Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:40, реферат
Жизнь и смерть - вечная проблема человеческого существования. И она же — вечный спор между стремлением человека к нравственно достойной жизни и бренностью его физического существования.
Проблема жизни и смерти и глобальная, и личная, и всемирно-историческая, и сугубо индивидуальная. Такой и должна быть всякая философская проблема. И сегодня она все активнее обсуждается философией, этикой, выдвигается на законно принадлежащее ей центральное место в философии, составляет одну из примет обновления духовной жизни в нашей стране.
Введение ………………………………………………………………3
Жизнь
Жизнь с точки зрения науки …………………………………..4
Подходы к решению проблемы смысла жизни ……………...8
Взаимосвязь философии и жизни …………………………….11
Смерть
Смерть с точки зрения науки …………………………………13
Смерть как отрицание жизни …………………………………15
Сущность смерти в русской философии ……………………..17
Биоэтика
Биоэтика как наука …………………………………………….19
Диалог философии и биоэтики ………………………………..20
Заключение …………………………………………………………….23
Список литературы …………………………………………………...24
Содержание:
Введение ………………………………………………………………3
Заключение …………………………………………………………….23
Список
литературы …………………………………………………...24
Введение
Тема
«жизни смерти человека» необъятная.
В той или иной мере по ее поводу
высказывались почти все
Загадки жизни и смерти, проблемы бессмертия души — это волнует каждого. Эта проблема актуальна для всех времен. Но все значение проблемы смерти, ее определения, ее понимания — состоит в том, чтобы решить проблемы, связанные с жизнью: понять, в чем смысл жизни, как нужно жить здесь, на Земле, для чего жить, как прожить свою жизнь так, чтобы не было чувства неудовлетворенности прожитой жизнью, ощущения ее ненужности, неудачности. Обращение к проблеме смерти имеет моральную ценность тогда, когда смерть рассматривается как итог жизни, ее общая суммарная оценка, как постижение глубинных основ человеческого существования. Поэтому задача философии все-таки не в исследовании «миров иных», а в создании концепции жизни и смерти. И нет сомнений в том, что, в конечном счете, в ближайшее время эта концепция будет выработана.
Жизнь и смерть - вечная проблема
человеческого существования.
Проблема жизни и смерти и
глобальная, и личная, и всемирно-историческая,
и сугубо индивидуальная. Такой
и должна быть всякая
1)Жизнь с точки зрения науки
Существует много определений жизни, поскольку изменялись представления о ней, совершенствовалась научная картина мира и ее философское осмысление. Рассмотрим несколько известных определений. Для естествознания XIX в. наиболее удачным можно считать определение Ф. Энгельса, согласно которому жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел. Данное определение являлось фундаментом диалектического материализма и многих разделов естествознания, развивавшихся на его основе, вплоть до середины XX в.
В
XX в. понятие жизни существенно
углубилось. Качественным структурным
отличием жизни на всех ее
ступенях является то, что структура
живого динамична и лабильна.
Живое не ограничивается
Во
второй половине XX века было предложено
следующее определение: жизнь
есть способ существования
Из
других определений
В
исследованиях проблемы
Следующим
важным подходом является
Жизнь
имеет свою неповторимую
Для
человека жизнь — интегральная деятельность,
жизнедеятельность в самом
Существуют три уровня человеческой жизни или три жизни человека:
1.
Растительная жизнь — это
2.
Животная жизнь — это
3. Культурная жизнь или жизнь в культуре — это познание, управление, изобретение, ремесло, спорт, художество (искусство), философия.
Такое деление жизни намечалось уже у Аристотеля. Эти три жизни относительно самостоятельны, одинаково важны для человека, взаимодействуют, влияют и опосредуют друг друга. В итоге мы имеем одну весьма многообразную, богатую, противоречивую, человеческую жизнь.
Наличие третьего уровня жизни у человека делает его жизнь принципиально отличной от жизни растения или животного, и это отличие увеличивается с каждым шагом по пути прогресса культуры.
На основе
сказанного можно дать такое определение:
жизнь человека есть его жизнь
как живого существа и жизнь
в культуре.
2)Подходы к решению проблемы смысла жизни
Люди не умеющие ценить своё существование, считают жизнь однообразной и постоянно озабоченны тем как бы убить время. Эти люди сами обесценивают и обессмысливают свою жизнь, они глухи к песням поэтов, поющих гимн жизни. На земле человек – единственное существо, которому дарованы способность целесообразной практической деятельности, сила созидания.
Вопрос
о смысле жизни на всех этапах развития
истории вызывал ожесточенные споры.
Различные философские и
Далее, очень важно, с одной стороны, искать и находить смысл жизни, а, с другой, не переоценивать значение этого вопроса, не зацикливаться на поисках смысла жизни. Жизнь отчасти имеет смысл, а отчасти не имеет.
Жизнь имеет смысл в той мере, в какой она осмысленна, разумно организована, человечески значима.
Цель «задает» целостность деятельности. Если это цель жизни, то она определяет целостность жизни. У человека, не имеющего цели жизни, и жизнь не реализуется как органическое целое в биосоциальном, т. е. человеческом смысле. «Жизнь без цели — человек, без головы» — гласит народная мудрость.
Не всякий человек ставит перед собой цель жизни, но если ставит, то этим человек полагает ее как целенаправленную деятельность.
в реальной жизни существует целое дерево целей. Цель жизни — это главная или общая цель жизни. Помимо нее существуют либо подчиненные, промежуточные, либо побочные цели. Подчиненные и промежуточные цели — это цели, осуществление которых открывает путь к главной цели жизни, приближает к ней. Побочные или параллельные цели — это цели, которые формируют всю жизнь, обусловливают полноценное гармоническое развитие человека. В своей сумме они не менее важны, чем главная цель жизни. В некоторых ситуациях возникает конфликт между главной целью жизни и побочными целями. Этот конфликт может завершиться либо победой главной цели жизни, либо победой побочных целей.
Главная
цель жизни — это цель, осуществление
которой оправдывает жизнь
В некоторых случаях бывает и так, что человек не останавливается на выборе какой-то одной цели жизни.
Таким
образом, можно видеть две стороны
сознательной жизнедеятельности: целеполагание
(поиски цели, выбор цели) и целенаправленность
(целеустремленность, движение к цели,
вернее, от цели к результату). Обе
стороны важны для человека в
равной степени. Жизнь в некотором
смысле есть единство цели и бесцельности,
т. е. единство организованности и неорганизованности,
труда и отдыха, напряжения и расслабления.
Бесцельность реализуется, прежде всего,
в том, что наряду с главной целью жизни
существует множество побочных целей.
Поиск и реализацию побочной цели (и вместе
с тем отвлечение от главной цели) можно
интерпретировать как бесцельность. Говорят
же, что нельзя все время работать, думать
об одном, что нужно отвлечься, развлечься,
отдохнуть, снять напряжение, переключиться
на другой род деятельности. Не случайно
современный человек все больше внимания
уделяет побочным занятиям, хобби, интуитивно
сознавая, что напряжение труда, главной
цели, главного дела жизни может просто
уничтожить его.[5]