Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:04, реферат
«Сначала хирург, а потом капитан нескольких кораблей» Лемюэль Гулливер в
одном из своих путешествий попал на летающий остров — Лапуту. Зайдя в один
из заброшенных домов в Лагадо, столице Лапутии, он обнаружил там странного
истощенного человека с закопченным лицом. Его платье, рубаха и кожа
почернели от копоти, всклокоченные волосы и борода были местами опалены.
Этот неисправимый прожектер восемь лет разрабатывал проект извлечения из
огурцов солнечных лучей. Эти лучи он намеревался собирать в герметически
закупоренные склянки, чтобы в случае холодного или дождливого лета
обогревать ими воздух. Он выразил уверенность, что еще через восемь лет
сможет поставлять солнечный свет повсюду, где он потребуется.
Кроме того, необходима будет и малая космическая эскадра, которой будут
пользоваться космонавты—
Первый опыт,
который очень пригодится
будущим монтажникам
солнечных электростанций, приобрели советские космонавты.
Космическая станция «Салют-7» находилась на орбите уже немало дней, когда
стало ясно, что для проведения многочисленных экспериментов, задуманных
учеными, мощности корабельной электростанции—солнечных батарей—может не
хватить. В конструкции «Салют-7» возможность установки дополнительных
батарей была предусмотрена. Оставалось только доставить на орбиту солнечные
модули и укрепить их в нужном месте, то есть провести тонкие монтажные
операции в открытом космосе. С этой сложнейшей задачей советские космонавты
блестяще справились.
Две новые панели солнечных батарей были доставлены на орбиту
на борту спутника «Космос-1443» весной 1983 года. Экипаж «Союза Т-9» —
космонавты В. Ляхов и А. Александров — перенес их на борт «Салюта-7».
Теперь предстояла работа в открытом космосе.
Дополнительные
солнечные батареи были
Четкую и методичную работу космонавтов в невероятно трудных условиях
открытого космоса видели миллионы телезрителей. Сложнейшая монтажная
операция была проведена великолепно. Новые модули увеличили производство
электроэнергии более чем в полтора раза.
Но и
этого оказалось
«Салюта-7»—Л. Кизим и В. Соловьев (вместе с ними в космосе находился врач
О. Атьков)— 18 мая 1984 года установили на крыльях станции дополнительные
солнечные батареи.
Будущим проектировщикам
космических электростанций
необычные условия космоса — почти абсолютный вакуум, невероятный холод
космического пространства, жесткая солнечная радиация, бомбардировка
микрометеоритами и так далее—влияют на состояние материалов, из которых
сделаны солнечные батареи. На многие вопросы получают они ответы, изучив
образцы, доставленные на Землю с «Салюта-7». Уже более двух лет работали
батареи этого корабля в космосе, когда С. Савицкая — первая в мире женщина,
дважды побывавшая в космосе и совершившая выход в открытый космос, — с
помощью универсального инструмента отделила, кусочки солнечных панелей.
Теперь их изучают ученые разных специальностей, чтобы определить, как долго
могут работать в космосе без замены.
Космическая тепловая станция
Технические
трудности, которые будет
космических энергостанций, колоссальны, но принципиально разрешимы. Другое
дело — экономика таких сооружений. Кое-какие оценки производят уже сейчас,
хотя экономические расчеты космических энергостанций могут быть сделаны
лишь весьма приближенно. Сооружение космической электростанции будет
выгодным лишь тогда, когда стоимость киловатт-часа выработанной энергии
составит примерно такую же величину, как стоимость энергии, выработанной на
Земле. По оценкам американских специалистов, для выполнения этого условия
стоимость солнечной электростанции в космосе должна быть не более 8
миллиардов долларов. Этой величины можно достичь, если в 10 раз снизить (по
сравнению с существующей) стоимость одного киловатта мощности,
вырабатываемой солнечными батареями, и во столько же раз — стоимость
доставки полезного груза на орбиту. А это — невероятно трудные задачи.
Видимо, в ближайшие десятилетия мы вряд ли сможем использовать космическую
электроэнергию.
Но в списке
резервов человечества этот
значиться на одном
из первых мест.