Жизнь и смерть как философская проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:40, реферат

Описание работы

Жизнь и смерть - вечная проблема человеческого существования. И она же — вечный спор между стремлением человека к нравственно достойной жизни и бренностью его физического существования.
Проблема жизни и смерти и глобальная, и личная, и всемирно-историческая, и сугубо индивидуальная. Такой и должна быть всякая философская проблема. И сегодня она все активнее обсуждается философией, этикой, выдвигается на законно принадлежащее ей центральное место в философии, составляет одну из примет обновления духовной жизни в нашей стране.

Содержание

Введение ………………………………………………………………3
Жизнь
Жизнь с точки зрения науки …………………………………..4
Подходы к решению проблемы смысла жизни ……………...8
Взаимосвязь философии и жизни …………………………….11
Смерть
Смерть с точки зрения науки …………………………………13
Смерть как отрицание жизни …………………………………15
Сущность смерти в русской философии ……………………..17
Биоэтика
Биоэтика как наука …………………………………………….19
Диалог философии и биоэтики ………………………………..20
Заключение …………………………………………………………….23
Список литературы …………………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

реферат по философии распечатать.docx

— 44.82 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение  ………………………………………………………………3

  1. Жизнь 
  2. Жизнь с точки зрения науки …………………………………..4
  3. Подходы к решению проблемы смысла жизни ……………...8
  4. Взаимосвязь философии и жизни …………………………….11
  5. Смерть
  6. Смерть с точки зрения науки …………………………………13
  7. Смерть как отрицание жизни …………………………………15
  8. Сущность смерти в русской философии ……………………..17
  9. Биоэтика
  10. Биоэтика как наука …………………………………………….19
  11. Диалог философии и биоэтики ………………………………..20

Заключение …………………………………………………………….23

Список  литературы …………………………………………………...24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 Тема  «жизни смерти  человека» необъятная. В той или иной мере по ее поводу высказывались почти все философы.

 Загадки жизни и смерти, проблемы бессмертия души — это волнует каждого. Эта  проблема актуальна для всех времен. Но все значение проблемы смерти, ее определения, ее понимания — состоит  в том, чтобы решить проблемы, связанные  с жизнью: понять, в чем смысл  жизни, как нужно жить здесь, на Земле, для чего жить, как прожить свою жизнь так, чтобы не было чувства  неудовлетворенности прожитой жизнью, ощущения ее ненужности, неудачности. Обращение к проблеме смерти имеет  моральную ценность тогда, когда  смерть рассматривается как итог жизни, ее общая суммарная оценка, как постижение глубинных основ  человеческого существования. Поэтому  задача философии  все-таки не в исследовании «миров иных», а в создании концепции  жизни и смерти. И нет сомнений в том, что, в конечном счете, в  ближайшее время эта концепция  будет выработана.

   Жизнь и смерть - вечная проблема  человеческого существования. И  она же — вечный спор между  стремлением человека к нравственно  достойной жизни и бренностью  его физического существования. 

   Проблема жизни и смерти и  глобальная, и личная, и всемирно-историческая, и сугубо индивидуальная. Такой  и должна быть всякая философская  проблема. И сегодня она все  активнее обсуждается философией, этикой, выдвигается на законно  принадлежащее ей центральное  место в философии, составляет  одну из примет обновления  духовной жизни в нашей стране.  
 
 

  1. Жизнь

        1)Жизнь с точки зрения науки

Существует  много определений жизни, поскольку  изменялись представления о ней, совершенствовалась научная картина  мира и ее философское осмысление. Рассмотрим несколько известных  определений. Для естествознания XIX в. наиболее удачным можно считать определение Ф. Энгельса, согласно которому жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел. Данное определение являлось фундаментом диалектического материализма и многих разделов естествознания, развивавшихся на его основе, вплоть до середины XX в.

 В  XX в. понятие жизни существенно  углубилось. Качественным структурным  отличием жизни на всех ее  ступенях является то, что структура  живого динамична и лабильна. Живое не ограничивается белком  в качестве субстрата и обменом  веществ в качестве функции.  Современной наукой полностью доказано, что качественное отличие живого от неживого заключено в структуре их соединений, в строении и связях, в особенностях функций, в характеристике и организации взаимодействующих процессов. В то же время установлено полное единство в составе химических элементов живого и неживого.

 Во  второй половине XX века было предложено  следующее определение: жизнь  есть способ существования материи,  закономерно возникающей на уровне  высокомолекулярных соединений  и характеризующейся динамичными,  лабильными структурами, функцией  самообмена, а также процессами  саморегулирования, самовосстановления  и накопления наследственной  информации. В этом определении  жизнь представляет собой диалектическое  единство трех особенностей —  формы, функций, процессов, в  то время как определение Ф.  Энгельса является диалектическим  единством двух особенностей  — формы и функций. 

 Из  других определений современных  ученых: российского Челикова и  канадского Селье. Согласно первому,  жизнь есть способ существования  специфически гетерогенного материального  субстрата, универсальность и  уникальность которого обусловливают  целесообразное самовоспроизведение  всех форм органического мира  в их единстве и многообразии. По определению известного канадского  биолога Г. Селье (1907—1982), жизнь  — это процесс непрерывной  адаптации организмов к постоянно  изменяющимся условиям внешней  и внутренней среды [1]. Адаптации  заключаются в поддержании структуры  и функций всех ключевых систем  организма при воздействии на  него различных по природе  факторов среды. Адаптации являются  основой устойчивости и продуктивности  всех организмов.

 В  исследованиях проблемы происхождения  жизни можно выделить несколько  основных подходов. Прежде всего,  следует упомянуть субстанциональный  подход. Его развивали А.И. Опарин, Дж. Холдейн. Ключевое значение для происхождения жизни, в соответствии с этим подходом, имеет наличие определенной субстанции, определенных ее структур. Один из видных представителей этого направления В.А. Энгельгардт считал, что подлинное изучение проблемы жизни должно основываться на данных химии, а не математики. Что касается Опарина, то он подчеркивал несводимость биологии к физике и химии [2].

 Следующим  важным подходом является функциональный  подход, основными авторами которого  были А. Н. Колмогоров и А.  А. Ляпунов. Сторонники этого  подхода рассматривали живой  организм как термодинамический  «черный ящик», т.е. интересовались  только сигналами на входе  в систему и на выходе из  нее. Отличительной особенностью  живых организмов они считали  наличие «управляемых процессов»  передачи информации. Они не придавали  особого значения связи жизни  с определенными химическими  элементами и даже допускали  возможность небелковых форм  жизни. Один из представителей  этого направления В. Н. Веселовский признавал определяющей чертой живого «динамичное самосохранение».

 Жизнь  имеет свою неповторимую специфику,  свое качество и различные  яркие грани. «Живые формы... —  писали П. Кемп и К. Армс, — это выражение беспрестанного  потока вещества и энергии,  который протекает через организм  и в то же время создает  его... Мы находим эти непрерывные  изменения на всех уровнях  биологической организации. В  клетках происходит постоянное  разрушение составляющих ее химических  соединений, но в этом разрушении  она продолжает существовать  как целое. В многоклеточном  организме клетки непрерывно  отмирают, заменяясь новыми, но организмы  продолжают существовать как  целое. В биоценозе, или виде, одни индивидуумы умирают, а  другие, новые — рождаются. Таким  образом, любая органическая система  представляется непрерывно существующей»  [3].

  Для человека жизнь — интегральная деятельность, жизнедеятельность в самом глубоком смысле этого слова. На фоне жизни  человек осуществляет специальные  или специализированные формы деятельности, такие как общение, познание, практическая деятельность, труд, отдых и т. д. Эти формы деятельности существуют и развиваются лишь в общем контексте жизни, жизнедеятельности субъекта.

  Существуют  три уровня человеческой жизни или  три жизни человека:

  1. Растительная жизнь — это питание,  выделение, рост, размножение, приспособление.

  2. Животная жизнь — это собирание,  охота, защита, половое и иное  общение, уход и воспитание  детей, ориентировочная деятельность, игровая деятельность.

  3. Культурная жизнь или жизнь в культуре — это познание, управление, изобретение, ремесло, спорт, художество (искусство), философия.

  Такое деление жизни намечалось уже  у Аристотеля. Эти три жизни  относительно самостоятельны, одинаково  важны для человека, взаимодействуют, влияют и опосредуют друг друга. В  итоге мы имеем одну весьма многообразную, богатую, противоречивую, человеческую жизнь.

  Наличие третьего уровня жизни у человека делает его жизнь принципиально  отличной от жизни растения или животного, и это отличие увеличивается  с каждым шагом по пути прогресса  культуры.

На основе сказанного можно дать такое определение: жизнь человека есть его жизнь  как живого существа  и жизнь  в культуре. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2)Подходы  к решению проблемы  смысла жизни

Люди  не умеющие ценить своё существование, считают жизнь однообразной и  постоянно озабоченны тем как  бы убить время. Эти люди сами обесценивают и обессмысливают свою жизнь, они глухи к песням поэтов, поющих гимн жизни. На земле человек – единственное существо, которому дарованы способность целесообразной практической деятельности, сила созидания.

  Вопрос  о смысле жизни на всех этапах развития истории вызывал ожесточенные споры. Различные философские и богословные  системы не только с разных точек  зрения подходили к объяснению смысла жизни, но и делали этот вопрос предметом  мировоззренческих споров. Киренаики, Сократ, Аристотель, эпикурейцы и стоики, философы и теологи средневековья, немецкие натурфилософы, представители  философии жизни начала 20 века предшественники  современного экзистенциализма делали попытки решить проблему смысла человеческого  существования[4]. Некоторые люди, в  том числе  некоторые философы, полагают, что смысл жизни в  том, чтобы искать этот смысл. Н.А. Бердяев, например, писал: «Пусть я не знаю смысл  жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу свою жизнь этому исканию смысла. Такой  взгляд на смысл жизни по форме  не более чем игра слов. Искать все  время, всю жизнь смысл жизни  — это какой-то инфантилизм. Взрослый, зрелый человек, так или иначе, находит  смысл жизни и реализует его, живет осмысленной жизнью. Человек, ищущий смысл жизни, только пытающийся его найти, — это еще не определившийся, не сформировавшийся человек, который  пока не состоялся как решающий жизненные  задачи. Смысл жизни в этом похож  на цель. Прежде чем достигать цель, двигаться от цели к результату, человек должен определить для себя цель, поставить ее. Но целеполагание  — лишь первый этап. Человек совершает  действия не для того только, чтобы  поставить, определить цель, а для  того, чтобы достигнуть ее. Так и  смысл жизни. Поиск смысла жизни — первая часть проблемы. Вторая часть — реализация смысла жизни, смыслозначимая, осмысленная жизнь.

  Далее, очень важно, с одной стороны, искать и находить смысл жизни, а, с другой, не переоценивать значение этого вопроса, не зацикливаться на поисках смысла жизни. Жизнь отчасти имеет смысл, а отчасти не имеет.

  Жизнь имеет смысл в той мере, в  какой она осмысленна, разумно  организована, человечески значима.

  Цель  «задает» целостность деятельности. Если это цель жизни, то она определяет целостность жизни. У человека, не имеющего цели жизни, и жизнь не реализуется  как органическое целое в биосоциальном, т. е. человеческом смысле. «Жизнь без цели — человек, без головы» — гласит народная мудрость.

  Не  всякий человек ставит перед собой  цель жизни, но если ставит, то этим человек  полагает ее как целенаправленную деятельность.

    в реальной жизни существует целое дерево целей. Цель жизни — это главная или общая цель жизни. Помимо нее существуют либо подчиненные, промежуточные, либо побочные цели. Подчиненные и промежуточные цели — это цели, осуществление которых открывает путь к главной цели жизни, приближает к ней. Побочные или параллельные цели — это цели, которые формируют всю жизнь, обусловливают полноценное гармоническое развитие человека. В своей сумме они не менее важны, чем главная цель жизни. В некоторых ситуациях возникает конфликт между главной целью жизни и побочными целями. Этот конфликт может завершиться либо победой главной цели жизни, либо победой побочных целей.

  Главная цель жизни — это цель, осуществление  которой оправдывает жизнь человека в целом, как личности, субъекта, стоящего где-то наравне с обществом, осознающего свои цели как цели человека вообще или цели того или иного  сообщества людей. В главной цели жизни по логике вещей сливаются воедино стремления человека как индивидуума и цели общества. Проблема определения цели жизни сродни проблеме выбора профессии. Более того, первая является, как правило, продолжением второй. В формировании цели жизни «участвуют» и случайность, и необходимость, и внешние обстоятельства, стимулы, и внутренние побуждения, мотивы.

  В некоторых случаях бывает и так, что человек не останавливается  на выборе какой-то одной цели жизни.

  Таким образом, можно видеть две стороны  сознательной жизнедеятельности: целеполагание (поиски цели, выбор цели) и целенаправленность (целеустремленность, движение к цели, вернее, от цели к результату). Обе  стороны важны для человека в  равной степени. Жизнь в некотором  смысле есть единство цели и бесцельности, т. е. единство организованности и неорганизованности, труда и отдыха, напряжения и расслабления. Бесцельность реализуется, прежде всего, в том, что наряду с главной целью жизни существует множество побочных целей. Поиск и реализацию побочной цели (и вместе с тем отвлечение от главной цели) можно интерпретировать как бесцельность. Говорят же, что нельзя все время работать, думать об одном, что нужно отвлечься, развлечься, отдохнуть, снять напряжение, переключиться на другой род деятельности. Не случайно современный человек все больше внимания уделяет побочным занятиям, хобби, интуитивно сознавая, что напряжение труда, главной цели, главного дела жизни может просто уничтожить его.[5] 
 
 
 
 
 

Информация о работе Жизнь и смерть как философская проблема