Зарождение и развития филосовской мысли в Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:11, контрольная работа

Описание работы

Обычно выделяют 6 ортодоксальных школ: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, веданта и миманса. Неортодоксальные школы в индуизме - локаята и адживика.
Становление даршан и их развитие происходило в ситуациях диспута, полемики друг с другом, а также с буддистами и джайнами. Даршаны не столько противоречили друг другу, сколько дополняли друг друга. Внутри же себя каждая даршана развивалась в традиции истолкования и комментирования базового текста.

Содержание

Введение 3
1.Философия Упанишад 5
2. Философская система Даршан 8
3. Оппозиционные философские учения: джайнизм, адживикизм,
чарвака-локаята. 16
4. Основные положения буддизма 27
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

Зарождение и развитие философской мысли в Древней Индии.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

      Миманса 

      (санскрит) Исследование. Изучение. Название одной  из шести религиозно-философских  систем (шад-даршана), признающих веды  откровением, ниспосланным свыше,  священным писанием. Основателем школы считают Джаймини (IV в. до н.э. — III в. н.э.), автор «Миманса-сутры». Адепты школы вели отшельнический образ жизни. Они совершали кровавые жертвоприношения богам и саму жизнь рассматривали как ритуал служения богу. Одно из названий школы — яджня-видья (религия жертвоприношений). Согласно учению мимансы, при выполнении ритуала в душе возникает особая энергия, которая накапливается и влияет на будущую жизнь. Ритуал (врата) включает человека в единую систему вселенной, сакральной точкой которой становится место совершения ритуала. Высшим благом в мимансе признается достижение Небес (свар-га) и блаженство пребывания в них. Творческий аспект Брахмана отрицается, но, согласно мимансе, Брахман обладает разумом и волей. Атман определяет благие или неблагие поступки человека. Душа (джива) — бессмертная субстанция, в которой при определенных условиях возникает сознание. Мировой опыт хранится в чистом сознании (ниракара виджняна). Все в мире регулируется кармой, которая очищается при выполнении ритуала. Эфир (акаша) — носитель звука, сущность которого вечна и проявляется в слышимом звуке. Миманса принимает основные положения философии ньяи и вайшешики. В отличие от ранней мимансы (пурва-миманса), позднюю, опирающуюся не только на веды, но и на упанишады, разработавшую новые психотехники и учения, называют высшей мимансой (уттара-миманса) или ведантой. 

      Веданта 

      Веданта – это группа систем, которые  дают философское толкование Упанишад. Самая ранняя система Веданты  начинается с Вьясы, и ей, по меньшей  мере, 3300 лет. Самую систематичную и философски адекватную формулировку дал Шанкара около 2500 лет назад. Эта последняя известна как Адвайта-Веданта — наиболее последовательная монистическая философия из существующих. Именно в этом последнем смысле Веданта и упоминается в этой книге. Веданта, подобно философии и гнозису, подразумевает нисхождение Истинного Знания с Трансцендентного Уровня. 

      Одна  из шести религиозно-философских  систем (даршана) индуизма, признающих веды священным писанием (шрути). Учение, основанное на упанишадах, называют завершающим веды. Школа сформировалась в III—I вв. до н.э. Наиболее близка к мимансе, в связи с чем сс. иногда называют поздней мимансой (уттара-миманса). Первым систематизатором учения считают Бадараяну, автора «Веданта-сутры» («Брахма-сутра»). Веданта не только школа, но целое направление в индуизме. Большое внимание в нем уделяется трактовке упанишад и определению характера отношений между человеком и богом, образ которого меняется от представления о безличностном начале (Брахман) до бога персонифицированного (сагуна-Брахман). Вера в субстанциальную душу, дух (атман, джива) и в бога присутствует во всех учениях веданты. В современной веданте бог выступает как высшая реальность, абсолют, имеющий духовный аспект. Позиции веданты, объединяющей веру в бога с интеллектуализмом, привлекают к ней многих людей, принадлежащих к различным слоям общества. Согласно учению, существование мира обусловлено деятельностью Брахмана и Ишвары, его творческого аспекта. При постижении мирового начала, бога адепт одновременно переживает бытие, сознание и блаженство (сат-чит-ананда). Страдания зависят от индивида и не связаны с абсолютом, богом. После смерти тела душа либо получает освобождение (мокша) и соединяется с Брахманом, либо перевоплощается в одном из миров сансары индуистской модели. Веданта исследовала состояния сознания (авастха), создала теорию речи, изучала проблемы причины и следствия, утверждая, что следствие содержится в причине (доктрина саткарьявада). Под влиянием буддизма в ней было разработано учение об иллюзорности мира (вивартавада). Она оказала большое влияние на учения многих школ. 

      Санкхья

      Одна  из шести индийских школ философии, созданная Капиллой. Учит дуалистической системе, в которой дух и материя  оба рассматриваются как вечные, а не просто как аспекты общего и абсолютного основания.

      (санскрит) Цифра. Число. Счет. Одна из  шести религиозно-философских систем (шад-даршана), признающих авторитет  вед как священного писания,  откровения. Основателем считается  Капила (VII—V вв. до н.э.). Школа создала универсальную классификацию основных категорий (таттва). Бог в учении санкхьи признается недоказуемым началом. Двадцать пять категорий соответствуют видам бытия, сущность и имена которых до проявления (вьякти) в эмпирическом мире пребывают в непроявленном (авьякта) состоянии. Первоначалами всех вещей и явлений мира считаются дух (Пуруша) и материя (пракрити). Дух постоянно стремится к освобождению от оков материи. Напряженность, возникающая между ними, порождает нарушение равновесия между тремя составляющими протоматерии, тремя Гунами. Волнение гун при доминировании одной из них вызывает трансформацию в образуемых ими таттвах и развертывание (удбхава) их в мир, эволюцию (паринама) таттв с образованием новых видов объектов. После завершения эволюции начинается инволюция (тиробхава) мира и свертывание (анудбхава) всех процессов. Гуны успокаиваются, и все снова возвращается в непроявленное состояние. Трактовка существования мира как проявления волнения гун в санкхье и дхарм в буддизме, сближает эти учения. Циклический характер волнения гун обусловливает циклическое существование мира. Гуны вечны, но то проявляются, то переходят в непроявленное состояние. Пуруша вечен абсолютно и непоколебимо (кутастха-ньята). В непроявленном мире вечно все (сарвам нитьям). Первый продукт эволюции, аналог буддхи, представлен в санкхье как махат. Это тонкая субстанция интеллекта, ментальный процесс на грани проявленного и непроявленного. Второй продукт эволюции — самость, самосознание (аханкара, ахамкара). Затем появляются десять индрий, разум (манас) и пять тонких субстанций (танматра), выступающих как потенции, носители информации о звуке, запахе, форме, вкусе, осязании. Следующий продукт эволюции, первоэлементы материи (бхута), непосредственно участвуют в формировании проявленного мира, — это эфир (акаша), воздух, огонь, вода и земля. Индивидуальная душа (джива), с которой связаны чувства, присутствует в теле каждого человека, как и индивидуальный дух (пуруша). Они могут существовать и отдельно от неё. Освобождение (кайвалья) может произойти при жизни тела (дживанмукти) или после его смерти. Санкхья классифицировала виды страдания, исследовала познавательную способность. Учение называют методологией знания. Оно оказало большое влияние на многие религиозно-философские системы, особенно на йогу, которую называют методологией действия. Их содружество выражает словосочетание «санкхья-йога». Как школа санкхья прекратила свое существование в XVI в. 

      Йога

      Буквально: «Единение». Состояние человека, при  котором его жизнь в действиях и в мыслях совершенно гармонична и содержит в себе сам источник, или корень его существа.

      Существует  много форм йоги: йога действия (карма-йога), йога веры и поклонения (бхакти-йога), йога знания (джняна-йога), йога упорядоченного дыхания и правильных поз (хатха-йога), йога пробуждения энергии в позвоночнике (лайя-йога), правильного использования звуков и слов (мантра-йога), йога медитации и созерцания (раджа-йога).

      Подразумевается, что Единение и все практики, нацеленные на его достижение, всегда намеренны и сознательны, но никогда не пассивны.

      Очень важно осознать, что что высшие достижения йоги достигаются без  понимания происходящего. Объяснения возможны лишь в мелких и подготовительных моментах. В самом себе человек  обладает огромным потенциалом, раскрывающимся только его стараниями. Йога подобна способу, которым ребенок учится ходить, совершенно еще не зная, как это делается.

      Единение  с Божественным есть конечная цель йоги, но по мере продвижения к ней  понятие единения используется в  частных формах, поэтому возможно единение со знанием (джняна-йога), единение с мудростью (буддхи-йога), единение с подлинным Я (атма-йога). Термин «йога» означает также различные методики единения, например, путем контроля и силы (раджа-йога; «раджа» — «владыка»); путем веры, преданности и самоотдачи (бхакти-йога), путем науки (санкхья-йога), посредством заклинаний и магических формул (мантра-йога), и т.д.

      Средство. Прием. Работа. Управление. Связь. Волшебство. Сосредоточение. Одна из шести религиозно-философских  систем древней Индии (даршана), признающих веды священным писанием (шрути), откровением, авторитетным источником. Опираясь на философию санкхьи, йога разработала практику достижения высшего состояния сознания, транса (самадхи). Она гармонизирует и регулирует жизнедеятельность человека, в результате чего тело взаимодействует с духом, происходит их слияние и прижизненное освобождение (дживанмукти). Полное освобождение духа от материи наступает после смерти тела. Словосочетание «санкхья-йога» означает творческое сотрудничество двух школ. Йога оказала влияние на практики и психотехники всех направлений. Считается, что в ней были собраны, изучены и систематизированы знания и опыт предыдущих поколений подвижников. В отличие от веданты, йога исследовала не три, а пять состояний сознания (авастха, читта-бхуми). Три из них возникают спонтанно, а два высших достигаются в процессе духовной практики. Все вместе они называются «панчавастха». Согласно Патанджали, автору фундаментального произведения «Йога-сутра», йога занималась многими проблемами, к которым относятся: подвижничество, аскеза (тапасья), пребывание длительное время в одной позе (асана), техника саньямы (самьяма), контролируемое дыхание (пранаяма), работа с психофизиологическими центрами (чакра) и с силами (вибхути), обретение сверхъестественных способностей (сиддхи) и др. Термин йога применяется в расширительном значении для обозначения любых действий, связанных с изменением состояния сознания. Существуют выражения: йога буддийская, даосская, христианская и т.д. Йогой называют и просто систему физических упражнений. Адептов йоги называют йогами, йогинами, женщин — йогини. 

      3. Оппозиционные философские учения: джайнизм, адживикизм, чарвака-локаята. 

      Джайнизм– одно из основных религиозно-философских  учений Индии, возникшее в 6 в. до н. э. Основателем Д. считается странствующий проповедник Вардхамана, которому впоследствии были даны имена Махавиры («великого героя») и Джины («победителя») – отсюда название учения.

      В ходе своего развития Д. разделился на ряд сект, из которых наиболее значительные: секта дигамбаров, т. е. обнажённых (буквально – «одетых странами света»), и секта шветамбаров («одетых в белое»). Ядро религиозно-философской литературы Д. – джайнский канон (в основе которого лежат так называемые Джайна-сутры). Среди неканонической литературы наибольший интерес представляют сочинения Умашрати (1 в. до н. э.) и Сиддхасены Диракара (6 в. н. э.). Д., как и параллельный ему буддизм, явился реакцией на ритуализм и абстрактную спекулятивность брахманизма. Д. отверг авторитет Вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст).

      Учение  о дживах, или живых существах, и свойственных им двух видах бытия – бытии несовершенном и бытии совершенном, является основой Д. В состоянии несовершенного бытия джива, сущность которого заключается в вечной, обладающей сознанием душе, находится в соединении с «материей», образующей тело дживы. Тело, оплетая душу, повергает дживу в состояние страдания, которое и служит отличительным признаком несовершенного бытия. В зависимости от соотношения духовного и телесного элементов эти дживы образуют своеобразную лестницу: на низшей её ступени располагаются дживы, представляющие формы, в которые выливается существование неорганических веществ и растений. На более высокой ступени пребывают дживы, имеющие форму животных, людей, богов. (Т. о., бог в Д. – только одна из форм несовершенного бытия дживы.) Капля росы, человек, бог – ступени единой системы принципиально одинаковых видов бытия, характеризующегося отягощённостью материей. Вверху иерархии джив находятся «освобождённые» дживы, для которых не существует материальных уз и даже духовных условий, ограничивающих их существование, и они способны полностью управлять собственным бытием. Освобождения могут достичь только дживы, получившие форму человеческого существа. Такие дживы называются Титханкары; они являются в мир с известной периодичностью. Вардхамана считается последним из них в данную эру (двадцать четвёртым).

      Основным  путём к «освобождению» Д. считает  аскетизм. Аскетические принципы Д. предусматривают  активное истребление телесного  элемента (конкретные правила джайнского аскетизма включают в себя, помимо отказа от одежды, строгого поста и прочее, всевозможные мучения и истязания). Наряду с подавлением телесного начала правила джайнского поведения требуют неуклонного соблюдения принципа ахимсы, заключающегося в отказе от причинения малейшего вреда любому живому существу. Подчёркивание преимущественного и, в частности, нравственного значения аскетизма и строжайшее соблюдение аскетического образа жизни, предусматривающего тщательную разработку правил этого поведения, отличают Д. не только от буддизма, но и от всех др. систем Индии, также подчёркивающих важность аскетизма. Практическая часть Д. включает определённую обрядность, которая, вопреки принципиальному со стороны Д. отрицанию ритуальности, выработалась под влиянием потребностей «массового» почитания (храмовое почитание Титханкаров, публичная исповедь, чтение джайнских текстов и др.).

      Д., в отличие от буддизма, строго онтологичен  – имеет учение о бытии; душа (джива) и «недуша» (аджива), включающая материальное, признаются в качестве равноправных, вечно существующих начал – субстанций. Т. о., Д., в отличие от брахманизма, дуалистичен (см. Дуализм). Наряду с дживами и адживами, представляющими две основные сущности (таттвы) онтологии Д., существуют ещё 5 таттв, исчерпывающих все возможные виды отношений и взаимосвязи дживы и адживы. Каждая из 7 таттв определённым образом классифицируется и иерархически членится. В частности, материя делится на тонкую (кармическую), представляющую нечто вроде «силы», и грубую, ощущаемую органами чувств и делимую на атомы (ану).

      Не вышедший за пределы Индии Д. сохранил здесь своё влияние. В начале 70-х гг. в Индии (главным образом в Гуджарате и Раджастхане) насчитывалось несколько миллионов его приверженцев, в основном принадлежащих к торговым и ремесленным кастам (соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелие, т.к. вспашка земли влечёт за собой убийство живых существ). Джайны (торговцы и ростовщики) представляют в современной Индии значительную финансовую и экономическую силу. Последователи Д. имеют несколько десятков институтов и колледжей и ряд журналов. 

      АДЖИВИКИЗМ, антибрахманистское религиозное течение, выделившееся в середине I тыс. до н.э. среди множества аскетических групп  и кружков шраманского периода  индийской истории и долгое время  конкурировавшее с основными  «неортодоксальными» религиями – джайнизмом и буддизмом. Слово «адживики» происходит, вероятно, от «адживы» (букв. «образ жизни»), что соответствует своеобразию этого течения древней «контркультуры», представители которого, согласно буддийским источникам, эпатировали даже начавшее привыкать к подвижническим экстравагантностям индийское общество, расхаживая без набедренных повязок, облизывая руки после еды и измышляя самые разнообразные самоограничения, связанные со строжайшей вегетарианской диетой, сыроедением, исчислениями от кого, когда и как можно или нельзя принимать милостыню, и демонстрируя всем свой аскетический мазохизм. Эти аскетические крайности, которые никак не мешали адживикам нарушать элементарные правила нравственности, завоевали им благосклонность индийских правителей и их вельмож, которые всегда относились к подвижническим играм с большим доверием. Адживикизм сумел создать общину, многие лидеры которой стали известны поименно. Помимо общепризнанного рукодителя адживиков Маккхали Госалы, буддийские источники называют Нанда Ваччху, Киса Санкиччу, Пандупутту, Упаку, а также философов Пурана Кассапу и Пакудха Каччаяну, знаменитых «еретических» учителей эпохи Будды. Об организованности адживикизма свидетельствуют и сообщения о том, что последователи Госалы располагали даже не дошедшим до нас каноном авторитетных текстов, опередив в этом, вероятно, буддистов и джайнов.

Информация о работе Зарождение и развития филосовской мысли в Древней Индии