Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 13:00, реферат

Описание работы

Философское наследие Аристотеля весьма обширно, а влияние его огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение многих лет. Созданные им философские системы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные им идеи нашли свое отражение в трудах многих позднейших философов. Очевиден огромный вклад Аристотеля в становление и развитие философии как науки, поэтому обращение к его творчеству, несмотря на огромную дистанцию во времени и немалый прогресс философской мысли с тех времен, представляется вполне обоснованным.

Содержание

Введение.
1. «Категории» как связующее звено логики и первой философии.
2. Первая философия. Учение о причинах и началах бытия.
3. Понятие «перводвигателя» как связующее звено физики и первой философии.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

ИвшинаМ.Н.Реферат по философии.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    АКАДЕМИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 
     

    КАФЕДРА СОЦИАЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ФИЛОСОФИЯ

    Реферат 

    Значение  физики и метафизики Аристотеля для  развития европейской философии 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Факультет: Экономический

    Специальность: Финансы и кредит (060400)

    Специализация: Государственные и муниципальные финансы

    Квалификация: Экономист 

    Заочная форма обучения

    Проверил: Нигоматуллина Р.М.,

    к. филос. н., доц.

    Подготовил студент

    группы  в4082

    Ившина  Мария Николаевна

    Содержание: 

         Введение.

         1. «Категории» как связующее звено логики и первой философии.

         2. Первая философия. Учение о  причинах и началах бытия.

      3. Понятие  «перводвигателя» как связующее звено физики и первой философии.

         Заключение.

         Список  литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение.

         Философское наследие Аристотеля весьма обширно, а  влияние его огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной  жизни в течение многих лет. Созданные  им философские системы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные им идеи нашли свое отражение в трудах многих позднейших философов. Очевиден огромный вклад Аристотеля в становление и развитие философии как науки, поэтому обращение к его творчеству, несмотря на огромную дистанцию во времени и немалый прогресс философской мысли с тех времен, представляется вполне обоснованным.

         Творческая  эволюция Аристотеля может быть представлена как история разочарования в  платонизме и метафизике с последующим  поворотом к натурализму и эмпиризму. Аристотель в критике Платона идет по пути ригоризации философского дискурса. Если Платон был склонен к изучению математических наук и равнодушен к эмпирическим явлениям, то Аристотель, напротив, обладал настоящей страстью к систематизации феноменов эмпирического мира. Если сократова майевтика и ирония, основанные на силе поэтического таланта, придавали платоновскому дискурсу открытый характер философствования как вечного поиска вне окончательной позиции, то научный дух Аристотеля, тяготел к органическому синтезу и систематизации, а также к дифференциации методов в русле данного синтеза. Философская систематика Аристотеля, по мнению Богомолова, уже окончательно определит стабильные ракурсы метафизики, физики, психологии, этики, политики, эстетики, логики.

         Одно  из главных сочинений Аристотеля – «Метафизика» (или «Первая философия», по авторскому названию). Метафизика, - как определяет М. Хайдеггер – есть мышление в предельных понятиях, заключающих вопрос о целом и одновременно захватывающих вопросом самого понимающего. Метафизика, таким образом, – это предельное вопрошание. «Первая философия», по мнению Доброхотова, специально посвящена выяснению того, что такое бытие и каковы его свойства именно как бытия. Влияние выдвинутого в «Метафизике» учения о бытии на западную онтологию огромно. Доброхотов пишет, что «детальность и глубина анализа проблемы бытия в ней превосходят все античные образцы».

         Следует отметить, что понять «Метафизику» до конца невозможно. Доброхотов определяет этому следующие причины: испорченность текстов и случайность их соединения в одно целое, следы эволюции взглядов Аристотеля, вероятность наличия текстов, не принадлежащих Стагириту, или записей его лекций, которые могли остаться не авторизованными. «Метафизика» - это произведение, «более похожее на сборник методологических статей», созданных внутри школы и для ее потребностей. Поэтому «сверхлаконизм» и беглость объясняются тем, что работа предназначена для людей, знакомых с проблематикой, с наличными точками зрения, со школьной полемикой и обобщающими взглядами Аристотеля. Стагирит вскользь говорит о том, что кажется самым главным, и подробно анализирует мелочи; предпочитает процесс поиска однозначному резюмированию; свободно оперирует терминами; избегает глобальных конструкций и, как пишет Доброхотов, «часто производит впечатление теоретика, создающего систему понятий одноразового пользования, только для данной ситуации».

         Современная философия подвергает метафизику критике, с тем, чтобы освободиться от нее. Хайдеггер обвиняет традиционную метафизику в «овнешненности», «запутанности в себе» и «беспроблемности». Однако чтобы построить мысль неметафизическим образом, необходимо понять: что есть метафизика, и для этого рассмотреть первую философию Аристотеля, где она, собственно, и складывалась.

         В моем анализе я преследовал следующую  цель: исследование первой философии  Аристотеля.

         Для достижения цели необходимо выполнить  следующие задачи: выяснить границы  и пределы метафизики, понять связь  логики и физики с самой первой философией. В дополнение к этому, нужно найти ответы на вопросы: Что означает само выражение «Первая философия»? Как название связано с предметом? Также важно выяснить понимание Стагиритом понятий «сущность», «сущее», «бытие», «категории», «перводвигатель».

         Для решения поставленных задач необходимо воспользоваться не только самим текстом «Метафизики» Аристотеля ввиду возникающих трудностей в его понимании, описанных выше, но и некоторой вспомогательной литературой. В основном в своей работе я использовал суждения, приведенные в статье Хайдеггера «Основные понятия метафизики» в переводе Ахутина и Бибихина, в монографии Доброхотова «Категория бытия в классической западноевропейской философии» и «Античной философии» Богомолова. Взгляды данных писателей показались мне наиболее интересными и содержательными. Работа с другими книгами имела ознакомительный характер.

         В первой части работы были рассмотрены «Категории» Аристотеля, так как они являются последним трактатом логики Стагирита и первым метафизики. Понятие «сущности» является местом пересечения логического учения и «первой философии». В третьей части затронута проблема «перводвигателя» в физике философа, которая также находит место в метафизике. Однако чтобы понять метафизические аспекты физики, необходимо сначала рассмотреть саму первую философию Стагирита, что и было сделано во второй части.

         Перейдем к непосредственному исследованию поставленных задач. 
     

  1. «Категории» как связующее звено логики и первой философии.
 

         Приступим к рассмотрению логики Аристотеля, ввиду того, что трактат «Категории» в некотором смысле является введением в первую философию Стагирита. Аристотель - признанный основатель логики. Аристотель выработал парадигму логического исследования, которая господствовала на протяжении более двух тысяч лет. По некоторым свидетельствам, общее число написанных Аристотелем сочинений приближается к тысяче. Логические сочинения Аристотеля позже были объединены под общим названием «Органон». Богомолов в своей книге перечисляет следующие:

  • «Категории» - сочинение, которое не всеми исследователями признается подлинным ввиду близости развиваемого там учения взглядам, выраженным Платоном в диалоге «Тимей»;
  • «Об истолковании» - сочинение, по мнению Богомолова, вероятно, не принадлежащее самому Аристотелю или, по крайней мере, подвергшееся искажению и позднейшим вставкам;
  • «Аналитики первая и вторая» - основное классическое произведение Аристотеля по логике, из которых первая излагает силлогистику Аристотеля, а вторая - учение о доказательстве;
  • «Топика», содержащая учение о вероятных («диалектических») доказательствах (в ней не принадлежит Аристотелю лишь пятая книга);
  • «О софистических опровержениях» - сочинение, которое иногда считается последней (девятой) книгой «Топики», иногда же принимается за самостоятельное сочинение.

         Сразу же стоит отметить, что порядок  логических произведений Аристотеля не случаен: он отражает дидактическую  структуру логического знания, восходя  от простого к сложному. В данной работе внимание было направлено на изучение «Категорий», так как именно этот труд философа связывает логику и метафизику Аристотеля.

         В «Категориях» идет речь о словах, высказываемых «без какой-либо связи» и обозначающих самые общие характеристики бытия. Аристотель перечисляет 10 категорий (kategoreo - высказываться, утверждать, судить): сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Они отвечают на вопросы: «что именно есть?», «какое?», «сколько?» и т.д. В «Метафизике» Аристотель или сводит все категории к трем (сущность, свойство, отношение), или же подводит четыре последние категории первого списка под одну – движение.

         Стоит отметить, что с анализом категорий  связан существенный, уже не чисто  логический вопрос. Что такое категории? Роды бытия? Или формы мысли? Или грамматические формы, попросту имена, слова? Все эти точки зрения высказывались в историко-философской литературе. Отражая отдельные стороны концепции Аристотеля, они имеют свои основания. Однако сведение категорий к какой-то одной стороне неправомерно. Учение о категориях строилось Стагиритом на основе изучения родов бытия, как и его общих характеристик, выражаемых в понятиях, истинных лишь постольку, поскольку они выражают эти характеристики. Поэтому учение Аристотеля о категориях – синтетическая, и в то же время недифференцированная концепция, в которой категории суть одновременно характеристики бытия, как и логические и грамматические характеристики. Их дифференциация – дело будущего.

         Первая  из «Категорий» – сущность (oysia). В «Категориях» Стагирит выделяет «первые» сущности, которыми являются, с его точки зрения, отдельно существующие предметы, «как например отдельный человек или отдельная лошадь» - индивидуальный, единичный предмет, который мы определяем, присоединяя к нему предикаты, обозначающие качество, количество и т.д. Здесь вполне можно было бы усмотреть парадокс. Ведь Аристотель, как и Платон до него, считает знанием знание не единичного, а общего. Аристотель, по мнению Богомолова,  выходит из положения, вводя понятие «второй сущности» – это роды и виды, т.е. общее, неразрывно связанное с единичным и без него невозможное. Но категория сущности оказывается тогда самым общим понятием, обозначающим все самостоятельно существующие вещи, расчлененным в то же время на роды и виды. И в логической иерархии, отражающей отношения единичного, особенного и всеобщего, сущность занимает как самое высшее (все самостоятельно существующее есть сущность), так и самое низшее (каждое самостоятельно существующее есть сущность) место, она есть и высший род, и единичное сущее.

         «Можно думать, - пишет Богомолов, - что «Категории» – одно из ранних произведений Аристотеля, относящихся к началу его самостоятельной деятельности в Ликее. Угадав здесь и по существу выразив диалектику единичного, особенного и всеобщего в единичных вещах – «первых сущностях», он затем отступает от этой точки зрения, толкуя роды и виды, как «формы» (morphe, idea), т.е. «суть бытия», понятийные определения, внутренне присущие отдельным предметам. Поэтому изменяется и определение сущности. А именно, «формою я называю, - говорит философ, – суть бытия каждой вещи и первую сущность». Но тем самым предполагается тождество формы и единичного предмета суть бытия тождественна с единичной вещью, взятой самою по себе, они тождественны всегда, когда речь идет обо всем том, что «получает обозначение не через отношение к другому, а как самостоятельное и первичное», т. е. об единичных вещах».

         Понять, что же такое «сущность» у Аристотеля, очень сложно, так как философ ищет «суть бытия» в общем, в «форме» и «идее». «Апелляция к вещам как единственно существующим реальностям, по мнению Богомолова, влечет его… к признанию сущности единичной вещью». Однако последняя – нечто сложное, составленное из материи и формы, следовательно, «она не может быть первичной, сущность и суть бытия должны быть простыми».

         А, следовательно, отыскание общих начал – дело не логики, а «первой философии». Оно состоит в усмотрении умом, в умозрительном постижении сущности вещей, их «формы» и «сути бытия».

Информация о работе Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской философии