- «Идеи» Платона
– простые копии, или двойники, чувственных
вещей и не отличаются от них по своему
содержанию. «Вид», или «идея», человека,
по сути, ничем не отличается от общих
признаков, принадлежащих отдельному
человеку.
- Так как Платон
отделил мир «идей» от мира вещей, то «идеи»
не могут ничего дать существованию вещей.
И хотя Платон утверждает, что вещи «причастны»
«идеям», эта их «причастность», так же
как и пифагорейское «подражание», просто
метафора. Учение Платона не может объяснить
отношения «идей» к вещам еще и потому,
что Платон отрицает способность «идей»
быть непосредственно сущностями вещей.
- Утверждая,
что одни «идеи» так относятся к другим
«идеям», как общее к частному, и, рассматривая
«идею» как сущность бытия вещи, Платон
впадает в противоречие: при таком понимании
каждая «идея» есть одновременно и сущность,
так как, будучи общей, она присутствует
в менее общей, и насущность, так как сама
она в свою очередь причастна стоящей
над ней более общей «идее», которая и
будет ее сущностью.
- Платоновское
учение о независимом от вещей чувственно
воспринимаемого мира существовании «идей»
приводит к нелепому выводу: так как между
«идеями» и чувственными вещами есть сходство
и так как, по Платону, для всего сходного
должна существовать «идея», то кроме
«идеи», например, «человека» и кроме соответствующих
ей вещей должна еще существовать «идея»
того сходного, что имеется между ними.
Далее, для этой – новой – «идеи» человека
и для находящихся под ней первой «идеи»
и ее вещей должна существовать еще одна
– третья – «идея» и т.д. до бесконечности.
- Обособив
«идеи» в мир вечных сущностей, отличный
от изменчивого чувственно воспринимаемого
мира, Платон лишил себя возможности объяснить
факты рождения, гибели и движения.
- Платон сближает
свою теорию «идей» с предложениями о
причинах всего возникающего и учит, что
все такие предложения восходят к единой,
но уже непредполагаемой основе – к идее
«блага». Однако это противоречит существованию
таких понятий, которые не могут быть возведены
к единому высшему понятию.
«Критика Аристотелем «идей»
Платона, писал В.И. Ленин, - есть
критика идеализма как идеализма
вообще …»1. Однако сам Аристотель
в результате этой критики не приходит
к отрицанию идеалистического положения
о существовании нематериальных причин
чувственно воспринимаемых вещей.
Воззрением на реальный, чувственно
воспринимаемый мир определяется
характер теории познания и
логики Аристотеля. В своей теории
познания Аристотель исходит из представления
о существовании независимой от субъекта
объективной действительности. Ощущение
человека – отражения предметов внешнего
мира. Аристотель противопоставляет платоновскому
различению чувственного «мнения» и разумного
«знания» взгляд, согласно которому источник
познания – чувственный опыт, а ощущение
предполагает независимый от сознания
предмет восприятия. Но хотя Аристотель
утверждает, что в разуме нет ничего, чего
раньше не было бы в ощущении, утверждение
это Аристотель не распространяет на высшие
аксиомы науки и мышления, которые, по
мнению, уже не могут быть выведены ни
из каких высших по отношению к ним положений
и которые по своему безусловному знанию
для знания должны быть признаны умозрительными,
а не опытными предпосылками знания.
Аристотель – первый древнегреческий
философ, от которого дошли
систематически разработанные трактаты
по вопросам логики. Логику Аристотель
понимает как науку о доказательстве,
а также о формах мышления,
необходимых для познания. Связи мыслей,
по Аристотелю, отражают объективно существующие
связи. Так, связь логического субъекта
и предиката суждения может или соответствовать
или не соответствовать связям самого
бытия; связь понятий в силлогистическом
выводе имеет значение объективной связи:
в силлогизме, опирающемся на знание причины,
логическое основание совпадает с реальной
причиной; именно поэтому в силлогизме
имеет место и необходимость логического
следования.2
Так как одним из важнейших
вопросов учения Аристотеля о бытии
был вопрос об отношении общего к отдельному,
относящийся к диалектике, то и логика
Аристотеля. В которой связи мыслей рассматриваются
как связи или определенности бытия, также
ставит проблемы диалектики. «У Аристотеля,
- говорит Ленин, - везде объективная логика
смешивается с субъективной и так притом,
что вежде видна объективная».3
По Ленину, Аристотель «всюду, на каждом
шагу ставит вопрос именно о диалектике».4
Но в силу тесной связи логики Аристотеля
с его учением о бытии, изложенным в «метафизике»,
недостатки понимания им диалектики общего
и отдельного отразились и в его логики,
для которой, так же как и для «метафизики»,
характерны, с одной сторон, «наивная вера
в силу разума, в силу, мощь, объективную
истинность познания», а с другой -
«наивная запутанность, беспомощно-жалкая
запутанность в диалектике общего и отдельного
– понятия и чувственно воспринимаемой
реальности отдельного предмета, вещи,
явления».5
Для Аристотеля логика не отдельная
наука, а орудие (organon) всякой науки.
Аристотель называет логику аналитикой.
В специальном трактате, который получил
название «»аналитик» (первый и второй),
он изложил ее основные учения – об умозаключении
и о доказательстве. Логика (как ее понимает
Аристотель) исследует методы, при помощи
которых известное данное может быть сведено
к элементам, способным стать источником
его объяснения. Основной метод логики
Аристотеля - «сведение». Учение об
этом искусстве Аристотель называет наукой
(episteme), широко понимая этот термин как
умозрительное исследование, дающее возможность
различить условие доказательства, его
виды, степени, а также выяснить последние
принципы, достигнув которых мы уже не
можем продолжать сведение данного к элементам,
объясняющим это данное. Вопросам логики
посвящены кроме «Аналитик» также «Топика»,
«Об истолковании» (теории суждений), «Опровержение
софистических умозаключений», «Категории»,
отдельные места «Метафизики» и даже «Этики».
В логических сочинениях Аристотеля
наибольшее его внимание привлекали
три проблемы:
1. вопрос
о методе вероятностного знания;
этот отдел логических исследований
Аристотель называет «диалектикой»,
он рассматривает его в трактате
«Топика» (topol – общие точки зрения, с которых
могут развиваться вероятные суждения).
2. вопрос
о двух основных методах выяснения
уже не только вероятного, но и достоверного
знания; это – определение и доказательство;
3. вопрос
о методе нахождения посылок
знания; это – индукция.
Полагая, что по ряду вопросов
знание не может быть непрекаемым
обладанием истиной, а может быть только
знанием вероятным, Аристотель утверждал,
что такое знание предполагает свой, особый
метод. Это не метод науки в точном смысле,
но метод, приближающийся к научному. Называя
его «диалектикой», Аристотель отклоняется
в применении этого термина от традиции
Сократа и Платона. Для Аристотеля «диалектика»
не доктрина, излагающая непререкаемую
истину, а только исследование истины.
В «диалектике», во-первых, развиваются
умозаключения, которые могли бы привести
к вероятному ответу на поставленный вопрос
и которые были бы свободны от противоречий;
во-вторых, даются способы для исследования
того, что в ответах на рассматриваемый
вопрос может оказаться ложным.
- Психология
и этика Аристотеля
Аристотель – основатель не
только науки логики, но и науки о
психической деятельности. Его трактат
«О душе» - одно из знаменитейших его сочинений.
В нем рассматривается вопрос о душе, объясняются
явления восприятия и памяти.
В душе Аристотель видит высшую
деятельность человеческого тела,
его «действительность», или «энтелехию»
(осуществление). В душе есть часть,
не возникающая и не подлежащая гибели.
Эта часть – ум (noys). За исключением ума,
все остальные части души подлежат разрушению,
так же как и тело. Впрочем, в суждениях
Аристотеля о природе души и разума осталась
неясность и недоговоренность, открывшая
впоследствии возможность для различных
толкований. Зато с полной ясностью Аристотель
высказывает, по сути, материалистическое
убеждение в независимости предмета от
восприятия. Специальное исследование
Аристотель посвятил объяснению памяти,
в которой он видит воспроизведение представлений,
существовавших ранее. Условие воспоминания
– связи, посредством которых вместе с
появлением одного предмета возникает
представление о другом. Связи эти могут
быть по порядку, по сходству, по противоположности
и по смежности.
В особую и притом значительную
проблему Аристотель выделяет
этику. Учение о нравственной
деятельности и о нравственных
доблестях строится у Аристотеля
на основе его объективной
телеологии, охватывающей весь мир и всю
деятельность человека. Цель, которой
люди желают только ради нее самой, - высшее
благо, блаженство, и раскрывает ее высшая
руководящая наука – политика. Блаженство
не может состоять ни в материальном богатстве,
ни в наслаждении, ни даже в одной лишь
добродетели. Дело (ergon) человека – разумная
деятельность, а назначение совершенного
человека – в прекрасном выполнении разумной
деятельности, в согласии каждого дела
с особой характеризующей его добродетелью.
То, что существует в возможности, проявляет
свою активность только на деле, и награда
достается – как на олимпийских состязаниях
– не тому, кто сильнее и красивее всех,
а тому, кто победил в состязании.
Центральное понятие этики Аристотеля
– понятие середины (to meson), под которой
Аристотель понимает умение верно ориентироваться
– выбрать надлежащий поступок. Добродетель
выбирает среднее между излишеством и
недостатком. Но в хорошем нельзя видеть
просто середину: выбору подлежит не среднее
из хорошего, а наилучшее из всего хорошего.
Добродетели Аристотель разделил на два
класса: этические, или добродетели характера,
и дианоэтические, или интеллектуальные.
Деятельность, сообразная с важнейшей
добродетелью и присущая лучшей части
души. Есть блаженство – подлинная цель
человеческой жизни. Высшей доблестью,
наиболее совершенным видом блаженства
Аристотель провозглашает научное созерцание,
созерцание истины: самодовлеющее, отрешенное
от волнений и тревог практической жизни.
Созерцательная деятельность разума,
по Аристотелю, существует ради себя самой,
не стремится ни к какой внешней цели и
заключает в себе ей одной свойственное
наслаждение. В этом идеале сказалось
характерное для Греции IV в. до н.э. отделение
умственного труда, составляющего привилегию
свободных. Наивысшим образцом созерцательной
деятельности Аристотель считал бога;
бог для него совершеннейший философ,
или мышление, мыслящее свою собственную
деятельность.
- Об
обществе и государстве
Осуществив грандиозное обобщение
социального и политического опыта
эллинов, Аристотель разработал оригинальное
социально-философское учение. При исследовании
социально-политической жизни он исходил
из принципа; «Как и всюду, наилучший способ
теоретического построения состоял бы
в рассмотрении первичного образования
предметов».6 Таким «образованием»
он считал естественное стремление людей
к совместной жизни и к политическому
общению. По Аристотелю, человек – политическое
существо, т.е. социальное, и он несет в
себе инстинктивное стремление к «совместному
сожительству» (Аристотель еще не отделял
идею общества от идеи государства).
Человека отличает способность к интеллектуальной
и нравственной жизни. Только человек
способен к восприятию таких понятий,
как добро и зло, справедливость и несправедливость.
Первым результатом социальной жизни
он считал образование семьи – муж и жена,
родители и дети… Потребность во взаимном
обмене привела к общению семей и селений.
Так возникло государство. Отожествив
общество с государством, Аристотель был
вынужден заняться поисками элементов
государства. Он понимал зависимость целей,
интересов и характера деятельности людей
от их имущественного положения и использовал
этот критерий при характеристике различных
слоев общества. По мысли Аристотеля, бедные
и богатые «оказываются в государстве
элементами, диаметрально противоположными
друг другу, так что в зависимости от перевеса
того или иного из элементов устанавливается
и соответствующая форма государственного
строя».7 Он выделил три главных
слоя граждан: очень зажиточных, крайне
неимущих и средних, стоящих между теми
и другими.8 Аристотель враждебно
относился к первым двум социальным группам.
Он считал, что в основе жизни людей, обладающих
чрезмерным богатством, лежит противоестественный
род наживы имущества. В этом, по Аристотелю,
проявляется не стремление к «благой жизни»,
а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку
жажда жизни неумна, то неуемно и стремление
к средствам утомления этой жажды. Ставя
все на службу чрезмерной личной наживы,
«люди первой категории» попирают ногами
общественные традиции и законы. Стремясь
к власти, они сами не могут подчиняться,
нарушая этим спокойствие государственной
жизни. Почти все они высокомерны и надменны,
склонны к роскоши и хвастовству. Государство
же создается не ради того, чтобы жить
вообще, но преимущественно для того, чтобы
жить счастливо. Согласно Аристотелю,
государство возникает только тогда, когда
создается общение ради благой жизни между
семействами и родами, ради совершенной
и достаточной для самой себя жизни. Совершенством
же человека предполагается совершенный
гражданин, а совершенством гражданина
в свою очередь – совершенность государства.
При этом природа государства стоит «впереди»
семьи и индивида. Эта глубокая идея характеризуется
так: совершенство гражданина обусловливается
качеством общества, которому он принадлежит:
кто желает создать совершенных людей,
должен создать совершенных граждан, а
кто хочет создать совершенных граждан,
должен создать совершенное государство.
Будучи сторонником рабовладельческой
системы, Аристотель тесно связывает рабство
с вопросом собственности: в самой сути
вещей коренится порядок, в силу которого
уже с момента рождения некоторые существа
предназначены к подчинению, другие же
– к властвованию. Это общий закон природы
– ему подчинены и одушевленные существа.
По Аристотелю, кто по природе принадлежит
не самому себе, а другому и при этом все-таки
человек, тот по своей природе раб.
Если экономический индивидуализм
берет верх и ставит под
угрозу интересы целого, государство
должно вмешаться в эту область.
Аристотель, анализируя проблемы экономики,
показал роль денег в процессе обмена
и вообще в коммерческой деятельности,
что является гениальным вкладом в политическую
экономию. Аристотель связывает определенное
государственное устройство с принципами.
Принцип аристократии- добродетель, принцип
олигархии- богатство, принцип демократии-
свобода и нищета, в том числе духовная.
Аристотель рассуждает весьма фундаментально,
в этом сила его философских размышлений.9
В основе всех общественных потрясений
лежит имущественное неравенство. По Аристотелю,
олигархия и демократия основывают свое
притязание на власть в государстве на
том, что имущественное благосостояние
– удел немногих, а свободой пользуются
все граждане. Олигархия защищает интересы
имущих классов: общей же пользы ни одна
из этих форм не имеет. Аристотель подчеркивал,
что отношение между бедными и богатыми
– отношение не просто различия, а противоположности.
Наилучшее государство – это такое общество,
которое достигается через посредство
среднего элемента (под средним элементом
Аристотель имеет в виду «средний" между
рабовладельцами и рабами), и те государства
имеют наилучший строй, где средний элемент
представлен в большем числе, где он имеет
большее значение сравнительно с обоими
крайними элементами. Аристотель отмечал,
что, когда в государстве много лиц лишено
политических прав, когда в нем много бедняков.
Тогда в таком государстве неизбежно бывают
враждебно настроенные элементы. И в демократиях,
и в олигархиях, и в монархиях, и при всякого
рода другом государственном строе общим
правилом должно служить следующее: ни
одному человеку не следует давать возможности
чрезмерно увеличивать свою политическую
силу сверх надлежащей меры. Аристотель
советовал наблюдать за правящими лицами,
чтобы они не превращали государственную
должность в источник личного обогащении.
- Космология
и физика Аристотеля
Физика, космология Аристотеля ниже
достижений пифагорейской астрономии
и физики атомистов. Если атомисты
предполагали существование множества
миров, а пифагорейцы – движение Земли
вокруг центрального мирового огня, то
космология Аристотеля геоцентрическая,
т.е. основывается на учении о центральном
положении Земли в мире. По Аристотелю,
шаровидная Земля есть неподвижный центр,
вокруг которого происходит обращение
Луны, Солнца, планет и неба звезд. Последний
источник движения в мире, перводвигатель,
по Аристотелю, бог.