Западно-европейская философия средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 15:02, контрольная работа

Описание работы

Рассмотрение философии П. Абеляра, Ф.Аквинского. Ответ на вопрос: почему философия Фомы Аквинского считается вершиной зрелой схоластики. Раскрытие сущности томизма и его основных принципов, а также когда, кем он был основан. Определение сходств и различий религии и теологии, их сопоставление с понятием "философия"

Работа содержит 1 файл

ТЕМА 10.docx

— 44.14 Кб (Скачать)

     Каждое  следствие имеет свою причину. Бесконечный  поиск предыдущей причины бессмыслен. Следовательно, должна существовать «беспричинная  причина», первопричина всего последующего. Это и есть Бог.

     Все предметы мира находятся во взаимосвязи  и взаимоотношении друг с другом, и их существование возможно только во взаимосвязи и взаимоотношении. Однако бесконечный поиск предшествовавших друг другу взаимоотношений и  взаимосвязей бессмыслен. Следовательно, должно существовать нечто, абсолютно  независимое и совершенно самодостаточное. Это и есть Бог.

     В окружающем мире наблюдается последовательное иерархическое возрастание сложности  строение предметов и существ (например, от насекомого до человека), нескончаемое всеобщее стремление к совершенству. Следовательно, должно существовать нечто  абсолютно совершенное, являющееся источником всякого совершенства. Это  и есть Бог.

     В окружающем мире наблюдается определённый порядок и стройность, происхождение  которых невозможно приписать самому миру. Этот порядок заставляет предположить существование некоего разумного организующего начала, установившего этот порядок. Это и есть Бог. Чтобы опровергать доказательства Ф.Аквинского, по моему мнению, нужно быть, наверное, атеистом. А т.к. я таковым не являюсь, то я не вижу смысла не соглашаться с философом.

     Номиналисты, в первую очередь французский  философ и теолог Росцелин (ок. 1050 - ок. 1120), довели идею отрицания объективного существования общего до логического конца, считая, что универсалии существуют лишь в человеческом разуме, в мышлении, т.е. они отрицали не только йаличие общего в конкретной единичной вещи, но и его существование "до вещи". Универсалии, говорил Росцелин, суть только имена вещей, и существование их сводится лишь к колебаниям голоса. Существует только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания.

 

ЗАДАЧА 2

      Что такое томизм и каковы его принципы? Когда он возник, кто является его  основателем и в каком виде он существует в наше время? Объясните понятия "религия" и "теология", их сходство и различие. Сопоставьте их с понятием "философия".

      Томизм (от лат. Thomas — Фома) — учение в схоластической философии и теологии католицизма, основанное Фомой Аквинским. Основной принцип томизма - гармония естественного, т.е. человеческого разума и религиозной веры.

      На  общем собрании членов Доминиканского ордена, проходившем в 1342 году в Каркассоне, было провозглашено, что учение св. Фомы повсеместно принято и рассматривается всеми как правильное и прочное. Св. Фома рассматривался как великий учитель в университетах и учебных центрах церковных орденов (см. энциклику «Aeterni Patris»Льва XIII). В XV и XVI веках томизм торжественно шествовал по свету; св. Фоме было присвоено звание Князя теологии. Публикация его работ в 1570 году (издание «Piana») и многочисленные издания «Opera omnia» и «Суммы теологии»в течение XVII века и частично XVIII веке показывают, что томизм в это время процветал.

      Концепция томизма сложна и противоречива. С одной стороны, признается необходимость  развития науки как инструмента  познания мира. Более того, Фома Аквинский  предлагает использовать эксперимент, практику в качестве критерия истины. . В то же время, томизм провозглашает примат веры над разумом: это означает, что, если научные и религиозные взгляды по какому-то вопросу не совпадают, то предпочтение следует отдать религиозным догмам.

      В настоящее время томизм широко распространен  в виде неотомизма. Он не отрицает значения частных наук, признавая в определенных границах роль эмпирического знания, использовал некоторые постулаты  рационализма, ставя их на службу теологии. Неотомисты заявляют, что они пекутся о «правильном истолковании науки»; в тоже время они стараются частично обновить, приспособить к науке свои догмы; направить поток новейших достижений наук о природе в русло богословских интерпретаций.

      Теология (греч. theología, от theós — бог и lógos — слово, учение), богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.

      Слово "религия" (religio) - латинского происхождения; в древнем Риме оно употреблялось преимущественно для обозначения обязанностей человека по отношению к сверхъестественным силам или существам. Состав этих обязанностей обозначался через богатый спектр значений указанного термина: в качестве religio понималось и совестливое отношение к чему-либо, и добросовестность, и аккуратность, и особое отношение к "священному": благоговение, набожность, мнительность, благочестие, вера, страх, суеверие, долг, священнодействие. Вот это латинское слово и перешло постепенно во все языки европейских народов как основной термин для обозначения коммуникации между человеком и сверхчеловеческим миром. Иные, близкие по смыслу термины ("вера", "благочестие", "исповедание", "культ" и т.д.) оказались гораздо более узкими и частными по отношению к общему базовому термину "религия", указывая лишь на одну какую-либо часть (сторону, признак) религии вообще

      Отмечая сходство философии и религии, следует  сказать, что в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи - о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. - по своему характеру сходны с философскими. Различие между религией и философией по Гегелю, в том, что философия зиждется на понятиях и представлениях, а религия - в основном на представлениях (т. е. конкретно-чувственных образах). Поэтому философия может понять религию, а религия философию - нет. "Философия, как постигающее мышление... - указывает он,- обладает перед представлением, являющимся формой религии, тем преимуществом, что она понимает и то и другое: она может понимать религию, она понимает также рационализм и супранатурализм, понимает также и себя, но обратное не имеет места; религия, опирающаяся на представления, понимает лишь то, что стоит на одной и той же точке зрения с нею, а не философию, понятие, всеобщие определения мысли". 
 

ЛИТЕРАТУРА 

1. Абеляр П. История моих бедствий. М., 1994.

2. Алексеев  П.В., Панин А.В. Философия. Учебник.  – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во : Проспект, 2003. — 608 с.

3.  Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., 1975.

4. Введение в  философию. Ч.1. М., 1989. - С. 115-134.

5. Гриненко Г.В.  История философии . Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004.- 688с.

6. История философии  в кратком изложении. Пер. с  чеш. М., 1994. - С. 196-287.

7. Краткий  очерк истории философии. М., 1990. Гл. 4. Раз. 2.

8. Кохановский В.П., Матяш Т.П. и др. Философия. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009.

9. Майоров Г.Т.  Формирование средневековой философии:  Латинская патристика. – М., 1979. 

10. Радугин  А.А. Философия. – М., 2004.

11. Соколов  В.В. Средневековая философия.  М., 1990.

12. Спиркин  А.Г. Философия. Учебник. – 2-е  изд. – М.: Гардарики, 2005.- 736 с.

13. Философия:  Учебное пособие для ВУЗов. / Под  редакцией проф. В.П. Кохановского – 9-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2005 – 576 с.

14. Философия:  Учебник  / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юрист. 2004 . -  505 с.

15. Философия.  Учебник для вузов. / Под общ. ред. В.В. Миронова. - М., Норма, 2005. - 928 с.

16. Философия.  Учебник. / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М., Гардарики, 2002. - 655 с.

17. Философия  для бакалавров. Учебное пособие. / Под ред. проф. Пржиленского.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007.

18.Чанышев А.Н.  Курс лекций по древней и  средневековой философии. – М., 1991. 

Информация о работе Западно-европейская философия средневековья