Гидродинамика как раздел механики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 00:21, реферат

Описание работы

ГИДРОДИНАМИКА (от гидро... и динамика), раздел гидромеханики, изучает движение жидкостей и воздействие их на обтекаемые ими твердые тела. Теоретические методы гидродинамики основаны на решении точных или приближенных уравнений, описывающих физические явления в движущихся жидкости или газе. В экспериментальной гидродинамике возникающие задачи исследуются на моделях, обтекаемых жидкостью или газом, при этом должны соблюдаться условия подобия теории. Результаты гидродинамики используют при проектировании кораблей, самолетов, ракет и др.
Гидродина¬мика представляет собой раздел механики сплошных сред, в кото¬ром изучается движение несжимаемых жидкостей и взаимодействие несжимаемых жидкостей с твердыми телами, — использует единый подход к изучению жидкостей и газов.

Работа содержит 1 файл

ГИДРОДИНАМИКА.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

      Режим течения данной жидкости в данной трубе изменяется примерно при определенной средней по сечению скорости течения  , которую называют критической. Как показывают опыты, значение этой скорости прямо пропорционально кинематической вязкости v и обратно пропорционально диаметру d трубы, т. е.

      

      Входящий  в эту формулу безразмерный коэффициент пропорциональности k одинаков для всех жидкостей и газов, а также для любых диаметров труб. Это означает, что изменение режима течения происходит при определенном соотношении между скоростью, диаметром и вязкостью v:

      

      Полученное  безразмерное число называется критическим  числом Рейнольдса и обозначается

      .

      Этот  результат согласуется с изложенной ниже теорией гидродинамического подобия, и вполне закономерно, что именно число Рейнольдса является критерием, определяющим режим течения в трубах.

      Как показывают опыты, для труб круглого сечения.

      Таким образом, критерий подобия Рейнольдса позволяет судить о режиме течения  жидкости в трубе. При  течение является ламинарным, при турбулентным. Точнее говоря, вполне развитое турбулентное течение в трубах устанавливается лишь при , а при имеет место переходная, критическая область.

      Смена режима течения при достижении обусловлена тем, что одно течение теряет устойчивость, а другое – приобретает. При ламинарное течение является вполне устойчивым: всякого рода искусственная турбулязация потока и его возмущения (сотрясения трубы, введение в поток колеблющегося тела и пр.) погашаются влиянием вязкости и ламинарное течение восстанавливается. Турбулентное течение при этом неустойчиво. При наоборот, турбулентное течение устойчиво, а ламинарное – неустойчиво. 
 
 

6. Гидродинамическая неустойчивость

Итак, переход  к турбулентности связан с неустойчивостью, а неустойчивость, в свою очередь, – с возникновением и развитием возмущений. Откуда же в реальной физической системе, какой является движущая жидкость, могут зародиться возмущения? Источников возмущений очень много. Прежде всего реальная установка (канал с движущейся жидкостью) находится на лабораторном столе, которому передаются колебания от стен и пола здания – результат сотрясения из-за проехавшей по соседству машины или, может быть, даже слабого сейсмического возмущения. Далее, вход жидкости в канал практически никогда не бывает идеально гладким, на входе в жидкость вносятся входные возмущения, они движутся вдоль жидкости вместе с ней и могут при благоприятных (неблагоприятных?) условиях нарастать. Стенки канала почти никогда не бывают лишены неровностей, шероховатостей. Обтекающий эти шероховатости поток непрерывно возмущается. Этот список можно было бы продолжать долго. Но есть источник возмущений, принципиально неустранимый. Это так называемые флуктуации. Когда мы говорим, например, что в данной точке потока плотность постоянна, это лишь означает, что она постоянна в среднем. Около этого среднего значения происходят малые, но макроскопические отклонения в ту или другую сторону. Они приводят к макроскопическим (малым) отклонениям (флуктуациям) давления, температуры и скорости. Флуктуации, таким образом, являются постоянно действующим источником возмущений, в принципе неустранимым.

Поставим теперь (мысленно) эксперимент по ламинарно-турбулентному  переходу в трубе конечной длины. Вход в трубу постараемся сделать, насколько это возможно, гладким и постепенным, пытаясь устранить возмущения на входе. От шероховатости стенок также попытаемся отделаться благодаря тонкой шлифовке поверхности. Тот факт, что труба имеет конечную длину, также играет важную роль: представим себе, что в потоке жидкости возникло малое возмущение, которое, во-первых, сносится потоком вниз по течению и, во-вторых, в условиях неустойчивости нарастает. Для его роста требуется некоторое характерное время. Требуется время и для сноса возмущения потоком, оно просто равно (по порядку величины) длине трубы, поделенной на скорость потока. Если характерное время нарастания возмущения больше времени сноса, то оно не успеет вырасти на рабочем участке трубы и будет вынесено за его пределы. Если поставить опыт с учетом сделанных оговорок, то получится, что такие важные источники возмущений, как вход и шероховатость стенок, почти полностью устраняются, а те возмущения, которые все-таки возникнут, будут вытеснены потоком за пределы рабочего участка. Результаты такого опыта оказываются удивительными: удается существенно отодвинуть порог возбуждения турбулентности, критическое число Рейнольдса, таким образом, удается увеличить на 2-3 порядка, происходит "затягивание порога турбулентности".

Можно поставить  также опыт с регулируемой шероховатостью стенок. Уменьшить шероховатость  можно лишь до определенного предела, скажем до молекулярных размеров. Но можно  ее искусственно увеличить, наклеивая  на стенки, допустим, мелкие кристаллики  контролируемых размеров. Таким образом, удается создать целую гамму трубок с оцениваемой наперед шероховатостью. Опыт говорит, что в этих случаях порог ламинарно-турбулентного перехода также изменяется в довольно широких пределах, причем критическое число Рейнольдса возрастает с уменьшением шероховатости.

Эти простые  опыты говорят о том, что идея связать переход к турбулентности с гидродинамической неустойчивостью  здравая. Но для полного спокойствия  необходимо, скажем, на примере какой-либо задачи детально сравнить получаемое теоретически критическое число Рейнольдса с опытным его значением. Совпадение этих чисел будет существенным доводом в пользу концепции гидродинамической неустойчивости.

 

      

Список  литературы 
 
 

      1.  Трофимова  В.И. Курс физики: Учеб. Пособие  для вузов.5-е     

                          изд., стер. – М.: Высш. Шк., 1998. – 542 с.    

         

      2.  Савельев  И.В. Курс общей физики: Учеб  пособие. Т. 1 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Содержание 

Введение

1.Коэффициент  вязкости. Течение по трубе

2.Формула Пуазейля.

3.Формула Стокса.

4.Закон подобия.

5. Турбулентность.

6. Гидродинамическая  неустойчивость 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Гидродинамика как раздел механики