Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:40, реферат
Жизнь и смерть - вечная проблема человеческого существования. И она же — вечный спор между стремлением человека к нравственно достойной жизни и бренностью его физического существования.
Проблема жизни и смерти и глобальная, и личная, и всемирно-историческая, и сугубо индивидуальная. Такой и должна быть всякая философская проблема. И сегодня она все активнее обсуждается философией, этикой, выдвигается на законно принадлежащее ей центральное место в философии, составляет одну из примет обновления духовной жизни в нашей стране.
Введение ………………………………………………………………3
Жизнь
Жизнь с точки зрения науки …………………………………..4
Подходы к решению проблемы смысла жизни ……………...8
Взаимосвязь философии и жизни …………………………….11
Смерть
Смерть с точки зрения науки …………………………………13
Смерть как отрицание жизни …………………………………15
Сущность смерти в русской философии ……………………..17
Биоэтика
Биоэтика как наука …………………………………………….19
Диалог философии и биоэтики ………………………………..20
Заключение …………………………………………………………….23
Список литературы …………………………………………………...24
3)Взаимосвязь философии и жизни
Конечно, есть в философии и интеллектуальное эстетство, и теоретическая стерильность, и презрение к "поту и крови" жизни, и намеренное дистанцирование от практических запросов человеческого бытия и т. п. Но, к счастью, это не вся философия и уж точно не ее сущность. Философия всегда питалась и питается реальными жизненными соками. Ничто человеческое ей не чуждо. Другое дело, что философия отличается предельно широким взглядом на жизнь. И потому какие-то детали могут не различаться, пропадать, вернее - диалектически растворяться в целостном видении реальности, или истинного положения вещей. Философия всегда стремилась не только объяснить, но и изменить, сделать более человечной нашу жизнь.
Философия не равнодушна к жизни, но и сама жизнь не равнодушна к философии. Часто, правда, это неравнодушие имело отрицательный знак. Философию запрещали, философов преследовали, судили, топили в нужниках, сжигали, как и их книги, на кострах. А все потому, что она, философия, бросала вызов предрассудкам, убеждениям и верованиям толпы, сеяла сомнение в установленных доктринах и общепринятых мнениях, противопоставляла власть разуму, подрывая тем самым доверие к тем, кто эту власть представлял.
В качестве примера нелюбви власти предержащей к философии ("любви к мудрости") можно указать на факт упразднения кафедр философии в университетах России в 50-х годах XIX в. Обоснование этой меры было дано тогдашним министром народного просвещения князем Ширинским-Шихматовым: "еще не доказано, что философия может быть полезной, а вред от нее возможен".
Критикуя намеренное дистанцирование философии от жизни, мы вовсе не настаиваем на устранении всякой дистанции между философией и жизнью, на апологетическом слиянии философии с жизнью. Философия не должна подстраиваться к "злобе дня". Критическая дистанция по отношению к жизненному опыту ей просто необходима. Иначе она превратится в идеологию:
консервативную - значит, рьяно защищающую
сложившиеся общественные
Убедительнейшим примером революционно-идеологического вырождения философии может служить марксистско-ленинская философия. С ее помощью мы целых 70 лет создавали "нового человека". И, как ни странно, создали, но только мутанта - homo soveticus. Под крылом этой философии генетика долгое время ходила у нас в "продажных девках империализма", а кибернетика была "буржуазной лженаукой". В Китае же под мудрым руководством Мао Цзедуна философия опускалась до "продажи арбузов". Да и у нас овес рос по Гегелю, а ежегодные посевные и уборочные кампании непременно сопровождались политическим просвещением, чтением лекций по марксизму-ленинизму.
Как-то Аристотель, оценивая философию,
заметил: "...все другие науки
более необходимы, нежели она,
но лучше нет ни одной". "Лучшее"
качество философии уходит
2.Смерть
1)Смерть с точки зрения науки
Смерть,
прекращение жизнедеятельности
организма и вследствие этого
— гибель индивидуума как обособленной
живой системы, сопровождающаяся разложением
белков и других биополимеров, являющихся
основным материальным субстратом жизни.
В основе современных диалектико-
Иногда выделяют понятие
Смерть теплокровных животных
и человека связана с
2)Смерть как отрицание жизни
Жизнь
и смерть-это два
Смерть
не есть нечто абсолютно противостоящее
жизни, она является необходимым
моментом и результатом
Более
поздние религии
Страх перед смертью - естественное и как это ни парадоксально, полезное в известном смысле чувство. Смерть ожидает всех – как слабых, так и сильных, как счастливых, так и несчастных. Биологическая смерть – это извечная проблема, над которой задумывались многие поколения людей. Этот вопрос стоял и перед философами и перед рядовыми людьми и перед гением и перед простым человеком. Смерть – конец всего человеку от нее нет спасения.
Передовые
мыслители решительно выступали
против страха смерти. «Бояться смерти
- значит воображать себя мудрым, не будучи
им», - сказал Сократ судья, которые
вынесли ему смертный приговор. Эпикур
более рельефно показал в известном
своём изречении
Страх
смерти исчезает у людей, ощущающих
полноту своей
В каждой индивидуальной судьбе смерть, в конце концов, всегда одерживает верх над жизнью в биологическом смысле. Однако в смене непрерывно вновь рождающихся поколений жизнь торжествует над смертью даже в биологическом смысле. Каждый отдельный человек смертен, но человечество бессмертно.
Если
смерть – необходимый момент жизнедеятельности,
в глубинах психики живого должен
быть заложен своеобразный инстинкт
положительного отношения к смерти,
когда организм полностью израсходует
свои жизненные силы.[4]
3)Сущность смерти в русской философии
Качественное
изменение общих представлений
о смысле человеческой жизни, о соотношении
в ней индивидуального и
В истории русской философии эти идеи получили оригинальное в некоторых отношениях воплощение в «проекте общего дела» Н.Ф.Федорова, очень противоречивого русского мыслителя.[6]
В
«философии общего дела» Н.Ф.Федоров,
ставя вопрос о «братстве или
родстве, о причинах небратского, не
родственного, т.е. немирного состояния
мира и о средствах к восстановлению
родства», обращается от имени «неученых»
к ученым, духовным и светским, верующим
и не верующим, чтобы путём совокупной
деятельности» способствовать регуляции
«всех миров всеми
Итак,
смысл жизни определён Н.Ф.
А
между тем, он считал, смерть есть просто
результат или выражение
«Люди ещё недоросли, полусущества: но полнота личного бытия, личного совершенства возможна только при совершенстве общем. Совершеннолетие есть и безболезненность бессмертия, но без воскрешения умерших невозможность бессмертие живущих[7]
Вопрос
о феномене смерти и бессмертия не
может иметь окончательных
"Биоэтика
- междисциплинарная область