Исполнительный механизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Проектируемый механизм состоит из электродвигателя и редуктора. Для получения заданного момента и числа оборотов на выходном валу редуктор должен обладать необходимым передаточным числом, а двигатель должен обеспечивать необходимую мощность

Содержание

1. Техническое предложение ……………………………………………………………………3
1.1. Анализ технического задания ………………………………………………………3
1.2. Разработка функциональной схемы механизма …………………………………...3
2. Технический проект …………………………………………………………………………...3
2.1. Выбор двигателя ……………………………………………………………………..3
2.2. Разработка кинематической схемы …………………………………...……………4
2.2.1. Определение передаточного отклонения ………………………………...4
2.2.2. Определение числа зубьев ………………………………………………...5
2.3. Выбор материалов зубчатых колес ………………………………………………...5
2.4. Расчет модуля ………………………………………………………………………..5
2.5. Расчет размеров зубчатых колес ……………………………………………………6
2.6. Компоновочная схема ……………………………………………………………….7
2.7. Расчет крутящих моментов и сил …………………………………………………..7
2.8. Расчет валов ………………………………………………………………………….8
2.9. Выбор подшипников ………………………………………………………………...9
2.10. Расчет коэффициента унификации ………………………………………………10
2.11. Оценка угловой погрешности ……...…………………………………………….10
Список использованной литературы …………………………………………………………..12

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

 

Относительная толщина конических зубчатых колес  рассчитывается по формуле:

 

2.6. Компоновочная схема 

      Компоновочная схема представлена на рис.4. 

2.7. Расчет крутящих  моментов и сил 

      В цилиндрических прямозубых зубчатых колесах  при сцеплении возникают два  вида сил: распорные, направленные в  сторону вращения и окружные, направленные по касательной к окружности, описываемой  точкой соприкосновения зубьев

      В конических зубчатых колесах возникают также и осестремительные силы, направленные по осям вращения.

      Рассчитаем  силы и моменты для всех кинематических пар редуктора: 

      IV ступень:

     Рок4 = 2М/dк4 = 2*70/4,5 = 33 Н

      Рр4 = Рок4tgα = 33*tg20˚ = 12 Н (α = 20˚ т.к. форма зуба эвольвента)

      Рос4 = Рр4 = 12 Н 

      III ступень:

      М3 = Рок4dш4/2 = 33*0,9/2 = 14,8 Н*мм

      Рок3 = 2М3/dк3 = 2*14,8/4,25 = 6,78 Н

      Рр3 = Рок3tgα = 6,78tg20˚ = 2,47 Н 

      II ступень:

      М2 = Рок3dш3/2 = 6,78*0,85/2 = 2,8 Н*мм

      Рок2 = 2М2/dк2 = 2*2,8/3,4 = 1,36 Н

      Рр2 = Рок2tgα = 1,36tg20˚ = 0,435 Н 
 

     I ступень:

      М1 = Рок2dш2/2 = 1,36*0,85/2 = 0,578 Н*мм

      Рок1 = 2М1/dк1 = 2*0,578/1,7 = 0,68 Н

      Рр1 = Рок1tgα = 0,68tg10˚ = 0,245 Н 

2.8. Расчет валов 

      Определим диаметр выходного вала, на него приходится наибольшая нагрузка. Диаметр  остальных валов примем равным диаметру выходного вала.

      Рассчитаем  нагрузку, которая оказывается на него: 

3  

      Значения  сил Рок4 и Р4 были рассчитаны в разделе 2.8. Значения длин были взяты из компоновочной схемы (рис.4)

      Условно уберем опору В:

Сумма моментов относительно точки А равна 0:

ΣМi(A) = 0

ок4 + 15R’b4 = 0

R’b4 = -7/15Rок4 = -15,4 Н

ΣМi(A) = 0

р4 + 15R’’b4 = 0

R’’b4 = -7/15Rр4 = -5,6 Н


 

     Условно уберем опору А:

Сумма моментов относительно точки В равна 0:

ΣМi(В) = 0

22Рок4 - 15R’А4 = 0

R’А4 = 22/15Rок4 = 48,4 Н

ΣМi(В) = 0

р4 + 15R’’b4 = 0

R’’b4 = -7/15Rр4 = -5,6 Н


 

Проверим  верность вычислений. По II закону Ньютона сумма всех сил приложенных к валу равна 0: 

ΣFi = 0

ок4 + RА4 + RB4 = 0

-33 + 48,4 – 15,4 = 0 - верно

ΣFi = 0

р4 + RА4 + RB4 = 0

-12 + 17,6 – 5,6 = 0 - верно


 

     Вычисления  сил реакций опор выполнены верно 

     Изгибающий  момент на I участке (x = 0..0,7) вычисляется по формуле:

Ми(х) = Рок4 Ми(х) = Рр4

 

     Изгибающий  момент на II участке (x = 0,7..2,1) вычисляется по формуле:

Ми(х) = Рок4*0,7 – RA4(x – 0,7) Ми(х) = Рр4*0,7 – RA4(x – 0,7)

 

     Максимальный  изгибающий момент возникает в точке  А и равен:

МНиз = Мmax = 0,7Рок = 0,7*33 = 23,1 Н*см МVиз = Мmax = 0,7Рр4 = 0,7*12 = 8,4 Н*см

 

      Зная  горизонтальную и вертикальную составляющие суммарного момента МΣ, найдем его по формуле:

      Приведенный момент равен:

      В качестве материала для вала выберем  сталь СТ45 (нормализация), имеющие следующие характеристики:

      Е = 2,25*107 Н/см2

      [σ] = 14000 Н/см2

      [τ] = 17300 Н/см2 

      Допустимый  диаметр вала рассчитывается по формуле:

      Округлим  значение диаметра вала в большую  сторону до ГОСТа: d = 4,5 мм 

2.9. Выбор подшипников 

     При выборе типа подшипников учитывается  частота вращения вала, характер нагрузки, срок службы, температурный режим  работы, диаметр вала.

      Проверим, удовлетворяет ли всем этим условиям радиальный однорядный подшипник 1 000 093 и радиально упорные с α = 12˚ подшипники 6003 и 6005. Параметры подшипников представлены в таблице 2.  

Табл. 2. Параметры подшипников 

Обозначение Размеры, мм Шарики Грузоподъемность, Н
d D B Dш Z C C0
1 000 093 3 8 3 1,59 6 440 200
6003 3 16 5 3,17 8 1790 1000
6005 5 16 5 3,17 8 1830 1000

      Достаточно  проверить удовлетворяет ли условию  срока эксплуатации подшипник 1 000 093. Если это произойдет то, очевидно, что подшипники 6003 и 6005 также удовлетворяют этому условию.

      Долговечность подшипника вычисляется по формуле:

L = 106/60n(С/Рэ)3

где Рэ – эквивалентная динамическая нагрузка, равная:

Рэ = (xνFp + yFoc)KδKт

где х = 1, y = 0, ν – коэффициент, учитывающий вид колеса вращения (ν = 1, т.к. вращается внутреннее кольцо), Kδ – коэффициент динамических условий работы (Kδ = 1, т.к. динамическая нагрузка отсутствует), Kт – коэффициент температурного режима работы (Kт = 1, т.к. эксплуатация проходит в нормальных условиях)

      Эквивалентная динамическая нагрузка равна:

Рэ = Fр = Fрmax

где Fрmax – максимальная распорная сила в опоре.

     Распорная сила в опоре А равна:

где RHA = R’A, RVA = R’’A

     Распорная сила в опоре А равна:

где RHA = R’A, RVA = R’’A

      Эквивалентная динамическая нагрузка равна:

Рэ = Fpmax = FрА = 51,5 Н

      Долговечность подшипника в заданных условиях равна:

L = 106/60*10(440 – 51,5)3 = 1,04*106 ч

      Срок  службы подшипника превышает 105 часов, следовательно данный подшипник удовлетворяет всем необходимым условиям, как и подшипники 6003 и 6005. 

2.10. Расчет коэффициента унификации. 

      Если  N – общее число составных частей, а N0 – число оригинальных составных частей, то коэффициент унификации равен:

КU = (N – N0)/N*100% = (65-21)/65 = 67,7 % 

2.11. Оценка угловой  погрешности. 

      Погрешности зубчатых колес бывают двух видов: погрешности мертвого хода и кинематические погрешности. Первые вызваны зазором между зубьями шестерни и колеса при сцеплении, вторые – неточностью формы эвольвенты зуба и диаметров колес.

      Погрешность мертвого хода рассчитывается по формуле:

Δφj = 7,4(Fj [мкм]/d [мкм])

где Fj – допуск на погрешность мертвого хода, d – диаметр колеса.

     Погрешность кинематического характера рассчитывается по формуле:

Δφi = 6,88(Fi [мкм]/d [мкм])

где Fj – допуск на кинематическую погрешность, d – диаметр колеса или шестерни. 

     Рассчитаем  погрешность проектируемого редуктора  при использовании шестерней  и колес класса точности 4. 

      Погрешности кинематического хода для каждой пары равны:

     Δφj1 = 7,4(9/17) = 3,92’

     Δφj2 = 7,4(9/34) = 1,96’

     Δφj3 = 7,4(9/42,5) = 1,57’

     Δφj4 = 7,4(7/45) = 1,15’ 

     Полная  погрешность мертвого хода равна:

     Δφj = 0,7(Δφj4 + Δφj3/U4 + Δφj2/U4*U3 + Δφj1/U4*U3*U2) = 1,11’ 

     Погрешности кинематического хода для каждой пары равны:

Δφiш1 = 6,88(8/8,5) = 6,48’

Δφiш2 = 6,88(8/8,5) = 6,48’

Δφiш3 = 6,88(8/8,5) = 6,48’

Δφiш4 = 6,88(6/9) = 4,59’

Δφiк1 = 6,88(8/17) = 3,24’

Δφiк2 = 6,88(8/34) = 1,62’

Δφiк3 = 6,88(8/42,5) = 1,3’

Δφiк4 = 6,88(6/45) = 0,92’


 

     Полная  кинематическая погрешность равна:

Δφi = 0,7(Δφiк4 + (Δφiш4 + Δφiк3)/U4 + (Δφiш3 + Δφiк2)/U4*U3 + (Δφiш2 + Δφiк1)/U4*U3*U2 + Δφiш1/U4*U3*U2*U1) = 1,79’ 

      Полная погрешность равна:

Δφ = Δφi Δφj = 1,79’ + 1,11’ = 2,9’ 

     Допустимая  погрешность Δφ = 10’. При использовании колес и шестерней с классом точности 4 получаем избыточную погрешность. 

     Рассчитаем  погрешность проектируемого редуктора при использовании шестерней и колес класса точности 7. 

      Погрешности кинематического хода для каждой пары равны:

     Δφj1 = 7,4(20/17) = 8,71’

     Δφj2 = 7,4(24/34) = 5,22’

     Δφj3 = 7,4(24/42,5) = 4,18’

     Δφj4 = 7,4(30/45) = 4,93’ 

     Полная  погрешность мертвого хода равна:

     Δφj = 0,7(Δφj4 + Δφj3/U4 + Δφj2/U4*U3 + Δφj1/U4*U3*U2) = 4,24’ 

Информация о работе Исполнительный механизм