тому же, это приведет к снижению погрешностей измерения, так как учет широты местности частично будет компенсировать другие неточности.

    Для повышения точности измерений и  расчетов в лабораторной работе по изучению движения тела, брошенного горизонтально, исследована зависимость уровня погрешностей от условий проведения эксперимента – от высоты, с которой падал шарик и начальной скорости, величину которой изменяли, запуская шарик с различных высот. В результате (графики приведены после расчетов в работе) выявлено: чем с большей высоты начинает свободное падение шарик, тем меньшие погрешности получаем. При уменьшении скорости наблюдается обратный процесс – погрешности возрастают, увеличивается случайная величина в разбросе дальности полета.

    Для исследования причин завышенных значений погрешностей в тепловых исследованиях проведена серия экспериментов (практические работы 3–6), направленных на выявление характера взаимосвязи получаемой и отдаваемой порции энергии. В эксперименте измерено значение коэффициента тепловых потерь, который составил до 30% от общего значения энергии. При этом важно, что методика, предлагаемая для расчета удельной теплоемкости, заранее несет в себе ошибку: при практическом исследовании выявлено, что максимальное значение погрешностей возникает вовсе не в ситуации, когда горячее тело нагрето до температуры кипения воды. Минимальные значения погрешностей соответствуют температуре горячей воды и исследуемого тела, равной 69оС. Вообще же зависимость носит нелинейный характер: если при температуре 100оС и при ее достаточном снижении наблюдается рост величины абсолютной и случайной погрешности, в случае нахождения температуры вблизи значения в 86 – 89оС коэффициент составляет около 0,9, то есть почти все тепло забирает взаимодействующее тело.

    Возможным объяснением данного явления может служить исследование скорости остывания горячей воды (практическая работа №5). График зависимости температуры от времени носит нелинейный характер: чем выше температура и чем больше ее значение по сравнению с окружающей средой, тем интенсивнее идет теплообмен, при приближении к температуре теплового равновесия отдача тепла замедляется. Рассматриваемая температура для минимального значения тепловых потерь находится в диапазоне, которому соответствует практически линейная зависимость температуры от времени.

    С учетом предложенных выводов проведено  измерение удельной теплоемкости (практическая работа 6). При этом расчеты велись как в соответствие с ранее  принятыми изменениями, так и  с учетом коэффициента тепловых потерь. Относительная погрешность велика, что приводит к значительной погрешности определения теплоёмкости твёрдого тела: без учёта потерь в интервал не входит значение реальной величины удельной теплоемкости даже при поправке на другие факторы; с учётом потерь интервал, в котором находится удельная теплоемкость, соответствует табличному значению для данного материала.

    В лабораторных работах по электричеству  выявлены два наиболее важных фактора, оказывающих свое влияние на повышение  уровня погрешностей (практические работы 7 – 10): систематические погрешности – для вольтметра необходимо учитывать погрешность, связанную с высокой методической ошибкой вследствие большого внутреннего сопротивления. Для амперметра значительными оказываются значения внутреннего сопротивления – они составляют почти половину от внешнего сопротивления цепи. В расчетах получено значение в 0,4 Ом, что оказывает влияние на соответствующие показания.

    Кроме того, в работе не исследовались  пути расчета динамической погрешности. Но как показали результаты практической работы 8, необходимо учитывать значительные потери на нагревание не только измерительных приборов: кинестетически можно заметить значительный нагрев спирали сопротивления, а этот фактор в свою очередь приводит к изменениям характеристик цепей во времени, и рассчитывается с использованием более сложного математического аппарата. Кроме того, если в лабораторной работе по электродинамике использовать большие значения напряжения (практическая работа 9), но не превосходящие величин безопасного напряжения, точность повышается. Из графика становится понятно, что чем больше значение напряжения в цепи, тем меньше погрешность. Если же брать при исследовании сопротивления, значительнее отличающиеся от внутреннего сопротивления источника для увеличения все той же разности показаний, тем меньшее влияние будут оказывать приборы на получаемый результат.

Информация о работе Определение погрешностей в физических измерениях