Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 08:21, реферат
Родоначальником психоаналитической теории является Зигмунд Фрейд (1856-1939) Строго говоря, Фрейд никогда не был социологом. Однако отдельные социологические теории и направления испытали на себе сильное воздействие его идей. Целью работы является: -ознакомление с учениями З.Фрейда
Задачами своей работы я выбрала:
- исследование социальных взглядов З.Фрейда
- рассмотрение психоанализа
Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………….с.3
1. Исходные мировоззренческие установки основателя психоанализа З.Фрейда …………………..с.4
2. Учение о бессознательном. Эволюция взглядов З. Фрейда…………………………………………………..с.5
3. Происхождение религии ………………………………………………………………………………………………………..с.6-7
4. Теория атеизма …………………………………………………………………………………………………………………..……..с.8.
5. Основной вклад в науку………………………………………………………………………………………………………….….с.9
5.1 Структурная модель психики …………………………………………………………………………………………….с.9-10
5.2 Психосексуальные фазы развития…………………………………………………………………………………………с.11
5.3 Эдипов комплекс…………………………………………………………………………………………………………………….с.12
5.4 Бессознательное……………………………………………………………………………………………………………………..с.13
6. Влияние и значение идей Фрейда……………………………………………….……………………………………..с.14-15
Заключение……………………………………………………………........................................................................с. 16
Список использованной литературы………………………….……………………………………………………………….с. 17.
Фрейдовское понимание
бессознательного строилось на нескольких
основных теоретических положениях:
i) психика не тождественна сознанию,
поскольку отождествление нарушает
психическую непрерывность; ii) введение
структуры бессознательного объясняется
наличием массы пробелов в данных
сознания, объяснение которых принципиально
невозможно без допущения существования
процессов, отличных от сознательных;
iii) бессознательное является обязательной
и неотъемлемой фазой процессов,
протекающих в психике
Основные черты
Исследователи отмечают,
что влияние идей Фрейда на западную
цивилизацию XX века было глубоким и
прочным — Л. Хьелл и Д. Зиглер
отмечают, что «во всей истории
человечества очень немногие идеи оказали
столь широкое и мощное воздействие».
По мнению данных авторов, к основным
заслугам учёного стоит отнести
создание первой развёрнутой теории
личности, создание обширной системы
клинических наблюдений (основанных
на собственном анализе и
Один из ярчайших последователей
учёного, французский психолог и
философ Ж. Лакан без преувеличения
характеризовал учение Фрейда как «коперникианский
переворот». Другой последователь (а
в прошлом — соратник и ученик)
Фрейда, Ш. Ференци, описывая влияние
учёного на медицину, писал: «Как ни
странно, но до Фрейда исследователи
считали почти безнравственным
рассмотрение сексуальных проблем
и психологической стороны
Российский философ М. С. Мареев выдвигает предположение, что фрейдизм допустимо рассматривать одной из трех основных, наряду с марксизмом и христианством, систем мировоззрения XX века; Мареев пишет, что влияние Фрейда по большей части характерно для психологии и философии. Для последней, пишет исследователь, вклад Фрейда заключается в выдвижении принципиально нового утверждения, гласящего: «душевная жизнь человека вовсе не есть поток впечатлений и реакций, а она содержит в себе некую субстанцию, некую константу, которая не только не поддается влиянию внешних впечатлений, а, наоборот, изнутри их определяет, придавая им такое значение, которое совершенно необъяснимо ни из настоящего, ни из прошлого опыта». Таким образом, объясняет Мареев, Фрейд оспорил доминирующее в эмпирической науке представление о душе как нематериальном начале — соответственно, отец-основатель психоанализа вернул понятию «душа» строго научный смысл (хотя и частично заново сформированный) и, как следствие, данное понятие вышло за рамки одной только философии, куда было ранее определено с руки учёных-эмпириков.
Другой отечественный исследователь, психолог Л. Ф. Обухова, пишет, что главный секрет огромного влияния Фрейда заключается в разработанной им динамической теории развития личности, показавшая, что «для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают». Ссылаясь на Д. Уотсона, Обухова пишет, что Фрейд значительно опережал своё время и, наравне с Ч. Дарвином, «разрушил узкие, ригидные границы здравого смысла своего времени и расчистил новую территорию для изучения человеческого поведения». Е. П. Корякина отмечает значительное влияние Фрейда на развитие культурологической мысли в XX веке — основной вклад учёного в данной области заключается в создании оригинальной концепции культуры, согласно которой все культурные ценности есть продукт сублимации, или, другими словами, процесса подчинения культурой энергии «Оно» и перенаправление её с сексуальных на духовные (художественные) цели. Корякина пишет: «Культура, в понимании психоаналитической теории, основана на принуждении и запрете влечений, она есть механизм подавления первичных желаний, угрожающих обществу, она направляет инстинкты, в том числе и агрессивность, в иное русло, и именно поэтому культура, с точки зрения Фрейда, является источником психического нездоровья индивида».
Фрейд как никто другой оказал огромное влияние на развитие теорий личности — его взгляды на развитие человека, объединённые под словом «психоанализ», до сих пор остаются одними из наиболее хорошо известных в психологии. Немногие идеи в истории человеческой цивилизации имели столь широкое и глубокое влияние, как фрейдовские. Популярность идей Фрейда продолжает расширяться и проникать в различные научные сферы — многолетняя работа учёного дала человечеству новый могущественный способ исследовать собственные мысли, действия и взаимодействия. Комплекс его трудов обладает столь высокой научной значимостью, что попросту отвернуться от него представляется невозможным; Д. Неу пишет: «у Фрейда ещё есть чему поучиться».
Религиоведческая концепция З. Фрейда представляет собой смесь реальных фактов и откровенных домыслов, истины и заблуждения, науки и мифотворчества.
Фрейд был убежденным
атеистом. К религии он подходит,
занимая сциентическую позицию.
Фрейд полагает, кроме создания идеалов,
во всём остальном научное
В переписке с Фрейдом
Ромен Роллан утверждал, что религиозность
в нём особое «океаническое» чувство
вечности, чего-то бескрайнего, безграничного.
Фрейд, однако, отмечал, что у него
отсутствует такое «
В «Будущем одной иллюзии»
Фрейд в основном критически отзывается
о религии, характеризуя ее, как социальную
иллюзию, и даже как особую форму
коллективного невроза, которая
является, «по-видимому, самым главным
из психических изобретений
1. Попова М.А. Фрейдизм и религия. - М.: Наука, 1985. - 200 с.
2. http://referat.yabotanik.ru/
3. http://library.by/shpargalka/
4.http://ru.wikipedia.org/
5.http://ru.wikipedia.org/
6. http://socio.rin.ru/cgi-bin/
7. http://immemoreal.com/
8. http://sociologs.ru/stati/
9. http://pro-psixology.ru/
10. http://abc.vvsu.ru/Books/u_