Жизнь и смерть как философская проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:40, реферат

Описание работы

Жизнь и смерть - вечная проблема человеческого существования. И она же — вечный спор между стремлением человека к нравственно достойной жизни и бренностью его физического существования.
Проблема жизни и смерти и глобальная, и личная, и всемирно-историческая, и сугубо индивидуальная. Такой и должна быть всякая философская проблема. И сегодня она все активнее обсуждается философией, этикой, выдвигается на законно принадлежащее ей центральное место в философии, составляет одну из примет обновления духовной жизни в нашей стране.

Содержание

Введение ………………………………………………………………3
Жизнь
Жизнь с точки зрения науки …………………………………..4
Подходы к решению проблемы смысла жизни ……………...8
Взаимосвязь философии и жизни …………………………….11
Смерть
Смерть с точки зрения науки …………………………………13
Смерть как отрицание жизни …………………………………15
Сущность смерти в русской философии ……………………..17
Биоэтика
Биоэтика как наука …………………………………………….19
Диалог философии и биоэтики ………………………………..20
Заключение …………………………………………………………….23
Список литературы …………………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

реферат по философии распечатать.docx

— 44.82 Кб (Скачать)

3)Взаимосвязь  философии и жизни

 Конечно, есть в философии и интеллектуальное эстетство, и теоретическая стерильность, и презрение к "поту и крови" жизни, и намеренное дистанцирование от практических запросов человеческого бытия и т. п. Но, к счастью, это не вся философия и уж точно не ее сущность. Философия всегда питалась и питается реальными жизненными соками. Ничто человеческое ей не чуждо. Другое дело, что философия отличается предельно широким взглядом на жизнь. И потому какие-то детали могут не различаться, пропадать, вернее - диалектически растворяться в целостном видении реальности, или истинного положения вещей. Философия всегда стремилась не только объяснить, но и изменить, сделать более человечной нашу жизнь.

   Философия не равнодушна к жизни, но и сама жизнь не равнодушна к философии. Часто, правда, это неравнодушие имело отрицательный знак. Философию запрещали, философов преследовали, судили, топили в нужниках, сжигали, как и их книги, на кострах. А все потому, что она, философия, бросала вызов предрассудкам, убеждениям и верованиям толпы, сеяла сомнение в установленных доктринах и общепринятых мнениях, противопоставляла власть разуму, подрывая тем самым доверие к тем, кто эту власть представлял.

   В качестве примера нелюбви власти предержащей к философии ("любви к мудрости") можно указать на факт упразднения кафедр философии в университетах России в 50-х годах XIX в. Обоснование этой меры было дано тогдашним министром народного просвещения князем Ширинским-Шихматовым: "еще не доказано, что философия может быть полезной, а вред от нее возможен".

    Критикуя намеренное дистанцирование философии от жизни, мы вовсе не настаиваем на устранении всякой дистанции между философией и жизнью, на апологетическом слиянии философии с жизнью. Философия не должна подстраиваться к "злобе дня". Критическая дистанция по отношению к жизненному опыту ей просто необходима. Иначе она превратится в идеологию:

   консервативную - значит, рьяно защищающую  сложившиеся общественные порядки;  революционную - значит, насильно  перестраивающую жизнь, подгоняющую  практику под надуманные теоретические  схемы. 

    Убедительнейшим примером революционно-идеологического вырождения философии может служить марксистско-ленинская философия. С ее помощью мы целых 70 лет создавали "нового человека". И, как ни странно, создали, но только мутанта - homo soveticus. Под крылом этой философии генетика долгое время ходила у нас в "продажных девках империализма", а кибернетика была "буржуазной лженаукой". В Китае же под мудрым руководством Мао Цзедуна философия опускалась до "продажи арбузов". Да и у нас овес рос по Гегелю, а ежегодные посевные и уборочные кампании непременно сопровождались политическим просвещением, чтением лекций по марксизму-ленинизму.

       Как-то Аристотель, оценивая философию,  заметил: "...все другие науки  более необходимы, нежели она,  но лучше нет ни одной". "Лучшее" качество философии уходит своими  корнями в утонченные запросы  цветущего общественного бытия,  в изысканную сервировку праздничного  стола жизни, в игру развитых  сущностных сил человека. Впрочем,  сказанное не следует понимать  так, что естественной средой  для философии являются только  благополучные, успешно развивающиеся  общества. Нет, философия нужна  и в лихую годину, в смутные  времена - для утешения, избавления  от отчаяния, для восстановления  веры в человека, его разум.  Соответственно в периоды процветания,  личного и общественного благополучия  она продолжает теребить людей,  не давая им успокоиться и  зазнаться. 
 
 

2.Смерть

1)Смерть с точки зрения науки

  Смерть, прекращение жизнедеятельности  организма и вследствие этого  — гибель индивидуума как обособленной живой системы, сопровождающаяся разложением  белков и других биополимеров, являющихся основным материальным субстратом жизни. В основе современных диалектико-материалистических представлений о смерти лежит  мысль, высказанная Ф. Энгельсом: «Уже и теперь не считают научной ту физиологию, которая не рассматривает  смерть как существенный момент жизни..., которая не понимает, что отрицание  жизни по существу содержится в самой  жизни, так, что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым  результатом, заключающимся в ней  постоянно в зародыше, — смертью».

    Иногда выделяют понятие частичной  смерти, т.е. смерти группы клеток, части или целого органа. У  одноклеточных организмов — простейших  — естественная смерть особи  проявляется в форме деления,  поскольку оно связано с прекращением  существования данной особи и  возникновением вместо неё двух  новых. Смерть особи обычно  сопровождается образованием трупа.  В зависимости от причин, обусловливающих наступление смерти, у высших животных и человека различают: смерть естественную (называемую также физиологической), наступающую в результате длительного, последовательно развивающегося угасания основных жизненных отправлений организма в результате старения, и смерть преждевременную (называемую иногда патологической), вызываемую болезненными состояниями организма, поражениями жизненно важных органов (мозга, сердца, лёгких, печени и др.). Преждевременная смерть может быть скоропостижной, т.е. наступить в течение нескольких минут и даже секунд (например, при инфаркте). Смерть насильственная может явиться следствием несчастного случая, самоубийства, убийства.

    Смерть теплокровных животных  и человека связана с прекращением, прежде всего дыхания и кровообращения. Поэтому различают 2 основных этапа смерти: так называемую клиническую смерть и следующую за ней так называемую биологическую, или истинную. По истечении периода клинической смерти, когда ещё возможно полноценное восстановление жизненных функций, наступает биологическая смерть — необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях. Все процессы, связанные со смертью, изучает танатология. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2)Смерть как отрицание жизни

  Жизнь и смерть-это два противоположных  состояния одного бытия, считал Гераклит.

  Смерть  не есть нечто абсолютно противостоящее жизни, она является необходимым  моментом и результатом жизнедеятельности  организма. Переход от жизни к  смерти носит закономерный характер, но люди всегда воспринимали смерть как  самое страшное и непонятное для  человека явление. Смерть в мифологических представлениях древних народов  не является естественным, неизбежным явлением, а представляет собой результат  козней злых духов, которые пробираясь в организм человека постепенно уничтожают его.

  Более поздние религии противопоставляли  друг другу жизнь и смерть как  нечто абсолютно противоположное. Для христианина, мусульманина буддиста реальная жизнь является лишь «внешней стороной» посмертного существования, потусторонней жизни, якобы более  ценной, чем земная.

  Страх перед смертью - естественное и как  это ни парадоксально, полезное в  известном смысле чувство. Смерть ожидает  всех – как слабых, так и сильных, как счастливых, так и несчастных. Биологическая смерть – это извечная проблема, над которой задумывались многие поколения людей. Этот вопрос стоял и перед философами и  перед рядовыми людьми и перед  гением и перед простым человеком. Смерть – конец  всего человеку от нее нет спасения.

  Передовые мыслители решительно выступали  против страха смерти. «Бояться смерти - значит воображать себя мудрым, не будучи им», - сказал Сократ судья, которые  вынесли ему смертный приговор. Эпикур более рельефно показал в известном  своём изречении бессмысленность  страха перед смертью: «смерть для  нас ничто,- говорит он,- ибо, когда  мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, мы уже не существуем».

  Страх смерти исчезает у людей, ощущающих  полноту своей жизнедеятельности, чувствующих необходимость своей  жизни для других.

  В каждой индивидуальной судьбе смерть, в конце концов, всегда одерживает верх над жизнью в биологическом  смысле. Однако в смене непрерывно вновь рождающихся поколений  жизнь  торжествует над смертью  даже в биологическом смысле. Каждый отдельный человек смертен, но человечество бессмертно.

  Если  смерть – необходимый момент жизнедеятельности, в глубинах психики живого должен быть заложен своеобразный инстинкт положительного отношения к смерти, когда организм полностью израсходует  свои жизненные силы.[4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3)Сущность смерти в русской философии

  Качественное  изменение общих представлений  о смысле человеческой жизни, о соотношении  в ней индивидуального и общественного, предполагает изменение отношения  к смерти, причём не только в научных, но и социальных, этических и нравственных аспектах.

  В истории русской философии эти  идеи получили оригинальное в некоторых  отношениях воплощение в «проекте общего дела» Н.Ф.Федорова, очень противоречивого  русского мыслителя.[6]

  В «философии общего дела» Н.Ф.Федоров, ставя вопрос о «братстве или  родстве, о причинах небратского, не родственного, т.е. немирного состояния  мира и о средствах к восстановлению родства», обращается от имени «неученых» к ученым, духовным и светским, верующим и не верующим, чтобы путём совокупной деятельности» способствовать регуляции  «всех миров всеми воскрешенными  поколениями[7]. Он считает что «как только землю будем рассматривать как кладбище, а природу как силу смертоносную, так и вопрос политический заменится физическим, причём физическое не будет отделяться от астрономического, т. е земля будет признаваться небесным телом, а звёзды землями»[6]

  Итак, смысл жизни определён Н.Ф.Федоровым  весьма «оригинально»: он противопоставляется  гуманизму, утверждающему человека как индивида и личность, а не просто как «часть целого» - «сына  человеческого». Из такого определения  следует то, что все средства, включая науку, должны быть, подчинены  некоторой «конечной цели», знанию того, «что должно быть», а именно объединению  всех в общем деле обращения слепой силы природы в орудие разума человеческого  для возвращения вытесненного»

  А между тем, он считал, смерть есть просто результат или выражение несовершеннолетия, несамостоятельной, несамобытной жизни, неспособность к взаимному восстановлению или поддержанию жизни.[6]

  «Люди ещё недоросли, полусущества: но полнота  личного бытия, личного совершенства возможна только при совершенстве общем. Совершеннолетие есть и безболезненность бессмертия, но без воскрешения умерших невозможность бессмертие живущих[7]

  Вопрос  о феномене смерти и бессмертия не может иметь окончательных решений, пригодных для всех и для каждого. Но он обозначает общую мировоззренческую  позицию и жизненные пути решения  этих вопросов, столь несхожих и  неповторимых в интеллектуальном и  эмоциональном отношении для  каждой личности[6] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Биоэтика
  2. Биоэтика как наука

  "Биоэтика - междисциплинарная область знания, охватывающая широкий круг философских  и этических проблем, возникающих  в связи с бурным развитием  медицины, биологических наук и  использования в здравоохранении  высоких технологий. Таковы морально-философские проблемы аборта; контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение "в пробирке", суррогатное материнство); проведения экспериментов на человеке и животных; получения информированного согласия и обеспечения прав пациентов (в т.ч. с ограниченной компетентностью, напр. детей или психиатрических больных); выработки дефиниции смерти; самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или недобровольной); отношения к умирающим больным (хосписы, кабинеты паллиативной помощи); вакцинации и СПИДа; популяционной политики и планирования семьи; междисциплинарной генетики (включая проблемы геномных исследований и манипуляций); трансплантологии; справедливости в здравоохранении; экологии и ряд других. Термин "Биоэтика" был предложен в книге "Биоэтика: мост в будущее" (1971, Р.Ван Поттер) для обозначения особого варианта экологической этики, рассматривающей возможности выживания человечества в условиях техногенной цивилизации (этика "консервации" природной среды человека); однако впоследствии значение термина изменилось. Тематическая связь с проблемами биомедицинской науки и практики естественным образом определяет синонимию термина "Биоэтика" с терминами "медицинская этика", "этика здравоохранения", "биомедицинская этика" и т.д."[10] 
 

Информация о работе Жизнь и смерть как философская проблема