Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 08:21, реферат
Родоначальником психоаналитической теории является Зигмунд Фрейд (1856-1939) Строго говоря, Фрейд никогда не был социологом. Однако отдельные социологические теории и направления испытали на себе сильное воздействие его идей. Целью работы является: -ознакомление с учениями З.Фрейда
Задачами своей работы я выбрала:
- исследование социальных взглядов З.Фрейда
- рассмотрение психоанализа
Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………….с.3
1. Исходные мировоззренческие установки основателя психоанализа З.Фрейда …………………..с.4
2. Учение о бессознательном. Эволюция взглядов З. Фрейда…………………………………………………..с.5
3. Происхождение религии ………………………………………………………………………………………………………..с.6-7
4. Теория атеизма …………………………………………………………………………………………………………………..……..с.8.
5. Основной вклад в науку………………………………………………………………………………………………………….….с.9
5.1 Структурная модель психики …………………………………………………………………………………………….с.9-10
5.2 Психосексуальные фазы развития…………………………………………………………………………………………с.11
5.3 Эдипов комплекс…………………………………………………………………………………………………………………….с.12
5.4 Бессознательное……………………………………………………………………………………………………………………..с.13
6. Влияние и значение идей Фрейда……………………………………………….……………………………………..с.14-15
Заключение……………………………………………………………........................................................................с. 16
Список использованной литературы………………………….……………………………………………………………….с. 17.
Третьим прибежищем прошлого, согласно Фрейду, является болезнь. Взгляд на психическое расстройство как на “регрессию”, возвращение психики на более низкие ступени развития не был оригинальным. Эту идей еще в начале ХIХ века отстаивал немецкий психолог-идеалист К.Г. Карус. Позднее аналогичную точку зрения развивали и другие ученые. Суммировав и доведя эти идеи до логического конца, Фрейд пришел к прямому отожествлению ненормальности с первобытностью. Фрейд утверждал, что основной комплекс невроза заключается в отношении к родителям, находящимся во власти инцестуозных желаний, т.е. является тем самым комплексом, который присущ любому ребенку и должен быть преодолен в процессе его роста и развития.
Круг, как видно, замкнулся. Цель аналогий и уподобления привела Фрейда к следующему: поскольку основные характеристики табу и невроза навязчивости совпадают, а психологический механизм невроза известен, то он решает по аналогии с табу смоделировать механизм действия табу.
Опорными пунктами фрейдовской
концепции происхождения
Согласно Фрейду, табу
призвано обуздать сексуальные, агрессивные,
эгоистические влечения и импульсы.
Вот здесь и пролегает
Завершая обзор
Так, например, категорически отрицая идею богодухновенности религии, Фрейд в то же время склонялся к выводу о врожденном, обусловленном Эдиповым комплексом характере религиозной потребности. Клеймя религию как “коллективный невроз навязчивости”, как “массовую иллюзию”, он одновременно видел в ней спасительное средство от индивидуальных форм невротизации.
Но в психоанализе
теологи нашли для себя не только
наукообразное обоснование
Более того, лишенный позитивного содержания религиозный нигилизм сам является разновидностью “превратного сознания” и потому рано или поздно превращается в разновидность сексуальной религии, из которой теологи охотно черпают для своих систем новые идеи и аргументы. Именно эта судьба была уготована Фрейду, который помимо воли с течением времени из убежденного защитника разума превратился в апостола веры, попирающий разум, из социального реформатора, освобождающих человечество от вековых иллюзий и заблуждений, - в творца псевдонаучного мифа, ставшего в наши дни опорой идеологической реакции.
В ходе клинической практики
Фрейд неоднократно наблюдал у своих
пациентов множественные
Элементы психической
Consious - сознание; Preconsious - предсознательное
Unconsious - бессознательное, Superego - Сверх-Я
Ego - Я, ID - Оно
Понятие «Оно» (Ид) было позаимствовано Фрейдом у немецкого врача Г. Гроддека , который использовал его для обозначения неизвестной силы, управляющей поступками человека. В переписке с Гроддеком Фрейд выражал свое уважение открытию коллеги и ради избежания недоразумений, настаивал на том, чтобы аналитики противопоставляли не сознательное бессознательному, а Я вытесненному материалу. Когда понятие окончательно утвердилось в психоаналитическом лексиконе — после публикации работы «Я и Оно» в 1923 году, Фрейд, описывая происхождение термина, уже ссылался не на Гроддека, а на Ницше, который употреблял данное слово для обозначения безличного, природно-необходимого в человеке. «Оно» представляет собой основу для остальных двух проявлений личности, содержит энергию для них. «Оно» по сути статично — не находясь под влиянием внешнего мира и не контактируя с ним, «Оно» не меняется с течением жизни человека — данная часть психики примитивна и неорганизованна; её основная задача — ослабление состояния напряжения, усиление удовольствия и сведения к минимуму дискомфорта. Содержание «Оно» бессознательно и включает примитивные мысли и те мысли, которые сознательно человек оценивает как недопустимые и отвергает. При этом, по мнению Фрейда, вытесненные из сознания в бессознательное мысли «все же обладают способностью воздействовать на поведение человека с неослабевающей интенсивностью и без участия какого-либо контроля сознания».
«Я» (Эго) — это, по сути,
и есть личность человека, олицетворение
его разума. «Я» осуществляет контроль
за всеми процессами, проходящими
в психике индивидуума, его основная
функция заключается в
«Сверх-Я» (Супер-Эго) является психической инстанцией, которая представляет из себя «родительский авторитет, самонаблюдение, идеалы, совесть. В метафорическом значении „Супер-Эго“ выступает в качестве внутреннего голоса, цензора, судьи». Основная деятельность «Сверх-Я» заключается в ограничении, запрещении или осуждении деятельности сознания («Я»), а также бессознательного («Оно»). Именно «Сверх-Я» ответственно за существующие у личности моральные нормы. «Сверх-Я» формируется в процессе социализации, человек с ним не рождается; данная психическая инстанция начинается зарождаться в тот момент, когда ребенок впервые делает деление на «правильно» и «неправильно», что хорошо, а что плохо. По сути, основное влияние на формирование «Сверх-Я» оказывают родители, впоследствии его [Сверх-Я] содержание также дополняется нормами и ценностями общественных институтов и групп вне пределов семьи. «Сверх-Я», по мнению аналитиков, считается сформированным, когда внешний (родительский) контроль заменяется внутренним (самоконтролем). «Сверх-Я» находится в вечном конфликте с «Я», пытаясь «убедить» сознание человека в превосходстве и преимуществе идеалистических целей над реалистичными.
Фрейд полагал, что человек
рождается с неким количеством
сексуальной энергии (либидо), которая,
одновременно с взрослением ребёнка,
проходит определённые стадии развития.
Связанные с различными эрогенными
зонами, эти стадии развития представляют
собой биологически детерминированную
последовательность. Главным фактором,
определяющим развитие человека, является
сексуальный инстинкт, «прогрессирующий
от одной эрогенной зоны к другой
в течении жизни человека». На
каждой стадии психосексуального развития,
по Фрейду, определённый участок тела
или орган стремиться к объектам
или действиям с целью вызова
приятного наслаждения — таким
образом, прохождение человеком
заданных стадий присуще изначально
и происходит вне зависимости
от их культурного уровня либо чего-то
иного. В наиболее общем смысле под
термином «психосексуальное развитие»
понимается ни что иное, как «движение
ребенка от инфантильных способов удовлетворения
влечений к более зрелым, позволяющим
в конечном итоге вступить в сексуальный
контакт с человеком
Каждая последующая
стадия психосексуального развития,
согласно представлению Фрейда, всегда
доминирует над предыдущей, однако
сохраняет её дериваты. Важнейшей
стадией, по мнению Фрейда, является фаллическая,
поскольку именно в ней разворачивается
эдипов комплекс — если ребёнок
сможет успешно идентифицировать себя
с родителем одного пола, то комплекс
будет разрешённым, а если же нет,
что влияние внутреннего
Эдипов комплекс (англ. Oedipus complex) является одним из краеугольных понятий в теории Фрейда и служит для обозначения амбивалентного отношения ребёнка к своим родителям. Данный термин характеризует проявление человеком бессознательных влечений, в которых любовь граничит с ненавистью к родителям. Идея «Эдипова комплекса» была почерпнута Фрейдом из древнегреческого мифа, отражённого в трагедии Софокла «Царь Эдип». В произведении молодой юноша по имени Эдип убивает своего отца Лая (не зная о том, что это его отец), а впоследствии жениться, также не осознавая этого, на своей матери Иокасте; узнав в дальнейшем от оракула о совершенных им деяниях, он ослепляет себя. Из этого произведения (отрывок которого Фрейд переводил ещё в школе, а потом, уже в зрелом возрасте, смотрел театральную постановку трагедии) учёный и взял идею, ставшую основной для психоанализа.
В понимании Фрейда, мальчик эротически привязан к матери и стремиться обладать ею, а отца воспринимает как соперника и преграду для осуществления данного желания (у девочки ситуация происходит с точностью до наоборот и носит название «Комплекс Электры»). По мнению учёного, присущая всем людям в раннем возрасте бисексуальность приводит к тому, что ребёнок может занимать как активную, так и пассивную позицию. В первом случае ребенок испытывает ненависть к родителю своего пола и вожделеет родителя противоположного пола — это называется позитивным эдиповым комплексом. В пассивной же позиции, негативном комплексе, ребенок стремиться устранить родителя противоположного пола и, соответственно, испытывает любовь к одному с ним пола родителю. В процессе психосексуального развития, по Фрейду, человек переживает обе формы развития комплекса, что и называется полным эдиповым комплексом.
Эдипов комплекс развивается в возрасте 3 — 6 лет и его успешное разрешение (идентификация с родителем одного пола, она же «идентификация с агрессором») принципиально важно для ребёнка. Разрешение («разрушение») комплекса ведет к переходу от фаллической к латентной стадии развития — и является фундаментом для образования «Сверх-Я»; авторитет родителей, таким образом, «перемещается» вовнутрь психики — разрешенный эдипов комплекс становится основным источником чувства вины (которым «Сверх-Я» довлеет на «Я») и, одновременно, является окончанием инфантильной сексуальности индивидуума. Разрешение эдипова комплекса у мальчика протекает следующим образом: i) сначала он испытывает сильный гнев и ревность по отношению к отцу; ii) затем, вследствие врожденной бисексуальности, ситуация кардинально меняется: ребенок начинает испытывать привязанность к отцу и одновременно с этим враждебно относиться к матери; iii) наконец, мальчик испытывает тяжелые внутренние конфликты из-за страха потерять любовь и защиту отца по причине запретных желаний по отношению к матери; iv) возникает сильнейшая кастрационная тревога как предполагаемая расплата отца с ним; v) ради ослабления тревоги, ребёнок отказывается от своих желаний обладать матерью и идентифицируется с отцом, перенимая его поведение и роль.
В случае же не разрешения, эдипов комплекс становится ядром всех будущих неврозов: «Вытеснение же эдипова комплекса и сохранение его в бессознательном чревато невротизацией ребенка, впоследствии сказывающейся на психических расстройствах взрослого: благополучное преодоление этого комплекса, как правило, не осуществляется основательно, и тогда „пубертатный период вызывает реанимацию комплекса, что может иметь плохие последствия“». В случае не разрешения эдипова комплекса возможна фиксация на нём — то есть фиксация на матери или отце, что обнаруживается в выборе сексуально партнера — он может быть или гомосексуальным, или же, в случае гетеросексуального выбора, быть исключительно замещением матери.
Бессознательное — это
часть психики человека, по объему,
содержанию и принципам функционирования
отличающаяся от сознания. В топографической
теории является одной из систем психического
аппарата. После появления
Фрейд полагал, что бессознательное
является областью, в которой первоначально
возникает любой душевный процесс
— и только после пребывания там,
он может переместиться в сферу
сознания. Выражаясь метафорично, учёный
называл сферу бессознательного
«большой передней» (содержащей все
душевные процессы), а сознание —
примыкающей небольшой