Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 15:02, контрольная работа
Рассмотрение философии П. Абеляра, Ф.Аквинского. Ответ на вопрос: почему философия Фомы Аквинского считается вершиной зрелой схоластики. Раскрытие сущности томизма и его основных принципов, а также когда, кем он был основан. Определение сходств и различий религии и теологии, их сопоставление с понятием "философия"
Каждое следствие имеет свою причину. Бесконечный поиск предыдущей причины бессмыслен. Следовательно, должна существовать «беспричинная причина», первопричина всего последующего. Это и есть Бог.
Все
предметы мира находятся во взаимосвязи
и взаимоотношении друг с другом,
и их существование возможно только
во взаимосвязи и взаимоотношении.
Однако бесконечный поиск
В
окружающем мире наблюдается последовательное
иерархическое возрастание
В окружающем мире наблюдается определённый порядок и стройность, происхождение которых невозможно приписать самому миру. Этот порядок заставляет предположить существование некоего разумного организующего начала, установившего этот порядок. Это и есть Бог. Чтобы опровергать доказательства Ф.Аквинского, по моему мнению, нужно быть, наверное, атеистом. А т.к. я таковым не являюсь, то я не вижу смысла не соглашаться с философом.
Номиналисты, в первую очередь французский философ и теолог Росцелин (ок. 1050 - ок. 1120), довели идею отрицания объективного существования общего до логического конца, считая, что универсалии существуют лишь в человеческом разуме, в мышлении, т.е. они отрицали не только йаличие общего в конкретной единичной вещи, но и его существование "до вещи". Универсалии, говорил Росцелин, суть только имена вещей, и существование их сводится лишь к колебаниям голоса. Существует только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания.
ЗАДАЧА 2
Что такое томизм и каковы его принципы? Когда он возник, кто является его основателем и в каком виде он существует в наше время? Объясните понятия "религия" и "теология", их сходство и различие. Сопоставьте их с понятием "философия".
Томизм (от лат. Thomas — Фома) — учение в схоластической философии и теологии католицизма, основанное Фомой Аквинским. Основной принцип томизма - гармония естественного, т.е. человеческого разума и религиозной веры.
На общем собрании членов Доминиканского ордена, проходившем в 1342 году в Каркассоне, было провозглашено, что учение св. Фомы повсеместно принято и рассматривается всеми как правильное и прочное. Св. Фома рассматривался как великий учитель в университетах и учебных центрах церковных орденов (см. энциклику «Aeterni Patris»Льва XIII). В XV и XVI веках томизм торжественно шествовал по свету; св. Фоме было присвоено звание Князя теологии. Публикация его работ в 1570 году (издание «Piana») и многочисленные издания «Opera omnia» и «Суммы теологии»в течение XVII века и частично XVIII веке показывают, что томизм в это время процветал.
Концепция томизма сложна и противоречива. С одной стороны, признается необходимость развития науки как инструмента познания мира. Более того, Фома Аквинский предлагает использовать эксперимент, практику в качестве критерия истины. . В то же время, томизм провозглашает примат веры над разумом: это означает, что, если научные и религиозные взгляды по какому-то вопросу не совпадают, то предпочтение следует отдать религиозным догмам.
В
настоящее время томизм широко распространен
в виде неотомизма. Он не отрицает значения
частных наук, признавая в определенных
границах роль эмпирического знания,
использовал некоторые
Теология (греч. theología, от theós — бог и lógos — слово, учение), богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.
Слово "религия" (religio) - латинского происхождения; в древнем Риме оно употреблялось преимущественно для обозначения обязанностей человека по отношению к сверхъестественным силам или существам. Состав этих обязанностей обозначался через богатый спектр значений указанного термина: в качестве religio понималось и совестливое отношение к чему-либо, и добросовестность, и аккуратность, и особое отношение к "священному": благоговение, набожность, мнительность, благочестие, вера, страх, суеверие, долг, священнодействие. Вот это латинское слово и перешло постепенно во все языки европейских народов как основной термин для обозначения коммуникации между человеком и сверхчеловеческим миром. Иные, близкие по смыслу термины ("вера", "благочестие", "исповедание", "культ" и т.д.) оказались гораздо более узкими и частными по отношению к общему базовому термину "религия", указывая лишь на одну какую-либо часть (сторону, признак) религии вообще
Отмечая
сходство философии и религии, следует
сказать, что в религии, как и в философии,
речь идет о самых общих представлениях
о мире, из которых люди должны исходить
в своей жизни; фундаментальные религиозные
идеи - о Боге, о Божественном творении
мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях,
которые человек должен выполнять, и т.д.
- по своему характеру сходны с философскими.
Различие между религией и философией
по Гегелю, в том, что философия зиждется
на понятиях и представлениях, а религия
- в основном на представлениях (т. е. конкретно-чувственных
образах). Поэтому философия может понять
религию, а религия философию - нет. "Философия,
как постигающее мышление... - указывает
он,- обладает перед представлением, являющимся
формой религии, тем преимуществом, что
она понимает и то и другое: она может понимать
религию, она понимает также рационализм
и супранатурализм, понимает также и себя,
но обратное не имеет места; религия, опирающаяся
на представления, понимает лишь то, что
стоит на одной и той же точке зрения с
нею, а не философию, понятие, всеобщие
определения мысли".
ЛИТЕРАТУРА
1.
Абеляр П. История моих
2. Алексеев
П.В., Панин А.В. Философия. Учебник.
3. Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., 1975.
4. Введение в философию. Ч.1. М., 1989. - С. 115-134.
5. Гриненко Г.В. История философии . Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004.- 688с.
6. История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. М., 1994. - С. 196-287.
7. Краткий очерк истории философии. М., 1990. Гл. 4. Раз. 2.
8. Кохановский В.П., Матяш Т.П. и др. Философия. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009.
9. Майоров Г.Т.
Формирование средневековой
10. Радугин А.А. Философия. – М., 2004.
11. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1990.
12. Спиркин
А.Г. Философия. Учебник. – 2-
13. Философия: Учебное пособие для ВУЗов. / Под редакцией проф. В.П. Кохановского – 9-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2005 – 576 с.
14. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юрист. 2004 . - 505 с.
15. Философия. Учебник для вузов. / Под общ. ред. В.В. Миронова. - М., Норма, 2005. - 928 с.
16. Философия. Учебник. / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М., Гардарики, 2002. - 655 с.
17. Философия для бакалавров. Учебное пособие. / Под ред. проф. Пржиленского.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007.
18.Чанышев А.Н.
Курс лекций по древней и
средневековой философии. – М.,
1991.
Информация о работе Западно-европейская философия средневековья