Жизнь и творчество Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 12:27, реферат

Описание работы

Актуальность данной работы бесспорна, так как античная философия является собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она не развивалась не изолированно – она черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения.
Целью данной работы является рассмотрение и изучение философии Аристотеля.
Задачами являются изучение жизни и творчества Аристотеля, его взглядов
на мир, также изучение рассуждений Аристотеля о Боге, психологии и этике, об обществе и государстве, космологии и физике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3-4

Основная часть

1. Жизнь и творчество Аристотеля……………………………………………….5-7

2. Материя и форма (эйдос)……………………………………………………….8

3. Категории философии…………………………………………………………..9-10

4. Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал………………...10

5. Критика платоновской теории «идей». Логика……………………………….11-15

6. Психология и этика Аристотеля……………………………………………….16-17

7. Об обществе и государстве…………………………………………………….18-20

8. Космология и физика Аристотеля……………………………………………..21-22

Заключение………………………………………………………………………...23-24

Список использованной литературы……………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

реферат философия.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

       По учению Аристотеля, область  между орбитой Луны и Землей  есть область постоянной изменчивости, постоянных превращений и беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырех низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Как наиболее тяжелый элемент, Земля занимает центральное место. Над Землей располагаются оболочки воды, воздуха и огня. Напротив. Область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звезд есть область равномерных движений, а сами звезды состоят из пятого, совершеннейшего элемента – эфира. Надлунный мир – область вечного, непреходящего, совершенного. Этому различию надлунной и подлунной частей мира соответствует различие происходящих в них движений. Первым и совершеннейшим видом движения Аристотель объявляет равномерное движение по кругу. В наиболее чистой форме оно проявляется в суточном вращении сферы звезд. Менее отчетливо проявляется оно в движении планет вокруг Земли, которое осложняется влиянием четырех земных элементов и потому неравномерно и петлеобразно. Второй вид движения – сверху вниз, к центру Земли. К этому движению стремятся все тела, и только применение силы способно временно задержать их падение к земному центру. Эти наиболее устаревшие части космологии Аристотеля – учение об иерархии надлунной и подлунной областей, о центральном положении Земли в мире и о ее неподвижности – были восприняты в дальнейшем средневековой философией и космологией.

       Один из важнейших элементов  физики Аристотеля – учение  о целесообразности в природе.  Хотя принцип целесообразности  распространяется у Аристотеля  на все бытие и даже возводится, в конечной инстанции, к богу, учение Аристотеля о целесообразности представляет собой новый шаг по сравнению с Платоном. Отмечая целесообразность природы в целом, Аристотель вразрез с учением Платона о сознательной целенаправляющей  душе мира выдвигает понятие внутренней и бессознательной целесообразности природы. Примеры целесообразности Аристотель усматривал в явлении роста организмов как закономерном процессе раскрытия внутренне присущих живым телам особенностей их строения, достигаемых ими в зрелом возрасте, в различных проявлениях целесообразно действующего инстинкта животных, взаимной приспособленности их организмов и т.д.

 

Заключение 
 

       Аристотель подвел итог развитию  философской мысли с ее начала  в Древней Греции и до Платона  включительно, он создал дифференцированную  систему знания, освоение которой продолжалось свыше полутора тысяч лет. Именно Аристотелю принадлежит систематизация знаний, основанная на двух принципах – предметном и целевом. Он делит науки на три большие группы: теоретические, которые имеют целью само знание и делятся первую философию, физику и математику; практические, цель которых – руководство человеческим поведением и в число которых входят этика, экономика и политика, и творческие, имеющие назначением достижение пользы и осуществление прекрасного: поэтика, риторика и искусство. Различные части и темы этой совокупности античных знаний разрабатываются после смерти Аристотеля в его школе – Ликее.

     В «Метафизике» Аристотель считал самоочевидным, что «исследование начал умозаключения…есть дело философа, т.е. того, кто изучает всякую сущность вообще, какова она от природы,- это ясно». Там же Аристотель пишет: «Мудрость есть некоторая наука о началах». Для последующей  истории развития мысли важно то, что эти начала – не только чисто рациональные,  логические конструкты, но и исходное бытие, они обосновывают сами себя. Эти начала – пределы мысли и реальности одновременно. Исходное бытие «истинно через само себя». Тем самым эти начала суть исходные принципы, определения бытия, совпадение сущности и существования.

       Аристотель различает два уровня философии. Первая философия занимается вопросами бытия как такового, бытия вообще, тогда как вторая философия, или физика, исследует бытие сущего, причастного к движению.  Проблема соотношения первой и второй философии,  как показала дальнейшая история мысли, не проста. Эти идеи оказали влияние на характер последующего развития философской мысли, особенно в Новое время.

       Античная философия в эпоху  Сократа, Платона и Аристотеля  получает свое наивысшее, классическое  развитие. Это этап расцвета греческого типа философии, наиболее полная реализация конструктивных возможностей спекулятивного разума.

       Итак, эволюция философской мысли  приводит к актуализации проблем,  касающихся природы бытия и  познания, усложнению постановки  вопросов и их решений, характера их взаимодействия. Расширяется проблемное поле философии. Характерно, что греческая философская мысль развивалась под влиянием осмысления не только и не столько социальной политики, сколько противоречий логического характера, осознания несовпадения явления и сущности, знания и мнения.

       Философия возникает лишь тогда,  когда появляется личность, способная  и имеющая возможность выйти  за пределы непосредственно необходимого  и задуматься свободно над  непрактичными, но необходимыми для развития личности проблемами. Вот почему великие философы древности – Конфуций, Лао-Цзы, Сократ, Платон, Аристотель – не только носители тех или иных истин, но и воплощение мудрости и личностного начала.

       В лоне философии появились  первые ростки математики и физики, астрономии и медицины, истории и биологии. Но как философия способствовала появлению элементов научного знания, так и сами научные концепции оказали пользу философскому мышлению, выступая питательной средой для осмысления бытия.

       Человек – всегда тайна не только для других, но и для себя. Поэтому бытие человека включает в себя стремление познать себя. Познавая внешний мир, других людей. Человек познает себя. Отношение человека к другим, Космосу характеризует в первую очередь самого познающего человека, его интенции, ценностные установки и убеждения. В определенном смысле  человек – центр бытия, что и подчеркнули греки, предложившие максиму «Человек есть мера всех вещей».

 

Список  использованных источников 
 

  1. Асмус В.Ф  Античная философия.-М.,2001
  2. Ахманов А,С Логическое учение Аристотеля. М., 1960
  3. Краткий очерк истории философии. / Под ред. М.Т. Иовчука, Т.И. Ойзермана,     И.Я. Шипанова.  – М.:  Мысль, 1999
  4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. -  М., 2000
  5. Философия . Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп.-М.: Логос,2007

     6. Философия: Учебник.  / Под ред. О.А. Митрошенкова. -  М.: Г  
 
 
 
 

Информация о работе Жизнь и творчество Аристотеля