Зигмунд Фрейд и психоанализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 08:21, реферат

Описание работы

Родоначальником психоаналитической теории является Зигмунд Фрейд (1856-1939) Строго говоря, Фрейд никогда не был социологом. Однако отдельные социологические теории и направления испытали на себе сильное воздействие его идей. Целью работы является: -ознакомление с учениями З.Фрейда
Задачами своей работы я выбрала:
- исследование социальных взглядов З.Фрейда
- рассмотрение психоанализа

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………….с.3
1. Исходные мировоззренческие установки основателя психоанализа З.Фрейда …………………..с.4
2. Учение о бессознательном. Эволюция взглядов З. Фрейда…………………………………………………..с.5
3. Происхождение религии ………………………………………………………………………………………………………..с.6-7
4. Теория атеизма …………………………………………………………………………………………………………………..……..с.8.
5. Основной вклад в науку………………………………………………………………………………………………………….….с.9
5.1 Структурная модель психики …………………………………………………………………………………………….с.9-10
5.2 Психосексуальные фазы развития…………………………………………………………………………………………с.11
5.3 Эдипов комплекс…………………………………………………………………………………………………………………….с.12
5.4 Бессознательное……………………………………………………………………………………………………………………..с.13
6. Влияние и значение идей Фрейда……………………………………………….……………………………………..с.14-15
Заключение……………………………………………………………........................................................................с. 16
Список использованной литературы………………………….……………………………………………………………….с. 17.

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии.docx

— 43.71 Кб (Скачать)

 

Третьим прибежищем прошлого, согласно Фрейду, является болезнь. Взгляд на психическое расстройство как  на  “регрессию”, возвращение психики  на более низкие ступени развития не был оригинальным. Эту идей еще  в начале ХIХ  века отстаивал немецкий психолог-идеалист К.Г. Карус. Позднее  аналогичную точку зрения развивали  и другие ученые. Суммировав и доведя эти идеи до логического конца, Фрейд  пришел к прямому отожествлению  ненормальности с первобытностью. Фрейд  утверждал, что основной комплекс невроза  заключается в отношении к  родителям, находящимся во власти инцестуозных желаний, т.е. является тем самым  комплексом, который присущ любому ребенку и должен быть преодолен  в процессе его роста и развития.

 

Круг, как видно, замкнулся. Цель аналогий и уподобления привела  Фрейда к следующему: поскольку основные характеристики табу и невроза навязчивости совпадают, а психологический механизм невроза известен, то он решает по аналогии с табу смоделировать механизм действия табу.

 

Опорными пунктами фрейдовской  концепции происхождения тотемизма  стали психоаналитическая трактовка  детской сексуальности, концепция  происхождения трапез и теория “циклопической семьи”.

 

Согласно Фрейду, табу призвано обуздать сексуальные, агрессивные, эгоистические влечения и импульсы. Вот здесь и пролегает демаркационная линия между табу и неврозом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Теория атеизма

 

Завершая обзор религиоведческой концепции Фрейда, следует сказать  о его понимании психологической  природы атеизма. В своих работах  он исходил из идей параллелизма индивидуального  и исторического развития. Если религия  вырастает из трудностей прохождения  Эдипова комплекса, то атеизм, по мнению Фрейда, коренится в их продуктивном преодолении. “Психоанализ - писал  Фрейд, - научил нас видеть интимную связь между отцовским комплексом и верою в бога, он показал нам, что личный бог психологически не что иное, как идеализированный отец, и мы наблюдаем ежедневно, что  молодые люди теряют религиозную  веру, как только рушится авторитет  отца”.

 

Так, например, категорически  отрицая идею богодухновенности  религии, Фрейд в то же время склонялся  к выводу о врожденном, обусловленном  Эдиповым комплексом характере религиозной  потребности. Клеймя религию как  “коллективный невроз навязчивости”, как  “массовую иллюзию”, он одновременно видел в ней спасительное средство от индивидуальных форм невротизации.

 

Но в психоанализе теологи нашли для себя не только наукообразное обоснование религиозного иррационализма и пессимизма, но и  мощное подспорье в своей практической деятельности. В истории науки  немало примеров, показывающих, что  личное неприятие религии, не опирающее  на научные основы, либо остается частным  фактором биографии, либо вырождается  в нигилистическое бунтарство, не имеющих сколько-нибудь   серьезных  общественных последствий.

 

Более того, лишенный позитивного  содержания религиозный нигилизм сам  является разновидностью “превратного сознания” и потому рано или поздно превращается в разновидность сексуальной  религии, из которой теологи охотно черпают для своих систем новые  идеи и аргументы. Именно эта судьба была уготована Фрейду, который помимо воли с течением времени из убежденного  защитника разума превратился в  апостола веры, попирающий разум, из социального  реформатора, освобождающих человечество от вековых иллюзий и заблуждений, - в творца псевдонаучного мифа, ставшего в наши дни опорой идеологической реакции.

 

5. Основной вклад в науку

5.1 Структурная модель психики

 

 

В ходе клинической практики Фрейд неоднократно наблюдал у своих  пациентов множественные конфликты, вызванные, по его мнению, противостоянием  между влечениями — в частности, он установил, что социально детерминированные  запреты зачастую ограничивают проявление биологических побуждений. На основании  данных наблюдений учёный выдвинул оригинальную концепцию психической организации: Оно (или «Ид», нем. Das es), Я (или «Эго», нем. Ego) и «Сверх-Я» (или «Супер-Эго», нем. Das Uber-Ich).

 

Элементы психической организации  по Фрейду:

Consious - сознание; Preconsious - предсознательное

Unconsious - бессознательное, Superego - Сверх-Я

Ego - Я, ID - Оно

 

Понятие «Оно» (Ид) было позаимствовано Фрейдом у немецкого  врача Г. Гроддека , который использовал его для обозначения неизвестной силы, управляющей поступками человека. В переписке с Гроддеком Фрейд выражал свое уважение открытию коллеги и ради избежания недоразумений, настаивал на том, чтобы аналитики противопоставляли не сознательное бессознательному, а Я вытесненному материалу. Когда понятие окончательно утвердилось в психоаналитическом лексиконе — после публикации работы «Я и Оно» в 1923 году, Фрейд, описывая происхождение термина, уже ссылался не на Гроддека, а на Ницше, который употреблял данное слово для обозначения безличного, природно-необходимого в человеке. «Оно» представляет собой основу для остальных двух проявлений личности, содержит энергию для них. «Оно» по сути статично — не находясь под влиянием внешнего мира и не контактируя с ним, «Оно» не меняется с течением жизни человека — данная часть психики примитивна и неорганизованна; её основная задача — ослабление состояния напряжения, усиление удовольствия и сведения к минимуму дискомфорта. Содержание «Оно» бессознательно и включает примитивные мысли и те мысли, которые сознательно человек оценивает как недопустимые и отвергает. При этом, по мнению Фрейда, вытесненные из сознания в бессознательное мысли «все же обладают способностью воздействовать на поведение человека с неослабевающей интенсивностью и без участия какого-либо контроля сознания».

 

«Я» (Эго) — это, по сути, и есть личность человека, олицетворение  его разума. «Я» осуществляет контроль за всеми процессами, проходящими  в психике индивидуума, его основная функция заключается в регуляции  между инстинктами и действиями. «Я» регулируется принципом реальности, в то время как «Оно» — принципом  удовольствия. «Я», по Фрейду, черпает  энергию для своего функционирования из «Оно» и «Сверх-Я», находясь как  бы между молотом и наковальней: с одной стороны, «Я» обороняется  от требований «Оно» (в удовлетворении бессознательных желаний), а с  другой, «Я» вечно защищается от давления «Сверх-Я», выполняющего функции  цензуры; таким образом, сущность деятельности «Я» заключается в гармонизации сил, воздействующих на него. Фрейд  писал: «В своём отношении к Ид Эго напоминает всадника, который  должен держать в узде превосходящего его по силе коня, с то лишь разницей, что всадник пытается сделать  это своими собственными силами, тогда  как Эго пользуется заимствованными».

 

«Сверх-Я» (Супер-Эго) является психической инстанцией, которая  представляет из себя «родительский  авторитет, самонаблюдение, идеалы, совесть. В метафорическом значении „Супер-Эго“ выступает в качестве внутреннего  голоса, цензора, судьи». Основная деятельность «Сверх-Я» заключается в ограничении, запрещении или осуждении деятельности сознания («Я»), а также бессознательного («Оно»). Именно «Сверх-Я» ответственно за существующие у личности моральные нормы. «Сверх-Я» формируется в процессе социализации, человек с ним не рождается; данная психическая инстанция начинается зарождаться в тот момент, когда ребенок впервые делает деление на «правильно» и «неправильно», что хорошо, а что плохо. По сути, основное влияние на формирование «Сверх-Я» оказывают родители, впоследствии его [Сверх-Я] содержание также дополняется нормами и ценностями общественных институтов и групп вне пределов семьи. «Сверх-Я», по мнению аналитиков, считается сформированным, когда внешний (родительский) контроль заменяется внутренним (самоконтролем). «Сверх-Я» находится в вечном конфликте с «Я», пытаясь «убедить» сознание человека в превосходстве и преимуществе идеалистических целей над реалистичными.

 

 

5.2  Психосексуальные фазы развития

 

 

Фрейд полагал, что человек  рождается с неким количеством  сексуальной энергии (либидо), которая, одновременно с взрослением ребёнка, проходит определённые стадии развития. Связанные с различными эрогенными зонами, эти стадии развития представляют собой биологически детерминированную  последовательность. Главным фактором, определяющим развитие человека, является сексуальный инстинкт, «прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течении жизни человека». На каждой стадии психосексуального развития, по Фрейду, определённый участок тела или орган стремиться к объектам или действиям с целью вызова приятного наслаждения — таким  образом, прохождение человеком  заданных стадий присуще изначально и происходит вне зависимости  от их культурного уровня либо чего-то иного. В наиболее общем смысле под  термином «психосексуальное развитие»  понимается ни что иное, как «движение  ребенка от инфантильных способов удовлетворения влечений к более зрелым, позволяющим  в конечном итоге вступить в сексуальный  контакт с человеком противоположного пола».

 

Каждая последующая  стадия психосексуального развития, согласно представлению Фрейда, всегда доминирует над предыдущей, однако сохраняет её дериваты. Важнейшей  стадией, по мнению Фрейда, является фаллическая, поскольку именно в ней разворачивается  эдипов комплекс — если ребёнок  сможет успешно идентифицировать себя с родителем одного пола, то комплекс будет разрешённым, а если же нет, что влияние внутреннего конфликта  может кардинальным образом повлиять на последующий выбор объекта  любви — гомосексуальный или  гетеросексуальный. Помимо этого, также, при наличии любого рода нарушений  в прохождении каждой из стадий в  период зрелой генитальной сексуальности (генитальной стадии) человек может  испытывать определенную психическую  заторможенность или искажения  в психосексуальном развитии, то есть «психические дериваты ранней сексуальности  нередко способствуют образованию  невротической симптоматики или  характерологических нарушений». Психосексуальное развитие чрезвычайно важно для  развития личности — именно в ходе прохождения всех его стадий закладываются  предпосылки будущих сексуальных, эмоциональных и коммуникативных  проблем. Таблица стадий психосексуального  развития, представленная ниже, составлена по изданию «Теории личности»  Л. Хьелла и Д. Зиглера

5.3  Эдипов комплекс

 

Эдипов комплекс (англ. Oedipus complex) является одним из краеугольных понятий в теории Фрейда и служит для обозначения амбивалентного отношения ребёнка к своим  родителям. Данный термин характеризует  проявление человеком бессознательных  влечений, в которых любовь граничит с ненавистью к родителям. Идея «Эдипова комплекса» была почерпнута Фрейдом  из древнегреческого мифа, отражённого  в трагедии Софокла «Царь Эдип». В произведении молодой юноша  по имени Эдип убивает своего отца Лая (не зная о том, что это его  отец), а впоследствии жениться, также  не осознавая этого, на своей матери Иокасте; узнав в дальнейшем от оракула  о совершенных им деяниях, он ослепляет  себя. Из этого произведения (отрывок  которого Фрейд переводил ещё  в школе, а потом, уже в зрелом возрасте, смотрел театральную постановку трагедии) учёный и взял идею, ставшую основной для психоанализа.

 

В понимании Фрейда, мальчик  эротически привязан к матери и стремиться обладать ею, а отца воспринимает как  соперника и преграду для осуществления  данного желания (у девочки ситуация происходит с точностью до наоборот и носит название «Комплекс Электры»). По мнению учёного, присущая всем людям  в раннем возрасте бисексуальность  приводит к тому, что ребёнок может  занимать как активную, так и пассивную  позицию. В первом случае ребенок  испытывает ненависть к родителю своего пола и вожделеет родителя противоположного пола — это называется позитивным эдиповым комплексом. В  пассивной же позиции, негативном комплексе, ребенок стремиться устранить родителя противоположного пола и, соответственно, испытывает любовь к одному с ним  пола родителю. В процессе психосексуального  развития, по Фрейду, человек переживает обе формы развития комплекса, что  и называется полным эдиповым комплексом.

 

Эдипов комплекс развивается  в возрасте 3 — 6 лет и его успешное разрешение (идентификация с родителем  одного пола, она же «идентификация с агрессором») принципиально важно для ребёнка. Разрешение («разрушение») комплекса ведет к переходу от фаллической к латентной стадии развития — и является фундаментом для образования «Сверх-Я»; авторитет родителей, таким образом, «перемещается» вовнутрь психики — разрешенный эдипов комплекс становится основным источником чувства вины (которым «Сверх-Я» довлеет на «Я») и, одновременно, является окончанием инфантильной сексуальности индивидуума. Разрешение эдипова комплекса у мальчика протекает следующим образом: i) сначала он испытывает сильный гнев и ревность по отношению к отцу; ii) затем, вследствие врожденной бисексуальности, ситуация кардинально меняется: ребенок начинает испытывать привязанность к отцу и одновременно с этим враждебно относиться к матери; iii) наконец, мальчик испытывает тяжелые внутренние конфликты из-за страха потерять любовь и защиту отца по причине запретных желаний по отношению к матери; iv) возникает сильнейшая кастрационная тревога как предполагаемая расплата отца с ним; v) ради ослабления тревоги, ребёнок отказывается от своих желаний обладать матерью и идентифицируется с отцом, перенимая его поведение и роль.

 

В случае же не разрешения, эдипов комплекс становится ядром всех будущих неврозов: «Вытеснение же эдипова комплекса и сохранение его в бессознательном чревато  невротизацией ребенка, впоследствии сказывающейся на психических расстройствах  взрослого: благополучное преодоление  этого комплекса, как правило, не осуществляется основательно, и тогда  „пубертатный период вызывает реанимацию комплекса, что может иметь плохие последствия“». В случае не разрешения эдипова комплекса возможна фиксация на нём — то есть фиксация на матери или отце, что обнаруживается в выборе сексуально партнера — он может быть или гомосексуальным, или же, в случае гетеросексуального выбора, быть исключительно замещением матери.

5.4  Бессознательное

 

Бессознательное — это  часть психики человека, по объему, содержанию и принципам функционирования отличающаяся от сознания. В топографической  теории является одной из систем психического аппарата. После появления трехкомпонентной системы сознания («Оно», «Я» и  «Сверх-Я»), бессознательное выражается исключительно при помощи имени  прилагательного, то есть отражает психическое  качество, в равной степени свойственное каждой из трёх структур психики.

 

Фрейд полагал, что бессознательное  является областью, в которой первоначально  возникает любой душевный процесс  — и только после пребывания там, он может переместиться в сферу  сознания. Выражаясь метафорично, учёный называл сферу бессознательного «большой передней» (содержащей все  душевные процессы), а сознание —  примыкающей небольшой комнаткой, салоном. На пороге же между двумя  помещениями стоит некий страж, решающий, что пропускать из передней в салон, а что нет. При этом же, даже если некий процесс оказывается  прошедшим в помещение салона, он совершенно необязательно станет осознанным — поскольку салон  разделен небольшой перегородкой на две зоны: непосредственно сознание и предсознательное. Таким образом, Фрейд выделил существование  двух видов бессознательного — латентное (скрытое) бессознательное и вытесненное  бессознательное. Латентное бессознательное (сокр. «vbw» от нем. Vorbewusst) располагается  в области предсознания и способно стать частью сознания (сокр. «bw»  от нем. Bewusst) без внешних усилий, а вытесненное бессознательное (сокр. «ubw» от нем. Unbewusst) требует аналитической  работы для перехода в область  сознания.

Информация о работе Зигмунд Фрейд и психоанализ