Жизнь и творчество Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 12:27, реферат

Описание работы

Актуальность данной работы бесспорна, так как античная философия является собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она не развивалась не изолированно – она черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения.
Целью данной работы является рассмотрение и изучение философии Аристотеля.
Задачами являются изучение жизни и творчества Аристотеля, его взглядов
на мир, также изучение рассуждений Аристотеля о Боге, психологии и этике, об обществе и государстве, космологии и физике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3-4

Основная часть

1. Жизнь и творчество Аристотеля……………………………………………….5-7

2. Материя и форма (эйдос)……………………………………………………….8

3. Категории философии…………………………………………………………..9-10

4. Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал………………...10

5. Критика платоновской теории «идей». Логика……………………………….11-15

6. Психология и этика Аристотеля……………………………………………….16-17

7. Об обществе и государстве…………………………………………………….18-20

8. Космология и физика Аристотеля……………………………………………..21-22

Заключение………………………………………………………………………...23-24

Список использованной литературы……………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

реферат философия.doc

— 119.00 Кб (Скачать)
 
 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………3-4

Основная часть

1. Жизнь и  творчество Аристотеля……………………………………………….5-7

2. Материя и  форма (эйдос)……………………………………………………….8

3. Категории  философии…………………………………………………………..9-10

4. Бог как  перводвигатель, как абсолютное начало всех начал………………...10

5. Критика платоновской  теории «идей». Логика……………………………….11-15

6. Психология  и этика Аристотеля……………………………………………….16-17

7. Об обществе  и государстве…………………………………………………….18-20

8. Космология  и физика Аристотеля……………………………………………..21-22

Заключение………………………………………………………………………...23-24

Список использованной литературы……………………………………………..25 

 

Введение 
 

     Философия выносит на первый план интеллектуальные аспекты, знания, разум человека. Философия (любовь к мудрости). Появление философии связано с разделением труда в обществе на материальный и духовный. Люди, занимающиеся нематериальным трудом, имели много свободного времени и, следовательно, больше возможностей думать, наблюдать и постепенно они стали выявлять некоторые закономерности окружающего мира, что и привело к развитию философии. Источниками формирования философии являлись первоначальные наблюдения за природой и обществом. В Древней Греции - теогония - учение о богах сменяется на космогонию - учение о мире. Первые греческие философы сделали предметом изучения природу. Их интересовали вопросы возникновения и строения мира, солнце ... Также предметом их исследования выступал человек, его природа, ум, чувства. Философия - система общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека и т.д. Философия - наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого.

  Актуальность данной работы бесспорна, так как античная философия является собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она не развивалась не изолированно – она черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения.   

       Мысли мудрых людей даже глубокого  прошлого нам нужны и теперь. Кто не знает истории философии,  в том числе и античной, тот  не может по-настоящему знать  и ее современного состояния.  Изучение истории философии говорит  о поучительности приобщения к летописи былой мудрости. И даже заблуждения гениальных умов часто куда более поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для нас, чем просто здравый смысл в суждениях среднего человека. Философия и ее история во многом определяются личностными особенностями того или иного мыслителя.

      Наше  представление  о древнегреческой  философии будет неполным без  анализа философского наслендия  Аристотеля, одного из величайших мыслителей в истории человеческой цивилизации.

     Целью данной работы является рассмотрение и изучение философии Аристотеля.

     Задачами  являются изучение  жизни и творчества Аристотеля, его взглядов

 на  мир, также изучение рассуждений  Аристотеля о Боге, психологии и этике, об обществе и государстве, космологии и физике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Жизнь  и творчество Аристотеля
 
 
 

     Аристотель - величайший из древнегреческих философов, основоположник дуализма, «отец логики», ученик и решительный противник  Платона. Он родился в 384 году до нашей эры в Стагире. Его отец - Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III. Но сын не унаследовал должность отца. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в Афины, где становится учеником Платона. В его академии он пробыл до смерти учителя. По истечении 10 лет после смерти Платона Аристотель покидает Афины. Он много путешествует. Филипп Македонский приглашает философа для обучения Александра - своего сына. Александр Македонский любил Аристотеля и называл его своим «вторым отцом». Аристотель не был согласен с политикой Македонского и по истечении некоторого времени покинул его и вернулся в Афины. Здесь он создает свою школу, получившую название Линей, по имени храма Аполлона Линейского, вблизи которого и находилась эта школа. При школе был сад с галереями для прогулок ( peripatos ), и поскольку занятия проходили там, школа получила название «перипатической», а принадлежащие к ней стали называться «перипатетиками». Второй афинский период был временем окончательного оформления системы воззрения Аристотеля и подведения итогов. Не меньшее значение имело преподавание в Линее, привлекавшее многочисленных учеников. Смерть Александра Македонского вызвала антимакедонское восстание в Афинах. Аристотель, известный ссвоими македонскими симпатиями, был обвинен в « безбожии » и изгнан. Философ вынужден был бежать в Халкиду на остров Эвбея, где у него было поместье. Летом 322 года он умер.

       Зрелые произведения Аристотеля, составившие Corpus Aristotelicum, делятся традиционно на восемь групп:

    1. Логические труды («Органон»): «Категории»,  «Об истолковании», «Аналитики» первая и вторая, «Топика», «О софистических опровержениях».

    2. Философия природы: «Физика», или  «Лекции по физике», в 8-ми  кн., «О небе» в 4-х кн., «О  возникновении и уничтожении» в 2-х кн., «О небесных явлениях» ( «Метеорологика ») в 4-х кн.; последняя, видимо, не аутентична. В натурфилософские произведения включается также псевдоаристотелевский трактат «О мире», написанный, вероятно, уже в I в. до н. э.

    3. Психология: «О душе» в З-х кн., а также «Малые труды по  естествознанию» (Parva naturalia), включающие  трактаты: «О восприятии и воспринимаемом»,  «О памяти и воспоминании»,  «О сне», «О бессоннице», «О  вдохновении [приходящем] во сне», «О длительности и краткости жизни», «О жизни и смерти», «О дыхании». Включается сюда также неподлинный труд «О духе», относящийся, видимо, к середине. III в. до н. э.

    4. Биологические труды: «О частях  животных», «О движении животных»,  «О передвижении животных», «О  происхождении животных». Эти аутентичные труды Аристотеля обычно дополняются рядом трактатов, написанных в школе Аристотеля, авторы которых не установлены. Важнейший из них - «Проблемы», где рассматриваются разнородные вопросы физиологии и медицины, а также математики, оптики и музыки.

    5. Первая философия: сочинение в  14-ти книгах, получившее название  «Метафизика». В издании Беккера  ему предшествует трактат «О  Мелиссе, Ксенофане и Горгии». 

  6. Этика: «Никомахова этика» в  10-ти кн., «Большая этика» в  2-х кн., «Евдемова этика», из которой печатаются книги 1-3 и 7, книги 4-6 совпадают с 5-7 книгами                «Никомаховой этики». 13-15 главы 7 книги иногда считаются 8 книгой «Евдемовой этики». «Большая этика» признается неаутентичной, также неаутентичен трактат «О добродетельном и порочном», относящийся ко времени между I в. до н. э.-I в. н.э.

    7. Политика и экономика: «Политика»  в 8-ми кн., «Экономика» в З-х  кн. обычно считается не аутентичной,  причем 3 книга имеется лишь в  латинском переводе. В школе Аристотеля было описано государственное устройство 158 греческих городов-государств. В 1890 г. был найден папирус с текстом «Афинской политики» Аристотеля.

    8. Риторика и поэтика: «Искусство  риторики» в З-х кн., за которым печатается неподлинный трактат «Риторика против Александра» - ранняя перипатетическая работа. За нею идет трактат «О поэзии».

    Уже перечень произведений Аристотеля показывает энциклопедичность его учения. В  нем не только охвачены все области  тогдашнего знания, но и произведена  его первичная классификация, так что впервые из философии как таковой выделены специальные науки. Но начнем анализ учения Аристотеля, не углубляясь в детали его конкретно-научных представлений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Материя и форма (эйдос). Потенция и акт
 
 

       Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей, как, скажем, мрамор содержит возможность различных статуй. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма – это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя – своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар – бог (или ум - перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства. Таким образом Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: они представляют собой слиянность материи и эйдоса (формы). Материя выступает как возможность и как своего рода субстрат сущего. Мрамор, например, можно рассматривать как возможность статуи, он же есть материальное начало, субстрат, а высеченная из него статуя – это уже единство материи и формы. Основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания.  
 
 
 

  1. Категории философии
 
 

       Категории – это фундаментальные  понятия философии. Аристотелевское  рассмотрение соотношения материи  и эйдоса (формы), акта и потенции  выявляет энергичный динамизм  сущего в его развитии. При этом мыслитель усматривает причинную зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение. В связи с этим он проводит различение причин: есть действующая причина – это энергичная сила, порождающая нечто в потоке универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей  энергии – причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл: «то, ради чего». Здесь мы имеем дело с таким исключительно важным положением философии Аристотеля, как смысловое начало всего сущего, а также иерархия его уровней – от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее – от неорганических образований к миру растений, живых существ, разных видов животных и, наконец, к человеку, обществу. Стало быть, у Аристотеля огромную роль играл принцип развития сущего, что органически связано с категориями пространства и времени, которые выступают у него не как субстанция, а как «место» и число движения, т.е. как последовательность реальных и мыслимых событий и состояний. Такой подход ближе к современному пониманию этих категорий, чем, скажем, ньютоновский.

       Аристотель разработал иерархическую  систему категорий, в которой  основной было «сущность», или  «субстанция», а остальные считались  ее признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признал основными только три категории: сущность, состояние, отношение.

       Своим анализом потенции и  акта Аристотель ввел в философию  принцип развития. Это было ответом  на апорию элейцев, согласно которым сущее может возникнуть либо из сущего, либо из не – сущего, но и то и другое невозможно, ибо в первом случае сущее уже не существует, а во втором – нечто не может возникнуть из ничего, следовательно, возникновение или становление вообще невозможно и чувственный мир должен быть отнесен к царству «небытия». Тем самым Аристотель ввел в оборот философии категории возможности и действительности, а это и есть потенция и акт.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал
 
 

       По утверждению Аристотеля, мировое  движение есть цельный процесс:  все его моменты взаимно обусловлены,  что предполагает и единого  двигателя. Далее, исходя из  понятия причинности, он приходит  к понятию о первой причине.  А это так называемое космологическое доказательство бытия божия. Бог есть первая причина движения, начало всех начал. И в самом деле: ведь ряд причин не может быть бесконечным или безначальным. Есть причина, сама себя обусловливающая, ни от чего не зависящая: причина всех причин! Ведь ряд причин никогда бы не закончился, если не допустить абсолютного начала всякого движения. Этим началом является божество как общемировая сверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как все знание направлено на форму и сущность, а бог есть чистая форма и первая сущность. Бог Аристотеля, однако, не есть личный Бог.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Критика платоновской теории «идей». Логика
 

    

       Учение Аристотеля – объективный  идеализм, правда, непоследовательный, включающий в себя ряд по  существу материалистических положений.  Это учение сложилось в результате  критики учения Платона об  идеях. Аристотель доказывает несостоятельность платоновской гипотезы «идеи», исходя из следующих соображений:

Информация о работе Жизнь и творчество Аристотеля