Зигмунд Фрейд и психоанализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 08:21, реферат

Описание работы

Родоначальником психоаналитической теории является Зигмунд Фрейд (1856-1939) Строго говоря, Фрейд никогда не был социологом. Однако отдельные социологические теории и направления испытали на себе сильное воздействие его идей. Целью работы является: -ознакомление с учениями З.Фрейда
Задачами своей работы я выбрала:
- исследование социальных взглядов З.Фрейда
- рассмотрение психоанализа

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………….с.3
1. Исходные мировоззренческие установки основателя психоанализа З.Фрейда …………………..с.4
2. Учение о бессознательном. Эволюция взглядов З. Фрейда…………………………………………………..с.5
3. Происхождение религии ………………………………………………………………………………………………………..с.6-7
4. Теория атеизма …………………………………………………………………………………………………………………..……..с.8.
5. Основной вклад в науку………………………………………………………………………………………………………….….с.9
5.1 Структурная модель психики …………………………………………………………………………………………….с.9-10
5.2 Психосексуальные фазы развития…………………………………………………………………………………………с.11
5.3 Эдипов комплекс…………………………………………………………………………………………………………………….с.12
5.4 Бессознательное……………………………………………………………………………………………………………………..с.13
6. Влияние и значение идей Фрейда……………………………………………….……………………………………..с.14-15
Заключение……………………………………………………………........................................................................с. 16
Список использованной литературы………………………….……………………………………………………………….с. 17.

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии.docx

— 43.71 Кб (Скачать)

 

Фрейдовское понимание  бессознательного строилось на нескольких основных теоретических положениях: i) психика не тождественна сознанию, поскольку отождествление нарушает психическую непрерывность; ii) введение структуры бессознательного объясняется  наличием массы пробелов в данных сознания, объяснение которых принципиально  невозможно без допущения существования  процессов, отличных от сознательных; iii) бессознательное является обязательной и неотъемлемой фазой процессов, протекающих в психике человека; iv) основа и суть бессознательного есть унаследованные психические образования; v) любой акт в психике рождается  в бессознательном и может  или там же и остаться, или же перейти в область сознания, если не наталкивается на сопротивление; vi) бессознательное — уникальная психическая система, отличающаяся особыми принципами функционирования и выражения, законы функционирования бессознательного отличны от законов, по которым работает сознание; vii) процессы, протекающие в бессознательном, пользуются большей свободой в сравнении  с сознательными; viii) бессознательно познаваемо только опосредованно —  через анализ переведенного бессознательного материала в сознание; ix) особые свойства бессознательного: первичный процесс (язык бессознательного, функционирующий  в соответствии с принципом удовольствия, то есть иррациональный, импульсивный и примитивный), активность, отсутствие противоречий, протекание вне времени, замена физической реальности психической  реальностью.

 

Основные черты бессознательного сводятся к следующему: i) содержание бессознательного является репрезентатором  влечений; ii) содержания бессознательного регулируются первичными процессами, в частности сгущением и смещением; iii) подпитываемые энергией влечений, содержания бессознательного стремятся  вернуться в сознание, проявившись  в поведении (возвращение вытесненного содержания), однако фактически появиться  в предсознании могут исключительно  в искаженном цензурой (Сверх-Я) виде; iv) В бессознательном очень часто  подвергаются фиксации детские желания.

6.  Влияние и значение идей Фрейда

 

 

Исследователи отмечают, что влияние идей Фрейда на западную цивилизацию XX века было глубоким и  прочным — Л. Хьелл и Д. Зиглер отмечают, что «во всей истории  человечества очень немногие идеи оказали  столь широкое и мощное воздействие». По мнению данных авторов, к основным заслугам учёного стоит отнести  создание первой развёрнутой теории личности, создание обширной системы  клинических наблюдений (основанных на собственном анализе и терапевтическом  опыте), формирование оригинального  метода лечения невротических расстройств, которые невозможно исследовать  никаким иным образом. Р. Фрейджер и  Д. Фейдимен называют научные взгляды  Фрейда радикальными и новаторскими для своего времени, утверждая, что  идеи учёного и по сей день продолжают оказывать значимое влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство. Авторы отмечают, что  ряд открытий Фрейда — к примеру, важность сновидений и энергия бессознательных  процессов, на данный момент являются общепризнанными, хотя многие другие аспекты  его теории широко дискутируются. Фрейджер и Фейдимен пишут: «Вне зависимости  от времени, Фрейд — это фигура в психологии, с которой следует  считаться». Известный российский психолог М. Г. Ярошевский также придерживается мнения, что работы Фрейда изменили облик психологии в XX столетии и  до сих пор вызывают негаснущий интерес, а современная психология и психотерапия усвоила уроки учёного, «отбирая в них все будоражещее творческую мысль». К. Немировский, врач-психиатр, член Ассоциации психоанализа Буэнос-Айреса и Международной ассоциации психоанализа, называет Фрейда неустанным исследователем, энтузиастом, далёким от конформизма  и пишет: «Сегодня мы можем дополнять, оспаривать или менять акценты в  наследии Фрейда, но все-таки его метод  — его подход к исследованиям  — продолжает существовать лишь с  незначительными изменениями». Психоаналитик  А. Грин, в свою очередь, аналогично утверждает: «Никакой ортодоксальный последователь Фрейда, хотя и внесший  значительные вклады в науку, не в  состоянии предложить что-либо принципиально  новое».

 

Один из ярчайших последователей учёного, французский психолог и  философ Ж. Лакан без преувеличения  характеризовал учение Фрейда как «коперникианский переворот». Другой последователь (а  в прошлом — соратник и ученик) Фрейда, Ш. Ференци, описывая влияние  учёного на медицину, писал: «Как ни странно, но до Фрейда исследователи  считали почти безнравственным  рассмотрение сексуальных проблем  и психологической стороны любовных отношений», что в конечном итоге  привело Фрейда к переосмыслению практики и теории терапии, полностью  провалившейся в попытках лечения  неврозов. Ференци пишет, что важнейшее  достижение учёного — это создание специфического языка и техники  для исследования бессознательного, помогающего в процессе толкования сновидений и невротических и  психотических симптомов в обыденной  жизни. Подобно Лакану, Ференци называет открытия Фрейда «великим переворотом», сравнивая их с переворотом в  медицине после внедрения методов  перкуссии, рентгенологии, бактериологии  и химии. Исследователь закачивает статью словами: «Фрейд взорвал строгую  демаркационную границу между науками  о природе и духе <…> Влияние  Фрейда на медицину оказало глубокое воздействие на развитие этой науки. Возможно, что стремление к ее развитию существовало и раньше, но фактическое  осуществление потребовало появления  личности такой значимости, как Фрейд».

 

Российский философ  М. С. Мареев выдвигает предположение, что фрейдизм допустимо рассматривать  одной из трех основных, наряду с  марксизмом и христианством, систем мировоззрения XX века; Мареев пишет, что  влияние Фрейда по большей части  характерно для психологии и философии. Для последней, пишет исследователь, вклад Фрейда заключается в выдвижении принципиально нового утверждения, гласящего: «душевная жизнь человека вовсе не есть поток впечатлений  и реакций, а она содержит в  себе некую субстанцию, некую константу, которая не только не поддается влиянию  внешних впечатлений, а, наоборот, изнутри  их определяет, придавая им такое значение, которое совершенно необъяснимо  ни из настоящего, ни из прошлого опыта». Таким образом, объясняет Мареев, Фрейд оспорил доминирующее в эмпирической науке представление о душе как нематериальном начале — соответственно, отец-основатель психоанализа вернул понятию «душа» строго научный смысл (хотя и частично заново сформированный) и, как следствие, данное понятие вышло за рамки одной только философии, куда было ранее определено с руки учёных-эмпириков.

 

Другой отечественный  исследователь, психолог Л. Ф. Обухова, пишет, что главный секрет огромного  влияния Фрейда заключается в  разработанной им динамической теории развития личности, показавшая, что  «для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают». Ссылаясь на Д. Уотсона, Обухова пишет, что  Фрейд значительно опережал своё время и, наравне с Ч. Дарвином, «разрушил узкие, ригидные границы  здравого смысла своего времени и  расчистил новую территорию для  изучения человеческого поведения». Е. П. Корякина отмечает значительное влияние  Фрейда на развитие культурологической мысли в XX веке — основной вклад  учёного в данной области заключается  в создании оригинальной концепции  культуры, согласно которой все культурные ценности есть продукт сублимации, или, другими словами, процесса подчинения культурой энергии «Оно» и  перенаправление её с сексуальных  на духовные (художественные) цели. Корякина пишет: «Культура, в понимании психоаналитической теории, основана на принуждении и  запрете влечений, она есть механизм подавления первичных желаний, угрожающих обществу, она направляет инстинкты, в том числе и агрессивность, в иное русло, и именно поэтому  культура, с точки зрения Фрейда, является источником психического нездоровья индивида».

 

Фрейд как никто другой оказал огромное влияние на развитие теорий личности — его взгляды  на развитие человека, объединённые под  словом «психоанализ», до сих пор  остаются одними из наиболее хорошо известных  в психологии. Немногие идеи в истории  человеческой цивилизации имели  столь широкое и глубокое влияние, как фрейдовские. Популярность идей Фрейда продолжает расширяться и  проникать в различные научные  сферы — многолетняя работа учёного  дала человечеству новый могущественный способ исследовать собственные  мысли, действия и взаимодействия. Комплекс его трудов обладает столь высокой  научной значимостью, что попросту отвернуться от него представляется невозможным; Д. Неу пишет: «у Фрейда ещё есть чему поучиться».

 

Заключение

 

Религиоведческая концепция  З. Фрейда представляет собой смесь  реальных фактов и откровенных домыслов, истины и заблуждения, науки и  мифотворчества.

Фрейд был убежденным атеистом. К религии он подходит, занимая сциентическую позицию. Фрейд полагает, кроме создания идеалов, во всём остальном научное мировоззрение  может успешно соперничать с  религией. Он считает необходимым  заменить религиозное воспитание на развивающее интеллект и основанное на научном мировоззрении.

 

В переписке с Фрейдом  Ромен Роллан утверждал, что религиозность  в нём особое «океаническое» чувство  вечности, чего-то бескрайнего, безграничного. Фрейд, однако, отмечал, что у него отсутствует такое «океаническое» чувство, хотя и признавал его  наличие у других.

 

В «Будущем одной иллюзии» Фрейд в основном критически отзывается о религии, характеризуя ее, как социальную иллюзию, и даже как особую форму  коллективного невроза, которая  является, «по-видимому, самым главным  из психических изобретений цивилизации». Он приходит к выводу, что все  религиозные верования являются «иллюзиями, неподверженными доказательствам».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Попова М.А. Фрейдизм и религия. - М.: Наука, 1985. - 200 с.

2. http://referat.yabotanik.ru/filosofiya/filosofskie-vzglyady-zfrejda/87406/82243/page3.html

3. http://library.by/shpargalka/belarus/philisophy/001/phi-001.htm

4.http://ru.wikipedia.org/wiki/Фрейд,_Зигмунд#.D0.9E.D1.81.D0.BD.D0.BE.D0.B2.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D0.B2.D0.BA.D0.BB.D0.B0.D0.B4_.D0.B2_.D0.BD.D0.B0.D1.83.D0.BA.D1.83

5.http://ru.wikipedia.org/wiki/Будущее_одной_иллюзии#.D0.9E.D1.82.D0.BD.D0.BE.D1.88.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D0.A4.D1.80.D0.B5.D0.B9.D0.B4.D0.B0_.D0.BA_.D1.80.D0.B5.D0.BB.D0.B8.D0.B3.D0.B8.D0.B8

6. http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=415

7. http://immemoreal.com/sociot6r4part1.html

8. http://sociologs.ru/stati/concept_Freid.html

9. http://pro-psixology.ru/socilogicheskij-psixologizm-kriticheskij-analiz/print:page,1,942-frejdistskaya-sociologiya.html

10. http://abc.vvsu.ru/Books/u_sotsiology/page0007.asp

 


Информация о работе Зигмунд Фрейд и психоанализ