Зарождение и развития филосовской мысли в Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:11, контрольная работа

Описание работы

Обычно выделяют 6 ортодоксальных школ: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, веданта и миманса. Неортодоксальные школы в индуизме - локаята и адживика.
Становление даршан и их развитие происходило в ситуациях диспута, полемики друг с другом, а также с буддистами и джайнами. Даршаны не столько противоречили друг другу, сколько дополняли друг друга. Внутри же себя каждая даршана развивалась в традиции истолкования и комментирования базового текста.

Содержание

Введение 3
1.Философия Упанишад 5
2. Философская система Даршан 8
3. Оппозиционные философские учения: джайнизм, адживикизм,
чарвака-локаята. 16
4. Основные положения буддизма 27
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

Зарождение и развитие философской мысли в Древней Индии.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

      Содержание 

     Введение 3

      1.Философия  Упанишад 5

      2. Философская система Даршан 8

      3. Оппозиционные философские учения: джайнизм, адживикизм,

      чарвака-локаята. 16

      4. Основные положения буддизма 27

      Список  литературы          31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Индуизм - древнейшая национальная религия Индии. Его истоки, обычно, возводят ко времени существования Протоиндийской (хараппской) цивилизации, т.е. ко II-III тыс. до н.э. Следовательно, к рубежу новой эры он уже насчитывал не одно тысячелетие своего бытования. Такого длительного и полнокровного существования религии мы, пожалуй, не увидим ни в одном другом месте земного шара, кроме Индии.

    Как религиозный феномен индуизм  отличается сложностью и противоречивостью, если не сказать больше - запутанностью  и хаотичностью. Серьезную историко-культурную проблему представляет собой уже самое определение термина «индуизм». До сих пор нет удовлетворительного определения и, даже, объяснения, что же относить к собственно индуизму, каково содержание и границы этого понятия.

    Сложнейшая  религиозная система индуизма гибко  и податливо сочетает в себе самые  противоположные крайности и  умело приспосабливается к самым  разнообразным общественным и политическим условиям, сохраняя необычайную пестроту, яркость и жизнестойкость. Умея соединять несоединимое и облекаться в самые причудливые формы, индуизм обладает удивительной способностью порождать новые секты и течения, которые при этом не вступают в противоречие с его основным  мировоззренческим ядром, и, может быть, как бы возрождаться из самого себя.

    Однако  вся эта пестрота и, казалось бы, несовместимые противоречия существуют в единых общих рамках, которые  позволяют говорить об индуизме как  о самостоятельной и цельной  религиозной системе с общими мировоззренческими установками.

    При всей кажущейся аморфности и расплывчатости, индуизм всегда оставался исключительно стабильным. Подобно магниту, он втягивал в свое поле другие культы, поглощал, в той или иной форме, чужих богов, приспосабливал к своим нуждам и взглядам иные мифо-ритуальные воззрения и, тем самым, обеспечивал себе прочное и долговечное существование, выдержав конкуренцию с буддизмом и другими религиями, существовавшими на территории индийского субконтинента.

    Европейский термин «философия» в индуизме не имеет единого и однозначного эквивалента. Ему соответствуют понятия брахма видья (знание абсолютного), даршана (интеллектуальное, духовное видение), анвикшики (рефлексивное исследование).

    Множество важных философем, изложенных интуитивным  языком, находят уже в древних  текстах. Но основной формой существования и развития теоретической мысли были даршаны. Они делятся на ортодоксальные (признающие авторитет вед) и неортодоксальные.

    Обычно  выделяют 6 ортодоксальных школ: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, веданта и  миманса. Неортодоксальные школы в индуизме - локаята и адживика.

    Становление даршан и их развитие происходило  в ситуациях диспута, полемики друг с другом, а также с буддистами и джайнами. Даршаны не столько  противоречили друг другу, сколько  дополняли друг друга. Внутри же себя каждая даршана развивалась в традиции истолкования и комментирования базового текста.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.Философия  Упанишад 

      Упанишады являются заключительной частью вед  и потому называются веда-анта, или  окончание вед,-название, наводящее  на мысль, что в упанишадах выражена сущность ведийского учения. Они являются фундаментом, на котором покоится большинство позднейших философий и религий Индии. "Нет сколько-нибудь значительной формы индуистской мысли, включая и неортодоксальный буддизм, которая не имела бы корней в упанишадах".

      Более поздние системы философии обнаруживали прямо-таки страстные стремления согласовывать  свои доктрины со взглядами упанишад, если уж нельзя было полностью выводить их из упанишад. Каждое возрождение  идеализма в Индии находит в учении упанишад источник своего происхождения. Их поэтичность и возвышенный идеализм все еще не утратили своей силы волновать умы и сердца людей. Упанишады содержат в себе самые ранние рукописи индийской теоретической мысли. Гимны и литургические книги вед касаются больше религии и практики, чем мышления арийцев. Мы находим в упанишадах уже известный прогресс по сравнению с мифологией санхиты, брахманистским мелочным педантизмом и даже теологией араньяки, хотя все эти стадии в них и встречаются. Авторы упанишад преобразуют прошлое, с которым они имеют дело, и изменения, вносимые ими в ведийскую религию, свидетельствуют о смелости сердца, которое бьется только для свободы. Цель упанишад заключается не столько в достижении философской истины, сколько в том, чтобы принести умиротворение и свободу мятущемуся человеческому духу. Попытки решения метафизических вопросов предлагаются в форме диалогов и диспутов, хотя упанишады по существу являются поэтическими декларациями философски настроенных умов перед лицом явлений жизни. Они выражают беспокойство человеческого ума и его стремление понять истинную природу реальности. Не будучи систематической философией или произведением одного автора или даже произведением одного и того же века, они содержат в себе многое, что является противоречивым и ненаучным; но если бы все только этим и ограничивалось, нам не было бы смысла изучать упанишады.

      Они установили основные концепции, здоровые и удовлетворительные, и это создало  средства, с помощью которых могут  быть исправлены их собственные наивные ошибки, превращенные чрезмерным подчеркиванием в ошибочные философские построения. Несмотря на то, что упанишады имеют различных авторов, и, несмотря на тот период времени, который потребовался на составление этих полупоэтических и полуфилософских трактатов, во всех их есть единство цели, живое чувство духовной реальности, которое становится ясным и отчетливым, когда мы рассматриваем события того времени. Они раскрывают нам богатство размышляющей религиозной мысли того времени. В сфере интуитивной философии их достижения значительны. Ничто из того, что было до упанишад, по объему и силе, по воздействию и удовлетворению не может сравниться с ними. Их философия и религия удовлетворяли некоторых величайших мыслителей и исключительно возвышенные души.

      Мы  не согласны с оценкой Гау, что "во всем этом мало духовного" или что "эта пустая интеллектуальная концепция, лишенная духовности, является высшей формой, на которую была способна индийская  мысль".

      Профессор Д. С. Маккензи, поняв более правильно, говорит, что "ранней попыткой конструктивной теории космоса и, конечно, одной из наиболее интересных и замечательных является та, которая содержится в упанишадах".

      Нелегко установить, о чем учат упанишады. Современные исследователи упанишад читают их в свете той или иной предвзятой теории. Люди так мало привыкли доверять своим собственным суждениям, что прибегают к авторитету и традиции. Хотя это довольно надежное руководство для поведения и жизни, истина требует также проницательности и самостоятельности суждения. Многие ученые в наше время склоняются ко взглядам Шанкары, который в своих комментариях к упанишадам, Бхагавадгите и Веданта-сутре разработал весьма тонкую систему недуалистической метафизики. Другие с не меньшей страстностью утверждают, что Шанкаре не принадлежит последнее слово в этом вопросе и что философия любви и преданности является логическим выводом из учения упанишад.

      Различные комментаторы, отправляясь от своих  собственных убеждений, навязывают свои взгляды упанишадам и насилуют их язык так, чтобы он соответствовал их собственным теориям. Когда возникают споры, все школы обращаются к упанишадам. Благодаря как их неясности, так в той же степени и богатству их, благодаря как мистической дымке, так равно и наводящим на размышления достоинствам упанишад комментаторы получили возможность использовать их в интересах своей собственной религии и философии. Упанишады не ставят на обсуждение какую-либо теорию философии или догматическую схему теологии. Они намекают на истину в жизни, но пока еще не в науке или философии. Так многочисленны в них указания на истину, так разнообразны их догадки о боге, что почти каждый может искать в них то, чего желает, и находить то, чего он ищет, и каждая школа догматизма может поздравить себя с обнаружением своих собственных доктрин в сказаниях упанишад. В истории мысли часто случается, что философия приносится в жертву традиционному толкованию, которое было дано в более ранний период и потому мешает критикам и комментаторам рассматривать ее [философию] в должной перспективе. Система упанишад не избежала этой судьбы. Западные толкователи, в общем, следовали тому или другому комментатору. Гау следует интерпретации Шанкары. В своем предисловии к "Философии упанишад" он пишет: "Величайшим толкователем философии упанишад является Шанкара, или Шанкарачарья. Учение самого Шанкары представляет собой естественное и законное истолкование философии упанишад".

      Макс  Мюллер принимает ту же самую точку  зрения: "Мы должны помнить, что ортодоксальные взгляды веданты - это не то, что мы называем эволюцией; скорее их следует назвать иллюзией. Эволюция Брахмана, или паринама, является ересью; иллюзия, или виварта, - вот ортодоксальная веданта. Изображая это метафорически, мир, согласно ортодоксальным ведантистам, развивается из Брахмана не как дерево из зерна, но как мираж из солнечных лучей". Таких же взглядов придерживается и Дойссен. Мы попытаемся установить тот смысл, который имели в виду авторы упанишад, а не тот, что приписывали им более поздние комментаторы. Последние дают нам приблизительно верное представление о том, как упанишады были истолкованы в более позднее время, но не дают нам достаточно правильного понимания философского синтеза, которым обладали древние исследователи. Но возникает проблема, согласуются ли между собой философские идеи упанишад? Все ли они имеют своим источником общепризнанные принципы всеобщего устройства мира? Мы не имеем смелости ответить на этот вопрос утвердительно.

      Эти сочинения содержат в себе так  много скрытых идей, так много  возможных значений, так богаты они источниками фантазий и предположений, что можно легко себе представить, каким образом различные системы могли черпать свое вдохновение из одного и того же источника. Упанишады не содержат в себе каких-либо философских синтезов как таковых - типа систем Аристотеля, или Канта, или Шанкары. Они имеют скорее интуитивную, чем логическую, последовательность и являют собой известные основные идеи, представляющие, так сказать, первоначальные наброски философской системы. Из этих идей могла получить развитие какая-либо цельная, стройная и последовательная теория. Однако в связи с неясностью многих мест трудно быть уверенным в том, что разработка элементов, в которых нет ни методичности, ни системы, будет правильной. Тем не менее, мы будет рассматривать идеи упанишад о вселенной и о занимающем в ней место человеке с точки зрения высших идеалов философской мысли. 

      2. Философская система Даршан 

      Обладать  даршаной означает обладать видением. Видеть цветок, дерево, людей вокруг есть великое благословение, ибо цветок, дерево и люди существуют для нас, и мы способны впитывать их способности наравне со своими собственными достижениями. В йоге драгоценной считается даршана гуру. Несмотря на то, что ученик может видеть только то, что он способен видеть, его состояние уважения и истинного благоговения ко всему вокруг есть упражнение для его способностей, обеспечивающее их развитие, и по мере своего роста он начинает видеть все больше богоподобности в своем учителе, и обращать все меньше внимания на его человекоподобность.

      В этом, однако, не должно быть скрытых  мотивов; это развитие происходит только путем того счастья, которое приносит видение; обладающие им в высокой  степени становятся риши (провидцами).

      Понятие даршаны с ходом времени стало  означать точку зрения, а затем — философскую систему. Существует шесть великих даршан древней Индии: вайшешика (анализ Вселенной), ньяя (законы и принципы логики), санкхьяя (классификация Вселенной), йога (практика единения), миманса (законы традиционной религии) и веданта (знание Бога).

      (санскрит) Учение. Взгляд. Мнение. Философия. Школа.  Даршанами называют шесть религиозно-философских  систем (шад даршана) древней Индии,  которые признают веды священным  писанием (шрути) и авторитетным  источником (шабдапрамана). К этим  школам относятся ньяя, вайшешика, миманса, веданта, санкхья и йога. Направление шести даршан называют астикой (верующие). 

      Ньяя 

      (санскрит) Логика. Учение о логике в брахманизме.  Одна из шести религиозно-философских  систем (шаддаршана), признающих веды  священным писанием, откровением. На раннем этапе ньяя была близка к мимансе, затем стала тесно сотрудничать с вайшешикой, в связи с чем возникло словосочетание «ньяя-вайшешика». В ньяе рассматриваются вопросы методологии мышления, ложного и правильного знания, ведения диспутов. Опираясь на философию вайшешики, ньяя разработала логику, позволяющую определить достоверность знания. Она оказала большое влияние на развитие формальной логики в Индии. Согласно ньяе, восприятие может быть определенным, однозначным (нирвикальпа) или неопределенным (савикальпа). Познание происходит при взаимодействии ума (манас) с душой (джива). При этом субъект проникает в реальный объект (прамея) и получает о нем достоверное, истинное знание (прамити). Душа в ньяе выступает как бессознательный и бесчувственный (джада) субстрат, носитель со знания, связанного с атманом, самостью, «я». При освобождении (мокша) атман отчуждается от сознания. Текстами ньяи служат сутры, афоризмы Готамы, правила ведения диспутов, учебник логики. В XIII в. была основана школа навья-ньяя (новая ньяя, новая логика), которая и в наше время работает на санскрите. 

      Вайшешика 

      (санскрит) Одна из шести религиозно-философских  систем (даршана) древней Индии,  признающая веды священным писанием. Сформировалась в начале н.э.  Основатель — Канада (Улука). Другое название — аулукья. Школа сотрудничала с ньяей, в связи с чем существует выражение ньяя-вайшешика. Опираясь на логику, вайшешика исследовала множество проблем и предложила свои модели. В учении о языке утверждается, что звуки, слова обладают скрытой сакральной сущностью, которая воспринимается и передается другому только в процессе прямого, непосредственного общения, т.к. относится к виду невербальной информации. Речь в ритуале считается каналом общения с богами. Разработаны учения о соответствии имен атрибутам вещей и явлений, о тайных силах (ад-ришта), об атомоподобных образованиях (ану), их соединениях, о мировой душе (параматман), о дискретности времени. Переход от одного момента (кшана) к другому объясняется инерцией. Правильное познание, основанное на восприятии, памяти, интуиции и выводе, противопоставляется неправильному познанию, основанному на сновидениях, сомнении, ошибках или на неведении, выражающемся в недоумении. Причины разделяют на присущие (самавая), неприсущие (асамавая), инструментальные (нимитта). Целое зависит от частей. При познании постигается истинная внешняя реальность постигаемого объекта. Самопознание есть форма познания. Пространство имеет два аспекта: физический (акаша) и математический (дик). Душа вне тела бессознательна, бесчувственна (дашанават). Из глаз исходят лучи, «схватывающие» объект и передающие душе подлинную информацию о нем. Описаны космические циклы (кальпа) существования вселенной. Определены семь философских категорий, семь видов реальности (падартха): субстанция положительная (дравья), реально существующая; субстанция отрицательная (абхава) как небытие чего-либо; особенность (вишеша) как причина разнообразия мира; присущность (самавая), без которой вещь перестает быть собою; качество (гуна) материальное, идеальное или духовное; всеобщность (саманья); действие (карма) как перемещение или ненаблюдаемая функция ума. К субстанциям относят землю (притхиви), воду (ап), огонь (теджас), воздух (вайю) эфир (акаша), пространство (дик), время (кала), душу (атман), ум (манас). В учениях вайшешики присутствуют бог, субстанциальная неуничтожимая душа, независимая самостоятельная реальность, атомизм и спонтанность процессов, которая соответствует саморазвитию. Цель практики в вайшешике — познание, приносящее блаженство и освобождение. Расцвет школы относят к V—XII вв. 

Информация о работе Зарождение и развития филосовской мысли в Древней Индии